Скрытые стороны характера Мцыри - героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Смирнова Людмила Валентиновна

Урок литеатуры в 8 классе. Цель урока: исследовать скрытые стороны характера Мцыри, формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарём, развивать умение работать с художественным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Скрытые стороны характера Мцыри – героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова.

 Цели урока:

Предметные цели: исследовать скрытые стороны характера Мцыри, формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарём.

Методическая цель: развивать речь учащихся, работать с художественным текстом, обогатить словарный запас детей, умение работать в группе.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к прекрасному, к родной природе; интерес к предмету, самостоятельность при выполнении заданий, ответственное отношение к учёбе, прививать эстетический вкус.

Метапредметная цель: формирование ценностного умения принимать окружающий мир, быть открытым всем его воздействиям.

Оборудование: текст поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», словарь Ожегова С.И., листочки с заданиями для каждой группы, иллюстрация художника И.Тоидзе к поэме.

Эпиграф: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своём стремлении. Отъединённость личности характера и для «естественного человека», и для демонического героя…Одиночество личности становится болезнью века»

В.Коровин

План-конспект урока

Организационный момент.

-Сегодня урок посвящён исследованию.

-Как вы думаете, что мы с вами будем исследовать, исходя из темы урока? (на доске записана тема урока)

-Значит цель нашего исследования – выявить скрытые черты характера Мцыри.

Дети записывают тему урока

«Скрытые черты характера Мцыри»

Проверка домашнего задания.

- Дома вы прочитали поэму Лермонтова «Мцыри».

- Всё ли было понятно?

-Нет. Не понятно его поведение.

Содержание и последовательность практический действий.

- Да, ребята, произведение не простое, многое не понятно в поведении Мцыри.

- На какие вопросы вам бы хотелось получить ответ?

-Как вы думаете, отчего может зависеть такое загадочное поведение героя, как побег из монастыря, сражение с барсом, стремление возвратиться в мир своего детства.

Предположительные ответы учащихся:

- почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойной уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушёл, может быть добрался бы до своей родины;

-непонятно, почему Мцыри бежал из монастыря без всякой подготовки, взял и выскочил напропалую;

-почему он хочет вернуться на родину, где нет родных?

- От характера человека, от состояния души человека, от его внутреннего мира.

Самостоятельное выполнение заданий (с помощью учителя)

-Ребята, а что такое душа?

Одному ученику учитель даёт мини-опережающее задание: посмотреть значение слова «душа» в словаре Ожегова. Выслушивает мнения учеников.

- Давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое «душа».

-Как вы думаете, какое из определений понятия «душа» больше всего можно отнести к Мцыри? Докажите свою точку зрения.

- Можете ли вы в данный момент рассказать о состоянии души Мцыри?

- Давайте вместе с Мцыри переживём монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну.

Учитель предлагает учащимся разбиться на три группы, для составления кластера-характеристики. Каждая группа получает листочки с заданием.

Задания для первой группы.

Первый период жизни героя – «Детство Мцыри».

  1. Перечитайте вторую главу и ответьте на вопрос.

Что же вы узнали о Мцыри, когда он был ребёнком? Запишите ответ в тетрадь.

  1. Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста.

Задания для второй группы.

Второй период жизни героя –«Мцыри и монастырь»

1.Перечитайте 3,4,8 главы и ответьте на вопрос.

Что же пришлось пережить Мцыри в монастыре. Запишите ответ в тетрадь.

2.Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста.

Задания для третьей группы.

Третий период жизни героя – «Мцыри и свобода»

  1. Перечитайте 6,7,16,17,18 главы и ответьте на вопрос.

Что же узнали вы о Мцыри, очутившемся на свободе? Запишите ответ в тетрадь.

2. Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста.

-Сделайте вывод.

- К чему стремится всей душой Мцыри?

- Душа Мцыри стремится к слиянию с родной стихией. Он несёт родину в себе, в собственной душе – и на чужбине ему нет жизни.

- Следует согласиться с мнением учёного: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своём стремлении. Отъединённость личности характера и для «естественного человека», и для демонического героя…Одиночество личности становится болезнью века».

- Сравним иллюстрацию художника И.Тоидзе с эпизодом встречи Мцыри с барсом.

- Как вы думаете, изображение Мцыри соответствует эпизоду поэмы Лермонтова?

Обобщение и систематизация.

- На основании проанализированных периодов жизни героя, сравнения иллюстрации с эпизодом и сделанных выводов составьте синквейн со словом Мцыри.

-Ребята, что же мы исследовали на

        уроке?

Домашнее задание.

-  Написать сочинение на тему «Что я узнал о характере Мцыри?»

Предположительные ответы учащихся:

- душа –внутренняя сущность человека;

-это то, как человек относится к другим людям и себе;

-обязательная часть человека;

-существование души не доказано наукой.

Ученик зачитывает из словаря С.И.Ожегова значение слова «душа».

Душа – 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего-нибудь, главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину: крепостной крестьянин.

Несколько учеников перед классом высказывают свою точку зрения.

-Нет.

Работа выполняется сначала в группах, потом учащиеся защищают определённый период-кластер, делают записи в тетрадь. Защита кластера.

1 группа.

Вывод: Несмотря на неволю Мцыри рос свободолюбивым ребёнком.

2 группа.

Вывод: В монастыре Мцыри был лишён общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Мцыри мечтает о свободе, хочет вернуться на родину. Мцыри стремится к свободе, любит родину.

Он одинок, лишён свободы и привычного окружения; порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы.

3 группа.

Вывод: За три дня на свободе он познал тягу к отчему дому, к родному очагу. Он ощутил покой, томление любви – просто жил. Он счастлив, что прожил эти дни на воле.

Учащиеся в группах дополняют друг друга, обмениваются информацией. Ключевые понятия записывают в тетрадь.

1 группа: одиночество, тоска.

2 группа: неволя, одиночество, желание вернуться на родину.

3 группа: свобода, мечта о доме, воля, жизнелюбие, радость, независимость, любовь к родине.

 -К свободе, к возвращению на родину. Ради этого он готов рисковать своей жизнью.

-Да. Мцыри предстаёт здесь человеком необыкновенным: ему всё по плечу, даже удаётся почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя.

-Жажда подвига, удаль отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву.

- Мцыри

Свобода, родина.

Бежать, рисковать, умереть.

Три дня на воле

Независимость.

-Черты характера Мцыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИ ДНЯ «ЖИЗНИ» ГЕРОЯ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

Цели урока:1. Усвоение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.2.   Формирование умения сбора материала о герое литературно­го произведения.3.  Формирование умения выразительного ч...

Исповедь как средство самохарактеристики героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Конспект поможет провести глубокий анализ поэиы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". На уроке используются элементы проблемного обучения....

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...

Образ Мцыри — свободный, мятежный, сильный духом герой одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова.

Разработка предназначена для обучающихся 8 класса. Первый урок....