Путешествие по русским народным сказкам
план-конспект урока (5 класс)

Куредина Татьяна Викторовна

Разработка открытого урока по внеклассному чтению в 5 классе на тему: "Путешествие по русским народным сказкам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  

г. Мичуринска Тамбовской области

Разработка урока внеклассного чтения

на тему:

« Путешествие по русским народным сказкам »

                                 Составитель:

                                                    учитель русского языка и литературы

                            Т.В. Куредина

Мичуринск

«Путешествие по русским народным сказкам».

Программное содержание.
Обучающие задачи: 
1.
 Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи: 
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи: 
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Оздоровительные задачи:
1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

Методы:
Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: 
Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: 
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Индивидуальная работа:
На протяжении занятия активизировать учащихся.

Материал:
Игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога и почтальона Печкина.

Оборудование:
Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой «Волк и семеро козлят», диск с викториной по русским народным сказкам.

Ход занятия: Звучит негромкая музыка.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.

Учитель. Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Ученики. Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Учитель.        Испокон века книга растит человека.
                        Хорошая книга – ярче звездочки светит.

          Любите ли вы читать сказки?
Ученики. Да. Любим. Очень любим.

Учитель.  Все люди любят сказки.

                И сказки дружат с каждым.

                Они необходимы как солнышка привет.

                 И если любишь сказки, они тебе расскажут

                 О том, что, может, было, а, может быть, и нет… 

Учитель.  А как можно сказать о сказке, какая она?

Ученики. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Учитель. Скажите, ребята, как, по-вашему, интересней жить : со сказками или без них?

Ответ учеников. 

Тогда будем  мы играть,
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Учитель. Почему они называются народными? 
Ученики: Потому что их сочинил русский народ.
Учитель. Верно.  Молодцы! Предлагаю Вам совершить путешествие по русским народным сказкам. .

                                                       Отправляемся друзья
                                                       В чудо сказку – вы и я.


                                                       Вот экран волшебный есть,
                                                       Сказок тут не перечесть!

                (Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Учитель    Для начала хочу узнать, а знаете ли вы сказки? И что бы в этом убедиться, предлагаю вам исправить ошибки в названиях следующих сказок:    (слайд 6, 7) . Будем сказки вспоминать,
                                         Будем в сказки мы играть.

  • «Петушок Ряба» - «Курочка Ряба».
  • «Даша и медведь» - «Маша и медведь».
  • «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
  • «У страха глаза огромны» - «У страха глаза велики».
  • «По рыбьему велению» - «По щучьему велению».
  • «Заюшкин домик» - «Заюшкина избушка».

Учитель.   Молодцы! Вижу, что сказки вы читали!  Знаете их! А теперь давайте восстановим  последовательность событий в сказке  « Гуси- лебеди»  (слайд 8, 9).

             5. Машенька встретилась с речкой.

             6. Девочка в избушке Бабы-Яги.

               8.  Сестрица приводит братца домой.

                4. Девочка встретилась с печкой.

                1.  Гуси-лебеди унесли Иванушку.

                7. Мышка помогает Машеньке.

                 3. Девочка встретилась с яблоней.

                 2. Машенька бросилась догонять гусей.                

Учитель.     Молодцы! Хорошо справились с заданием.

                                А теперь вставайте дружно,
                               В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки».

            ( Упражнение «Курочка Ряба»)
   Мышка быстренько бежала 
(бег на месте)
   Мышка хвостиком виляла 
(имитация движения)
   Ой, яичко уронила (
наклониться, «поднять яичко»)
   Посмотрите-ка, разбила 
(показать «яичко» на вытянутых руках)

               (Упражнение « Репка »)
Вот ее мы посадили 
(наклониться)
И водой ее полили 
(имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка 
(развести руки в стороны)
А теперь ее потянем 
(имитация движения)
И из репы кашу сварим 
(имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие 
(показать «силу»)

                (Упражнение « Репка »)
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать 
(подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться 
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

 Учитель. Молодцы! Спасибо.    

  Был Кощей вчера в гостях.

  Что наделал, просто – Ах !

        Все картинки перепутал,

        Сказки все мои он спутал!

         Трудно сказочку сложить,

          Но не надо нам тужить.

          Дружно, смело и умело

          Давайте все возьмёмся мы за дело!

         Ребята, помогите! Сказку русскую сложите!

         

   

   
а)  Сказку «Репка» посмотрите
     И героям помогите.
  Репку надо им достать, подскажите
  Кто за кем, где должен встать?


б)   Следующая  сказка «Теремок».
      Он не низок, не высок.
      И жильцов своих всех ждет,
      Кто за кем туда придет?

   Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

Учитель. Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
( учитель загадывает загадки)

  1. Посадил ее дед в поле
    Лето целое росла.
    Всей семьей ее тянули
    Очень крупная была.
                     Репка
  2. На сметане был мешен
    В русской печке испечен.
    Повстречал в лесу зверей
    И ушел от них скорей.

                  Колобок


      3. Красна девица грустна,
         Ей не нравится весна.
         Ей на солнце тяжко,
         Слезы льет бедняжка.
                     Снегурочка

4.  В небесах и на земле скачет баба на метле,
     Страшная, злая, кто она такая?
                       Баба-Яга


    5. У Аленушки-сестрицы
       Унесли братишку птицы.
       Высоко они летят
      Далеко они глядят
                      Гуси-лебеди
    6.  Летела стрела и попала в болото,
        И в этом болоте поймал ее кто-то.
        Кто, распростившись с зеленою кожей.
        Сделался милой, красивой, пригожей?
                      Царевна лягушка

7. Жили-были семь ребят
   Белых маленьких козлят.

     Проник обманом серый в дом.
    Коза потом его нашла,
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.
             Козлята

Учитель. Молодцы! Все  загадки разгадали! 

                                Верить в сказку – это счастье!

                          И тому, кто верит

                          Сказка обязательно отворит все двери!

Учитель. Появляется почтальон Печкин с телеграммой : «Спасите! Помогите! Нас съел серый волк!». Ребята, а кто мог написать эту телеграмму? Как называется эта сказка?

Ответ учеников.      Эту телеграмму написали козлята.  Сказка «Волк и  семеро козлят».                     

            Учитель. За ум и смекалку
                             Сказать я спасибо хочу!
                             Тем, кто трудился,
                             Тем, кто старался
                             Подарок свой всем сейчас покажу.


(Дети смотрят сказку «Волк и семеро козлят» на компьютере)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Путешествие по русским народным сказкам"

Тема: Викторина «Путешествие по  русским  народным сказкам» Цели:- обобщить знания детей по русским народным сказкам;Задачи:- приобщить детей к народному творчеству;-формиро...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Путешествие по русским народным сказкам "Поляна сказок"

театрализованное представление в подготовительной группе...

Путешествие по русским народным сказкам

Использование сказок и актерского мастерства....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Закрепление знаний детей о русских народных сказок. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навык...

Урок – путешествие по русским народным сказкам, 5 класс.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Спасите наши сказки»...