Рабочая программа по литературному чтению для 8 класса (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по литературе (8 класс)

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основе:

федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Ермаковской СОШ (утверждена приказом от 30.08.2019 №01-07/89-3);

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, 5-9 классы – Сборник 1, 5-9 классы Сборник 2, под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_l_uo.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ермаковская средняя общеобразовательная школа

                    Утверждаю

                    Директор школы

            ________________  

         Приказ от ________  № _______                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

8 КЛАСС

(для учащихся с умственной отсталостью)

Составитель: Позднякова Наталья Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО

Методист

_______________  _______

2020 год

Пояснительная записка

Цель программы по литературному чтению: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи изучения предмета:

  • Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
  • Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
  • Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
  • Расширение представлений об окружающей действительности.
  • Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
  • Развитие навыков связной устной речи.
  • Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
  • Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Ермаковской СОШ (утверждена приказом от 30.08.2019 №01-07/89-3);
  • программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, 5-9 классы – Сборник 1, 5-9 классы Сборник 2, под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой.
  •  постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528);

                                                       

Общая характеристика учебного предмета

На уроках литературного чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Рекомендуемые произведения разножанровые, и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более, их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Место учебного предмета в учебном плане

На предмет «Литературное чтение» в 8 классе отводится  136 часов (4 часа в неделю)

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы умения:

  • осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • осознанно относиться к выбору профессии;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Предметные результаты:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень: Обучающиеся научатся:

  • читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
  • читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;
  • участвовать в обсуждении темы и текста;
  • оценивать поступки героев с помощью учителя;
  • отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

 Достаточный уровень: 

  • читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;
  • читать « про себя»;
  • выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
  • формулировать вопросы к тексту;
  • делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
  • составлять простой план под руководством учителя;
  • характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
  • выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
  • производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ;
  • учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту;
  • выучить наизусть 8-10 стихотворений.

 

Содержание учебного предмета

Устное народное творчество. Сказки. Пословицы, поговорки, загадки.

Баллады В.А. Жуковского «Перчатка» и И.З. Сурикова «Нашла коса на камень». Былина «Садко».

Произведения русских  писателей XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Басина М. «Публичное испытание». Пущин И. И. «Записки о Пушкине». (отрывок). Пушкин А. »Памятник», «Во глубине сибирских руд…»,  «Зимнее утро». Избранные стихи. Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде».  

Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения «Смерть поэта», «Родина» (наизусть), «Парус» (наизусть), «Сосна».

Лермонтов М. «Песня про купца Калашникова…»

Иван Андреевич Крылов. Басни «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и Пчела».

Николай Алексеевич Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».

Иван Саввич Никитин.  Русь. Утро на берегу озера.

Тургенев «Муму»

Внеклассное чтение. Н. Богданов «Хорошая пословица»

Толстой Л.Н. После бала.

Произведения русских писателей 1 половины XX века.

Чехов А.П. Лошадиная фамилия.

Короленко В.Г. Слепой музыкант

Горький М. «Макар Чудра».

Есенин С. «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая…»

Платонов А.П. Разноцветная бабочка.

Толстой А.Н. Русский характер.

Заболоцкий Н. Некрасивая девочка.

Произведения русских писателей 2 половины XX века.

Паустовский К.Г. Телеграмма.

Фраерман Р.И. Дикая собака динго.

Кассиль Л.А. Пекины бутсы.

Твардовский А.Т. Василий Теркин.

Шукшин В.М. Гринька Малюгин.

В.П. Астафьев Далёкая и близкая сказка (глава из повести «Последний поклон»)

Р.П. Погодин «Алфред»

А.А. Сурков «Родина»

Тематическое планирование

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

16

1.1

Сказки

7

1.2

Пословицы и поговорки

2

1.3

Баллады

3

1.4

Былины

3

1.5

Обобщение изученного по разделу «Устное народное творчество»

1

2

Произведения русских  писателей 19 века

58

2.1.

А.С. Пушкин

15

2.2.

М.Ю. Лермонтов

10

2.3.

И.А. Крылов

6

2.4.

Н.А. Некрасов

7

2.5.

И.С. Никитин

3

2.6.

И.С. Тургенев

11

2.7.

Л.Н. Толстой

4

2.8

Обобщение изученного по произведениям русских писателей 19 века.

2

3.

 Произведения русских писателей 1-й половины 20 века

32

3.1

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

4

3.2

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

11

3.3

М. Горький «Макар Чудра»

3

3.4

С.А. Есенин.Стихи

4

3.5

А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

2

3.6

А.Н. Толстой «Русский характер»

4

3.7

Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»

2

3.8

Вн.чтение. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

1

3.9

Обобщение изученного по произведениям писателей 1 половины 20 века

1

4.

 Произведения русских писателей 2-й половины 20 века

30

4.1

Паустовский К.Г. «Телеграмма»

3

4.2

Фраерман Р.И. «Дикая собака динго»

5

4.3

Кассиль Л.А. «Пекины бутсы»

3

4.4

Твардовский А.Т. Поэма «Василий Теркин»

4

4.5

Шукшин В.М. «Гринька Малюгин»

3

4.6

Астафьев В.П. «Далёкая и близкая сказка»

3

4.7

Погодин Р.П. «Алфред»

5

4.8

Сурков А.А. «Родина»

2

4.9

Обобщение изученного по произведениям писателей 2 половины 20 века

2

Итого

136

 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Чтение. 8 класс: учеб. для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/авт.-сост. З.Ф.Малышева. – 11 изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Приложение

Календарно - тематическое планирование

-. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».  

. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий».

И. С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».

  1. А. Я. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
  2. Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
  3. Ю. К. Олеша «Три толстяка».
  4. К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
  5. Е. А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
  6. М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
  7. Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
  8. Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».
  9. А. Я. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)...

рабочая программа по литературному чтению 10 класс.(Русская группа)

Рабочая программа по литературному чтению.(10 класс .По Хайдаровой Р.З.)...

Рабочая программа по математике в 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями, 210 ч

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. под редакцией докт...

Рабочая программа по математике в 5 классе для детей с интеллектуальными нарушениями .210 ч

Рабочая программа по математике составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. ц...

Рабочая программа по математике в 9 классе для детей с интеллектуальными нарушениями. 170 ч

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. под редакцией докт...

Адаптированная рабочая программа по информатике 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...

Рабочая программа по математике 5-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

   Рабочая программа по математике  5-9 класс, для учеников с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), образовательных учреждений разработана в соответствии с нормативно-правов...