Тема сиротства в произведениях устного народного творчества
проект по литературе (8 класс)

Нигманова Ирина Амировна

Проблема сиротства очень актуальна в настоящее время. В литературе данная тема изучена недостаточно, а в современной России остро стоит проблема социального сиротства. Данная работа отображает тему сиротства в русских народных сказках, пословицах и других направлениях устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл man_tema_sirotstva.docx43.73 КБ
Файл man_tema_sirotstva.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 128 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Научно – исследовательская работа на тему:

«Тема сиротства в произведениях устного народного творчества»

Выполнили обучающиеся 8В класса

 Гареева Рината, Макарова Елизавета.

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Нигманова И.А.

Уфа – 2017


Оглавление.

1.Введение………………………………………………………………

3

2.Значение слова «сирота» в русском языке………………………..

5

3.Сиротство как общественное явление в России……………..........

6

4.Тема сиротства в устном народном творчестве……………………

9

4.1.Изображение сиротства в русских народных сказках…………

9

4.2.Изображение сиротства в русских пословицах………………..

      13

4.3.Отражение темы сиротства в других жанрах устного народного творчества………………………………………………………………

      15

5.Проблема сиротства в современном мире. Результаты опроса обучающихся МБОУ Школа №128 по данной проблеме…………

     18

6. Заключение…………………………………………………………

     23

7. Литература…………………………………………………………..

     24


1. Введение

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

В данной исследовательской работе я не буду рассматривать саму проблему социального сиротства, а только приближусь к понятию сиротство в литературе, точнее в произведениях устного народного творчества. Во все времена к сиротам относились по-разному. Из далекого прошлого в наше время пришли произведения устного народного творчества. Через такие произведения, как сказки, песни, пословицы, частушки, мы узнаем о жизни наших предков, погружаемся в их проблемы, сопереживаем их горю, разделяем их радость, узнаем о праздниках и ритуалах. Каждое произведение по-своему отражает, как все происходило в те далекие времена.

Сиротство - одна из тем, которая затронута в произведениях устного народного творчества. Чаще всего мы видим тяжелую, наполненную трагизмом жизнь одиноких детей, причем дети, зачастую, становились одинокими даже тогда, когда имели одного из родителей. Произведения народного творчества  наглядно показывают, как дети - сироты испытывают не только одиночество в этом мире, их часто используют как рабов, подвергают физическим наказаниям, и реже мы можем увидеть любовь и заботу, проявленные по отношению к ним. Ничего не меняется веками в жизни детей, оставшихся без родителей. Только литературные произведения доносят до наших сердец проблемы сиротства.

В своей исследовательской работе я постараюсь рассмотреть проблему сиротства и провести анализ произведений устного народного творчества: пословиц, сказок, песен, частушек.

 Актуальность темы:

Проблема сиротства очень актуальна в настоящее время. В литературе данная тема изучена недостаточно, а в современной России остро стоит проблема социального сиротства.

Цель:

Выявить жизненную основу причин сиротства и проследить, как воплощается эта тема в произведениях устного народного творчества.

Задачи:

1.Рассмотреть  проблему сиротства как общественного явления в России.

2. Охарактеризовать основные традиции изображения сиротства в русских народных сказках и пословицах.

3. Рассмотреть проблему сиротства в современном мире.

 


2.Значение слова «сирота» в русском языке.

    Согласно толковому словарю С. Ожегова, сирота – это «ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя».

Согласно словарю В. И. Даля, этим словом обозначается "вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек". В Древней Руси сиротами назывались крестьяне. Сиротами считаются все оставленные. Слово это общеславянское, более того, индоевропейское, указывает на его древность. Соответственно, сирота был выделен из общей массы людей на довольно раннем этапе развития человечества.


3.Сиротство как общественное явление в России.

Сиротство как общественное явление на Руси имеет многовековую историю. Еще в период создания Российского государства началось формирование системы мер по социальной защите детей-сирот. Охрана их прав во многом зависела от религиозных обычаев и установленного общественного порядка тех времен. Каждая общественно-экономическая формация по-разному защищала ребенка-сироту в зависимости от уровня своего развития. Судьба детей-сирот издавна решалась на Руси путем так называемого призрения (забота, опека). Причем, с этим понятием ассоциировалось прежде всего устройство подкидышей, незаконнорожденных. Именно они составляли контингент отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым путем.

Сиротами, говоря о детях, с древнейших времен называли детей бедных крестьян-общинников (X—XIV вв.). Позднее термин “сирота” стал вытесняться термином “крестьяне” (в древнейших актах и грамотах), а в XIV — начале XVIII вв. в обращении к правительству и феодалам “сирота” стало самоназванием не только крестьян, посадских людей, стрелецких и солдатских жен, а также детей. С ростом капиталистических отношений в России к сиротам уже относились дети рабочей бедноты, разорившихся крестьян и ремесленников, а в периоды социально-политических потрясений (крестьянских восстаний, революций и войн) — дети солдат, революционеров, “бунтовщиков” и т. п.

Историю развития детского призрения в России, вероятно можно начать (за отсутствием других исторических документов), со времен Великого князя Владимира Святого, положившего начало христианизации Руси. Именно он, по крайней мере, это засвидетельствовано в летописях, поручил призрение над сиротами духовенству и сам “раздал сиротам, убогим и странникам великую милостыню”. Его приемник, Великий князь Ярослав Мудрый, учредил сиротское училище, где призревал и обучал на свои средства 300 юношей. В Киевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя (как наиболее богатого и могущественного человека), либо возлагалось на церковь, которая уже по одному своему учению и наличию у нее значительных материальных ресурсов должна была заниматься этим, а благотворительность в отношении неимущих, особенно детей, рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовных побуждений того времени.

   Ко времени Ивана Грозного призрение бедных и страждущих, куда в первую очередь входили дети-сироты, уже начало входить в круг задач государственного управления, осуществляемого с помощью тогдашних административных учреждений - приказов. Попечение о них также продолжало осуществлять большинство монастырей и частными лицами.

   В период “Смутного времени” (начало 17 века) правительство Бориса Годунова особенно заботилось о вдовах и сиротах, причем без различия их подданства и вероисповедания. Как указывается в летописи Борис Годунов “не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным”.

   Первый из династии Романовых, царь Михаил Федорович, передал открытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Идея постепенного развития социального обеспечения беднейших слоев, прежде всего детей-сирот, воплощается в царствование Алексея Михайловича, когда в связи с укреплением центральной власти были созданы специальные приказы, занимающиеся призрением бедных. В 1682 году в царствование Федора Алексеевича был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись беспризорные дети. Здесь же впервые (в письменных источниках) ставится вопрос об открытии специальных домов, где они должны обучаться грамоте и ремеслам (первый воспитательный дом был основан в Милане в 787 году архиепископом Датсусом). Этот проект можно рассматривать как наивысшее проявление той эпохи, когда идея государственного призрения детей только зарождалась. При этом на место чувства “нищелюбия”, основывающегося на мысли о спасении души, выдвигается идея о необходимости за счет благотворительности по отношению к детям обеспечить одновременно и потребности государства в грамотных и обученных различным ремеслам и наукам людях.

   В тоже время нехватка рабочих рук приводила к тому, что государство своими указами и распоряжениями отдавало беспризорных детей в кабалу, как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Поэтому подобное можно считать лишь примитивной формой заботы общества и государства о сиротах. Частные лица и монастыри охотно брали сироту к себе на воспитание. В свою очередь ребенок, оставшийся без родителей, не имел возможности иным способом обеспечить себе пропитание. Такая система “устройства” существовала довольно длительное время - до конца 18 века. Например, городские указы 1767 года позволяли удовлетворять ходатайства купцов о закреплении за ними сирот и “нищенских детей”.

Понятие “сирота” в советское время определялось как “ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя”, фактически же с конца 60-х — начала 70-х гг. речь идет о таком антиобщественном явлении в России, как социальное сиротство, опасность которого становится все более очевидной: число детей-сирот по причинам отказа от них со стороны родителей растет с каждым годом.


4.Тема сиротства в устном народном творчестве.

4.1.Изображение сиротства в русских народных сказках.

Мотив сиротства являлся распространенным и в народных сказках. Сказки отражают жизнь людей, проблемы, с которыми сталкивается человек. Дети в сказках становятся сиротами по тем же причинам, что и в жизни: болезнь и смерть одного из родителей или сразу обоих. Мы проанализировали несколько сказок.  

Сказка «Сивка-Бурка». Старик, умирая, просит трёх своих сыновей, чтобы они поочерёдно провели по одной ночи у него на могиле. Старший брат не хочет ночевать на могиле, а просит младшего, Ивана-дурака, чтобы он переночевал вместо него. Иван соглашается. В полночь из могилы выходит отец. Он вызывает богатырского коня Сивку-Бурку и велит ему, чтобы он служил сыну. Средний брат поступает так же, как и старший. Опять на могиле ночует Иван, и в полночь происходит то же. На третью ночь, когда приходит очередь самого Ивана, все повторяется. Царь бросает клич: кто сорвёт портрет царевны, на ширинке (то есть на полотенце) нарисованный, с высокого дому, за того царевна замуж пойдёт. Старший и средний братья едут смотреть, как будут портрет срывать. Дурак просится с ними, братья дают ему трёхногую кобылёнку, а сами уезжают. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и становится молодцом. Он едет за портретом. Конь скачет высоко, но не достаёт портрета всего на три бревна. Братья видят это. Вернувшись домой, они рассказывают жёнам об удалом молодце, но не знают, что это их брат. На другой день происходит то же — Иван опять чуть-чуть не достаёт. В третий раз он срывает портрет. Царь созывает на пир людей всех сословий. Иван-дурак тоже приходит и садится за печкой. Царевна потчует гостей и смотрит: кто утрётся ширинкой с портретом? Но она не видит Ивана Пир идёт и на другой день, но царевна опять не находит суженого. На третий раз она обнаруживает за печкой Ивана-дурака с портретом и с радостью ведёт к своему отцу. Братья Ивана изумлены. Играют свадьбу. Иван, приодевшись да почистившись, становится молодцом: «не Иван-дурак, а Иван — царский зять». Главный герой, младший сын, выполняет отцовский наказ и получает за это  волшебного помощника – коня. С помощью отцовского подарка он, состязаясь с братьями, совершает подвиги, берет царевну в жены и получает царство. Таким образом, за послушание сын – сирота получает  от умершего родителя помощь и защиту.

В другой русской народной  сказке "Волшебное кольцо" сюжет таков: умирает отец, остаются мать и сын. В наследство сыну достается некоторое количество денег. Он берет часть этих денег, и вместо еды в первый раз покупает собаку, во второй раз кошку, в третий добывает волшебное кольцо. С его помощью герой женится на царевне, она отбирает кольцо, его прогоняет. Собака с кошкой достают кольцо и выручают своего хозяина. Он возвращает себе богатство, хорошую жену и счастливую жизнь.

Итак, очевидным образом, в этих двух сказках сюжетообразующим фактором является наследство. С точки зрения бытовых норм, сирота распоряжается им неразумно, но время показывает, что правда была на стороне сироты. Причин тому может быть две: либо сирота знает, как "правильно" потратить наследство, либо как его тратить – неважно: оно в любом случае принесет удачу. В любом случае в данных сказках  наследство помогает герою выгодно жениться, разбогатеть.

       В сказке «Крошечка – Хаврошечка» сюжет такой.

Когда умерла вдова, ее дочь Хаврошечку приютила тетка, но стала нагружать ее разной работой - белье набелить, наткасть и скатать. Не успела бы Хаврошечка все это сделать, но говорила ей родная коровушка-буренушка,  чтобы лезла она в одно ухо, а в другое вылезала. Как только это делала Хаврошечка, так все было готово.

Решила тетка проследить за тем, как Хаврошечке все удается и послала своих дочерей. Хаврошечка песней усыпила глаза у дочерей и те ничего не замечали. Но забыла она про третий глаз Трехглазки и та увидела как Хаврошечка лезла в ухо коровушке.

     Решила тетка корову убить, а та Хаврошечке и сказала мяса своего не есть, косточки собрать, зарыть в саду и поливать ключевой водой. Выросла на том месте прекрасная яблоня и понравились яблоки богатому барину. Попросил он яблоко, но не далось дерево ни Одноглазке, ни Двухглазке, ни Трехглазке. И только Хаврошечка сняла яблочко и подала красавцу-барину. А тот за это на ней женился. Таким образом, мы видим, что умерший родитель продолжает опекать своего ребенка, с помощью волшебной коровы сирота добивается счастья.

 Героем русской народной сказки может быть и «полсироты»: кто-нибудь из родителей жив. Такой ребенок живет под гнетом мачехи.

В русской народной сказке «Морозко» рассказывается, как в одной деревне жил одинокий старый мужчина, который сам воспитывал дочку, так как жена его давно умерла. Со временем старик решил жениться. Новая жена оказалась очень строга к стариковой девочке, постоянно ее бранила и попрекала. Своей же родной дочери позволяла долго спать, ничего не делать по дому и всячески потакала ее прихотям.

Как-то решила мачеха сжить со свету свою падчерицу и придумала план. Стала она говорить своему мужу, что девочка ее совсем не слушается, что не ужиться им всем вместе и попросила увезти ее в дремучий лес. Старик долго отнекивался, спорил со старухой, но в итоге, согласился.

      А на улице в то время стояла суровая зима. Но делать было нечего, запряг старик лошадь, посадил свою любимую дочь в сани и повез в лес. Оставил девочку под сосной, да и уехал домой. Тяжело было у отца на душе, но назад за дочкой он не вернулся.

       Сидит девочка на снегу, замерзла, вдруг слышит, что-то потрескивает недалеко. Оказалось, это сам Морозко пожаловал. Морозко увидал девочку, да как дунет на нее холодом студеным и спрашивает при этом: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». А девочка хоть и замерзла вся, но крепится, отвечает: «Тепло-тепло, батюшка». Так Морозко три раза дул на падчерицу, а она все терпела и отвечала, что совсем не замерзла.

      А дома мачеха радуется, что падчерица погибла, послала старика привезти ее косточки из лесу. Старик поехал в лес и с радостью обнаружил, что дочь его жива и здорова. Сидит девочка в шубе соболиной, которую ей Морозко подарил, да еще и сундук драгоценностей при ней.

       Привез старик девочку домой, а мачеха со своей дочерью так и ахнули. Наутро отправила бабка дочку со стариком на тоже место, чтобы и ей Морозко подарков подарил, но мачехина дочь оказалась не такой терпеливой, грубила старому человеку и не получила подарков. Замерзла она в сугробе, на этом и заканчивается сказка.

Таким образом, очевидно, что подарки от Мороза падчерица получает за то, что диалог с ним ведет правильно. Мачеха ей завидует, и отправляет в лес свою дочь. Та ведет себя при встрече иначе, чем падчерица, за это погибает.  Правильно ответив на вопросы Мороза, девушка – сирота успешно проходит испытание и получает награду за свою вежливость и доброту, а мачехина дочка карается за грубость и злость.

      Итак, русская народная сказка изображает мир, в котором, если и возникают беды – голод, болезни, сиротство, то в финале любой конфликт имеет счастливое разрешение. Появившийся вовремя избавитель: солдат, шедший мимо, добрый молодец, готовый жениться и взять под защиту – разрешает любую проблему.  Сирота всегда получит защиту от умерших родителей, добрых людей, помощь свыше. Так в фольклорных сказках выразилось  народное стремление о защите, опеке сирых и обиженных на Руси.


4.2.Изображение сиротства в русских пословицах.

Окружающий мир, оказывается, весьма враждебен к сиротам, это отражается в пословицах. Положение сирот в обществе было действительно незавидное. Девочки-сироты довольно рано нанимались няньками, мальчики шли в подпаски. Пасынок претерпевает множество притеснений со стороны мачехи: «Из дому гонит мачеха, а из лесу медведь». Очевидно, в этом случае мы видим иллюстрацию вполне объяснимого человеческого желания: получить выгоду за счет беззащитного члена общества. В народе сохранилось много пословиц о сиротской доле.

Отца нет — полсироты, матери нет — круглый сирота.

Сироту каждый обидит.

Сирота — ни в дверь, ни в ворота.

За сироту только Бог — заступа.

Сиротой вырос, горя море вынес.

Сиротское детство на всю жизнь наследство.

Сиротинушка наш дедушка: ни отца, ни матери.

Сиротки, что пчелки без матки.

Сиротская слеза не канет мимо.

Сиротские слезы отольются.

Сиротство — не благородство.

Тогда сироте праздник, когда белую рубашку дадут.

В сиротстве жить — слезы лить.

Видно совушку по перышку, а сиротку — по одежке.

Житье сиротам, что гороху при дороге: кто мимо идет, тот и урвет.

Пастух рад лету, а сир привету.

Пастух рад лету, пчела — цвету, а сирота — привету.

Только и родни, что лапти одни.

Мать высоко замахивается, да не больно бьет, мачеха низко  

замахивается, да больно бьет.      


Не случайно говорится, что в пословицах заключена народная мудрость. Считалось очень благородным поступком призреть, приютить сироту.

Кто сироту пожалеет, того Бог обогреет.

Не строй церковь – пристрой сироту.

Сироту воспитать, что храм возвести.


4.3.Отражение темы сиротства в других жанрах устного народного творчества.

Тема сиротства также отражается и в народных песнях. В них лирический герой с горечью рассказывает о своей горькой

участи.

Сиротой я росла,
Как в поле былинка.
Моя молодость прошла
На чужой сторонке.

Я с двенадцати лет
По людям ходила,
Где качала я детей,
Где коров доила.

Хороша я, хороша,
Да плохо одета.
Никто замуж не берёт
Девицу за это.

Пойду с горя в монастырь,
Богу помолюся,
Пред иконою святой
Слезою зальюся:

Не пошлёт ли мне Господь
Той доли счастливой,
Не полюбит ли меня
Молодец красивый.

Как во тёмном во лесу
Там воют волчицы,
Как в зелёном во саду
Распевали птицы.

Как одна-то, одна пташка,
Она села и запела,
И, должно, вот с нею
Моё счастье улетело.

 В рекрутских песнях довольно часто рисуется картина несправедливости по отношению к сиротам, часто их выбирают в солдаты:

... И все выбранные старосты - мироеды,

 Они делали тайны сходы полунощны,

 Они думали думу заединую:

 «Кого же нам, братцы,

 Отдать будет во солдаты?

 Нам богатого отдать – прогневится,

 Одинокого отдать – разорится.

 Отдать ли нам, не отдать ли,

 Братцы будет сиротинушку...»

 

     Народная же частушка в первую очередь передает эмоциональный настрой исполнителя. Слово "сирота" поэтому в текстах этого жанра выражает в первую очередь чувство одиночества и оставленности. Оно должно вызвать у слушателя сострадание к герою. Соответственно, в частушке "сиротами" называются собственно сироты, девушки, расставшиеся с любимыми,  солдаты, их дети, жены, дома, хозяева которых уехали:

Проторила я тропинку

Прямо к маме на погост.

Отчего трава зелена? –

От моих сиротских слез.

Я спала, меня будили

В поле алые цветы:

"Вставай, залеточку отбили,

Сиротой осталась ты"


*        *        *                                              *        *        *

Ах, война, ах, война,

Что она наделала!

Сколько девок, сколько баб

Сиротами сделала!

Скоро, скоро нас погонят

Со германцем воевать -

На ково же я оставлю

Мою милку сиротать

*        *        *                                              *        *        *

С задушевной-то подружкой

Мы сиротки бедные:

Наши дролечки одеты

В шапочки военные.

Все ходила, любовалася,

На этот домичек;

Дом стоит, как сиротинка, –

Выселен миленочек.


5.Проблема сиротства в современном мире.

     История последнего столетия в России отмечена уже тремя волнами массового сиротства детей. С первыми двумя, вызванными Гражданской и Великой Отечественной войнами, удалось справиться комплексными государственными мерами. 
    Сегодня мир вступил в XXI век. Проблема детей-сирот по-прежнему актуальна. Несмотря на то,  что Министерство образования и местные власти стараются каждому ребенку найти семью (существует несколько форм устройства детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат, семья выходного дня), число детей в детских домах не уменьшается, проблема сиротства остается. Появилось понятие «социальные сироты».

У нас возникла потребность обсудить данную проблему среди одноклассников. Мы провели анкету среди обучающихся 8-х классов и задали им следующие вопросы.

Вопросы анкеты.

1.Отметьте, пожалуйста, что означает понятие «дети-сироты» (не более 2 вариантов)

1) лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, которые содержатся в социальных приютах;

3) дети, лишенные попечения со стороны государства;

4) дети, оставшиеся без попечения родителей;

5) затрудняюсь ответить

2.По Вашему мнению, каких детей-сирот сейчас больше: тех, чьи родители живы, или тех, чьи родители умерли?

1) тех, чьи родители живы;

2) равное количество тех, чьи родители живы, и тех, чьи родители умерли;

3) тех, чьи родители умерли;

4) затрудняюсь ответить

3.Есть ли среди Ваших знакомых дети-сироты или люди, которые выросли в детском доме/школе-интернате и т.п.?

1) да, среди родственников;

2) да, среди друзей;

3) да, среди знакомых;

5) я сам(а) сирота;

 6) нет

4.Как Вы поступите, если на улице у Вас попросит немного денег на еду беспризорный ребенок?

 1) подам ему деньги;

 2) попытаюсь чем-нибудь накормить;

 3) поговорю с ним, морально поддержу;

 4) пройду мимо;

 5) постараюсь избежать с ним общения;

 6) отругаю его;

 7) сообщу ближайшему полицейскому;

 8) сообщу в органы социальной защиты (опеки);

 9) свой вариант

5.С какими из данных высказываний Вы согласны, а с какими не согласны? Отметьте в вариантах ответов с какими Вы согласны, и если есть варианты, с которыми Вы не согласны, отметьте в свободную строчку цифры вариантов, а если затрудняетесь ответить напишите цифру "0" *

1) дети-сироты враждебно настроены по отношению к обществу;

 2) дети-сироты имеют плохую наследственность;

 3) большая часть детей, воспитывающихся в детдомах/школах-интернатах, становятся преступниками;

 4) ребенок-сирота не может в дальнейшем создать нормальную семью;

 5) свой вариант

6. Какие произведения устного народного творчества Вы знаете?

7. Кто из русских и зарубежных писателей обращался к теме сиротства?

8. Какие чувства вызывает у читателей прочтение произведений о сиротах?

9. Актуальна ли эта проблема сейчас? Дайте свой комментарий.

 


Результаты исследования показали следующее. Отвечая на первый вопрос, ребята разделились во мнениях между 1 и 4 вопросами (27/26),  13 человек  также выбрали ответ №2. На 2 вопрос: «Каких детей-сирот сейчас больше: тех, чьи родители живы, или тех, чьи родители умерли?-дети ответили по-разному: 1-ый вариант ответа – 14 чл.,2-ой – 17чл.,3-ий  - 7чл, 4-ый – 7чл.. Отвечая на третий вопрос, ребята указали на отсутствие в их окружении сирот, но 12 человек все же имеют среди близких осиротевших людей. Оживление вызвал у восьмиклассников вопрос об оказании помощи подростку – сироте. Отрадно, что ребята готовы оказать и материальную помощь (14чл.), и моральную(13чл.), и хотели бы накормить несчастного (18чл.). Лишь двое признались, что прошли бы мимо, а один постарался бы избежать общения. Приятно сознавать, что , отвечая на 5-ый вопрос, никто из восьмиклассников не назвал детей-сирот социально опасными людьми.                           Остальные 4 вопроса касались темы сиротства в устном народном творчестве. К сожалению, ребята совсем не знают пословиц на эту тему, а из сказок назвали «Морозко» (8чл.) и  «Крошечку-Хаврошечку» (1чл.). Зато литературные произведения о сиротах вспомнили: «Золушку» Ш. Перро (12чл.), «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина (5чл.), «Мцыри» М.Ю. Лермонтова (10чл.), «Сказку о мертвой царевне и 7 богатырях» (11чл.) , «Недоросля» Д.И. Фонвизина (5чл.), «Маугли» Киплинга (3чл.), «Приключения Т. Сойера» М. Твена (1чл.). Прочтение  произведений о сиротах вызывает в обучающихся жалость (38чл.), сострадание (8чл.), грусть (9чл.). Практически все дети называют  проблему сиротства вполне  злободневной в современном обществе. А причиной увеличения численности обездоленных детей считают большое количество неблагополучных семей, в которых дети подвергаются насилию со стороны взрослых, в которых родители алкоголики. Также среди социальных проблем была названа безответственность молодых родителей перед неродившимися или новорожденными детьми.


     Подводя итог  исследованию, хочется сказать,  что наши сверстники понимают остроту обсуждаемой проблемы, не «закрывают глаза» на этих людей, доброжелательно настроены и  искренне готовы оказать им помощь. Однако недоумение вызывает тот факт, что  учащиеся  практически не знакомы с произведениями устного народного творчества о сиротах. Поэтому есть необходимость продолжить работу над данной темой и познакомить с ней ребят.


6.Заключение.

В произведениях устного народного творчества как в зеркале отражается жизнь народа. На Руси всегда было особое отношение к нищим и обездоленным. Оно основывалось на чувстве сострадания, жалости, на желании защитить таких людей и помочь им. Эти традиции ярко отражаются в произведениях русских писателей, которые поднимали в своих произведениях проблему сиротства.

При смене времен, социальных событий проблемы детей-сирот остаются теми же. В ближайшем будущем, по всей видимости, увеличение числа социальных сирот в общественном организме продолжится. Экономическая ситуация в стране, сохранение общества на невиданном уровне бедности, кризис семьи (в виде роста разводов и доли неполных и неблагополучных семей), военные конфликты на территории РФ, природные и техногенные катастрофы, распространение пьянства, наркомании, падение нравственности в семье и в обществе не могут не отразиться на детских судьбах. Поэтому необходимо поднимать культурный уровень населения, воспитывать в людях гуманное отношение к детям. Это задача каждого из нас.


7. Литература.

  1. Трофимов А.А. "Сирота в славянском фольклоре, обрядах и верованиях".
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. т. III, IV. М., 1994.
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа. Т. I, II. М., 1996.
  4.  Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М., 198


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема сиротства в устном народном творчестве Выполнили: у ченицы 8Б класса Гареева Рината и Макарова Елизавета Учитель: Нигманова И.А. Министерство образования Республики Башкортостан МБОУ Школа №128

Слайд 2

Актуальность – проблема сиротства очень актуальна в настоящее время. В литературе данная тема изучена недостаточно, а в современной России остро стоит проблема социального сиротства. Цель – выявить жизненную основу причин сиротства и проследить, как воплощается эта тема в произведениях устного народного творчества.

Слайд 3

Задачи Рассмотреть проблему сиротства как общественного явления в России. Охарактеризовать основные традиции изображения сиротства в русских народных сказках и пословицах. Рассмотреть проблему сиротства в современном мире.

Слайд 4

Сироты в эпоху Древней Руси

Слайд 5

Сироты во время Гражданской Войны

Слайд 6

Сироты во время Великой Отечественной Войны

Слайд 7

«Сивка-Бурка»

Слайд 8

«Волшебное кольцо»

Слайд 9

«Крошечка- Хаврошечка »

Слайд 10

«Морозко»

Слайд 11

Защита сирот в наше время

Слайд 12

Защита сирот в наше время

Слайд 13

1.Отметьте,пожалуйста,что означает понятие «дети-сироты»(не более 2 вариантов) л ица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; д ети, которые содержаться в социальных приютах; дети, лишенные попечения со стороны гос-ва; дети, оставшиеся без попечения родителей; з атрудняюсь ответить. 2.По вашему мнению, каких детей-сирот сейчас больше: тех, чьи родители живы, или тех, чьи родители умерли? т ех чьи родители живы; р авное количество тех, чьи родители живы, и тех, чьи родители умерли; т ех чьи родители умерли; з атрудняюсь ответить. 3.Есть ли среди ваших знакомых дети-сироты или люди, которые выросли в детском доме/школе-интернате и т.п.? да, среди родственников; да, среди друзей; да, среди знакомых; нет. Вопросы анкеты

Слайд 14

4.Как вы поступите, если на улице у вас попросит немного денег на еду беспризорной ребёнок? подам ему деньги; п опытаюсь чем-нибудь накормить; п оговорю с ним, морально поддержу; п ройду мимо; п остараюсь избежать с ним общения; о тругаю его; с ообщу ближайшему полицейскому; сообщу в органы социальной защиты ( опеки); с вой вариант. 5. С какими из данных высказываний вы согласны, а с какими не согласны? Отметьте в вариантах ответов с какими вы согласны, и если есть варианты, с которыми вы не согласны, отметьте в свободную строчку цифры вариантов, а если затрудняетесь ответить напишите цифру «0»* дети-сироты враждебны настроены по отношению к обществ; Дети-сироты имеют плохую наследственность; Большая часть детей, воспитывающихся в детдомах/школах-интернатах, становятся преступниками; Ребёнок-сирота не может в дальнейшем создать нормальную семью; Свой вариант. Вопросы анкеты

Слайд 15

6. Какие произведения устного народного творчества вы знаете? 7. Кто из русских и зарубежных писателей обращался к теме сиротства? 8.Какие чувства вызывает у читателей прочтение произведений о сиротах? 9.Актуальна ли эта проблема сейчас? Дайте свой комментарий. Вопросы анкеты

Слайд 16

Диаграммы по результатам опроса

Слайд 17

Диаграммы по результатам опроса

Слайд 18

Счастливый ребенок-сирота в кругу семьи

Слайд 19

Заключение

Слайд 20

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по произведениям устного народного творчества

Перед вами урок-викторина в 5 классе по произведениям устного народного творчества...

Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...

Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...

"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"

Цель  урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»...

Культура речи учителя при изучении поэтических произведений устного народного творчества в основной школе

Работа содержит практические рекомендации по совершенствованию речи учителя....

Произведения устного народного творчества.

Данная презентация будет интересна учителям....