Биографии писателей. Презентации.
презентация к уроку по литературе

Каммерцель Ирина Валерьевна

Данные презентации будут полезны учителям литературы 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Ломоносов М.В.1.81 МБ
Файл Пушкин А.С.2.23 МБ
Office presentation icon Гоголь Н. В.861.5 КБ
Файл Лермонтов М.Ю.2.1 МБ
Office presentation icon Чехов А.П.1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765 гг.)

Слайд 3

Биография М. В. Ломоносова Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.

Слайд 4

В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву и поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников. Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

Слайд 5

В 1736 году Михаила Васильевича посылают в Германию для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком, профессором химии .

Слайд 6

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

Слайд 7

Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

Слайд 8

22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты

Слайд 9

Мозаичная картина Ломоносова Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую.

Слайд 10

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Слайд 11

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Слайд 12

Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.

Слайд 13

Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений". Теория "трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

Слайд 14

изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды) . Высокий стиль

Слайд 15

изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) Средний стиль

Слайд 16

- допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения) Низкий стиль

Слайд 17

Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Слайд 18

Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике». Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. 1747

Слайд 19

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. Реформа стихосложения

Слайд 20

В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Слайд 21

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Слайд 22

Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ). Буря мглою небо кроет… _ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ). Двусложные размеры стиха

Слайд 23

Ночною темнотою покрылись небеса _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _ -) анапест _ _ _ -) амфибрахий _ _ _ Трёхсложные размеры стиха

Слайд 24

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

Слайд 25

Дом-музей Ломоносова

Слайд 26

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Слайд 27

Могила М.В.Ломоносова

Слайд 28

Награды имени Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Слайд 29

Город Ломоносов , расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина

Слайд 2

Рождение Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года (1837) в дворянской помещичьей семье В день праздника Вознесения.

Слайд 3

Семья Отец , Сергей Львович (1770-1838г.), принадлежал к древнему дворянскому роду, упоминаемому в Летописях со времен Ивана Грозного Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836г.) , была внучкой Ибрагима Ганнибала – «арапа Петра Великого» Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868г.) Брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852г.)

Слайд 4

Детство Маленького Сашу растила НЯНЯ АРИНА РОДИОНОВНА ЯКОВЛЕВА, которая была неграмотной, но знала много и говорила складно. именно у своей няни Пушкин получил первые уроки литературного мастерства. После он напишет: Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей. Няня Арина Родионовна

Слайд 5

Как и принято в дворянских семьях, маленькому Пушкину нанимают гувернера – иностранца. И с 7 лет Саша начинает изучать немецкий, английский и французский языки. Поэтому первые стихи он пишет именно на французском. С 9 лет у Пушкина появляется страсть к чтению. Но из всех предметов Саша так и не полюбил арифметику. Успехи и неудачи в домашнем образовании А. С. Пушкин - ученик

Слайд 6

Лицейские годы В 12 лет, получив зачатки домашнего образования и воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19октября 1811 г. учебное заведение- Царскосельский лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров. 19 октября 1811 г. Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в этот лицей, где преподавателями были самые передовые светила науки и педагогики того времени. А. С. Пушкин - лицеист

Слайд 7

4 и 8 января 1815 г. в лицее происходило первое публичное испытание, на которое приехали из Петербурга важные государственные люди. Пушкин читал только что сочиненное им стихотворение «Воспоминание о Царском селе». Державин был сражен: «ЕМУ ЛИРУ ПЕРЕДАЮ . ТЕПЕРЬ И УМЕРЕТЬ МОЖНО!» « ПУШКИН НА ЭКЗАМЕНЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ 8 ЯНВАРЯ 1815 ГОДА » ( с картины Ильи Репина)

Слайд 8

В Михайловском После тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери село Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения "Деревня," "Домовому", "Чаадаеву", ода "Вольность", поэма "Руслан и Людмила".

Слайд 9

Ещё в лицее в 1814 году стало известно имя А.Пушкина после опубликования в журнале «Вестник Европы» его стихотворения «К другу стихотворцу». В 1820 году в печати появилась поэма «Руслан и Людмила», которая принесла славу поэту. Известность и слава Пушкина

Слайд 10

Южная ссылка (1820-1824 гг.) Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняет и распространяет свои свободолюбивые стихи. Александр I хотел за это сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина – Карамзин и Жуковский- добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. В этот период Пушкиным созданы великолепные образцы романтической и политической лирики: “Погасло дневное светило”, поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники”, “Песнь о вещем Олеге” и начинает роман «Евгений Онегин ».

Слайд 11

Пушкин подал прошение об отставке с Государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей. Именно здесь, в деревенском уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература самое серьёзное дело жизни. За два года были написаны: “Борис Годунов”, “Граф Нулин”, “Я помню чудное мгновенье…”, 4 главы “Евгения Онегина”. Всего около 100 произведений. «Приветствую тебя, пустынный уголок…»

Слайд 12

3 сентября внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I, который отзывался о поэте, как одном из «умнейших людей России». 8 сентября 1826 года Пушкин вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний. А в мае 1827 году поэт получил разрешение жить в Петербурге. Пушкин был на свободе, среди друзей, он был на вершине славы. Эти годы – расцвет пушкинского творчества. Созданы многие из его лирических шедевров – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о назначении поэта, возвышенные и страстные любовные признания: “Я вас любил…”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, “Арион”, “Поэт”, “Анчар” и другие. Возвращение в Москву

Слайд 13

Натали Гончарова – жена А. С. Пушкина Зимой 1829 года на одном из московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей было тогда 16 лет. Её необыкновенная красота, юность взволновали поэта. Весной 1829 года Александр Сергеевич сделал первое предложение . Только с 4 раза предложение Пушкина было принято, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка .

Слайд 14

Получив согласие на брак с Н.Гончаровой, летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в нижегородское имение своих родных - Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела. В Болдино, из-за эпидемии холеры, он вынужден пробыть целых три месяца. Здесь Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Сказку о попе и работнике его Балде”, 30 стихотворений. Невиданный взлёт пушкинского гения

Слайд 15

В Петербурге (1831 – 1833 гг.) В начале декабря Пушкин возвращается из Болдино в Москву, а 18 февраля в церкви Большого Вознесенья у Никитских ворот состоялось венчание его с Натальей Николаевной Гончаровой. Вскоре вместе с женой Пушкин переехал в Петербург . Поэт полон поэтических замыслов и свершений. Особое место в творчестве занимает историческая тема (“История Пугачёва”, “Капитанская дочка”). Были написаны “Пиковая дама”, “Дубровский”, “Медный всадник”.

Слайд 16

Дом семьи А. С. Пушкина на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге

Слайд 17

Жена и дети Старшая дочь Мария Александровна Пушкина (1832-1919 г.) Старший сын, Александр Александрович Пушкин ( 1833-1914 г .) Младший сын, Григорий Александрович Пушкин ( 1835-1913 г .) Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина ( 1836-1913 г .) Натали Гончарова - жена А. С. Пушкина. и мать его 4 детей.

Слайд 18

Последние годы жизни Пушкина – годы напряжённой работы и высоких замыслов, отмечены враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями. Но именно в эти годы появились многие произведения, такие как стихотворения “Вновь я посетил…” и “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Последние годы жизни (1834 – 1837 гг.)

Слайд 19

В ноябре 1836 года Александр Сергеевич получает от Дантеса по почте письмо, содержание которого оскорбляет его и честь его жены. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль. Вызов

Слайд 20

27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Чёрной речке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль А. С. Пушкина с Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив два дня, в страшных мучениях, Пушкин умер 29 января (ныне 10 февраля) 1937 года. « Погиб поэт, невольник чести! Пал оклеветанный молвой…» М. Ю. Лермонтов

Слайд 21

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..» Ф.Тютчев И это, действительно, так. Проходят столетия, поколения сменяют поколения, но имя Пушкина вечно будет яркой звездой гореть на небосклоне России и всего мира! Многие произведения Пушкина экранизированы. Знаете ли вы фильмы, снятые по произведениям Александра Сергеевича Пушкина ? Произведения А.С. Пушкина, поставленные на сцене оперного театра и на балетной сцене. Музыку к произведениям Пушкина писали композиторы.

Слайд 22

А. С. Пушкин похоронен в Святогорском монастыре, в Псковской области Могила А. С. Пушкина после смерти поэта Могила А. С. Пушкина в наше время

Слайд 23

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гоголь Николай Васильевич (1809-1854)

Слайд 2

Детство Николай Васильевич родился в местечке Сорочинцах, на Украине. Родители Гоголя были небогатыми помещиками. Его детские годы прошли в имении отца. Там полюбил он красоту родной природы, там видел он картины украинской жизни, слушал сказки и песни своего народа, усвоил украинский народный язык.

Слайд 3

Мать писателя, М.И. Гоголь-Янковская Отец писателя, В.А. Гоголь-Янковский

Слайд 4

Когда юному Николаше исполнилось 12 лет, он поступил в «гимназию высших наук» в городе Нежине, где и получил среднее образование. В ученических рукописных журналах Николай Васильевич помещал свои первые творческие опыты .

Слайд 5

Увлечение Все годы обучения Гоголь был деятельным участником гимназического театра. Он так талантливо исполнял комические роли, что смотреть спектакли с его участием охотно приходили не только гимназисты, но и многие жители Нежина.

Слайд 6

Гоголь в Петербурге В 1828 году Николай Васильевич окончил гимназию, и девятнадцатилетний юноша отправился в Петербург. Не сразу пришла к Гоголю слава писателя. Первые три года в Петербурге были полны лишений и тяжелых испытаний. Сложно Было найти работу никому неизвестному Коле, и только после долгих хлопот он получи место маленького чиновника. Гоголь быстро убедился, что чиновничья служба не то о чем он мечтал.

Слайд 7

Первая крупное произведение Гоголя В Николае Васильевиче пробуждался талант писателя. Он вспоминал песни, сказки, Предания и картины жизни родной Украины. В письмах к матери просил присылать ему побольше народных преданий из жизни украинского народа. По вечерам и ночам, после службы, Гоголь работал над замечательной книгой. Это были «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Слайд 8

Успех Гоголя «повсюду читали будто запоем»,-рассказывал один из его современников. Он был и сам великолепным чтецом своих произведений. Ни один актер не умел так мастерски изобразить его «героев», как это делал сам Гоголь. Высоко оценивал произведения Гоголя Пушкин. Он внимательно следил за тем, как растет огромный талант Гоголя. Не однажды Пушкин помогал Гоголю советами.

Слайд 9

Годы жития за границей Начиная с 1836 года Гоголь жил за границей. Он путешествовал по странам Западной Европы, знакомился с европейским искусством и литературой. Первые приступы тяжелой болезни заставили писателя искать теплого климата. Вынужденный из-за болезни жить в дали от родины, Гоголь не переставал быть русским. В Риме, столице Испании, Николай Васильевич Закончил первый том самого крупного своего произведения – «Мертвые души»

Слайд 10

Последние годы жизни Последние годы были скорбными и тяжелыми в жизни Гоголя. Неизлечимая болезнь отнимала у него творческие силы. В 1848 году Гоголь возвратился на родину. Медленно и с большим напряжением он работал над продолжением «Мертвых душ». В начале 1852 года Гоголь скончался, не закончив задуманных им второго и третьего томов «Мертвых душ». Но его «Вечера на хуторе близ Диканьки», комедия «Ревизор», первый том «Мертвых душ» и многие другие произведения – это сокровища русской литературы.

Слайд 11

Конец!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биография ЛермонтоваМихаила Юрьевича (1814 - 1841)

Слайд 2

Детство В ночь с 2 (14) октября на 3 (15) октября 1814 года в Москве в семье офицера на свет появился будущий великий русский поэт Михаил Лермонтов . М. Ю. Лермонтов в возрасте 3-4 лет. Лермонтов в возрасте 6-9 лет. Своё детство он провёл в поместье бабушки(Тарханы, Пензенская губерния), которая прилагала все усилия, чтобы дать внуку всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Лермонтов был болезненным ребенком и всё детство страдал золотухой.

Слайд 3

Семья Отец. Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Капитан в отставке, красивый, статный и добрый мужчина. Он был часто вспыльчив и раздражителен. Мать. Марья Михайловна Лермонтова (1795-1817) Была одаренной и талантливой женщиной, любила играть на фортепиано. Умерла от на 22-м году жизни. Бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845) Происходила из известного рода Столыпиных. Была сильной и умной, но суровой женщиной . После смерти дочери одна воспитывала внука. Дед. Михаил Васильевич Арсеньев (1768-1810) Отставной поручик. Происходил из хорошей старинной дворянской семьи. Красивый, крепкий мужчина.

Слайд 4

Образование После домашнего образования началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830). Затем проходило обучение в Московском университете (1830-1832). После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в очень плодотворны.

Слайд 5

Личная жизнь Лермонтов не был привлекателен для женского пола. Однажды познакомившись с молодой девушкой из соседнего имения - Екатериной Сушковой . Лермонтов не получает взаимной симпатии. Из-за чего решает отомстить ей, и через некоторое время влюбляет в себя и расстраивает ее предстоящую свадьбу. После чего «бросает» Сушкову и признается, что никогда ее не любил. В память о пребывании в 1830—1831 гг. Лермонтова в Средникове установлен обелиск.

Слайд 6

Военная служба Школа юнкеров сделала поэта образованным офицером, обладающим широким кругозором, знанием военной истории и основ военного искусства. В 1834 году Лермонтов начал служить в Гусарском полку в Царском селе . Служба в полку состояла не только в обычных военных занятиях, учениях, парадах, но и в обязательном посещении придворных балов. Мариинский дворец. Бывшее здание Школы Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров, в которой учился Лермонтов Николаевское кавалерийское училище, в стенах которого с 1832 по 1834 учился М.Ю. Лермонтов.

Слайд 7

Первая ссылка В 1837 вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Пушкина к поэту приходит популярность. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ. В это время Лермонтов создает свое знаменитое произведение «Бородино» (1837) к годовщине сражения. Восхищенный природой Кавказа, он пишет стихи и занимается живописью . Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.1837. Картина Лермонтова. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе. Дальнейшее творчество Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией "Отечественных записок". Лермонтов после возвращения из первой ссылки. 1838 год.

Слайд 8

Творчество поэта Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: стихотворение "Парус"(1831), драма в стихах «Маскарад»(1835), поэмы "Боярин Орша"(1835-1836) и «Мцыри»(1839), стихотворения«Бородино»(1837) и «Узник»(1837), повесть Демон»(1839), роман «Герой нашего времени»(1838-1840) считаются шедеврами литературы. «Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся , шумят, Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры…» - отрывок из «Мцыри». Две ссылки на Кавказ вдохновили поэта на написание замечательных произведений о красоте природы и жизни кавказского народа: “Казачья колыбельная песня", "Дума" (оба стихотворения -1838), "Дары Терека" (1840), “Утес” (1841) и многие другие.

Слайд 9

Дуэль и вторая ссылка В 1840 за дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь, был задействован в военных действиях и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». М. Ю. Лермонтов в 1840 году

Слайд 10

Пятигорск. Последняя дуэль. В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтов был убит. Последний прижизненный портрет Лермонтова.1841 г. Убийца Лермонтова Николай Мартынов Домик в Пятигорске, где Лермонтов прожил последние два месяца своей жизни


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Чехова Антона Павловича (1860 – 1904 годы)

Слайд 2

План урока 1. Детство А.П. Чехова. Город Таганрог. 2. Учеба в гимназии и в ремесленном училище (1868 – 1879 гг.) 3. Эпоха 80-х годов XIX века. Учеба в университете 4. Второй период творчества (90-900-е годы XIX – XX гг. ) 5. Драматургия Чехова. Последние годы жизни «В детстве у меня не было детства» (А.П. Чехов) «Всю жизнь я по каплям выдавливал из себя раба» (А.П. Чехов) Первый период творчества. Псевдоним «Антоша Чехонте» Поездка на остров Сахалин Кругосветное путешествие Усадьба в Мелихове. Книга «Остров Сахалин» Повесть «Палата № 6», рассказы: «Ионыч», «Дама с собачкой»

Слайд 3

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл» М. Горький А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. Дом в котором родился А.П. Чехов

Слайд 4

Павел Егорович Чехов, отец писателя. Фото 1880-х Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фото 1897

Слайд 5

«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, — Бог благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные — должности ратмана полиции, а впоследствии— члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».

Слайд 6

Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Семья Чеховых в Таганроге

Слайд 7

Семья Чеховых. Фото 1874. Таганрог

Слайд 8

Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев… Чехов – гимназист. 1874 г.

Слайд 9

На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили. Таганрогский театр времен Чехова

Слайд 10

В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности. А.П. Чехов в год окончания гимназии

Слайд 11

«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…» Университетская клиника, где Чехов проходил студенческую практику

Слайд 12

Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.

Слайд 13

Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник». Тексты Антона иллюстрировал Николай А.П. Чехов с братом Николаем

Слайд 14

Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы» «Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина «Унтер Пришибеев». Илл. Б. Калаушина

Слайд 15

Следуя традициям русской литературы, А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества

Слайд 16

А.П. Чехов все более утверждается в том, что «осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели…

Слайд 17

Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской всегда было оживленно и многолюдно. Дом в Кудрине. Рис. М.П. Чехова

Слайд 18

Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный». А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин

Слайд 19

Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!» Карта поездок А.П. Чехова

Слайд 20

Итогом поездки стала книга « Остров Сахалин », полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие. Заковка в кандалы арестантов на Сахалине, 80-е годы

Слайд 21

Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6». «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6» - так передал свое впечатление от повести В.И. Ленин «Палата № 6». Илл. А. Ванециана

Слайд 22

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни. «Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой «Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов

Слайд 23

В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.

Слайд 24

В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился. На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года Илл. Т. Шишмаревой Илл. И. Ивашинцевой

Слайд 25

Илл. Кукрыниксов. В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»

Слайд 27

Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра

Слайд 28

«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не забытый день. … Трудно говорить словами о том большом волнении, которое охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер-Чехова А.П. Чехов и О.Л. Книппер

Слайд 29

Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу. Афиши чеховских пьес в МХТ

Слайд 30

«Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты – единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром», - писал А.П. Чехову В.И. Немирович-Данченко. Сцена из спектакля МХТ «Чайка»

Слайд 31

Вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья Дом Чехова в Ялте

Слайд 32

В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова».

Слайд 33

Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым «самым ценным подарком судьбы».

Слайд 34

Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии». А.П. Чехов по возвращении из клиники

Слайд 35

Состоявшееся чествование было для Чехова неожиданностью. Зачитывались адреса, телеграммы с чувством искренней любви к писателю. А.П. Чехов был тяжело болен. Чествование вышло торжественным и печальным

Слайд 36

Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова

Слайд 37

Тест по теме: «Творчество А.П. Чехова» 1/ А.П. Чехов родился: 1. в Москве 2. в Петербурге 3. в Таганроге 2/ Антон Чехов учился в гимназии, где была 1. прекрасная обстановка, располагающая к творческой жизни 2. бессмысленная зубрежка, жестокая дисциплина 3. нормальная обстановка 3/ В семье Чеховых 1. было двое детей 2. было много детей 3. Антон был единственным ребенком

Слайд 38

4/ Отец Чехова был 1. очень богатым человеком 2. крупным коммерсантом 3. мелким торговцем 5/ Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает 1. в Петербург 2. в Москву 3. в Киев 6/ Антон Чехов 1. едет с семьей 2. остается в Таганроге 3. отправляется учиться заграницу

Слайд 39

7/ Антон Чехов 1. прекрасно обеспечен материально 2. работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию 3. бросает гимназию, чтобы работать 8/ Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает 1. в Медицинский институт 2. в Литературный институт 3. в Московский университет на медицинский факультет 9/ Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы 1. когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении 2. во время учебы 3. после окончания гимназии

Слайд 40

10/ Антон Павлович подписывается 1. своим именем 2. именем своего брата 3. псевдонимом 11/ Рассказы Чехова 1. очень серьезные и грустные 2. юмористические 3. романтические 12/ Чехов написал следующие рассказы 1. «Смерть чиновника» 2. «Кавказский пленник» 3. «Капитанская дочка» 4. «Хамелеон» 5. «Толстый и тонкий»

Слайд 41

13/ К началу 90-х годов 1. Чехов был совсем неизвестен как писатель 2. Чехов работал только врачом 3. Чехов был известен всей читающей России 14/ Чехов в это время 1. был очень богат и здоров 2. был беден и болен 3. был вполне обеспечен материально 15/ Весной 1890-го года Чехов решил поехать 1. за границу 2. на Сахалин 3. в Петербург

Слайд 42

16/ Поездка была 1. развлекательной 2. очень легкой и беззаботной 3. очень тяжелой 17/ Во время поездки Чехов 1. много работал 2. лечился в санатории 3. отдыхал и развлекался


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

Пропаганда здорового образа жизни при изучении биографий писателей (поэтов)

Автор делится организацией работы по пропоганде здорового образа жизни на уроках литературы  при изучении биографий писателей и поэтов....

Классный час на тему: «Биография писателя А. В. Перегудова»

Александр Владимирович Перегудов является почетным гражданином Орехово-Зуевского района.До 1954 года А.В.Перегудов был членом родительского комитета Дулёвской школы № 4.Жители Дулева сняли об А.В...

Блиц-опросы по литературе "Биография писателя" 5 класс

Блиц-опросы по литературе "Биография писателя" (Чехов,Куприн, Толстой, Бунин) 5 класс...

Методика изучения биографии писателя в курсе русской литературы 19 века

Материал будет полезен преподавателям литературы...

П.П. Бажов. Биография писателя.

Архив содержит презентацию "П.П. Бажов. Биография писателя" и материал для учителя....