ТРИ ДНЯ «ЖИЗНИ» ГЕРОЯ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Раевская Елена Викторовна

Цели урока:

1. Усвоение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

2.   Формирование умения сбора материала о герое литературно­го произведения.

3.  Формирование умения выразительного чтения.

4. Формирование умения определения композиции произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mtsyri.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИ ДНЯ «ЖИЗНИ» ГЕРОЯ ПОЭМЫ

 М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

Цели урока:

  1. Усвоение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
  2. Формирование умения сбора материала о герое литературного произведения.
  3. Формирование умения выразительного чтения.
  4. Формирование умения определения композиции произведения.

Ход урока

I. Объявление темы урока, запись ее в тетрадь.

П. Проверка домашнего задания.

1.Пр оверка знания текста.

На выбор: расставить в нужном порядке эпизоды из поэмы, или ее части по цитатам, или перечислить основные эпизоды поэмы.

Цитатный план.

  1. «И Божья благодать сошла

     На Грузию! Она цвела…»

  1. «Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел. Вздыхая, на восток.

Томим неясною тоской

По стороне своей родной».

3) «Я знал одной лишь думы власть…»

4) «Душой дитя, судьбой монах»

  1. «Меня могила не страшит...

        Но с жизнью жаль расстаться мне».

  1. «Вдали я видел сквозь туман,

          В снегах, горящих, как алмаз,

          Седой, незыблемый Кавказ».

  1. «И вспомнил я отцовский дом».
  2. «Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил...»
  3. «...Много я часов

         Бежал и наконец, устав,

        Прилег между высоких трав...»

  1. «... На краю грозящей бездны я лежал...»
  2. «Кругом меня цвел Божий сад...»
  3. «...Свежесть горных вод

       Повеяла навстречу мне,

      И жадно я припал к волне».

  1. «Держа кувшин над головой,

      Грузинка узкою тропой

      Сходила к берегу...»

  1. «...Я цель одну-

     Пройти в родимую страну –

      Имел в душе...»

  1. «И миллионом черных глаз

       Смотрела ночи темнота».

  1. «То был пустыни вечный гость –

   Могучий барс».

  1. «Бой закипел, смертельный бой!»
  2. «Бой продолжался на земле.

    И я был страшен в этот миг».

  1. «Ты видишь на груди моей

      Следы глубокие когтей».

  1. «Вдруг дальний колокола звон

      Раздался снова в тишине».

  1. «Да, заслужил я жребий мой!»

22)«Лишь змея...

Металась, прыгала она...»

23)«Я умирал.

     Меня томил

     Предсмертный бред...»

24)«Меня печалит лишь одно».

25)«Прощай, отец...дай руку мне...»

26)«Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет».

Эпизоды из поэмы.

  • Бегство из монастыря.
  • На краю бездны.
  • Утоление жажды в горном потоке.
  • Грузинка.
  • Сбился с пути.
  • Встреча с барсом.
  • Бой с барсом.
  • Возвращение к монастырю.
  1. Композиционная особенность поэмы.

Вопрос: В чем особенность композиции, т. е. построения поэмы? (В центре поэмы - рассказ молодого монаха о своей жизни на воле, крайние главы - обрамление, кроме того, сама исповедь тоже разделена на две части.)

  1. Анализ        пейзажной зарисовки.

Например, отрывок из 6-й главы. Это, конечно, романтический пейзаж, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы - олицетворение и сравнение. В основе развернутой метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари», снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) - одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) - непреодолимое стремление на родину.

Отрывок из 11-й главы. Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что для Мцыри это первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно,

готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.

Так как все природные зарисовки даны глазами героя поэмы, по тому, как и какими он их видит, мы можем судить и о нем.

  1. Выразительное чтение и анализ сцены схватки с барсом.

Вопрос: Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя? (Этот отрывок прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: все ему по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную схватку. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере, среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).)

  1. Рассказ        по прочитанному.

- Как вспоминает герой о своем родном доме? Почему он так стремится на родину? (Стремление на родину для Мцыри - это и стремление к свободе, к настоящей жизни, т. к. он хотел бы быть в «стране отцов не из последних удальцов». Воспоминания переносят Мцыри в родной аул, где он жил ребенком: картины быта горной деревушки, звуки, запахи проносятся в его воображении. А главное - лица, голоса родных людей (отца, сестер) - ведь юноша так страдает от одиночества, от разлуки со всем, что ему так дорого и мило с детства.)

Ш. Средства художественной выразительности в поэме.

Задание: Поэт, рисуя своего героя, использует различные средства художественной выразительности, которые помогают читателю ярче представить образ молодого монаха. Мы встречаем

эпитеты {«Но юность вольная сильна»), сравнения {«Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей»), гиперболы

(«О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил...»)

. Докажите примерами из текста, что это действительно так.

IV. Развернутый письменный ответ на вопрос: «Какое описание в поэме «Мцыри» произвело на меня самое большое впечатление? Чем? Какие средства выразительности использовал автор?

Домашнее задание. Закончить письменную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах "Демон" и "Мцыри". Сопоставительный анализ героев.

Цель урока: углубление знаний о "романтическом герое" М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм "Демон" и "Мцыри"; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность...

Исповедь как средство самохарактеристики героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Конспект поможет провести глубокий анализ поэиы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". На уроке используются элементы проблемного обучения....

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

Урок литературы по поэме М.Лермонтова "Мцыри"

Урок литературы в 7 классе по поэме М.Лермонтова "Мцыри" по теме "Изображение свободолюбивой личности» разработан в форме педмастерской. В нём присутствуют все необходимые для этой технологии этапы: и...

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя»

Конспект урока литературы в 8 классе...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...