Скрытые стороны характера Мцыри - героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок литеатуры в 8 классе. Цель урока: исследовать скрытые стороны характера Мцыри, формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарём, развивать умение работать с художественным текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_97_-_2003.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Скрытые стороны характера Мцыри – героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова.
Цели урока:
Предметные цели: исследовать скрытые стороны характера Мцыри, формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарём.
Методическая цель: развивать речь учащихся, работать с художественным текстом, обогатить словарный запас детей, умение работать в группе.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к прекрасному, к родной природе; интерес к предмету, самостоятельность при выполнении заданий, ответственное отношение к учёбе, прививать эстетический вкус.
Метапредметная цель: формирование ценностного умения принимать окружающий мир, быть открытым всем его воздействиям.
Оборудование: текст поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», словарь Ожегова С.И., листочки с заданиями для каждой группы, иллюстрация художника И.Тоидзе к поэме.
Эпиграф: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своём стремлении. Отъединённость личности характера и для «естественного человека», и для демонического героя…Одиночество личности становится болезнью века»
В.Коровин
План-конспект урока
Организационный момент. -Сегодня урок посвящён исследованию. -Как вы думаете, что мы с вами будем исследовать, исходя из темы урока? (на доске записана тема урока) -Значит цель нашего исследования – выявить скрытые черты характера Мцыри. | Дети записывают тему урока «Скрытые черты характера Мцыри» |
Проверка домашнего задания. - Дома вы прочитали поэму Лермонтова «Мцыри». - Всё ли было понятно? | -Нет. Не понятно его поведение. |
Содержание и последовательность практический действий. - Да, ребята, произведение не простое, многое не понятно в поведении Мцыри. - На какие вопросы вам бы хотелось получить ответ? -Как вы думаете, отчего может зависеть такое загадочное поведение героя, как побег из монастыря, сражение с барсом, стремление возвратиться в мир своего детства. | Предположительные ответы учащихся: - почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойной уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушёл, может быть добрался бы до своей родины; -непонятно, почему Мцыри бежал из монастыря без всякой подготовки, взял и выскочил напропалую; -почему он хочет вернуться на родину, где нет родных? - От характера человека, от состояния души человека, от его внутреннего мира. |
Самостоятельное выполнение заданий (с помощью учителя) -Ребята, а что такое душа? Одному ученику учитель даёт мини-опережающее задание: посмотреть значение слова «душа» в словаре Ожегова. Выслушивает мнения учеников. - Давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое «душа». -Как вы думаете, какое из определений понятия «душа» больше всего можно отнести к Мцыри? Докажите свою точку зрения. - Можете ли вы в данный момент рассказать о состоянии души Мцыри? - Давайте вместе с Мцыри переживём монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну. Учитель предлагает учащимся разбиться на три группы, для составления кластера-характеристики. Каждая группа получает листочки с заданием. Задания для первой группы. Первый период жизни героя – «Детство Мцыри».
Что же вы узнали о Мцыри, когда он был ребёнком? Запишите ответ в тетрадь.
Задания для второй группы. Второй период жизни героя –«Мцыри и монастырь» 1.Перечитайте 3,4,8 главы и ответьте на вопрос. Что же пришлось пережить Мцыри в монастыре. Запишите ответ в тетрадь. 2.Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста. Задания для третьей группы. Третий период жизни героя – «Мцыри и свобода»
Что же узнали вы о Мцыри, очутившемся на свободе? Запишите ответ в тетрадь. 2. Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста. -Сделайте вывод. - К чему стремится всей душой Мцыри? - Душа Мцыри стремится к слиянию с родной стихией. Он несёт родину в себе, в собственной душе – и на чужбине ему нет жизни. - Следует согласиться с мнением учёного: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своём стремлении. Отъединённость личности характера и для «естественного человека», и для демонического героя…Одиночество личности становится болезнью века». - Сравним иллюстрацию художника И.Тоидзе с эпизодом встречи Мцыри с барсом. - Как вы думаете, изображение Мцыри соответствует эпизоду поэмы Лермонтова? Обобщение и систематизация. - На основании проанализированных периодов жизни героя, сравнения иллюстрации с эпизодом и сделанных выводов составьте синквейн со словом Мцыри. -Ребята, что же мы исследовали на уроке? Домашнее задание. - Написать сочинение на тему «Что я узнал о характере Мцыри?» | Предположительные ответы учащихся: - душа –внутренняя сущность человека; -это то, как человек относится к другим людям и себе; -обязательная часть человека; -существование души не доказано наукой. Ученик зачитывает из словаря С.И.Ожегова значение слова «душа». Душа – 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего-нибудь, главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину: крепостной крестьянин. Несколько учеников перед классом высказывают свою точку зрения. -Нет. Работа выполняется сначала в группах, потом учащиеся защищают определённый период-кластер, делают записи в тетрадь. Защита кластера. 1 группа. Вывод: Несмотря на неволю Мцыри рос свободолюбивым ребёнком. 2 группа. Вывод: В монастыре Мцыри был лишён общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Мцыри мечтает о свободе, хочет вернуться на родину. Мцыри стремится к свободе, любит родину. Он одинок, лишён свободы и привычного окружения; порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы. 3 группа. Вывод: За три дня на свободе он познал тягу к отчему дому, к родному очагу. Он ощутил покой, томление любви – просто жил. Он счастлив, что прожил эти дни на воле. Учащиеся в группах дополняют друг друга, обмениваются информацией. Ключевые понятия записывают в тетрадь. 1 группа: одиночество, тоска. 2 группа: неволя, одиночество, желание вернуться на родину. 3 группа: свобода, мечта о доме, воля, жизнелюбие, радость, независимость, любовь к родине. -К свободе, к возвращению на родину. Ради этого он готов рисковать своей жизнью. -Да. Мцыри предстаёт здесь человеком необыкновенным: ему всё по плечу, даже удаётся почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. -Жажда подвига, удаль отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. - Мцыри Свобода, родина. Бежать, рисковать, умереть. Три дня на воле Независимость. -Черты характера Мцыри. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИ ДНЯ «ЖИЗНИ» ГЕРОЯ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
Цели урока:1. Усвоение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.2. Формирование умения сбора материала о герое литературного произведения.3. Формирование умения выразительного ч...
Презентация "Образ главного героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Презентация к изучению темы....
Исповедь как средство самохарактеристики героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Конспект поможет провести глубокий анализ поэиы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". На уроке используются элементы проблемного обучения....
Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...
Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)
Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...
Образ Мцыри — свободный, мятежный, сильный духом герой одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова.
Разработка предназначена для обучающихся 8 класса. Первый урок....