Конспект урока по истории "Государство и власть. Русско-японская война"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Аксенова Татьяна Александровна

План - конспект урока истории для 11 класса (профильного уровня) "Государство и власть. Русско-японская война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_11_klass_profilnyy_uroven_1.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

"

Государство и власть. Русско-японская война

                                                                                         

Аксенова Татьяна Александровна

учитель истории и обществозания

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «средняя                                                  

общеобразовательная школа им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ
Государство и власть. Русско-японская война 

ФИО (полностью)

Аксенова Татьяна Александровна

Место работы

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

История

Класс

11 (профильный уровень)

Тема и номер урока в теме

Тема II. Первая российская революция и её последствия. Урок 1 «Государство и власть. Русско-японская война». Всего в разделе 6 уроков

Базовый учебник

Шестаков В.А. История России,  XX -  начало XXI века. М. «Просвещение» 2010

Цель  урока: познакомить учащихся с государственным строем Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв., внешней политикой России на Дальнем Востоке; рассмотреть причины и последствия русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

 Задачи:

- обучающие: формирование представления учащихся о характере внешней политики мировых держав на рубеже Х1Х-ХХ вв. на Дальнем Востоке; осмысление причин и последствий русско-японской войны и дальнейшего развития   общественной жизни страны и влиянии на революцию 1905-1907 годов на основе первичных представлений учащихся об основных событиях и процессах социально-экономического, политического и духовного развития России в 1900—1905 гг.;

-развивающие: развитие исторического и критического мышления учащихся в работе с источниками, отражающими разные точки зрения и оценки фактов; содействовать развитию навыков групповой работы, самооценки учащихся; способствовать развитию информационной культуры учащихся, знакомству их с возможностями ПК

-воспитательные: ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности, актуализированные при анализе и обсуждении форм взаимодействия власти и общества, личности и общества в России в годы русско-японской войны, воспитывать уважение к истории, к примерам героизма и мужества русских солдат. 

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний     

Формы работы учащихся: локализация фактов на тематической карте, анализ на её основе геополитической ситуации на Дальнем Востоке в начале XX в., многоуровневый анализ источников, дискуссия.

Необходимое техническое оборудование Компьютер, проектор, экран, раздаточные материалы,  электронная карта  «Русско-японская война 1904-1905 гг.».

Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война...
В. Плеве 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный

Приветствует учащихся. (Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.)

Приветствуют учителя.

1 - 2 мин.

2.

Изучение нового материала

Русско-Японская война [История России. XX век]

 Ресурс  № 1.

Внешняя политика России в начале ХХ века. Ресурс № 2.

Карта русско-японской войны. Ресурс  № 3

 

Видеофрагмент Русско-японская война 1904 – 1905 гг.  Ресурс № 4

Манифест Николая II. Ресурс № 5

Сообщение темы и цели урока. Показ презентации. (слайд 1,2)

Обратите внимание на экран (слайд № 3) /на слайде выдержка из «Свода Основных государственных законов Российской империи/

- Какие можно сделать выводы на основе этого документа?

- Что представлял собой политический строй Российской империи в начале XX века?

В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы. В среднем годовой доход Царской семьи составлял около 52 млн руб., что вдвое превышало расходы на образование.

(Слайд №  4) видеофрагмент о России в начале XX века/

- В стране нарастал политический кризис, который был прерван вспыхнувшей русско-японской войной. Чем был вызван этот политический кризис.

«Чтобы остановить революцию. Нам нужна маленькая победоносная война»,- незадолго до русско-японской войны сказал министр внутренних дел В.К.Плеве. Япония оказалась подходящит противником для такой войны. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора. Однако ни одно из этих сражений в войне не было выиграно русской армией.

Постановка проблемы: Русско-японская война позор или школа мужества? Это нам предстоит сегодня выяснить.

/Слайд №  5 /

Будучи наследником престола, Николай II посетил Японию, где подвергся нападению японского полицейского и получил ранение в голову.

Вопрос: Мог ли этот инцидент стать причиной войны?

Тогда давайте выясним причины войны. Обратите внимание на факты /Слайд №  6,7 /

Сформулируйте причины войны: (слайд 8)

- столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке;

- попытка захвата внешних рынков для развивающейся отечественной экономики;

- российская имперская экспансия на Восток;

- стремление России и Японии к обогащению богатствами Кореи и Китая.

- желание царского правительства отвлечь народ от революционных выступлений.

- А теперь давайте выясним, как относились к войне в России. В это время в правящих кругах произошел раскол на два лагеря: сторонников войны, возглавляемых А.М. Безобразовым и В.К. Плеве; и ее противников, возглавляемых С.Ю.Витте.

(Слайд 9) «Поверьте мне, что нам маленькая победоносная война необходима, иначе нам внутри России будет грозить беда». «А Японию мы и шапками закидаем».

Из высказываний министра внутренних дел В.К. Плеве (по мемуарам С.Ю. Витте)

«Россия к войне не готова...»

Из доклада С.Ю. Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902 г.

Дело в том, что он в 1902 году совершил поездку на Дальний Восток и вынес твёрдое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое освоение Дальнего Востока.

«Лучше война, чем революция...»

Цитата из газеты (конец 1903 г.)

Не только правящие круги, но и русское общество начала  века  резко разделилось в своем отношении к войне! Обратите внимание на документ № 1 и ответьте на вопросы к документу.

- Каков был военный потенциал русской армии на Дальнем  Востоке?

Анализ документов № 2, 3 и таблицы (раздаточный материал. Таблица на слайде № 10)

- Сделайте выводы на основе этих документов.

- С какими трудностями могла столкнуться русская армия в начале войны?

Утром 27 января 1905 года большая японская эскадра блокировала в Корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». После отказа сдаться эскадра начала боевые действия. Так было положено начало войне. (слайд 11)

Обратите внимание на документы № 4, 5 (Манифесты Российского и японского императоров о начале войны)

Вопросы и задания к источникам:

 - Когда подписан каждый из манифестов? Как эти даты соотносятся с реальным началом военных действий?

- Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни?

- Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу?

 - Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажется вам более убедительной? Почему?

Итак, как же развивались события русско-японской войны?

/Слайд №    12 /

После цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Тайме» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.

- Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? /Слайд №  13 /

27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в. (слайд 14) Используя исторические документы № 6, 7, сделайте на их основе выводы об итогах и значении Русско-японской войны.

Мирный договор, подписанный в г. Портсмуте 23 августа (5 сентября) 1905 г. /Слайд № 15/

* Уступка Японии в вечное и полное владение Южного Сахалина, аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром

* Признание Кореи сферой интересов Японии.

* Предоставление Японии права вести рыболовство вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.

* Предоставление Японии режима благоприятствования в торговле с Россией.

* Вывод русских и японских войск из Маньчжури

Итоги войны: (слайд  16)

  • Уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов;
  • Большие людские потери
  • Позор от проигранных сражений
  • Крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке
  • Потеря полцуострова Сахалин
  • революция

- Война закончилась, и потянулись по дорогам воины, изувеченные, раненные, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца. (Слайд 17)

О войне 1904-1905 гг. сложено много песен, но строчки из песни «Плещут холодные волны» неизвестных авторов, ставшей откликом на гибель «Варяга» и «Корейца», в наибольшей степени отражают трагедию и героизм русских солдат в этой войне. Впереди их ждала Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная, но и там русский воин выстоял, сохранил свою честь. «Война есть грех и свидетельство о грехе», - писал Н. Бердяев, и не надо нам, живущим сегодня, об этом забывать.

Записывают тему урока в тетради.

Знакомятся с текстом законов и делают соответствующие выводы.

Слушают учителя.

Смотрят видеофрагмент. После просмотра отвечают на вопрос учителя.

Знакомятся с проблемным вопросом урока.

Отвечают на вопрос учителя (Нет).

Знакомятся с информацией презентации и формулируют причины русско-японской войны. Затем записывают их в тетради.

Слушают учителя.

Знакомятся с информацией слайда.

Знакомятся с текстом документа № 1 и отвечают на вопросы к нему.

Накомятся с документами и таблицей на слайде и делают выводы, выдвигают предположения о том, с какими трудностями пришлось столкнуться России в начале войны.

Слушают учителя и знакомятся с электронной картой

Обучающиеся знакомятся с текстами Манифестов императоров и отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся смотрят видеофрагмент о событиях русско-японской войны.

На основе ранее изученных документов и просмотренного видеофрагмента, обучающиеся делают выводы о причинах поражения России в войне.Записывают их в тетрадь.

Знакомятся с текстами документов и формулируют условия мирного договора и итоги войны, записывают в тетради.

Слушают учителя и знакомятся с текстом на слайде.

35 мин.

3.

Первичное закрепление изученного.

- Русско-японская война позор или школа мужества? (Слайд 18)

Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос урока.

5 мин.

4.

Домашнее задание.

  1. Учебник  § 5, вопросы и задания после параграфа. Раздаёт карточки с вопросами домашнгего задания. Ответить на вопросы:
  1. 1. На фоне предшествовавших и последующих войн Русско-японская война.1904—1905 гг. действительно кажется «маленькой». Как вы думаете, почему в новейшей истории России и памяти россиян она занимает особое место?
  2. 2. Как могло случиться, что после этой войны наступил   золотой   век   в   российско -японских   отношениях 1906—1916 гг.? Такого уровня дружеских соглашений и культурного взаимодействия сопредельные страны больше не достигали.
  3. 3. В современной исторической науке есть мнение о том, что название этой войны не совсем точное. Как вы думаете, что послужило поводом для сомнений? Какую
    роль играют названия военных конфликтов для их современников и потомков? (Слайд 19)

Записывают домашнее задание в дневниках.

2 мин.

5.

Подведение итогов урока.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока истории России в 11 классе

 Государство и власть. Русско-японская война

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Русско-Японская война [История России. XX век]

Видео

Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=ULrsi6K4klU

2.

Внешняя политика России в начале ХХ века

Информационный модуль

Презентация

http://www.fcior.edu.ru/card/14252/vneshnyaya-politika-rossii-v-nachale-hh-veka.html 

3.

Карта русско-японской войны

Карта

Модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4db4ae6-ede0-4064-980b-d51de5e9c9ae/%5BIS11RO_1-02%5D_%5BAN_04%5D.swf

4.

Русско-японская война

Видео

Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=ITktDU3M-jY 

5.

Манифест Николая II.

Информационный документ

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90bb16e7-6e95-4a4a-a5f2-a963b24802ea/Manifest_Nikolaja_2_mirnyj_dogovor_s_Japonijej.jpg 

Раздаточный материал к уроку «Русско-японская война»

Документ № 1.

«...За несколько месяцев до моих выпускных экзаменов разразилась Русско-японская война. Война началась с нападения японских миноносцев на русский флот, сосредоточенный в Порт-Артуре. Как ни странно, но это событие не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией. И хотя мобилизация войск для отправки на Дальний Восток прошла вполне гладко, тем не менее патриотические манифестации, состоявшиеся в столице и других городах, носили чисто формальный характер и не отличались особым энтузиазмом.

Зная, что Витте, а с ним и все члены кабинета министров, за исключением Плеве, выступали против войны, многие предчувствовали, что она принесёт немало бед и катастрофические последствия. Витте сделал всё, что мог, чтобы противодействовать провоенной ориентации нового царского фаворита статс-секретаря А. М. Безобразова. В конце 1901 года в Петербург с визитом прибыл крупный японский государственный деятель Хиробуми Ито в надежде урегулировать назревающий конфликт мирными средствами. Вопреки настояниям Витте, царь встретил Ито весьма холодно, и тогда он направился в Лондон для консультаций с японским послом Хаяси, который открыто ратовал за войну с Россией. Хаяси в полной мере воспользовался провалом переговоров Ито с Витте, в результате чего был подписан договор об англо-японском союзе (январь 1902 года), направленном против России. К вящему удовольствию Плеве, летом 1903 года Витте был отстранён от прямого участия в решении государственных дел, получив назначение на почётный, ничего не значащий пост. Впрочем, в самый последний момент царь неожиданно опомнился и предпринял попытку предотвратить войну...

<...> Некоторые считают, что причиной революции 1905 года явилась война с Японией и поражение в ней России. Неоправданность такого суждения, на мой взгляд, очевидна в свете тех событий, которые происходили в России после 1901 года и суть которых я изложил выше. Японская война не была причиной революции 1905 года. Она лишь изменила и исказила её развитие.»

              А. Ф. Керенский. Россия на историческом повороте. Мемуары (М., 1993).

Вопросы и задания к источнику:

- Как вы думаете, почему начало Русско-японской войны «не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией»?

- Какие две крайние точки зрения на целесообразность войны с Японией существовали в правительственных кругах Российской империи? К какой из них ближе позиция автора мемуаров? Свой ответ подтвердите цитатами из источника.

- Что нового в образ С. Ю. Витте вносят свидетельства А. Ф. Керенского?

Документ № 2. Военное оснащение стран накануне войны.

В техническом отношении русская армия начинала кампанию с 8 пулемётами; пополнялась полевой артиллерией, вместо горной, хотя с1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт – Артур начал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037, и не было ни одного 12 дюймового орудия… Сухопутные войска насчитывали около 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца.

Очерки дипломатической истории Русско–японской войны. М. 1955г.

Документ № 3. Военное оснащение стран накануне войны.

Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 гг. создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было484 орудия. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций…

Всемирная история сражений. М.,2000г.

Таблица. Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке.

Государство

Россия

Япония

К 1 января 1894 г.

Офицеры – 1118

Солдаты - 32716

Офицеры – 2476

Солдаты - 58446

К 1 января 1904 г.

Офицеры – 3249

Солдаты - 94586

Всего кораблей 63, общий тоннаж 190 тыс. тонн

Офицеры – 8082

Солдаты - 142663

Всего кораблей 80, общий тоннаж 260 тыс. тонн

Документ № 4. «Манифест Николая II о вступлении России в войну  с Японией» (27.01.1904 г.)

В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили согласие на пересмотр существовавших между обеими Империями соглашений по корейским делам. Возбуждённые по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений Правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических сношений с Россиею.

Не предуведомив о том, что перерыв таких сношений знаменует собой открытие военных действий, японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать Нашу эскадру, стоявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артур.

По получении о сём донесения Наместника Нашего на Дальнем Востоке, Мы тотчас же повелели вооружённою силою ответить на вызов Японии.

Объявляя о таковом решении Нашем, Мы с непоколебимою верою в помощь Всевышнего и в твёрдом уповании на единодушную готовность всех верных Наших подданных встать вместе с Нами на защиту Отечества, призываем благословение Божие на доблестные Наши войска армии и флота.»

Документ № 5. «Из манифеста японского императора» (29.01.1904 г.)

«Мы, милостью небес, император Японии, с незапамятных времён сидящий на троне, занимаемом тою же династиею, объявляем этим манифестом всем нашим верным и храбрым подданным следующее:

Мы этим объявляем войну против России, и мы повелеваем нашей армии и флоту всеми их силами производить нападения на эту империю... Отдельное существование Кореи необходимо для безопасности нашего государства.

Несмотря на это, Россия, пренебрегая её торжественными трактатами с  Китаем и  повторенными обещаниями другим державам, всё ещё занимает Маньчжурию , укрепляет свою  власть  в этих  провинциях, решив  их окончательно присвоить, а так как взятие Маньчжурии Россиею сделало бы невозможным сохранение неприкосновенности Кореи и вдобавок принудило  бы  бросить всякую  надежду на мир на  Дальнем Востоке , мы,  ввиду этих обстоятельств , решили выяснить эти вопросы переговорами...

Однако же Россия никогда не встречала такие предложения в примирительном духе, но своим умышленным замедлением оттягивала решение вопроса...

 Обеспечения будущего мы можем теперь только добиться призывом к оружию.»

Вопросы и задания к источникам:

 - Когда подписан каждый из манифестов? Как эти даты соотносятся с реальным началом военных действий?

- Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни?

- Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу?

 - Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажется вам более убедительной? Почему?

Документ № 6. Отрывок из воспоминаний С.Ю. Витте, представлявшего интересы России в Портсмуте, об условиях заключения мирного договора

«...29 июня последовало мое назначение главным уполномоченным по ведению мирных переговоров с Японией, и на другой день утром я был у государя, и государь меня благодарил, что я не отказался от этого назначения, и сказал мне, что он желает искренно, чтобы переговоры пришли к мирному решению, но только он не может допустить ни хотя бы одной копейки контрибуции, ни уступки одной пяди земли.<...>

Великий князь (Николай Николаевич) мне довольно обстоятельно объяснил положение дела...: 1) наша армия не может более потерпеть такого крушения, какое она потерпела в Ляояне и Мукдене; 2) при благоприятных обстоятельствах с возможным усилением нашей армии имеется полная вероятность, что мы оттесним японцев до Квантунского полуострова и в пределы Кореи, т. е. за Ялу, что для этого, вероятно, потребуется около года времени, миллиарда рублей расхода и тысяч 200-250 раненых и убитых и 3) что дальнейших успехов без флота мы иметь не можем; 4) что в это время Япония займет Сахалин и значительную часть Приморской области. Великий князь выражал мнение, что, во всяком случае, невозможно соглашаться на отдачу Японии хотя пяди исконно русской земли. Управляющий морским министерством Бирилев мне сказал, что вопрос с флотом покончен, Япония является хозяином вод Дальнего Востока. Что же касается мирных условий, то невозможно соглашаться на какие бы то ни было унизительные условия; что касается уступок территориальных, то, по его мнению, возможно уступить часть того, что мы сами в благоприятные времена награбили».

        С.Витте

Документ № 7. ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.

(извлечение)

 Статья I

Мир и дружба-пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

 Статья II

Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...

Статья III

 Россия и Япония взаимно обязуются:

эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова...

возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. <... >

Статья V

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья VII

Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.

Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. <...>

Статья IX

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>

Статья XI

Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории "Большевики берут власть"

Конспект урока истории "Большевики берут власть" предназначен для 9 и 11 классов по учебникам авторов -  А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов....

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...

РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ "РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА"

В ХОДЕ УРОКА РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРИЧИНЫ,ХОД СОБЫТИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ  ВОЙНЫ",ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ  УЧЕБНЫЕ ПРИЕМЫ...

Конспект урока "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?"

Конспект урока "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?"...