Главные вкладки

    Статья "Организация проектной деятельности на уроках литературы."
    статья по литературе

    Данная статья содержит информацию об организации проектной деятельности на уроках литературы,структуру работы над проектом, ведь метод проектов является одним из приоритетов современного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_1.docx18.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация проектной деятельности на уроках литературы.

    Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках - один из приоритетов современного образования. Появление образовательных стандартов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций и создающих условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению литературы, необходимость расширения возможностей социализации современного подростка требуют освоения обучающимися навыков проектно-исследовательской деятельности.

    Учебные проекты способствуют формированию самостоятельности в добывании знаний и исследовательских навыков, воспитании научного мировоззрения, усиливают положительную мотивацию в обучении, развивают личность ребенка, творческие и интеллектуальные возможности. Учебный проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую. Для успешного его выполнения необходимы следующие умения: нахождение и решение проблемы, анализ результатов своей деятельности, прогнозирование различных вариантов собственных решений, установление причинно-следственных связей. Метод проектов формирует также  компетенции - умения, связанные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет сочетания теоретических знаний и их практического применения.

    Целью использования проектных технологий на уроке также является организация разноуровневого и дифференцированного обучения, воспитание исследовательской культуры обучающегося, формирование коммуникативных, языковых, культурологических компетенций, выработка навыков взаимодействия в больших и малых группах.

    Проектная деятельность укладывается как в парадигму личностно ориентированной педагогики, так и является важной составляющей системно-деятельностного подхода к образованию.

    Основная проблема данной технологии — организация проектной деятельности во время урока организовать сложнее, чем внеурочные долгосрочные проекты. Необходимо продумать целый ряд вопросов: какое место в структуре урока следует ему отвести? Какой тип проекта логичнее всего использовать? Как сформулировать тему урока-исследования? Ответ на все эти вопросы заключается в понимании того, что для учителя проект — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее обучать проектированию. Используя на уроке разные типы проектов, необходимо отталкиваться от темы и цели учебного занятия. Некоторые учебные темы основываются на проекте с начала и до конца, другие предполагают обращение к проекту в качестве завязки или кульминации, иногда он необходим на одном этапе изучения темы.

    В рамках урочной системы уместно использовать следующую структуру работы над проектом:

    1 этап — планирование: определение темы проекта, постановка цели, определение задач. Здесь же происходит распределение учащихся на группы и обсуждение вариантов работы.

    2 этап — построение ориентировочной схемы действий. На данном этапе распределяются обязанности, продумывается ход деятельности, отбирается материал.

    3 этап — деятельность: практическая работа (анализ текста, историко-культурологический комментарий, беседа по вопросам и т. д.). Учитель заранее продумывает: будет ли это одновременная работа со всеми группами или индивидуальные задания по выбранным темам для каждой группы.

    4 этап — рефлексия. Это этап обобщения и выводов, анализа как положительных сторон в работах, так и ошибок, и нахождения способов их устранения.

    5 этап — оценка: представление работ (защита проектов). Здесь открываются самые широкие возможности для поиска жанров и организационных форм презентации. это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, рекламная акция, заочная экскурсия и т. д.

    Чаще всего на своих уроках мы обращаемся к информационным проектам. Они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Подразумевается, что участник проекта знакомится с этой информацией, анализирует её и обобщает факты. На уроках, работая в группах, учащиеся создают учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Примером такого проектирования может стать исследование на тему «По следам героев романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»». Продуктом такого исследования являются заочные экскурсии по Москве 30-х годов и Древней Иудеи.

    Информационный проект может стать толчком к следующему исследованию. Например, выслушав представление самостоятельно выполненного дома проекта “Петербург Достоевского” одного-двух учащихся, ребята получают исследовательское задание: подобрать примеры из романа «Преступление и наказание», углубив тему через цветовую символику произведения.

    Научиться выдвигать гипотезы, разрабатывать пути решения проблем, обсуждать полученные результаты, делать выводы и защищать свою точку зрения обучающиеся могут на уроке, где организован исследовательский проект, в основе которого всегда стоит проблемный вопрос. Темы — самые распространённые: «Проблема взаимоотношений человека и природы в творчестве Есенина», «Обломов: «золотое сердце» или «русская лень», «Разве я старушонку убил, я себя убил», «У войны не женское лицо», «Во все времена в любой жизни есть место подвигу» и т. д.

    Организация исследовательской работы на уроке происходит следующим образом: учащимся объявляется тема исследования, к примеру, «Татьяна Ларина: «тип, твердо стоящий на своей почве» (Достоевский).

    Организационный этап. Руководитель проекта вместе с учащимися определяет план работы над проектом, направления, по которым должно вестись исследование. В связи с тем, что класс небольшой, дети делятся на 3 исследовательских группы, каждая из которых выбирает предмет исследования: «Татьяна — русская душою», «Тонкая натура и сильная женщина», «Акценты Пушкина при изображении Татьяны Лариной».

    Основной этап. Исследовательская работа. В процессе фронтального обсуждения ребята определяют вопрос, ответ на который должно дать исследование, «характер Татьяны: цельность или противоречивость?» Выдвигается гипотеза, затем каждая группа проводит исследование и защищает результаты своей работы (презентация и пр.).

    Творческий проект на уроке требует особой подготовки, т. к. он предполагает соответствующее оформление результатов. Примером такого проекта может стать «Воображаемый музей литературного героя» по произведению Гоголя «Мертвые души», экспонаты — предметы, принадлежащие героям поэмы. При обсуждении в группе, какие экспонаты необходимо отобрать для экспозиции воображаемого музея, актуализируются знания художественного текста. Продуктом работы над проектом должна стать экскурсия по музею (виртуальному, рисованному или же реальному), в которой определяется роль каждого экспоната в жизни литературного героя.

    Еще один пример, оформление поэтического альбома «Моему современнику» (избранные стихотворения поэтов Серебряного века). Учащиеся сами подбирают те стихотворения поэтов, которые они рекомендовали бы к прочтению своим сверстникам, оформляют альбом, в том числе и мультимедийный, используя различные компьютерные программы.

    Использование на уроке литературы практико-ориентированного проекта, в котором результат чётко обозначен в начале работы, предполагает обязательное ориентирование на интересы самих участников. Это может быть составление таблицы, текста, созданного на основе полученных результатов исследования, справочный материал по какой-то теме, словарная статья и т. д. Например, таблица «Говорящие фамилии в комедии Фонвизина «Недоросль»», словарь изобразительно-выразительных средств (по произведениям А. Ахматовой).

    Одним из интереснейших видов учебных проектов является игровой проект. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Примером тому служат урок по произведению Достоевского «Преступление и наказание», где обучающиеся провели судебное разбирательство по факту убийства старухи-процентщицы и вынесли свой вердикт, а также урок в 11 классе «Литературный салон «Жизнь и поэзия — одно» (по теме «Серебряный век русской поэзии»).

    Говоря о проектной деятельности, нельзя не отметить ее интеграцию с информационно-коммуникационными технологиями, которые значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке проекта. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации и многое другое. ИКТ дают возможность оформить проект соответствующим образом. Материалы, найденные или разработанные с помощью информационно-коммуникационных технологий, удобно использовать для оформления кабинета (фото-экскурсии в литературные музеи, иллюстрации, портреты писателей) и для анализа и систематизации отобранной информации, хранения разработанных учебных материалов.

    Метод проектов делает обучение увлекательным процессом, на уроках-проектах ребятам предоставляется свобода организации коллективной деятельности, возможность принятия самостоятельных решений, создаются условия для развития у учащихся широкого круга компетенций в области освоения различных способов познавательной деятельности, универсальных учебных действий, а, главное, создаётся ситуация успеха, где каждый вследствие возможности скрытой дифференциации найдёт своё место в общем коллективном исследовании.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование проектной деятельности на уроках литературы

    В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

    Проектная деятельность на уроках литературы

    Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...

    Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

    Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

    Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

    Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

    Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

    Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...

    "Проектная деятельность на уроках литературы".

    Проектная деятельность на уроках литературы.Тема проекта «Путешествие в Книгоград».5 класс.Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 округа  Муром Рязанова Екатерина ...

    Обобщение педагогического опыта "Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности"

        В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации.  Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятс...