Формирование смыслового чтения через организацию работы с текстом
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кузьмина Светлана Анатольевна

Представлен материал по теме "Смысловое чтение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование смыслового чтения через организацию работы с текстом

(из опыта работы)

В работе с текстом различают 3 этапа:

1.До чтения текста.

2.Во время чтения текста.

3.После чтения текста.

Целью предтекстовой работы является постановка целей и задач чтения, знакомство с ключевыми понятиями, терминами, прогнозирование содержания, тематической направленности. Такая работа подготавливает ребят к восприятию текста, активизирует мыслительную деятельность, показывает область неизвестного. С помощью прогнозирования читатель мыслью забегает вперед, превращается в своеобразного соавтора. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, позволяет с повышенным интересом следовать за ходом мысли автора. Чем интереснее организован этап до чтения текста, чем разнообразнее приемы, тем легче учащемуся читать текст и достигать требуемых результатов.

1.Мозговой штурм.

Перед изучением биографии Ф.И.Тютчева предлагаю поработать с отрывками из произведений поэта. Ребята получают задание: составить психологический портрет писателя. Что можно сказать о человеке, который написал такие строки:

«Мысль изреченная есть ложь».

«О, как убийственно мы любим».

«Умом Россию не понять».

«Люблю грозу в начале мая»

«Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик»?

Дети предлагают такие варианты: философ, мыслитель, патриот, неординарная личность, человек больших страстей. После проведенной работы предлагаю текст с биографией поэта, обучающимся нужно прочитать и найти подтверждение своим гипотезам.

2.Верное - неверное утверждение.

Дома дети читают биографию А.А.Фета. При помощи приема «Верные - неверные утверждения» проверяю готовность к уроку, выявляю пробелы в знаниях.

1)Фет родился в Орловской губернии.

2)Его учителем был переводчик Раич.

3)Его мама Шарлотта Беккер была немецкого происхождения.

4)Первый лирический сборник назывался «Лирический пантеон».

5)В 12 лет перевел произведения Горация.

6) Был женат на Боткиной.

7)Всю жизнь мечтал себе вернуть дворянский титул.

8)Служил в дипломатической миссии в Германии.

9)Был знаком с Гоголем, который дал высокую оценку его произведениям.

10)Его творчество относится к «чистому искусству».

Выясняем, к какому писателю относятся неверные утверждения. Одновременно повторяем сведения о жизни Тютчева. После этого задания ребята получают тексты с пропущенными словами - именами собственными, им нужно восстановить текст. По окончании работы задания проверяются в классе. Такая работа позволяет лучше запоминать факты из биографии писателей.

3. Ключевые слова.

В 7 классе при изучении биографии М.Горького даю ключевые слова - Нижний Новгород, красильная мастерская, Алексей Пешков, ночлежки, босяки.

Ребята должны составить рассказ о писателе, используя эти ключевые слова, или дать пояснение, какое отношение имеют эти понятия к писателю.

4.Загадки.

1) Перед чтением басни «Волк на псарне» показываю два портрета - Крылова и Наполеона. Прошу ребят пояснить, какое отношение к Крылову имеет Наполеон.

Учащиеся делятся своими догадками: это современники, известные личности, Крылов -участник Отечественной войны 1812года, люди, которые занимались самовоспитанием, о Наполеоне Крылов написал произведение. После обмена мнениями с удвоенным интересом читают басню, чтобы проверить свои догадки.

2) Изучение творчества А .Н.Островского.

1 загадка. Просмотр фрагмента фильма «Жестокий романс».

-Почему сегодняшний урок начинаем с просмотра этого фильма?

2 загадка. Какое отношение к творчеству Островского имеют эти пословицы и поговорки?

Без вины виноватые.

Свои люди - сочтемся.

Не в свои сани не садись.

Не было ни гроша, да вдруг алтын.

Бедность не порок.

3 загадка. Какое отношение имеет к Островскому Колумб? (Ответ на вопрос найдете, просмотрев фильм «Колумб Замоскворечья».)

5.Распределите факты из биографии писателей. Этот прием можно использовать и на первом уроке изучения биографии писателя и на обобщающих уроках. Когда уже пройдено несколько уроков по творчеству разных писателей, нужно упорядочить большое количество дат, фактов из жизни писателей, применение этого приема становится эффективным.

6.Найдите соответствия.

Каждый урок литературы начинаю с такой литературной разминки, небольших заданий, не требующих для выполнения больших затрат времени, но позволяющих запомнить информацию или проверить знание учеников.

а) найдите соответствие между фамилией и именем, отчеством писателя;

б)Найдите соответствие между писателями и годами их жизни;

в)найдите соответствие между писателем и названием произведения;

г)писатель и ключевые слова его творчества;

д)писатель и родовое имение.

Второй этап работы с текстом предполагает размышление о том, как читают ученики, насколько понимают прочитанное. Поэтому наиболее эффективными приемами будут те, которые связаны с ведением записей во время чтения, разные варианты работы со словом, с догадкой на основе контекста.

1.Работа со словом.

Этот прием подразумевает осмысление содержания произведения через объяснение значения слова, рассмотрение этимологии, ассоциаций, которые вызывает слово.

Чтение отрывка стихотворения Пастернака:

-Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

-Что значит слово «некрасиво»? (плохо, нехорошо, можно делать, но не нужно, допускается такое поведение, но порицается обществом.)

-Что еще в жизни можно, но не нужно делать?

-Как понимаете выражение «подымает ввысь»? (Дарит счастье, приносит удовлетворение, обретаешь смысл жизни, чувствуешь свою значимость).

-Почему автор вместо литературного «поднимает» выбрал слово «подымает»?

(Автор выбрал разговорную лексику, для того чтобы выразить отношение к поднятой проблеме. Поднимает- это слово обозначает устремленность ввысь, создается ощущение полета, подымает- возникает ощущение чего-то тяжелого, что нужно поднимать с большим трудом.)

-А что для автора является смыслом жизни? Ответы найдем во второй строфе:

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

- Как понимаете слово « самоотдача»? (Преданность своему делу, удовлетворенность результатами своей деятельности).

-Почему слово «некрасиво» заменяет синонимом «позорно»? (Разговор с читателем начинает в мягкой форме: вначале высказывается пожелание, а потом отношение к людям, любой ценой добивающимся успеха, становится категоричным, презрительным).

3.Работа с ключевыми словами.

При написании сочинения- рассуждения некоторым ребятам сложно определить проблему текста, выявить авторскую позицию. Поэтому при работе с текстом выписываем ключевые слова, составляем логические цепочки, даем пояснения.

-Чтение текста.

1)Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю: (2) «Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьём. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь». (4)Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (б) Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:

 — Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.

— (9)С половины третьего! — железным голосом ответила она.

(10)Часы показывали два.

— (11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне!

(12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:

— Выйдите отсюда!

(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала.

(16)«Вы правы, — пишет она дальше, — сравнивая травму, нанесённую криком, с ударом ножа. (17)Но такой удар можно нанести и без крика. (18)Нормальным голосом». (19)К врачу пришёл человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.

-Назовите ключевые слова, выражающие отношение к происходящему, передающие важную информацию.

-Величественная дама. Это выражение показывает иронию автора по отношению к главному врачу, автор подчеркивает ее высокомерное отношение к окружающим.

-Железным голосом - выражает равнодушие, безразличие к пациентам.

-Спокойно сказала. Этими словами автор убеждает нас в том, что душевную травму можно нанести не грубостью, не бранью, а спокойными словами.

В ходе такой работы ребята приходят к выводу, что главной проблемой текста является неосторожное, необдуманное обращение со словом.

Целью работы после чтения текста является применение материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с расширением, углублением, обсуждением прочитанного. Использую такие приемы:

1.Синквейн.

2.Кластеры.

3.Пресс- конференция с авторами произведений, с героями.

4.5 вопросов автору.

5.Эссе.

6.Телевизионная передача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.

С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...

Статья "Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию работы с текстом на уроках английского языка"

     Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школьным образованием новые задачи, требующие совершенствования образовательного прос...

Формирование основ смыслового чтения с использованием учебно- познавательных текстов по биологии

В  презентации  представлены  основные   стратегии    смылового   чтения....

Приемы формирования смыслового чтения несплошных текстов на уроках истории и обществознания.

описание приемов работы с несплошными текстами на уроках истории и обществознания...

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии

       Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...