Конспект урока по истории и литературе в 11 классе «Гражданская война как трагедия народа».
план-конспект урока по литературе (11 класс)

«Гражданская война как трагедия народа». Урок рассчитан на 2 занятия.

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
                     Демокрит

ЦЕЛИ.

 Предметные:

- в процессе анализа произведения подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является  трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.

- определить  приемы  изображения  картин  Гражданской  войны  в  романе  Шолохова «Тихий Дон»,  проследить,  как  переплетаются  трагедия  целого народа и судьба одного человека, как отражается проблема гуманизма в эпопее.

Личностные: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Метапредметные: развитие умения работать с информацией,  развитие умения работать в малой группе.

Задачи:

  • Учить мыслить логично, научно, творчески.
  • Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  • Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
  • Обобщить  и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков знания учащихся о значении Октябрьской революции и гражданской войны  в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;
  • Развивать умение старшеклассников работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал в соответствии с темой;
  • Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • Отрабатывать навыки комплексного анализа текста;

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_istorii_i_literature_11_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного урока по истории и литературе

 «Гражданская война как трагедия народа». Урок рассчитан на 2 занятия.

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
                     Демокрит

ЦЕЛИ.

 Предметные:

- в процессе анализа произведения подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является  трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.

- определить  приемы  изображения  картин  Гражданской  войны  в  романе  Шолохова «Тихий Дон»,  проследить,  как  переплетаются  трагедия  целого народа и судьба одного человека, как отражается проблема гуманизма в эпопее.

Личностные: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Метапредметные: развитие умения работать с информацией,  развитие умения работать в малой группе.

Задачи:

  • Учить мыслить логично, научно, творчески.
  • Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  • Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
  • Обобщить  и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков знания учащихся о значении Октябрьской революции и гражданской войны  в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;
  • Развивать умение старшеклассников работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал в соответствии с темой;
  • Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • Отрабатывать навыки комплексного анализа текста;

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ

Форма организации познавательной деятельности:  групповая, коллективная

Методы:

  • словесные, наглядные, практические,
  • исследовательский, создание проблемной ситуации
  • индуктивный.

Оборудование: тексты романа  (М.А. Шолохов «Тихий Дон»), презентация, компьютер с проектором, опросные листы

УМК: Программа «Литература  5-11 класс»//В.Я.Коровиной.  Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009

Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2   ч./ Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2006.

Россия и мир в XX- начале XXI века:Учеб. Для 11 кл./ Алексашкина Л.Н., Данилов А.А. М: Просвещение, 2011

План урока

  1. Организационный : Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации . Определение целей урока.
  2. Актуализация опорных знаний : Актуализация знаний учащихся Создание проблемной ситуации. Выявление читательского восприятия, выявление особенностей романа“Тихий Дон” М. Шолохова. Планирование работы.

        3.   Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений : Выслушивает  результаты работы групп, задает, если это необходимо, вопросы,

                направляет   работу учащихся. Процесс решения проблемы. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа,  

                в ходе  которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические вопросы; следующие формы работы: групповая и индивидуальная.

      4.    Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

      5.    Домашнее задание .

Ход урока.

1. Организационный: 2 мин 

      Сл.№1 Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь? Какую цель мы поставим перед собой? Зачем нужно анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке. Подберите ассоциации со словом «война».

Сл.№2 Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Советский читатель  видел только одну сторону событий – прославление  революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева,  А.Серафимовича,  и др.

2. Актуализация опорных знаний: 5 мин

   Сл №3-4 И. О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения.

  Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. Подьячий Посольского приказа Григорий Катошихин в конце XVI века так написал о донских казаках: «…А люди они, породою москвичи и иных городов, и новокрещённые татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр, и торговые люди, и крестьяне. И дана им на Дону воля своя и начальных людей меж себя атаманов и иных избирают и судятся во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу…». Все, кто уходил на Дон, находили там пристанище, не опасаясь, что их настигнет рука власти. Не случайно в плоть и кровь донских казаков вошла поговорка: «С Дону выдачи нет». Официальной датой основания донского казачества считается  3 января 1570 года. Связано это с тем, что 3 января 1870 года прошли торжества по случаю 300-летнего существования Донского казачьего войска. Дата была выбрана на основе грамоты Ивана Грозного, которую он послал донским казакам. Эта грамота – первый официальный документ о признании московским царем донских казаков и может считаться отправной точкой  в дальнейшей истории  служения казаков российскому государству. Понятно, что считать эту дату рождением донского казачества –  большая условность. Ведь донское казачество появилось гораздо раньше 1570 года. История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства.  Большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

Л Планирование деятельности

Сл. №5

Работу построим следующим образом:

Каждая группа анализирует полученный отрывок по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом романа. В ходе работы лист заполняется.

Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.

Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший.  

В конце занятия подводим итог.

Сл.№6 1.Л«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова .    

А). Вступительная беседа. 3 мин.

 «Тихий Дон» – это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Знакомясь с героями произведения, мы заметим у каждого свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» почувствуют все.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала Первая мировая, потом Гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Начиная с третьей части романа трагическое определяет тональность повествования. Этот мотив звучит уже в эпиграфе и обозначается датой «В марте 1914…»

Не сохами-то славная землюшка наша распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.

Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война…» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:

«— Милая ты моя говядинка! — И долго укоризненно качал головой».

Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно высказано в конце седьмой главы: «Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».

Б).  Анализ эпизода «Григорий убивает австрийца». 10 мин.

В «военных» главах есть и батальные сцены, но они не интересны автору сами по себе. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдем описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках. Шолохова интересует другое — что делает с человеком война.

Рисуя эпизоды боевого крещения, Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. В цепи подобных эпизодов выделяется своей психологической выразительностью сцена «Григорий убивает австрийца» (часть третья, гл. 5), вызвавшая у героя сильное потрясение.

Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор. 
Оглянувшись, Григорий запечатлел в памяти кусочек виденного: конь Прохора, прыгнув через распластанного на земле хорунжего, ощерил зубы и упал, подогнув шею. Прохор слетел с него, выбитый из седла толчком. 
Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака. Григорий не слышал крика, но понял по лицу Прохора, прижатому к земле с перекошенным ртом и вылезшими из орбит телячьими глазами, что крикнул тот нечеловечески дико. 
Падали еще. Казаки падали и кони. Сквозь пленку слез, надутых ветром, Григорий глядел перед собой на серую киповень бежавших от окопов австрийцев. 
Сотня, рванувшаяся от деревни стройной лавой, рассыпалась, дробясь и ломаясь. Передние, в том числе Григорий, подскакивали к окопам, остальные топотали где-то сзади. 
Высокий белобровый австриец, с надвинутым на глаза кепи, хмурясь, почти в упор выстрелил в Григория с колена. Огонь свинца опалил щеку. Григорий повел пикой, натягивая изо всей силы поводья... Удар настолько был силен, что пика, пронизав вскочившего на ноги австрийца, до половины древка вошла в него. Григорий не успел, нанеся удар, выдернуть ее и, под тяжестью оседавшего тела, ронял, чувствуя на ней трепет и судороги, видя, как австриец, весь переломившись назад (виднелся лишь острый небритый клин подбородка), перебирает, царапает скрюченными пальцами древко. Разжав пальцы, Григорий въелся занемевшей рукой в эфес шашки. 
Австрийцы бежали в улицы предместья. Над серыми сгустками их мундиров дыбились казачьи кони. 
В первую минуту, после того как выронил пику, Григорий, сам не зная для чего, повернул коня. Ему на глаза попался скакавший мимо него оскаленный вахмистр. Григорий шашкой плашмя ударил коня. Тот, заломив шею, понес его по улице. 
Вдоль железной решетки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без винтовки, с кепи, зажатым в кулаке. Григорий видел нависший сзади затылок австрийца, мокрую у шеи строчку воротника. Он догнал его, Распаленный безумием, творившимся кругом, занес шашку. Австриец бежал вдоль решетки, Григорию не с руки было рубить, он, перевесившись с седла, косо держа шашку, опустил ее на висок австрийца. Тот без крика прижал к ране ладони и разом повернулся к решетке спиною. Не удержав коня, Григорий проскакал; повернув, ехал рысью. Квадратное, удлиненное страхом лицо австрийца чугунно чернело. Он по швам держал руки, часто шевелил пепельными губами. 
С виска его упавшая наосклиэь шашка стесала кожу; кожа висела над щекой красным лоскутом. На мундир кривым ручьем падала кровь. Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза. Австриец медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Конь прыгнул, всхрапнув, вынес Григория на середину улицы. 
По улицам перестукивали редеющие выстрелы. Мимо Григория вспененная лошадь протащила мертвого казака. Нога его застряла в стремени, и лошадь несла, мотая избитое оголенное тело по камням. Григорий видел только красную струю лампаса да изорванную зеленую гимнастерку, сбившуюся комом выше головы. 
Муть свинцом налила темя. Григорий слез с коня и замотал головой. Мимо него скакали казаки подоспевшей третьей сотни. Пронесли на шинели раненого, на рысях прогнали толпу пленных австрийцев. Они бежали скученным серым стадом, и безрадостно-дико звучал стук их окованных ботинок. Лица их слились в глазах Григория в студенистое, глиняного цвета пятно. Он бросил поводья и, сам не зная для чего, подошел к зарубленному им австрийскому солдату. Тот лежал там же, у игривой тесьмы решетчатой ограды, вытянув грязную коричневую ладонь, как за подаянием. Григорий глянул ему в лицо. 
Оно показалось ему маленьким, чуть ли не детским, несмотря на вислые усы и измученный — страданием ли, прежним ли безрадостным житьем, — покривленный суровый рот. 
— Эй, ты! — крикнул, проезжая посредине улицы, незнакомый казачий офицер. Григорий глянул на его белую, покрытую пылью кокарду и, спотыкаясь, пошел к коню. Путано-тяжел был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу. Он взял в руки стремя и долго не мог поднять затяжелевшую ногу.

 Комментарий этого эпизода на уроке направляется такими вопросами:

- Какие психологические оттенки можно выделить в описании внешности австрийца?

-Как Шолохов передает состояние Григория?

- В каких словах выражена авторская оценка происходящего?

-Что открывает эта сцена в герое романа?

      Жуткая картина во всех подробностях долго будет стоять перед глазами Григория, мучительные воспоминания будут долго беспокоить его. При встрече с братом он признается: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они и выплюнули… Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча. Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?.. Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится…» (часть третья, гл. 10).

В). Изменения в характере Григория Мелехова.  2 мин.

      Перемены в самом Григории были разительны: его «гнула… война, высасывала с лица румянец, красила его желчью». И внутренне он стал совершенно другим: «Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым — четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде, знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства» (часть четвертая, гл. 4).

3. Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений: 5 мин.

Сл №7       Учащиеся аргументируют утверждения о причинах Гражданской войны .

Сл.№8-10  Дают историческую справку о Гражданской войне

И С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти.Февральская революция 1917 года и падение российской монархии  привели к расколу и поляризации общества и власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

  1.  С весны 1917 года на территории Области Войска Донского формируется несколько структур, претендующих на власть:
  • комиссары Временного правительства (областной и девять окружных);
  • Советы рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов;
  • Донской войсковой Круг (съезд) и его исполнительные органы: Войсковое правительство и Донской областной атаман;
  • органы городского самоуправления — городские думы и их исполнительные органы.
  1. В мае 1917 года Областной съезд крестьян принял решение об отмене частной собственности на землю, однако Донской войсковой Круг объявил земли Дона «исторической собственностью казаков» и принял решение об отзыве казаков из аппарата Временного правительства и из Советов. Это привело к обострению соперничества двух властных структур — Войскового правительства и Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.
  2. Тогда же на Дон вернулся генерал Каледин, отстранённый от командования 8-й армией за то, что не принял Февральскую революцию и отказался выполнять распоряжения Временного правительства о демократизации в войсках. В конце мая Каледин принял участие в работе Донского Войскового Круга и, уступив уговорам казачьей общественности, согласился на избрание войсковым атаманом.

Войсковому атаману не удавалось поднять казаков-фронтовиков на борьбу против большевистской власти: казачьи части, возвращаясь с фронта, расходились по домам, поскольку казаки, уставшие от войны, не хотели драться с большевиками, прекратившими военные действия против Германии и распустившими армию по домам. Многие полки без сопротивления сдавали оружие по требованию небольших красных отрядов, стоявших заслонами на железнодорожных путях, ведущих в Донскую область.

Первые декреты Советской власти склонили основную массу казаков на сторону Советов. Среди казаков-фронтовиков широкое распространение получила идея «нейтралитета» в отношении советской власти. Большевики, со своей стороны, стремились всемерно использовать это колеблющееся настроение рядового казачества, восстановить его беднейшую часть (так называемое «трудовое казачество») против зажиточной, внушить мысль, что Войсковое правительство составлено из «классовых врагов». 

Советская власть продержалась в Ростове на Дону 23 февраля по 3 мая 1918 г.

Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны

Л. Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны?

Расказачивание казачества.

т.е. суть шолоховской концепции в романе показать, как происходило на самом деле. (РАСКАЗАЧИВАНИЕ КАЗАЧЕСТВА)

И 1.Чем было вызвано стремление большевиков вести беспощадную борьбу против всего сословия казачества?

Ответ: Тем, что казачество, объединенное в воинские части, неоднократно принимало участие в вооруженной борьбе с советской властью. Большевики вели борьбу со всем казачеством, так как оно было собственником земли и сопротивлялось национализации земли, проводимой большевиками.

2. В какой форме проводилась большевиками политика расказачивания?

Ответ: Большевики применяли массовый террор против казаков. Проводили конфискацию хлеба, скота. Проводили полное разоружение казаков с расстрелом каждого, у кого находили оружие.

3. Каков был политический смысл политики расказачивания?

Ответ: Уничтожение казачества – это разгром сильного противника большевиков и участника белого движения. Казачество было реальной силой, противостоящей запрету на частное хозяйство в деревне.

4. Каковы последствия политики расказачивания?

Ответ: Расказачивание уничтожило сильных, зажиточных сельских хозяев, обострило отношения в деревне. Политика большевиков толкнула многих казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию, банды.

Сл.№11  Гражданская война в романе .

Л.Обратимся к тексту романа, к его эпизодам. 10 мин.

 Сопоставьте два фрагмента, как автор подчёркивает жестокость каждой из сторон. Сделайте выводы.

А.   - Попался... гад! - клокочущим низким голосом сказал Подтелков и ступил шаг назад.

   - Изменник казачества! Под-лец!  Предатель!  -  сквозь  стиснутые  зубы зазвенел Чернецов.

   Слова эти были услышаны и пленными офицерами, и конвоем, и штабными.

   - Но-о-о-о... - как задушенный, захрипел Подтелков, кидая руку на  эфес шашки.

   Григорий видел, как Чернецов, дрогнув, поднял над головой  левую  руку, успел заслониться от удара; видел, как углом сломалась перерубленная кисть и шашка  беззвучно  обрушилась  на  голову  Чернецова.  Сначала свалилась папаха, а потом, будто переломленный в  стебле  колос,  медленно падал Чернецов, со странно перекосившимся ртом и мучительно  зажмуренными, как от молнии, глазами.  Подтелков рубнул его еще раз, отошел постаревшей грузной  походкой.

   Ткнувшись о тачанку, он повернулся к  конвойным,  закричал  выдохшимся, лающим голосом:

   - Руби-и-и их... такую мать!! Всех!..  Нету  пленных...  в  кровину,  в сердце!!

   Лихорадочно  застукали   выстрелы.   Офицеры,   сталкиваясь,   кинулись врассыпную. Поручик с красивейшими женскими глазами, в красном  офицерском башлыке, побежал, ухватясь руками за голову. Пуля  заставила  его  высоко,

словно через барьер, прыгнуть. Он упал -  и  уже  не  поднялся.  Высокого, бравого есаула рубили двое. Он хватался за  лезвия  шашек,  с  разрезанных ладоней его лилась на рукава кровь; он кричал,  как  ребенок,  -  упал  на колени, на спину, перекатывал по снегу  голову;  на  лице  виднелись  одни залитые кровью глаза да черный рот, просверленный сплошным криком. По лицу полосовали его шашки,   а  он  все  еще  кричал тонким от ужаса и боли голосом.

   Григорий в первый момент, как только началась  расправа,  оторвался  от тачанки - не  сводя  с  Подтелкова  налитых  мутью  глаз,  хромая,  быстро заковылял к нему. Сзади его поперек схватил Минаев, -  выворачивая руки, отнял наган,  заглядывая  в  глаза  померкшими  глазами,  задыхаясь, спросил:    - А ты думал - как?

Б.  Последнего  несли   на   руках.   Он запрокидывался, вырывался, хрипел:

   -  Пустите,  братцы!  Пустите,  ради  господа  бога!   Братцы!   Милые! Братушки!.. Что вы делаете?! Я на германской четыре креста  заслужил!..  У меня детишки!.. Господи, неповинный я!.. Ой, да за что же вы?..

         Кое-как подняли, поставили,  отбежали  прочь.  В  противоположном  ряду охотники взяли  винтовки  наизготовку.  Толпа  ахнула  и  замерла.  Дурным голосом визгнула какая-то баба...

   Бунчуку хотелось еще и еще раз глянуть на серую дымку неба, на грустную землю, по которой мыкался он двадцать девять лет. ... Еще до выстрела  слух  Бунчука  полоснуло  заливистым  вскриком;  повернул голову: молодая бабенка, выскочив из толпы,  бежит  к  хутору, одной рукой прижимая к груди ребенка, другой - закрывая ему глаза.

        Десять приговоренных, подталкиваемые прикладами, подошли к яме...

     Отвратительнейшая картина уничтожения, крики и хрипы умирающих,  рев  тех, кто дожидался очереди, - все  это  безмерно  жуткое,  потрясающее  зрелище разогнало людей. Остались лишь фронтовики,  вдоволь  видевшие  смерть.

   Приводили новые партии  босых  и  раздетых  красногвардейцев,  брызгали залпы.  Раненых добивали.

   Григорий Мелехов пошел  в хутор и лицом к лицу столкнулся с Подтелковым. Тот, отступая, прищурился:

   - И ты тут, Мелехов?  Что же, расстреливаешь братов? Обернулся?..  Вон ты какой...

   Григорий поймал его за рукав, спросил, задыхаясь:

   - Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не  тужи!  Не  одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель  донского  Совнаркома!

   Григорий, не дослушав, пошел, почти побежал к двору, где,  привязанный, слыша стрельбу, томился его конь.

  • Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)
  • Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста)
  • Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста)

- Казнь Подтёлкова и его отряда

- казнь Лихачёва

- как убивали 25 коммунистов

ч.5.гл.30 (чтение отрывка текста) – повесили

ч.6.гл.31(чтение отрывка текста) – зверски зарубили

ч.6.гл.54 (чтение отрывка текста) – зверски истязал

      4.    Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия. 10 мин.

Сл.№12Писатель Б.Васильев, по-своему истолковывая суть гражданской войны, дает оценку роману : «Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне — чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании».

“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.

«Народ стравили», — подумает Григорий о происходящем. Многие эпизоды пятой — седьмой частей, построенные по принципу антитезы, подтвердят верность такой оценки. «Набычился народ, осатанел», — добавит от себя автор. Он никому не прощает жестокости: ни Половцеву, зарубившему Чернецова и приказавшему убить еще сорок пленных офицеров, ни Григорию Мелехову, зарубившему пленных матросов. Не прощает Михаилу Кошевому, который убил Петра Мелехова, в Татарском застрелил деда Гришаку, сжег курень Коршунова, а затем зажег еще семь домов; не прощает Митьке Коршунову, который «всю семью Кошевого вырезал».

И.10 января части 1-й Конной армии под командованием С. М. Буденного с боем заняли Ростов-на-Дону.

На Дону и прилегающих территориях окончательно установилась Советская власть. Всевеликое Войско Донское прекратило своё существование.

Сл.№13-14  Отвечают на вопросы.

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось  открытием?

Какое задание было выполнить трудно?

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам?     (Устно, с возможными пояснениями)

5. Информация о домашнем задании



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока всеобщей истории 9 класс "Причины второй мировой войны"

Материал позволяет рассмотреть особенности международных отношений в 30-е гг.20 века, выяснить причины второй мировой войны....

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...

Конспект урока по истории "Государство и власть. Русско-японская война"

План - конспект урока истории для 11 класса (профильного уровня) "Государство и власть. Русско-японская война"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

Открытый бинарный урок был разработан и проведен совместно с преподавателем ОГСЭ дисциплин Татьяной Сергеевной Рудневой. По мнению преподавателей и представителей администрации колледжа, посетивших эт...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...

Конспект урока по истории по теме: "Три цвета гражданской войны".

Материал для проведения урока по теме: "Гражданская война в России" .Урок - практическое занятие (работа в группах)....

Конспект урока по Истории Отечества тема: «Начало Великой Отечественной войны».

Конспект  урока  по Истории Отечества тема: «Начало Великой Отечественной войны»....