Образ Мцыри — свободный, мятежный, сильный духом герой одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Разработка предназначена для обучающихся 8 класса. Первый урок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obraz_mtsyri1.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Конспект урока по литературе в 8классе

Образ Мцыри — свободный, мятежный, сильный духом герой одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова.

Эпиграф. "Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю".

(Строки из Библии.)

 

Цель урока: 

Раскрыть глубинную суть образа Мцыри, выявить способы его изображения, доказать, что

Мцыри — свободный, мятежный и сильный духом герой.

 

Задачи урока:

образовательные: помочь учащимся понять смысловое содержание поэмы; вскрыть глубинную суть образа главного героя поэмы, выявить способы его раскрытия; совершенствовать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, умения выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять собственное отношение к ней; развивать логическое, абстрактное и образное мышление;

развивающие:  развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы;

воспитательные: воспитывать чувство свободолюбия, патриотизма, гуманизма, толерантности; формировать интерес и любовь к литературе.

оборудование: презентация со слайдами иллюстраций к поэме художников Л. О. Пастернака, И. С. Глазунова, М. И. Тоидзе, Ф. Д. Константинова, портрет М. Ю. Лермонтова, раздаточный материал, мультимедийные средства.

 

Образовательные технологии: технология развития критического мышления.  

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений.  

 

Ход урока.

  1. Организационный этап.

 

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Беседа.

 

Учитель. Известный в своё время писатель А. Н. Муравьёв, знакомство которого с Лермонтовым относится к концу 1834 г., когда поэт был произведён в корнеты, вспоминал: «Мне случилось однажды в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» — спросил я. «Сядьте и слушайте», — сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам пришёл я в невольный восторг: так живо выхватил он, из рёбер Кавказа, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы пред очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления...».   Совпадают ли ваши впечатления от поэмы с впечатлением Муравьёва? Испытывали ли и вы те же восторг и очарование? Когда именно?

  Какую деталь портрета М. Ю. Лермонтова, такую же, как и его героя, подчёркивает писатель Муравьёв? (Огненные глаза). Случайно ли это?

  Вы видите запись темы на доске. Постарайтесь самостоятельно сформулировать цели сегодняшнего урока. (Раскрыть глубинную суть образа Мцыри, выявить способы его изображения, доказать, что Мцыри — свободный, мятежный и сильный духом герой.)

 

  1. Актуализация опорных знаний. Реализация домашнего задания.

 

1. Визуальная литературная викторина. 

На экране учитель меняет слайды с иллюстрациями к произведению, задача учащихся — на отдельных листочках написать свою фамилию, пронумеровать иллюстрации и записать, к какому эпизоду поэмы относится каждая иллюстрация. После просмотра учащиеся, сидящие рядом, осуществляют взаимопроверку, правильные ответы отмечая знаком «+», неправильные — знаком «-». За правильно названные 5 иллюстраций учитель может поставить оценку «5». Названия не обязательно должны соответствовать оригиналам, достаточно правильно узнать эпизод.

 

Список иллюстраций

  1. Л. О. Пастернак «Мцыри в келье перед монахом. Исповедь».
  2. Ф. Д. Константинов «Мцыри во время грозы».
  3. Ф. Д. Константинов «Мцыри на свободе».
  4. М. Г. Малышев «Мне стало страшно; на краю грозящей бездны я лежал...».
  5. М. Г. Малышев «Я поднял боязливый взгляд и жадно вслушиваться стал...».
  6. В. Ю. Поляков или И. М. Тоидзе «Бой с барсом».
  7. М. Г. Малышев «Казалось мне, что я лежу на влажном дне».

(Использование иллюстраций из "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов"."http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/) 

 

2. Чтение цитат, характеризующих Мцыри.

 

Примерные ответы: 

1.«Я знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть».

2.«И я, как жил, в земле чужой умру рабом и сиротой».

3.«Ты жил,- я также мог бы жить!».

4.«Ты хочешь знать, что видел я на воле?».

5.«И вспомнил я отцовский дом».

6.«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил...».

7.«Я сам, как зверь, был чужд людей».

8 «Мне стало страшно; на краю грозящей бездны я лежал».

9.«Кругом меня цвёл Божий сад».

10.«И ближе, ближе всё звучал грузинки голос молодой».

11.«Воспоминанья тех минут во мне, со мной пускай умрут».

12.«Бой закипел, смертельный бой!».

13.«...с торжествующим врагом он встретил смерть лицом к лицу...».

14.«Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной».

15.«Меня томил предсмертный бред» («Её сребристый голосок мне речи странные шептал, и пел, и снова замолкал»..

16.«Мой труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной».

17.«...за несколько минут между крутых и тёмных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял...».

18.«Оттуда виден и Кавказ».

 

3. Обсуждение хронологической последовательности событий поэмы.

1-я глава - описание развалин старого монастыря.

2-я глава - рассказ об истории Мцыри с детства до побега.

3-26-я главы - исповедь Мцыри, рассказ о трёх днях свободы.

 

(Использование таблицы из "Единой коллекции цифровых образовательных  

IV. Работа над темой урока.

  1. Обсуждение эпиграфа к поэме «Мцыри». Как вы понимаете смысл эпиграфа «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»?  

Слова эпиграфа — строчка из Библии, которая толкователями Библии, священнослужителями расшифровывается так: «Приобретая, обрёл я свободу, и без неё жить больше не могу». Таким образом, тема произведения перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам? Как же на этот вопрос отвечает автор поэмы всем её содержанием? (Идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт, а существует. Для него смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)

 

  1. Беглая беседа о форме и содержании поэмы.

 В любом произведении можно выделить его содержание и форму. Они представляют собой единое целое: содержание наполняет форму, форма помогает раскрыть содержание и замысел автора.

         Каково содержание поэмы? (Рассказ о трёх днях, проведённых Мцыри на воле.)

Какую форму избрал Лермонтов для передачи этого содержания? (Исповедь. Это подтверждают первые четыре строки 3-й главы.) 

Интерактивный приём «Мозговой штурм» (в парах)

         Что такое исповедь? Обсудите вопрос, запишите свой ответ и прочитайте его.

Сравните своё определение с определением из толкового словаря. Выписка из толкового словаря (розданы на парты.) Исповедь: 

  1. Откровенное признание в чём-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.  
  2. У верующих: покаяние в грехах перед священником.
  1. Аналитическая беседа об особенностях образа Мцыри. 

Каким предстаёт Мцыри в своей исповеди? Есть ли что-то общее между Мцыри и автором поэмы? (Искренним, гордым, непобедимым, уверенным в своей правоте, чувственным, непреклонным в своих идеалах: «...о прощенье не молю».)В чём вы видите исключительность обстоятельств, в которых оказался Мцыри? (Гроза, побег, схватка с барсом, горы Кавказа.) Найдите цитатные характеристики Мцыри. Какие черты характера героя в них отражены? Используя цитаты, составьте краткую характеристику героя. Физкультминутка.

 

  1. Интерактивный метод «Снежинка» (работа в группах).

 Методические рекомендации. Методом «Снежинка» организовывают группы по 4 человека. 

Учащиеся каждой группы обсуждают поставленные задания, выбирают или формулируют правильные ответы, после чего каждый участник группы озвучивает обсуждённый ответ или высказывает собственное мнение, строя схему в виде снежинки.

Выберите наиболее обобщённые и ёмкие, по вашему мнению, ответы на вопрос, аргументированно докажите правильность своих выводов: Задание:

1-я группа. Что стало главной причиной побега Мцыри из монастыря? а) Нежелание принять монашество;

б) тоска по родине;

в) поиск приключений;

г) мечта о свободе.

2-я группа. Что помогло герою выйти победителем из поединка с барсом?

а) Ловкость и быстрота реакции;

б) жажда борьбы;

в) ненависть к хищнику.

3-я группа. Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

а) Встреча с молодой грузинкой;

б) скитания по лесу;

в) поединок с барсом;

г) возвращение в монастырь.

4-я группа. Что познал Мцыри, очутившись на свободе? Что значит для него жить? а) Познал «блаженство вольности»;

б) узнал, что он смелый и сильный;

в) испытал радость от общения с природой;

г) познал счастье борьбы и восторг победы.

5-я группа. Обсудите высказывание литературного критика В. Г. Белинского: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает собственной мощностью».          В ходе обсуждения ответьте на вопрос: «Что даёт Белинскому основание называть Мцыри «исполинской натурой»? Согласны ли вы с такой оценкой?  

Справка (запись на доске). Исполинский - 1. Необычайно большой. Необычный по своему значению размаху, гигантский.

 (Кроме 5-ти групп, работают 2 независимых эксперта. Они оценивают выступления представителей групп, их работу по определенным критериям.).

Обобщение с помощью интерактивного метода «Микрофон».

         Почему Лермонтов избрал для своей поэмы форму исповеди? Как эта форма помогает раскрыть характер Мцыри?

         Что утратила бы поэма, если бы автором была избрана форма рассказа от третьего лица? 

 

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия с использованием приёма «Незаконченное предложение»

(Можно ответить на один из вопросов по желанию.) 

 Если бы я был (была) литературным критиком, я бы сказал(а) о Мцыри...  Если бы я оказался (оказалась) на месте Мцыри...

 

  1. Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (например, главы 17, 18 — бой Мцыри с барсом или другой связный отрывок на выбор).

2.Письменный ответ на вопрос: "Если бы у меня спросили, нравится ли мне Мцыри..."

 

 

 

 

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом"

На изучение поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" я отвожу 4 часа. Урок "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом" является третьим в теме.  В течение урока решаются следующие задач...

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя»

Конспект урока литературы в 8 классе...

Скрытые стороны характера Мцыри - героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова.

Урок литеатуры в 8 классе. Цель урока: исследовать скрытые стороны характера Мцыри, формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарём, развивать умение работать с художественным ...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...