ПРОЕКТ «Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
проект по литературе (10 класс)

ПРОЕКТ «Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabotabednaya_liza.docx824.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Нижнесуэтукская средняя школа»

ПРОЕКТ

«Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

(для проведения уроков, классных часов, бесед по теме «Духовно-нравственное воспитание»)

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть «Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
  1. Десять заповедей закона Божиего
  2. Заповеди, не нарушенные Лизой
  3. Заповеди, нарушенные Лизой
  4. Заключение
  1. Вывод.
  2. Источники

I.  Введение.

В конце 18 века в русской литературе намечаются заметные изменения – она становится доступнее для широкого круга лиц, благодаря упрощению языка и отказу от старославянского. В ней появляются более реалистичные, простые в слоге, но более близкие к душе человека произведения без назидательного, жестокого характера классицизма. В них можно было сопереживать всем героям, не боясь наткнуться на нравоучение или очевидный моральный урок. К таким работам можно отнести и «Бедную Лизу», автором которой был Николай Михайлович Карамзин.

«Бедная Лиза» относится к классическому сентиментализму. Это первое произведение такого характера в России. Н. М. Карамзин после написания, в 1792 году опубликовал его в одном из изданий «Московского Журнала». К слову он и был его редактором. Повесть имела такой ошеломляющий успех, что через четыре года, в 1976 году, ее выпустили отдельной книгой.

Сам сюжет повести довольно просто для современного искушенного зрителя – крестьянская девушка, дочь умершего зажиточного крестьянина, едва сводила концы с концами. Чтобы заработать хоть немного денег она продавала цветы и ягоды в городе. Она была наивна и чиста от злых помыслов как «дитя природы». В одном из своих походов она познакомилась с молодым дворянином Эрастом.

Мужчина был красив, умен и образован, поэтому Лиза в него влюбляется. Он тоже не обходит девушку стороной и между ними вспыхивает чистая и искренняя любовь, в порыве которой Эраст лишает главную героиню невинности. Впоследствии он проигрывает свое состояние в карты и, чтобы не потерять своего статуса, женится на богатой вдове. Лиза, желавшая только одного, быть вместе с любимым, даже если он будет пастухом, решает покончить жизнь самоубийством. На этом и заканчивается повесть – девушка топится в пруду, Эраст страдает от этого всю жизнь, а главный рассказчик, от лица которого читатель и узнает всю историю, тоскует по горькой судьбе чистой и доброй девушки.

Идею повести «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин  не придумывает сам. Писатель частенько сталкивается с ней, путешествуя по Европе. Там литература начала активнее уходить от старых мотивов классицизма, приближаясь к нежности и чувственности сентиментализма. Многочисленные поездки Карамзина приводят его к выводу, что русскому читателю тоже будет не чужда история любви разных по сословию молодых людей.

При этом автор не оставляет иностранную историю в первозданном виде. С первых строк понятно, что главные герои русские и живут в Москве

и около нее. Характер персонажей также является достаточно типичным. При этом в лучших традициях сентиментализма, все гротескно преувеличено – Лиза настолько чиста и наивна благодаря своему единению с природой, что в ее голове просто не могут возникнуть плохие мысли. В противовес влиянию сельской жизни Карамзин рисует город чудовищем, готовым поглотить невинные души, испортить и исковеркать их. Все это чувственно приближает сюжет и главных героев повести к читателю, заставляет им сопереживать.

Новым для русской литературы был и плохой конец произведения – рядовой читатель того времени привык, что в конце всегда побеждает добро. Смерть главной героини породила волну сочувствия, особенно среди слабого пола. Более того, образованные и чувственные женщины начали ей подражать.

Можно сделать вывод, что Н.М. Карамзин взял основной сюжет из европейских сентиментальных повестей. При этом он его во многом переработал, взяв по-настоящему русских персонажей и местные пейзажи. Все это сделало «Бедную Лизу» одной из самых популярных повестей своего времени.

Цель: духовно – нравственное воспитание словом

Задачи:

  • Прочитать повесть «Бедная Лиза»;
  • Познакомиться с заповедями закона Божиего;
  • Исследовать, какие заповеди нарушены в повести

Актуальность: Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Духовно-нравственное воспитание сегодня – это одна из важнейших проблем нашего общества.

Гипотеза: Что если в повести «Бедная Лиза» нарушены все десять заповедей закона Божьего

Предмет исследования: повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Объект исследования: заповеди закона Божиего

II. Заповеди закона Божиего в повести «Бедная Лиза»

2.1 Десять заповедей закона Божиего

Н.М.Карамзин – верующий человек. На развитие религиозного чувства, по собственному его призванию, повлиял тот случай в детстве, когда он благополучно избавился от печальных последствий встречи  с медведем, который как раз в тот момент был убит громом. На четырнадцатом году Н.М.Карамзин  был отдан в пансион московского профессора Шадена, который находил, что в системе воспитания первое место должна занимать религия.

Десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102685/268569.b.jpg

Грехами против первой заповеди являются:

  • атеизм (отрицание Бога);
  • маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
  • язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
  • ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
  • отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Статуя богини Афины в Ватикане

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Преподобный Иоанн молчальник

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102685/268575.p.jpg

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие. Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Художник Л. Баранов

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102685/268577.p.jpg

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102685/268578.p.jpg

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Восьмая заповедь

Не кради.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102685/268580.p.jpg

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102685/268581.p.jpg

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. 

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102685/268583.p.jpg

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

2.2  Заповеди, не нарушенные Лизой

В повести Карамзина по-новому развивается идея внесословной ценности человека : не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству - вот главные человеческие достоинства. Они присущи и крестьянам, как утверждает писатель, только крестьянки умеют по-настоящему, верно, преданно, бескорыстно и самоотверженно любить. Но какова цена любви? По каким законам живут герои и какие нарушают?

Если говорить о первой заповеди, которая гласит: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», то я думаю, что здесь нет никаких нарушений со стороны главной героини. Лиза не противоречит вере православной, она не отрекается от неё.

Третья заповедь тоже остается ненарушенной. Лиза была верующей, и произносить имя Бога всуе для нее было грехом. У неё было особое отношение к святым предметам, к исполнению обетов, данных  Богу.

Мы не можем сказать, была ли нарушена четвертая заповедь Лизой. Лиза не молилась и не ходила в храмы, а может она это и делала, но в повести об этом не упоминается. А вот ее мать это соблюдала, правда в храмы она не ходила, но молитвы она читала.

Она самоотверженно любила своих родителей, не за страх, а за совесть исполняя 5-ю заповедь Божию. Вспоминая отца, «нежная Лиза не могла удержать собственных слёз своих…, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казалась покойною и весёлою».  Она не бросила беспомощную мать после смерти отца. Лиза ухаживала за ней, делилась своими переживаниями и не беспокоила ее по пустякам. Отношения между Лизой и матерью были доверительными: она любит свою мать, слушается её, оказывает ей почтение, заботится о престарелой матери.. Недаром в глазах Эраста Лиза предстала ангелом непорочности, её душа так же была чиста, как те ландыши, которые она несла продавать в город. Ландыши — это символ души.

          Откуда эти ростки добродетелей в её душе? Мать-старушка, «видя неутомимость дочери…, называла Божескою милостию», да и сама Лиза говорит, что Бог дал ей руки, чтобы работать. Исходя из её образа мыслей, можно продолжить: Бог дал сердце, чтобы сострадать ближнему, дал волю, чтобы взять заботу о других на себя. И, несмотря на тяжкие труды, «просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих». Семена добродетелей Лизы посеяны родительским примером жизни и воспитанием. Как видим, счастье не зависит от внешних обстоятельств жизни: и мать, и дочь были счастливы. Любовь и радость, любовь и мир душевный, гармония чувств неразделимы. Но для полноты счастья нужно, чтобы сыскался добрый человек, за которого бы Лиза могла выйти замуж.

Восьмую заповедь Лиза соблюдала всегда. Она не крала и не брала лишнего. Доказательством является случай на рынке, когда Эраст давал лишний рубль Лизе. Лиза не взяла его и поделилась с этим со своей матерью.

Соблюдена и девятая заповедь. Лиза никого не клеветала и не говорила ложно о каких - либо людях, не говоря уже о своих родных. По крайне мере, в повести такого нет.  

Лиза не нарушала  и десятую заповедь. Примером  является то, что она не завидовала людям, которые жили богаче ее.  Она так же продолжала честно зарабатывать на жизнь себе и матери, и полюбила Эраста не за его деньги и титул, а за его душу. Даже,  когда она увидела Эраста с пожилой богатой дамой, она не стала ему мстить, но и смириться с этим не смогла и поэтому она покончилась собой.

2.3 Заповеди, нарушенные Лизой

Вторая заповедь,  по моему мнения,  была нарушена Лизой. Она  встречает на рынке незнакомца, который обещает покупать у нее цветы, чтобы она не продавала их другим. Между незнакомцем, которого звали Эраст, завязываются отношения,  и Эраст становится «идолом» Лизы. Она постоянно о нем думает, ждет с ним встречи.

Шестую заповедь Лиза нарушила,  без сомнения. Ведь повесть заканчивается самоубийством Лизы. Отдав заработанные деньги подружке Анюте, Лиза бросается в воду. Лиза покончила с собой из-за предательства Эраста, она не смогла жить с обидой в сердце. А самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Седьмая заповедь звучит так: « Не прелюбодействуй». Прелюбодеяние – самый «главный» грех в повести. Ни у кого не вызывает сомнения, что истоки греха – в воспитании Эраста, в его поведении. При встрече с Лизой в городе он уже ведёт себя не по-рыцарски по отношению к Даме, поступает неосмотрительно,  «мимо ходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались». Проблема греха в повести «Бедная Лиза» является одной из ключевых. Грех - это блуд, плотские утехи, которым предались Эраст и Лиза, не будучи мужем и женой. Лиза была наивной девушкой, которая просто любила и верила молодому человеку.

2.4 Заключение

Грянувший после случившегося гром повергает Лизу в страх, “грозно шумела буря…, казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности…” Силы природы сочувствуют Лизе! Автор – тоже. Вслед за ними – читатель.

Автор опять “разоблачает” Эраста. Лиза “не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их”. А должен был найти слова оправдания? утешения? благодарности?..

Ведь Лиза принесла себя ему в жертву, “совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всём, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастье”. Эраст стал её кумиром – а это тоже грех!

Для него же начался новый виток пресыщения удовольствиями. Лиза перестала быть ангелом непорочности – пропал интерес к ней.

Автор даёт молодым людям урок- предупреждение, которое звучит как афоризм: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

И, наконец, ещё одно нарушение норм морали – предательствоВместо верности слову, данным обещаниям, верности в любви – погоня за деньгами, которые откроют путь к новым удовольствиям, к прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых Эраст и потерял своё имение.

А в результате -  покинутая, опозоренная,   униженная бедная  Лиза решается на самый страшный поступок – самоубийство. Она не может жить с грехом (“Мне нельзя жить”, — думала Лиза), с чувством вины перед матерью и бросается в воду.

Года проходят и ведут отсчет столетьям,

Спиралью вьется жизни человеческой стезя,

Кому-то достается пряник, а кому-то плетья

Помимо правил можно и нельзя.

Любви предательство, что может быть страшнее,

Бросает вызов: «Быть или не быть»,

Да, быть! И быть ещё сильнее,

Наперекор обману только жить!

И, закалившись этой мыслью смелой,

Запомнят люди раз и навсегда,

Цена любви ценою жизни целой

Не может измеряться никогда!

III. Итог

В произведении Карамзина «Бедная Лиза» автором подняты нравственные проблемы, которые с каждым годом становятся лишь актуальнее. Рыночные отношения между мужчиной и женщиной, бесконтрольные половые связи, брак по расчету и прочие отклонения от морали становятся уже не исключением, а нормой жизни. Несомненно, многие писатели современности неоднократно привлекали внимания общественности через свои произведения. Карамзин не стал исключением. Автор показал, чем может закончиться история, когда человек идет в разрез со своей совестью, моралью, ценностями. 

Общество, живущее по таким многовековым «шаблонам», никогда не сможет стать по настоящему счастливым и свободным.

Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, - значит, жить в согласии с божественными заповедями.   А кто знает сердце свое?

Повесть дает возможность задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище - жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?

Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать божественным  заповедям и помнить, что цена неразделенной любви не может измеряться жизнью.

IV. Источники

1. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

   2. Иванов И. Карамзинское направление и его идейное содержание/И. Иванов Санкт-Петербург : 1898

   3.  Сахаров В.И. Карамзин М.Н.: «И крестьянки любить умеют…»/В.И. Сахаров - М.: Русское слово, 1997.

4. ThePrayerBook.info » Православная литература » Десять Божиих заповедей

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 9 класс

Вопросы и задания практикума ориентированы на выявление степени понимания девятиклассниками содержания повести Карамзина, особенностей сентиментального направления в литературе,  ярко представлен...

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Пейзаж и развитие сюжета в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Данная схема позволяет выявить роль пейзажа в развитии сюжета повести, удобна при анализе произведения....