Нравственные уроки в повести А. Алексина «Безумная Евдокия
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Каравдина Гульнара Файзрахмановна

Исходя из возможностей класса в основу данного учебного занятия в качестве методологического ориентира выступил системно-деятельностный подход и следующие дидактические принципы: Принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

            Тип урока – комбинированный.

Цель: раскрыть нравственные уроки, которые нам преподносит А. Алексин на примере повести «Безумная Евдокия»

Задачи образовательные: раскрыть нравственные проблемы на примере образа главной героини повести А. Алексина «Безумная Евдокия».

Развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;

Воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя; формировать в учениках талант человечности.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные, индуктивные и дедуктивные, интерактивные.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Практические задачи решались учащимися в роли активных наблюдателей, в работе с дополнительным фоновым материалом,  материалом презентационного ряда, возможностями интерактивной доски.

            Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennye_uroki_povesti_aleksina_bezumnaya_evdokiya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме,  формирование умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.


Цель урока: анализ повести А. Алексина «Безумная Евдокия»

Задачи урока:

Образовательная: раскрыть нравственные проблемы на примере образа главной героини повести А. Алексина «Безумная Евдокия».

Развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста;

совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения;

совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения;

развитие творческого воображения, монологической речи;

Воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя; формировать в учениках талант человечности.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные, индуктивные и дедуктивные, интерактивные.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная 

Тип урока: комбинированный

Оборудование: текст повести А. Алексина «Безумная Евдокия», мультимедиа техника, интерактивная доска, презентация к уроку.

Опережающее домашнее задание

Индивидуальное задание

  1. Выучить стихотворение Э. Асадова «Можно ли красивым не быть, но стать?»

Можно ли красивым не быть, но стать?

Можно, коль в мыслях так раскалиться,

Чтоб бездну премудростей оседлать

И в мир этот грешный до слез влюбиться.

Пусть засверкает в глазах твоих

Сильное, доброе что-то очень.

Так, чтобы стал ты настолько зорче,

      Что не прошел мимо бед чужих.

  1. Развернутый ответ (письменно)

Отношение к классному руководителю и одноклассникам - I вариант

Отношение к Люсе - II вариант

Отношение к Боре Антохину – III вариант

  1. Найти в тексте и выписать слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.

Ход урока.

I. Оргмомент

Микроцель: подготовить учащихся к работе на занятии.

- Сегодня на уроке литературы мы,  как обычно, будем говорить не только о художественном произведении, но и о жизни.

II Мотивация

Микроцель: Обеспечить принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.

-Прослушайте стихотворение Э. Асадова «Можно ли красивым не быть, но стать?» и соотнесите его с темой урока.

Выразительное чтение наизусть стихотворения Э. Асадова «Можно ли красивым не быть, но стать?» подготовленным учеником

Можно ли красивым не быть, но стать?

Можно, коль в мыслях так раскалиться,

Чтоб бездну премудростей оседлать

И в мир этот грешный до слез влюбиться.

Пусть засверкает в глазах твоих

Сильное, доброе что-то очень.

Так, чтобы стал ты настолько зорче,

      Что не прошел мимо бед чужих.

- Что объединяет стихотворение Э. Асадова и повесть Анатолия Алексина? (тема душевной красоты человека)

III Целеполагание

Микроцель: обеспечить мотивацию и понимание учащимися целей учебно-познавательной деятельности.

- Сегодня на уроке мы постараемся извлечь нравственные уроки, которые нам преподносит А. Алексин.

-Запишите в тетрадь тему урока «Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия».

- Сформулируйте задачи урока.

Раскрыть нравственные проблемы на примере образа главной героини повести А. Алексина «Безумная Евдокия».

IV Лексическая работа

Микроцель:

- Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно поступками человека.

-Предлагаю вам с помощью системы интерактивного голосования выразить свое отношение к Е.С., характеризуя ее по поступкам: какие из записанных на доске определений можно отнести к образу Е.С.?

А) смешная, забавная

Б) серьезная, ответственная,

В) странная, несовременная

Работа с иллюстрациями

- Каждый из нас по-своему представляет образ Е.С. А вот какой увидели ее ваши одноклассники. Рассмотрите иллюстрации к повести, обратите внимание на то, как художник изобразил классного руководителя. Каково отношение художника к изображаемому?

- Но ее называют  «безумной». Что значит «безумная»? Обратимся к значению слова.

Безумие –

1.Сумасшествие (устаревшее)

2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении

3.Одержимость идеей  служения людям (переносное).

- Объясните смысл эпитета «безумная» в контексте произведения. Какое значение этого слова имели в виду Оля и ее родители? Почему?

- Какое значение слова «безумная» выбрали вы?

 

- Какой идее служит Евдокия Савельевна?

Вывод: Итак, «безумная» Евдокия служит людям, помогает им, воспитывает их, отдает им душу, оценивая людей, прежде всего по их поступкам

V Опрос по заданному на дом материалу

Микроцель: установить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и скорректировать их.

- Дома вы должны были охарактеризовать образ Оленьки, проанализировав ее отношение к классному руководителю, к Люсе, к Боре Антохину. Итак,  какою вы увидели Оленьку?

А) Отношение к классному руководителю и одноклассникам.

(Поступки Евдокии Савельевны не понятны Оле и ее родителям. Они называют ее “безумной”, потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Ослепленные любовью к дочери, родители не видят тех недостатков в ее характере, с которыми борется Евдокия Савельевна.)

Б) Отношение к Люсе.

(Люся нравилась до тех пор, пока носила за Олей папки с рисунками, восторгалась ею, предсказывая “судьбу Леонардо до Винчи”.Но как только Люся обиделась на Олю, она стала “опасным недругом”. Олин отец видит в Люсе человека, который относится к Оленьке “ по системе Евдокии Савельевны”. Он совершенно не задумался над тем, почему Люся обиделась на Олю.)

В) Отношение к Боре Антохину.

(“Вырос Боря нам на горе”,- вздыхает Оля, не замечая его любви. Она уверена, что он приходит к ним только для того, чтобы привлечь ее к общественной работе. Оля не замечает в нем “внутренней красоты”.)

Вывод: главная черта характера Ольги - себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям.

VI. Викторина-физкультминутка «Узнай героя»

Узнайте, о ком из героев говорится в следующих цитатах.  Если это Оля, встает 1-ый вариант. Если это Евдокия Савельевна, встает 2-ой вариант.

-Все, со всеми, для всех – без этих слов не обходилось ни одно ее заявление.

-Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить самого близкого тебе человека.

-У нее феноменальная память, помнит все так же хорошо, как даты великих сражений.

-Она просто решила, что любовь отбирает у людей гордость.

VI. Изучение нового учебного материала

Микроцель: обеспечить понимание содержания нового знания в общем и целом.

-Разделите  героев повести на 2 группы (дифференцированное задание)

(у группы учеников герои записаны на карточке).

Круг общения Евдокии Савельевны               Круг общения Ольги и ее семьи.

Круг общения Евдокии Савельевны              

            Круг общения Ольги и ее семьи.

Бывшие ученики

Ученики 9-х классов

Митя Колягин

Митин дядя

Раненые бойцы

Оля

Олины родители

Художник

Люся

Боря Антохин

(Дети работают, затем читают свои варианты).

- Почему же так неравномерно распределились персонажи?

- Чем же могла привлечь к себе людей Евдокия Савельевна?

- Как описывает ее автор, обратимся к портрету. Обратите внимание на детали.

        Огромная  шляпа  с обвислыми полями скрывала лицо Евдокии Савельевны.

        Евдокии  Савельевне  было  пятьдесят  четыре  года: она называла себя "предпенсионеркой".  Но  ей  можно  было  бы дать и пятьдесят семь лет и тридцать девять: она была, как говорят, женщиной без возраста.

   Поскольку  Евдокия  Савельевна раз и навсегда решила, что внешность и годы  значения  для  нее  не  имеют,  она  и одежде никакого внимания не уделяла.  Поверх  модных,  где-то  впопыхах, случайно купленных брюк она могла  надеть  широкую  юбку,  заправить  в  нее  мужскую  ковбойку, а в короткие,  под  мальчишку подстриженные волосы воткнуть костяной гребень "времен  Очаковских  и  покоренья  Крыма". Приблизительно в таком виде и предстала  она  перед  родителями  учеников  9-го класса "Б" на одном из

собраний.

        А  ранней  весной  я  увидел  ее  в белой панаме с такими же печально обвислыми  полями, как будто на улице стояла жара. Хотя все, и она в том числе,  были  еще  в  пальто...

-Если бы вы увидели Евдокию Савельевну, она привлекла бы ваше внимание? Почему?

- Чьими глазами мы смотрим на Евдокию Савельевну в начале повествования?

( Мы видим ее глазами отца Оли. Это “женщина без возраста”.Любила, “чтобы все были вместе”, никого не выделяла, воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”, устраивала вечера, спектакли, предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости. Оля назвала ее “безумной”, родители согласились с этим).

- Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица? Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них?

(Нет, нельзя. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери”. Оля всегда “во всем была права”.)

- Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя? Докажите текстом.

(Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: “Надо считаться с людьми”; “Друзей легче потерять, чем найти”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”)

- Как Евдокия Савельевна относилась к Оле? Что в ее характере настораживало и порой раздражало учительницу? Почему она отказалась устраивать персональную выставку. Олиных работ? (Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение девочки к одноклассникам, видела ее эгоизм.. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только два рисунка)

- Для чего нужны были встречи “нынешних” с “бывшими”? Почему Евдокия Савельевна приглашала на встречи “не только героев, а и диспетчеров с поварами? Почему выделяла незаметных ребят? Чего добивалась учительница от своих учеников?

(Евдокия Савельевна хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Она добивалась от своих  учеников “таланта человечности”.)

- Понимала ли она душевное состояние своих учеников? Докажите это примерами из текста.

(Учащиеся приводят пример с Люсей, которая остро переживала домашние проблемы, была унижена Олей, нуждалась в поддержке. Сделав Люсю старостой класса, Евдокия Савельевна дала ей понять, что она ничуть не хуже Оли, что она уважаемый человек. Не секрет для учительницы и любовь к Оле Бори Антохина, да и душевное состояние Оли ей тоже хорошо понятно.) 

- Почему же Евдокия Савельевна не смогла изменить характер своей ученицы?

(Потому что родители Оли не поддерживали ее, а боролись с ней.)

- Что мы знаем об отце и матери Оли?

(Оба работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была непосредственной. Эта непосредственность была удивительной, покоряющей. Синонимом ей была честность.)

- Что было главным желанием их жизни?

Желание иметь дочь. Когда она родилась, Надюша написала в записке: “Спасибо ей”.

-Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?

Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы “спасибо ей” все началось. Эта фраза “перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца”. Сначала мы видим Оленьку глазами отца.

- Какою  ее видит отец?

(Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации

- Подтвердите текстом, что жизнь в семье крутилась только вокруг дочери.

 “В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы”. “Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных”.

- Кого отец винил в том, что Оля пропала? Почему?

(Отношения Оли с Евдокией Савельевной складывались сложно. Учительница ничем ее не выделяла, пыталась на родительском собрании раскрыть истинное лицо Оли “Лицом к лицу лица не увидать”), Она считала, что Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе. Она “забывает” о Люсе Катуниной во время встречи с художником, не замечает любви Бори, ничего не делает для школы, обуреваема желанием всегда и везде быть первой. “Жить только собой - это полбеды/ Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.“Ей было некогда вникнуть. Недосуг!”)

- Когда отец понял истину? К какому горькому выводу он пришел? Зачитайте.

(Сначала он пытался найти оправдание ее поступку, но потом сказал: “Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”; “А может, ее любви хватало лишь на себя?”; “Безумие пришло к нам в дом”; “Мы с Надюшей боролись…” (и до конца повести”).

- Почему именно в конце повести Евдокия Савельевна раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, она мстит?

(Нет, просто раньше отец не хотел прислушиваться к ее словам, верил только Оле. В конце повести отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”)

- Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне?

(Он чувствует вину перед ней: “Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, -говорит герой.- Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?”)

ИДЗ

Микроцель: установить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и скорректировать их.

Найдите в тексте слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.

«Она (Оля) просто решила, что любовь отбирает у людей гордость и самолюбие».

«Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы».

«Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество».

«Если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными (выпускники Е.С.) , они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память».

«К человечности талант художника может и не прилагаться, продолжала она, - но к дарованию художника человечность…»

V. Задание на дом

Микроцель: создать условия для дифференцированного выбора учащимися упражнений для самостоятельной работы.

Напишите сочинение-рассуждение по одному из афоризмов, принадлежащих перу А.Алексина:

VI. Рефлексия

-Предлагаю вам с помощью системы интерактивного голосования еще раз ответить на следующий вопрос: какие из записанных на доске определений можно отнести к образу Е.С.?

А) смешная, забавная

Б) серьезная, ответственная,

В) странная, несовременная

-Почему Ваше отношение к Е.С. поменялось?

VII Итоги

-Чему нас учит повесть Анатолия Алексина?
Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное отношение к близким  людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой) неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия

- А в каких прочитанных нами ранее произведениях уже поднималась проблема душевной красоты ( И. С. Тургенев « Муму», Короленко «Дети подземелья»  ).

-Так, писатели через малую эпическую форму – сподвигают нас задуматься о важных вопросах в жизни каждого человека.

ВЫВОД: 

- Заканчивая разговор, хочется сказать вам, что не столько важно, кем вы станете, важно - какими. И помните слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".

Данная разработка содержит материал  к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия".  Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...

Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» в 8 классе.

Урок внеклассного чтения по повести  А.Алексина "Безумная Евдокия" направлен на формирование нравственно-волевых качеств и развитие исследовательских компетентностей учащихся в процессе анализа т...

Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"

Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"...

Конспект урока по литературе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"

Конспект урока по литературе в 7 классе по программе "Школа 2100" ....

Талант человечности. (Урок-диспут по повести А. Алексина ”Безумная Евдокия ”)

Урок внеклассного чтения для обучающихся  7 класса.Цели урока:Предметная: знакомство учащихся с творчеством писателя  А.Алексина, его повестью «Безумная Евдокия», обсуждение на м...

Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).

Урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы....