ТРИ ДНЯ «ЖИЗНИ» ГЕРОЯ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Цели урока:
1. Усвоение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
2. Формирование умения сбора материала о герое литературного произведения.
3. Формирование умения выразительного чтения.
4. Формирование умения определения композиции произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mtsyri.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИ ДНЯ «ЖИЗНИ» ГЕРОЯ ПОЭМЫ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
Цели урока:
- Усвоение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
- Формирование умения сбора материала о герое литературного произведения.
- Формирование умения выразительного чтения.
- Формирование умения определения композиции произведения.
Ход урока
I. Объявление темы урока, запись ее в тетрадь.
П. Проверка домашнего задания.
1.Пр оверка знания текста.
На выбор: расставить в нужном порядке эпизоды из поэмы, или ее части по цитатам, или перечислить основные эпизоды поэмы.
Цитатный план.
- «И Божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела…»
- «Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел. Вздыхая, на восток.
Томим неясною тоской
По стороне своей родной».
3) «Я знал одной лишь думы власть…»
4) «Душой дитя, судьбой монах»
- «Меня могила не страшит...
Но с жизнью жаль расстаться мне».
- «Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ».
- «И вспомнил я отцовский дом».
- «Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил...»
- «...Много я часов
Бежал и наконец, устав,
Прилег между высоких трав...»
- «... На краю грозящей бездны я лежал...»
- «Кругом меня цвел Божий сад...»
- «...Свежесть горных вод
Повеяла навстречу мне,
И жадно я припал к волне».
- «Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу...»
- «...Я цель одну-
Пройти в родимую страну –
Имел в душе...»
- «И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота».
- «То был пустыни вечный гость –
Могучий барс».
- «Бой закипел, смертельный бой!»
- «Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг».
- «Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей».
- «Вдруг дальний колокола звон
Раздался снова в тишине».
- «Да, заслужил я жребий мой!»
22)«Лишь змея...
Металась, прыгала она...»
23)«Я умирал.
Меня томил
Предсмертный бред...»
24)«Меня печалит лишь одно».
25)«Прощай, отец...дай руку мне...»
26)«Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет».
Эпизоды из поэмы.
- Бегство из монастыря.
- На краю бездны.
- Утоление жажды в горном потоке.
- Грузинка.
- Сбился с пути.
- Встреча с барсом.
- Бой с барсом.
- Возвращение к монастырю.
- Композиционная особенность поэмы.
Вопрос: В чем особенность композиции, т. е. построения поэмы? (В центре поэмы - рассказ молодого монаха о своей жизни на воле, крайние главы - обрамление, кроме того, сама исповедь тоже разделена на две части.)
- Анализ пейзажной зарисовки.
Например, отрывок из 6-й главы. Это, конечно, романтический пейзаж, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы - олицетворение и сравнение. В основе развернутой метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари», снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) - одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) - непреодолимое стремление на родину.
Отрывок из 11-й главы. Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что для Мцыри это первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно,
готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.
Так как все природные зарисовки даны глазами героя поэмы, по тому, как и какими он их видит, мы можем судить и о нем.
- Выразительное чтение и анализ сцены схватки с барсом.
Вопрос: Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя? (Этот отрывок прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: все ему по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную схватку. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере, среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).)
- Рассказ по прочитанному.
- Как вспоминает герой о своем родном доме? Почему он так стремится на родину? (Стремление на родину для Мцыри - это и стремление к свободе, к настоящей жизни, т. к. он хотел бы быть в «стране отцов не из последних удальцов». Воспоминания переносят Мцыри в родной аул, где он жил ребенком: картины быта горной деревушки, звуки, запахи проносятся в его воображении. А главное - лица, голоса родных людей (отца, сестер) - ведь юноша так страдает от одиночества, от разлуки со всем, что ему так дорого и мило с детства.)
Ш. Средства художественной выразительности в поэме.
Задание: Поэт, рисуя своего героя, использует различные средства художественной выразительности, которые помогают читателю ярче представить образ молодого монаха. Мы встречаем
эпитеты {«Но юность вольная сильна»), сравнения {«Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей»), гиперболы
(«О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил...»)
. Докажите примерами из текста, что это действительно так.
IV. Развернутый письменный ответ на вопрос: «Какое описание в поэме «Мцыри» произвело на меня самое большое впечатление? Чем? Какие средства выразительности использовал автор?
Домашнее задание. Закончить письменную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Образ главного героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Презентация к изучению темы....
Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах "Демон" и "Мцыри". Сопоставительный анализ героев.
Цель урока: углубление знаний о "романтическом герое" М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм "Демон" и "Мцыри"; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность...
Исповедь как средство самохарактеристики героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Конспект поможет провести глубокий анализ поэиы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". На уроке используются элементы проблемного обучения....
Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...
Урок литературы по поэме М.Лермонтова "Мцыри"
Урок литературы в 7 классе по поэме М.Лермонтова "Мцыри" по теме "Изображение свободолюбивой личности» разработан в форме педмастерской. В нём присутствуют все необходимые для этой технологии этапы: и...
«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя»
Конспект урока литературы в 8 классе...
Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)
Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...