«Святой благоверный великий князь Александр Невский - образ русского человека; битва на Неве». Евдокимов Олег Валериевич
методическая разработка по литературе (8 класс)

Евдокимов Олег Валериевич

Автор урока предоставляет методический материал, на основании которого разработан открытый урок литературы в 8-м классе, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Евдокимов Олег Валериевич,

учитель русского языка и литературы.

Лицей № 387 имени Н.В. Белоусова.

Кировский район Санкт-Петербурга

Тема урока: «Святой благоверный великий князь Александр Невский - образ русского человека; битва на Неве».

(8 класс)

Тип проведенного урока: «Открытие и освоение» нового знания, закрепление материала».

Цели урока: 

1) особенности жанра жития - освоение и закрепление теоретических знаний.

2) развитие  речевого потенциала учащихся.

Задачи  урока:

 Образовательные задачи: 

  1. Формировать у учащихся навык аналитического прочтения житийного текста.
  2. Развивать у учащихся умение верно формулировать определение понятий.
  3. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
  4. Совершенствовать у учащихся литературоведческие умения, обобщения, выводы.
  5. Способствовать творческому применению учащимися изучаемого материала через осознание духовных компонентов житийного текста; продолжение работы с речью учащихся при построении диалогов устной и письменной речи в рамах речевого этикета.

  Развивающие задачи:

  1. Осуществление на уроке системно-деятельного подхода образования.
  2.  Развитие внимания учащихся.
  3. Формирование УУД (познавательных, регулятивных, личностных):

- а) развивать умение использовать полученные знания при изучении нового материала;

- б) развитие способностей анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное, обобщать, логически и аргументированно излагать;

- в) формирование логических и аналитических умений с опорой на личный опыт учащихся;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностному отношению к житийному слову, духовно-нравственным ценностям, содержащимся в духовной биографии великого князя;
  2. развитие коммуникативных УУД:

- а) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности у учащихся при освоении знаний,

- б) развитие взаимного уважения к мнению собеседника,  видов интеллектуального сотрудничества и доброжелательного оппонирования точке зрения собеседника.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: 

  1. Углубление познавательных мотивов к изучению родного языка и вазвитие желания к совершенствованию своей речи.
  2. Формирование навыков учащихся, служащих к совершенствованию самооценки и взаимооценки, при поощрении обучающихся к достижению успеха.

Метапредметные: 
1. Развитие у учащихся способности свободно и верно излагать свои мысли в монологической и диалогической форме, устно и письменно.

2. Взаимодействие с товарищами по классу в процессе:

- а) совместного выполнения поставленной задачи;

- б) участия в обсуждении;

- в) формулирования вопросов и ответов при диалоге. 

Предметные: 
1. Продолжение работы по формированию способности учащихся логически и грамматически верно и свободно излагать мысли в формах письменной и устной. 

2. Продолжение работы по развитию навыков владения различными видами речи учащихся.

3. Продолжение работы над умением учащихся строить свою речь при общении с одноклассниками в границах культуры речи.

4. Продолжение работы над развитием  творческой самостоятельной деятельности учащихся.

Оборудование: 

- Учебник «Литература. 8 класс» для общеобразовательных учреждений,  часть I; автор-составитель  -  В.Я. Коровина, Издательство: М.: Просвещение, 2017 г. Текст «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра Невского» (стр. 22-29).

- тетради.

- доска, на которой будет записана тема урока; икона благоверного князя Александра.

- проектор, экран для показа слайдов.

План урока:

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 минут).
  2. Проверка домашнего задания № 1: доклады/сообщения: а) «Житие как жанр. Особенности житийного жанра»; б) «Какие признаки жанра жития присутствуют в «Повести…»; в) «Сведения об Александре Невском» (12 минут).
  3. «Святой благоверный великий князь Александр Невский - образ русского человека; битва на Неве». Работа с текстом учебника (7-8 минут).
  4. Проверка домашнего задания № 2: литературный пересказ эпизода из «Повести…» «Битва на Неве» в соответствии с данными критериями и дискуссионными вопросами (18 минут).
  5. Взаимопроверка учащихся по выявлению восприятия основного содержания текста (3-4 минуты).
  6. Домашнее задание (1-2 минуты).
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты).

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

       Добрый день, дорогие учащиеся. Ваши суждения о великом русском князе интересны, хорошо, что вы смотрите на жизнь и дела древнерусского воина, христианина своими собственными глазами. Сегодня мы постараемся сегодня узнать то, что прежде было для нас неведомо. Новый жанр, новые мысли, новые впечатления, новые знания, новые нравственные открытия в судьбах древней Руси, Руси XIII столетия. Давайте соберемся с мыслями, сосредоточимся и приступим.  

II. Проверка домашнего задания № 1: доклады/сообщения:

       Учащиеся делают индивидуальные доклады/сообщения о возникновении и развитии на Руси жанра «жития в XI- XIII веках. Во время подготовленных докладов/сообщений на экране воспроизводятся соответствующие теме слайды.

Вопросы домашнего задания:

- Житие как жанр. Особенности житийного жанра (первый ученик).

- Какие признаки жанра жития присутствуют в «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра Невского» (второй ученик).

- Сообщение о древнерусском святом князе Александре Невском (третий ученик).

Первый ученик:

[Слайд № 1. Икона прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских (годы преставления: прп. Антоний – 1073, прп. Феодосий – 1074).]

[Слайд № 2. Образ святых князей Бориса и Глеба (год кончины святых князей - 1015).]

[Слайд № 3. Иконы свтт. Аркадия Новгородского и святителя Леонтия Ростовского (год преставления святителя Аркадия – 1162), святителя Леонтия – 1073).]

[Слайд № 4. Образы прп. Евфросинии Полоцкой и прп. Авраамия Смоленского  (год преставления преподобной Евфросинии – 1173), прп. Авраамия – около 1224).]

Житие как жанр. Особенности житийного жанра

       Жития святых (агиография) – это жанр церковной литературы, описывающей жизнь святого человека, его жизненный духовный путь, соответствующий определенным принципам, правилам, канонам. Древнерусская литература к XIII веку уже хорошо знала жития многих святых первых веков христианства, византийские жития, а также жития отечественные, такие, например, как «Житие преподобного Антония Печерского» (около 1090 г.), «Житие преподобного Феодосия Печерского» (1109 г.), «Житие князей-страстотерпцев Бориса и Глеба» (ок. 1109  г.), «Житие святителя Леонтия Ростовского» (1164 г.), «Житие  святителя Аркадия, архиепископа Новгородского» (ок. 1184 г.), «Житие Евфросинии Полоцкой» (нач. XII в.), «Жития святых отцов Киево-Печерского монастыря» (I четв. XII в.), «Житие преподобного Авраамия Смоленского» (серед. XIII в.) и другие жития древнерусских святых. Личности житийной литературы - это не выдуманные персонажи, а исторические лица. Их жития богаты описанием их дел, духовных подвигов, чудес, происходивших как при жизни святого, так и после его перехода в вечность, богаты душеполезными поучениями и примерами того, как надо спасать свою душу. Многие жития Древней Руси со временем стали восприниматься как документально-исторические повествования. Ведь русские книжники, знатоки византийского агиографического жанра, обладая высоким мастерством и литературным талантом, создавали духовные портреты замечательных людей Древней Руси. Создавали совестливо, ответственно, достоверно, так как знали, что написание жития святого является богоугодным и полезным делом, а также непременным условием Церкви для канонизации святого. Ради этого они собирали, осмысляли и излагали факты из биографий подвижников, тщательно проверяли их, стремясь передавать все открывшееся им без искажений. 

Второй ученик:

[Слайд № 5. Иконы благоверного великого князя Александра Невского в воинских доспехах и монашеских облачениях (год преставления св. кн. Александра - 1263).]

[Слайд № 6. Фотография древней иллюстрации с частью текста из жития св. Александра Невского, взятая из Лицевого летописного свода[1].]

[Слайд № 7. Фотография Рождественского храма и храма Свято-Троицкого, в которых покоился благоверный князь Александр.]

Какие признаки жанра жития присутствуют в «Повести…»

       А) В предисловии к «Повести…» ее автор, не упоминая своего имени, что также является житийной чертой, говорящей о скромности, о смирении, замечает о себе с подчеркнутым самоуничижением: «Я, ничтожный, грешный и неразумный, начинаю описывать жизнь князя Александра Ярославича, внука Всеволода». Начало княжеского жития, сохранившееся в составе Лаврентьевской летописи 1377 года, отличается от текста «Повести…», данного в школьном учебнике литературы, и звучит более духовно. Вот оно: «О Господе наше Иисусе Христе, Сыне Божьем, я, ничтожный и многогрешный, мало смысля, пытаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода». И далее автор, «домочадец и очевидец жизни» великого князя, продолжая свое повествование, в том же молитвенно-смиренном духе говорит: «Хотя и прост я умом, но молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра начало положу». Тем не менее, такие особенности авторской речи, содержащиеся как в летописном житии, так и в «Повести…» ученика литературы, - принадлежность житийному жанру.

       При прочтении же текста «Повести…» становится совершенно ясно, что автор, хотя и старается умалить и даже скрыть свои достоинства, - это человек большого ума, обладающий редким литературным талантом и хорошим образованием. Его духовный, политический, военный, исторический кругозор является выдающимся для своего времени собранием сведений об эпохе и деяниях князя. Бесспорно, автор «Повести…»  хорошо знает жизнь и характер своего князя, он, скорее всего, долгое время был приближенным к князю человеком, наблюдавшими и разделявшим его свершения. Полагают, что автор «Повести…» принадлежал к домашним слугам Александра Невского, принявшим после его смерти монашеский постриг во владимирском Рождественском монастыре, где в начале 1280-х годов им и было создано житие святого благоверного правителя Руси.  

       Б) Кроме того, в «Повести…» приводятся цитаты из Священного Писания; упоминаются библейские пророки цари и вожди; передаются молитвы князя, которые он произносит перед решающими событиями в своей жизни и жизни русского государства; упоминаются также церковные службы, на которых князь Александр молится; излагается видение святых князей, Бориса и Глеба, бывшее старому ижорскому воину Пелгусию, а также рассказывается о монашеском постриге и посмертном чуде самого князя Александра, взявшего из своего гроба своей собственной рукой «душевную», то есть прощальную грамоту[2] от митрополита Кирилла, совершавшего отпевание великого князя в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы города Владимира. В «Повести…» часто указывается на добродетельный образ жизни князя-христианина. Все это говорит о житийных чертах «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра Невского…». Сам же князь имеет наименование благоверного князя, чем подчеркивается его церковное почитание.

Третий ученик:

[Слайд № 8. Карта владений Владимирского, Новгородского, Киевского княжеств.]

[Слайд № 9. Карта походов великого князя Александра Невского на защиту западных рубежей 1239—1245.]

Сведения об Александре Невском

       Александр Ярославич Невский (1221 - 1263) - князь новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259 гг.), киевский (1249-1263 гг.), владимирский (1252-1263 гг.). Сын переяславльского князя Ярослава Всеволодовича и княгини Ростиславны (Феодосии)  Мстиславны, торопецкой княжны, дочери князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного.

       В 1228 г. князь Александр поселился в Новгороде, в 1230 г. стал князем новгородских земель. В 1236 г., после отъезда своего отца, князя Ярослава, самостоятельно княжил и защищал земли северо-запада Руси от шведов, ливонцев, литовцев. В 1239 г. Александр женился на дочке князя полоцкого Брячислава - Александре. В 28 июля 1240 г. выиграл битву на Неве, победив шведов, высадившихся в устье Невы на Ижоре. Когда  ливонцы оккупировали Псков, Тёсов и подошли к Новгороду, князь Александр снова разбил врагов. После этого, 5 апреля 1242 года, в Ледовом побоище наголову разбил ливонцев на Чудском озере. В течение 6 лет святой князь отражал нападения врагов на северо-западные рубежи Отечества. Потом, оставив Новгород, переехал во Владимир. После смерти своего отца получил власть в Киеве и Новгороде.

        Великий князь не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым дипломатом, полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить карательные походы монголо-татар на Владимир, Суздаль, Ростов, Переяславль, Ярославль – в этих городах произошло антиордынское восстание, в результате которого были перебиты татарские сборщики дани. Являлся родоначальником линии московских государей и великого покровителя Православной Церкви. Александр Невский имел четырех сыновей: Василия (новгородский князь), Дмитрия (новгородский, переяславский, владимирский князь), Андрея (владимирский, новгородский, городецкий князь), Даниила (московский князь), а также дочь Евдокию.

III. Изучения нового материала: «Благоверный князь – образ русского человека. Битва на Неве».

[Слайд № 10. Картина Павла Дмитриевича Корина (1892-1967 гг.) «Александр Невский» (1942 г)]

[Слайд № 11. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926 гг.) «Александр Невский».]

I) Работа с текстом учебника.

- Как Автор «Повести…» описывает внешность и характер святого князя (портрет великого князя, его достоинства)?Как образ русского князя связан с церковной традицией?

[«Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа, которого поставил египетский царь вторым царем в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую, Так и князь Александр побеждал, но был непобедим».]

- На какой мотив, склонивший «короля» к вторжению на Русь, указывает автор «Повести…»? Были ли еще у крестоносцев мотивы, чтобы завоевывать северо-западную Русь?

[Мотив зависти. «Знатный человек по имени Андреяш[3]», пришедший из «западных стран», увидел князя Александра и, хваля его, сказал: «Я прошел многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя. В ответ на это «король полуночной части Римской страны» … «подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

Мотив наживы. Однако, кроме мотива зависти к успехам князя Александра, был и другой мотив. Это мотив наживы. Целью вторжения было установление контроля над устьем Невы и городом Ладогой. Следовательно, шведы желали захватить важнейшую часть торгового пути «из варяг в греки», находившегося во владении Новгорода. Так, в декабре 1237 года папа римский Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию, а в июне 1238 года датский король Вальдемар II[4] и магистр объединённого ордена Герман фон Балк[5] договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси на территориях, прилегающих к Балтийскому морю, с участием шведов. Русские земли в эти годы были ослаблены монгольским нашествием, поэтому папское предприятие могло увенчаться успехом. Военная операция против северо-западной Руси готовилась два года. Летом 1240 года шведские корабли, под начальством Биргера Магнуссона[6] и Ульфа Фасна[7], прибыли в устье реки Невы. Высадившись на берег. Шведы со своими союзниками раскинули шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. Согласно сообщению новгородской летописи, в составе войска шведов были норвежцы и представители финно-угорских племен сумь и емь. В войске находились также католические епископы.]

II) Работа с текстом учебника (продолжение).

[Слайд № 12. Картина Федора Антоновича Моллера (1812-1874 гг.) «Невская битва. Поединок Александра Невского и Биргера на Неве» (1856 г.).]

 [Слайд № 13. Икона святых князей Бориса и Глеба из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV века (Киевская картинная галерея).]

Аналитическое чтение эпизода «Повести…» «Битва на Неве». Сравнение двух персонажей – «короля» и «благоверного князя Александра».

- Какой портрет «короля» создает автор «Повести…»? Какими словами его характеризует?

[- Образ захватчика русских земель «короля»:

- властный, могущественный, дерзкий: «И собрал король силу великую, наполнил множеств и кораблей полками своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным»;

- агрессивный, гневный:  «..пришел в Неву, шатаясь от безумия…»;

-  надменный, самоуверенный, решительный: «…Послал он, загородившись, послов своих в Новгород к князю Александру, говоря: «Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?».]

- Какой портрет новгородского князя Александра создает автор «Повести…»? Какими словами его характеризует? Как образ святого князя связан с христианским мировоззрением, православной нравственностью (вопросы предполагают дискуссию)?

[- Образ святого князя Александра:

- Встревоженный военным нападением, любящий Отечество и страдающий за него, остро ощущающий опасность для Руси, ищущий помощи у Бога: «Александр же, услышан слова эти, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии и пал на колени перед алтарем, и начал молиться со слезами: «Боже великий и крепкий, основавший землю к положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!»;

- мужественный, решительный, опытный полководец, глубоко верующий в помощь Христа и Его угодников: Приняв благословение от архиепископа, князь Александр «вышел из церкви, утер слезы и начал укреплять дух дружины своей, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». И пошел на врагов в малой дружине июля 15-го (1240 г.), не дожидаясь, когда соберется вся сила его[8], но крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба[9]»]

IV. Проверка домашнего задания № 2: литературный пересказ эпизода из «Повести…» «Битва на Неве» в соответствии с данными критериями и дискуссионными вопросами.

[Слайд № 14. Картина Москвитина Филиппа Александровича (род. в 1974 г.) «Явление святых князей Бориса и Глеба накануне Невской битвы».]

[Слайд № 15. Картина Алексея Даниловича Кившенко (1851-1895 гг.) «Бой Александра Невского с ярлом Биргером».]

Литературный пересказ учащихся о Невской битве по плану:

(критерии пересказа: а) последовательность изложения, б) фактическая наполненность, в) речевая грамотность, г) эмоциональная выразительность, соответствующая содержанию пересказываемого, д) заключение с выводом о роли Невской битвы)  

(1-й вариант)

- а) расскажите о старейшине Ижорской земли Пелгусии (в святом крещении - Филиппе)?

- б) каковы цели и результаты его пребывания в морском дозоре?

- в) какие действия предпринимает Пелгусий, узнав о неприятельских кораблях?

- г) духовное видение плывшей по морю ладьи со святыми мучениками Борисом и Глебом: 1) каковы их одежды, 2) суть их диалога, 3) как описаны гребцы ладьи, 4) в чем значение этого видения (истолковать самостоятельно)?

- д) что сказал и как поступил князь Александр, выслушав сообщение Пелгусия?

Возможна короткая дискуссия на предмет:  какие нравственные черты в образе святого князя полезны и поучительны для современного русского человека (аргументированные мнения)?

(2-й вариант)

- а) как сражался со шведами сам князь Александр?

- б) как именно отличились в битве шесть воинов: 1) Таврило Олексич, 2) Сбыслав Якунович, 3) Иаков, 4) Миша, 5) Савва и 6) Ратмир?

- в) как автор объясняет нахождение тел «латинян» на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти»?

- г) каковы итоги битвы в Усть-Ижоре русского и шведского войска?

Учащиеся после каждого пересказа, согласно данным критериям, аргументированно оценивают пересказ своих товарищей.

Возможна короткая дискуссия на предмет:  какие черты в образе святого князя актуальны для современного русского человека, помогают ценить и любить свое Отечество (аргументированные мнения)?

[Слайд № 16. Памятник-часовня у храма Александра Невского в с. Усть-Ижоре.] 

[Слайд № 17. Фотография церкви св. блг. князя Александра Невского в Усть-Ижоре (Колпинский район Санкт-Петербурга) на месте Невской битвы 1240 г. Храм построен в 1798-1799 гг.]

V. Взаимопроверка учащихся по выявлению восприятия основного содержания текста.

Учащиеся обдумывают и задают друг другу вопросы, касающиеся темы урока[10]. Возможна короткая дискуссия.

VI. Задание на дом.

1. Прочитайте «Повесть…» до конца. Расскажите, как в современной России запечатлена память о святом князе Древней Руси, великом полководце и гениальном политике?[11] 

2. В рабочей тетради составьте план и подготовьте по нему литературный пересказ:

вариант 1-й - о «Ледовом побоище»;

вариант 2-й - о скончании жизни великого князя Александра.

При пересказе используйте те же критерии, что и при пересказе эпизода «Невская битва»:  а) последовательность изложения, б) фактическая наполненность, в) речевая грамотность, г) эмоциональная выразительность, соответствующая содержанию пересказываемого, д) заключение с выводом о роли Ледового побоища (I в.) и жизни святого князя Александра Невского (II в.). 

3) Предложите свою тему сочинения по «Повести…», составив его цитатный план.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия[12].

.

 Учащиеся дают оценку своей работе на уроке (самооценка), а также оценивают качество работы  своих товарищей (достоинства и недостатки).

- Смогли ли мы выполнить поставленную цель?

- Будьте добры, поделитесь своими впечатлениями о том, чему вы научились на уроке? Какое у вас настроение?

- Мнение учителя о проведенной работе, кто и как из учащихся отвечал на уроке.  

- Выставление оценок с пояснением того или иного балла. При оценивании работы учащихся можно выставить оценки с учетом мотивированного голосования самих учащихся. Например: кто считает, что учащемуся N за работу на уроке можно поставить «4 -»? «3+»? «3»? Почему вы (то есть большинство) так считаете? Кто считает, что учащейся NN можно поставить «5»? «5-»? «4+»? «4»? «4-»? Объясните вашу оценку? И т.д.

- Спасибо, дорогие учащиеся, за ваш труд, всего хорошего, до следующего урока.


[1] Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-книга) – это свод событий мировой и особенно русской истории, созданный, вероятно, в 1568-1576 гг. специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов и содержит около 10 тысяч листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 г.

[2] Прощальная грамота (или «отпускная») - разрешительная от грехов молитва, написанная на листе, которую священник читает над гробом усопшего, затем вписывает в ней его имя, а также свое и при всех влагает сложенный лист в правую руку умершего. Этот обычай - русский по происхождению, он не известен в других христианских странах. Но для нас он освящен многовековым преданием. Еще в середине X века некий воин Симон, много благотворивший киевскому Печерскому монастырю, попросил у прп. Феодосия Печерского после смерти вложить ему в руку такое рукописание (прощальную грамоту), что преподобный и исполнил. «Да будешь прощен в этом веке и в будущем, когда придет праведный Судия судить живым и мертвым», - так оканчивалась иерейская молитва в прощальной грамоте. С тех пор на Руси эту молитву начали влагать в руки умершим. Прп. Нестор Летописец по этому поводу замечает: «Прежде бо сего ин (т.е. другой) не сотвори сицевыя вещи в Руси» (Киево-Печерский патерик, слово I). Умерший впоследствии предстал в видении одному из иноков Печерского монастыря и сказал: «Передай сыну моему, что я получил все благое по молитве святого» (Киево-Печерский патерик, слово II).

[3] «Андреяш» - Андреас фон Вельвен (род. в Австрии, в области Штирии, в 1201 г. – ум. в Германии в 1263 г.)  командор города Риги, затем ландсмейстер, то есть глава Тевтонского ордена в Ливонии (1240- 1241 гг., 1248-1253 гг.), над которым Папа Римский Григорий IX, основатель инквизиции и поборник крестовых походов на Русь, и германский кайзер (правитель) были патронами, то есть верховными руководителями. В 1242 г. командовал ливонскими рыцарями во время знаменитого Ледового побоища»; сам не сражался, поручив руководство своим заместителям, и предпочёл находиться на безопасном расстоянии, поэтому в плен к князю Александру Невскому не попал. Андреас фон Вельвен заключил от имени Ордена договор с эзельским епископом Генрихом о разделе светской и духовной власти в завоёванных русских землях, что подтверждает его руководящую роль в проведении Ливонского крестового похода на Русь. В Житии благоверного князя Александра Невского фигурирует под именем «Андреяш».

[4] Вальдемар II Победоносный (1170-1241 гг.) – король Дании с 1202 г. Был сыном датского короля Вальдемара I и дочери минского князя Володаря Глебовича – Софии. По линии отца Вальдемар являлся прапраправнуком великого князя киевского Всеволода Ярославича, а по линии матери его предком был король Дании Севен II Эстридсен.

[5] Герман фон Балк (ум. 1239 г.) – ландмейстер Тевтонского ордена в Германии (1219-1230), первый по хронологии ландмейстер ордена в  Пруссии (1229-1239) и одновременно ландмейстер в Ливонии (1237-1238 гг.). Внёс значительный вклад в покорение пруссов орденом в XIII века. Основал большое количество замков и городов, таких, например, как Мариенвердер, Кульм, Эльбинг, Торн, Бальга.

[6] Би́ргер Ма́гнуссон (ок. 1210 –1266 гг.) – правитель Швеции из рода Фолькунгов, зять короля Эрика Эрикссона, регент с 1250 до смерти. Основатель Стокгольма. Лидер похода на Ладогу, в 1240 г. предводительствовал шведам во время битвы на Неве.

[7] Ульф «Фасе» Карлссон (ум. в 1248 г.) – верховный ярл Швеции (1231-1248 гг.), один из рода Фолькунгов. Сын Карла Глухого, предыдущего ярла, который был убит в 1220 году во время крестового похода в Эстонию, и двоюродный брат Биргера Магнуссона. В 1240 г. – один из военачальников над шведами во время похода на Ладогу и битвы на Неве.

[8] У князя Александра не было времени послать весть к своему отцу, Владимирскому князю Ярославу, чтобы попросить его о помощи, к тому же многие новгородцы не успели собраться и присоединиться к походу князя Александра.

[9] Борис и Глеб (убиты в 1015 г.) – русские князья, сыновья святого киевского князя Владимира, Крестителя Руси. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их равноапостольного отца, были убиты своим старшим братом, Святополком, по прозвищу «Окаянный», то есть «нечестивый», «отверженный Церковью». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев сделав, покровители Русской земли, «небесные помощники» русских князей.

[10] Взаимопроверка. Учитель вызывает одного из учащихся, который, обращаясь к классу, формулирует подготовленный в классе (или дома) вопрос по изученной теме урока и затем произвольно, по своему желанию вызывает того или иного одноклассника или одноклассницу. Умение задать вопрос оценивается учителем плюсом или минусом (пять заработанных при взаимопроверке плюсов – равняется оценке «отлично», четыре плюса – оценке «4» и т.д.; плюсы суммируются). Класс слушает ответ вызванного учащегося. Если ответ недостаточно полный, слабо мотивированный или неверный, следует его дополнение или исправление тем учащимся, которому по своему усмотрению предлагает ответить задававший вопрос ученик/ученица. Если ответ верный, мотивированный, то учащийся, задававший первый вопрос, садится на место, а учащийся, давший правильный ответ, формулирует свой вопрос классу и вызывает, опять-таки, по своему желанию того или иного товарища. Взаимопроверка проводится до тех пор, пока разбираемый вопрос, проблема, материал не будут исчерпаны. В сложных случаях при взаимопроверке предусматривается участие учителя. Обычно времени на взаимопроверку требуется  от 2-х до 5-х минут; во время взаимопроверки выстраивается цепочка из ответов 3-х, 4-х, 5-ти или 6-ти человек. Учитель в качестве промежуточного оценивания может предложить самим учащимся оценить свои собственные ответы и ответы своих одноклассников, принимавших участие во взаимопроверке, предварительно ознакомив их с критериями оценивания ответов одноклассников.    

[11] Святому благоверному великому князю посвящены многие православные храмы, часовни, монастыри России, Украины, Белоруссии, других государств, например, храм Александра Невского в Софии (Болгария), храм Александра Невского а Тампере (Финляндия), Вильнюсе (Литва), Таллине (Эстония), Донецке, Харькове и Славянске (Украина), Минске (Белоруссия), в Бизерте (Тунис), в Егорьевске, в Звенигород, в Кургане, Новосибирске, Новочеркасске, Самаре, Барнауле, Сочи (Россия) и другие; именем святого князя были и остаются названы улицы, переулки, площади многих городов; святой князь является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска; именем древнерусского князя названа российская атомная подводная лодка проекта 955, а также стратегический ракетоносец четвёртого поколения; в числе высоких наград в современной России есть орден святого князя, учрежденный в 1942 г.; сняты несколько художественных и документальных фильмов, написаны художественные произведения в прозе и стихах; в разных городах разных стран поставлены памятник и бюсты благоверному князю, который является Небесным Покровителем дипломатической службы России, Сухопутных войск и морской пехоты ВМФ России; в честь святого князя названы станции метрополитена, учебные заведения. Храм Александра Невского.

[12] Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – 152 с.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 9 классе «Житие Святого Великого князя Александра Невского»

В 2010 году проходил своеобразный телеконкурс-голосование «Человек года». На голосование представлялись такие люди, как Ленин, Сталин, Гагарин… И как вы помните, победителем был назван Александр...

Презентация "Чудеса святого благоверного великого князя Александра Невского".

Презентация принимала участие в "Творческом марафоне славы святого благоверного великого князя Александра Невского"....

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....

Презентация "Исторические памятники святому благоверному великому князю Александру Невскому".

Презентация "Исторические памятники святому благоверному великому князю Александру Невскому"....

День памяти великого князя Александра Невского в истории 6 декабря.

6 декабря – день памяти великого князя Александра Невского. Талантливый полководец, дипломат, мудрый и сильный правитель – он положил все силы на защиту Русской Земли от иноземных захватчи...

«Святой благоверный великий князь наш Александр Невский, моли Бога о нас!»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов по духовно-нравственному и патриотическому  воспитанию....

Классный час на тему "Святой благоверный князь Александр Невский-опора земли Русской"

Тематика работы отражает  жизнь и подвиг Святого благоверного князя Александра Невского.Рассказывает о страницах истории Отечества, о ледовом побоище 1242 года."Кто на Русь с мечом придет, т...