Рабочая программа курса по выбору_10 класс_Учимся писать сочинение.
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).
- Информационного письма Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08;
- «Методического обеспечения итогового сочинения (изложения) в 2014–2015учебном году» (ФИПИ), в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г.(зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014г., регистрационный №33604).
- Учебного плана МБОУ «Ермаковская СШ №2».
Цель курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Задачи курса:
- развитие коммуникативно-речевой культуры;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умений создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
Цели и задачи курса определены, исходя из методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).
- Информационного письма Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08;
- «Методического обеспечения итогового сочинения (изложения) в 2014–2015учебном году» (ФИПИ), в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г.(зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014г., регистрационный №33604).
- Учебного плана МБОУ «Ермаковская СШ №2».
Цель курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Задачи курса:
- развитие коммуникативно-речевой культуры;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умений создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
Цели и задачи курса определены, исходя из методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Общая характеристика учебного курса.
Сочинение уже более двухсот лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. На несколько лет эта форма проверки уровня знаний учащихся была исключена из практики, оставшись только в формате сочинения ЕГЭ по русскому языку.
В 2014-2015 учебном году выпускники российских школ написали итоговое сочинение. Сочинение вернулось в школу после поручения президента РФ Владимира Путина в послании Федеральному собранию в 2014 году. "Обеспечить, начиная с 2014-2015 учебного года, учет результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами Единого государственного экзамена, при приеме в образовательные организации высшего образования", — говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.
Проводится сочинение в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный №33604).
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов.
Актуальность данного курса обусловлена новым форматом итогового сочинения и тем, что предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Новизна данного факультативного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).
Место учебного курса «Учимся писать сочинение».
Преподавание учебного курса «Учимся писать сочинение» представляет распределение учебных часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Ермаковская СОШ№2». Преподавание рассчитано на изучение учебного курса «Учимся писать сочинение» в 10 классе 34 ч. (1 час в неделю).
2. Планируемые результаты по итогам обучения
В результате изучения учебного курса «Учимся писать сочинение» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- читать тему сочинения (тема, рема, ключевые слова, проблематика, идея);
- раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения;
- составлять модель небольшого литературно-критического текста;
- определять узловые вопросы при проведении сопоставительного анализа произведений (на одну тему, на разные темы, но с одной ярко выраженной идеей);
- выявлять «вечные», жизненно важные нравственные ценности в произведениях разных эпох;
- овладеть определенным алгоритмом в написании сочинения;
научиться бережному, внимательному и уважительному отношению к слову
Cодержание тем учебного курса.
Вступительное занятие
Ознакомление учащихся с Посланием Президента РФ, Приказом Минобрнауки РФ , целями и задачами проведения сочинения, критериями оценивания, целями и задачами курса, направлениями тем в текущем году.
Анализ формулировки темы сочинения
Формулировка темы и ее конкретизаторы, формулировка темы и языковая единица, ее выражающая, тип темы по степени полноты отражения в ней суждения, анализ формулировки темы, определение своей задачи по ее раскрытию; вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из
них, их взаимосвязи; использование для тренировки вопросительных формулировок тем.
Композиция сочинения
Коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел. Сочинение как смысловое и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение. Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения.
Построение композиции сочинения по принципу доказательства теоремы.
Основная мысль (идея) сочинения
Осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке
проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме.
Анализ образцов и написание собственных работ.
Тезис
Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении.
Написание тезисов к заданным темам.
Аргументы
Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы
сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение
проблемы с опорой на выбранный материал.
Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного.
Типы вступления
Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое.
Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.
Заключительная часть сочинения
Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки сочинения.
Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок.
Итоговая работа
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия. | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | |
План. | Факт. | |||
1. | Вступительное занятие | 1 | 7.09 | |
2-3 | Анализ формулировки темы сочинения. | 2 | 14.09 21.09 | |
4-5 | Композиция сочинения | 2 | 28.09 5.10 | |
6-7. | Основная мысль (идея) сочинения | 2 | 12.10 19.10 | |
8-9. | Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ | 2 | 26.10 2.11 | |
10-11. | Тезис. | 2 | 9.11 16.11 | |
12-14. | Практикум. Написание тезисов к заданным темам. | 3 | 23.11 30.11 7.12 | |
15-16. | Аргументы. | 2 | 14.12 21.12 | |
17-20 | Практикум. «Мозговой штурм» - учимся подбирать аргументы. | 4 | 28.12 11.01 18.01 25.01 | |
21-22. | Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного. | 2 | 1.02 8.02 | |
23-24. | Типы вступления. | 2 | 15.02 22.02 | |
25-27. | Практикум. Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме. | 3 | 1.03 15.03 22.03 | |
28. | Заключительная часть сочинения. | 1 | 29.03 | |
29-30. | Практикум. Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок. | 2 | 5.04 12.04 | |
31-33. | Итоговая работа. Написание сочинения. Взаимопроверка работ по критериям. | 3 | 19.04 26.04 17.04 | |
34. | Промежуточная аттестация. | 1 | 24.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/27/picture-12873.jpg)
рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-65063-1698791546.jpg)
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/09/picture-97008-1620580926.jpg)
Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-158599-1489513665.jpg)
Рабочая программа курса по выбору «Учимся писать итоговое сочинение»
Рабочая программа курса по выбору«Учимся писать итоговое сочинение»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859669-1480518142.jpg)
Рабочая программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программ...