Мастер-класс в рамках заседания районного МО учителей русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе

разбор урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon anliz_stihotvoreniy.doc198 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_uroka.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

1.Вступительное слово

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с Вами опытом работы при проведении уроков родной литературы в 7 классах, где я активно использую результаты работы литературной гостиной.

Итак, Законом РФ от 3 августа 2018 года в школах России введено преподавание русского я зыка и литературы не только как государственного, но и как родного. 11 января мы присутствовали на краевом семинаре «Изучение предмета «Русский родной язык» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования», где узнали о том, что количество часов по этим предметам в крае варьируется от 0,5 часа до 3 часов в неделю. Мы, конечно же, очень рады введению этих предметов, ибо они ориентированы на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и литературы в школе.

На уроках родной литературы мы продолжаем работать над формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать текст. Расширяем кругозор, развиваем речь школьников, ориентируем на освоение нравственных, гуманистических ценностей своего народа, своей малой Родины. Критериями отбора художественных произведений для изучения при этом являются высокая художественная ценность, позитивное влияние на гармоничное развитие обучающихся.

Работа литературной гостиной «В гостях у МУЗЫ» является для меня хорошим подспорьем при подготовке и проведении уроков родной литературы. Разрешите кратко Вам ее представить.

2.Представление литературной гостиной

3.Также мне хочется сегодня поделиться с Вами, коллеги, методикой работы с использованием диаграммы  (Эйлера) Венна. Я часто использую ее на уроках не только литературы, но и русского языка в рамках темы самообразования «Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы». Особенно эффективно ее использование на этапе самостоятельной или групповой работы с самопроверкой по эталону или взаимопроверкой. Диаграмма (Эйлера) Венна (названа по имени английского философа, математика и  логика Джона Венна)- это техника графического  представления информации, которая используется  при обсуждении двух идей или текстов, между которыми существуют общие и отличительные черты. Информация подается в виде  двух (реже – нескольких) пересекающихся кругов, что позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух (или нескольких) аспектов (фактов, понятий, явлений), имеющих различные и общие черты.

  • Так, учитель предлагает тему для обсуждения, сравнивая ее с другой, уже известной;
  • Индивидуально, в парах, в группах обучающиеся рисуют круги (или получают уже заготовленные листы с кругами) и пишут необходимую информацию или слова;
  • Часть кругов, которые совпадают, можно выделить. На них пишут аспекты совпадения;
  • Обучающиеся комментируют все случаи разногласия относительно диаграммы.

Благодаря визуальной форме подачи информации и простоте расшифровки диаграммы Венна значительно облегчают процесс осмысления и анализа сравниваемых объектов.

Сейчас я предлагаю вернуться к сборнику стихотворений поэтессы Н. Чернаковой и провести (кратко, не углубляясь в литературоведческие глубины) сопоставительный анализ стихотворений  «Маме» Н. Чернаковой и «Письмо матери» С. Есенина, которому в наступившем 2020 году исполнится 125 лет со дня рождения .

Для этого я раздам Вам тексты стихотворений, рабочие листы к уроку с диаграммой Венна и прочитаю стихотворение Н. Чернаковой. Представлять стихотворение Есенина, уверена, не нужно.

Работа по диаграмме Венна

4. Ну, и в заключение своего выступления мне хотелось бы представить вашему вниманию видеочасть нашего мультипроекта «Пушкинская Пятигория», который был подготовлен к юбилею великого русского поэта А. С. Пушкина. Мы с Вами знаем, что одним из действенных способов оживления уроков литературы является инсценировка. Когда мы проходим тему «Пушкин на Кавказе», я предлагаю ребятам просмотр инсценировки начатого, но незаконченного «Романа на Кавказских водах», который, по мнению литературоведов, явился отправной точкой для многих произведений  писателя.

Просмотр видеоролика.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Сергей Есенин

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей

избушкой

Тот вечерний несказанный

свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой

драке

Саданул под сердце финский

нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я

Пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же

нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет

ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не

сбылось,-

Слишком раннюю утрату и

усталость

Испытать мне в жизни

привелось.

И молиться не учи меня. Не

надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

 

(1924)

Наталья Чернакова

МАМЕ

Пишешь  ты, что взгрустнулось,

Утром пасмурным, ранним.

Я рукой прикоснулась

К строчкам тем долгожданным.

И мгновенно всплывают

Как живые картинки:

Снег на солнце сверкает.

Ты спешишь по тропинке.

Вот избушка-сторожка,

Будешь здесь до рассвета.

Очищаешь дорожки.

Вяжешь строчки в куплеты.

Терпкий чая глоточек.

Думы вновь одолели.

Все про сына, про дочек:

«Только чтоб не болели»…

Бьется мамино сердце

То с тревогой, то с болью.

Мы, хранимые с детства

Самой сильной любовью.

Ты прости, дорогая,

Что пишу тебе редко.

Сердцем рядом всегда я-

Лист, оборванный с ветки.

В этом мире жестоком

Нам семья всем опора.

Друг от друга далеко,

Все же встретимся скоро!

(2014)

Диаграмм Венна (названа по имени английского логика Джон Венна)- это техника графического  представления информации, которая используется  при обсуждении двух идей или текстов, между которыми существуют общие и отличительные черты. Информация подается в виде  двух (реже – нескольких) пересекающихся кругов, что позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух (или нескольких) аспектов (фактов, понятий, явлений), имеющих различные и общие черты.

  • Так, учитель предлагает тему для обсуждения, сравнивая ее с другой, уже известной;
  • Индивидуально, в парах, в группах обучающиеся рисуют круги (или получают уже заготовленные) и пишут необходимую информацию или слова;
  • Часть кругов, которые совпадают, можно выделить. На них пишут аспекты совпадения;
  • Обучающиеся комментируют все случаи разногласия относительно диаграммы.

Благодаря визуальной форме подачи информации и простоте расшифровки диаграммы Венна значительно облегчают процесс осмысления и анализа сравниваемых объектов.

Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нем звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому.
 

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нем звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому.

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Краткий анализ

История создания – Произведение написано в 1924 году.

Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.

Метафоры – «струится свет».

Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».

Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».

Просторечные выражения – «шибко», «саданул».

История создания

После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в кругу своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – селе Константиново.

Вдохновленные живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете, и не села в свой поезд.

Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».

Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своем творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.

Тема

Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и все поймет – матерью.

Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.

В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорого, что есть у него в жизни.

Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.

Композиция

Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.

Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.

В четвертой строфе назревает кульминация, когда лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.

В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. Последняя строфа служит завязкой, в которой автор подводит итог своей исповеди.



 Анализ стихотворения «Письмо матери» Сергея Есенина, написанный по определённому плану, раскрывает всю глубину лирики поэта. Это своеобразная исповедь писателя, тоска по матери, подведение итогов короткой трагической жизни поэта. «Письмо матери» - одно из самых трогательных и нежных произведений Есенина, которое он написал после долгой разлуки с родными. История создания стихотворения Есенина Сергей Есенин был родом из деревни, родился и вырос в простой крестьянской семье. После школы учился в Москве и с этого момента мало бывал дома. Но, несмотря на это, сердцем всегда был привязан к дому и родным.  Все творчество поэта пронизано любовью к родным местам, простой деревенской жизни. За полгода до своей смерти Есенин посетил свой отчий дом. К тому времени он уже имел статус лучшего поэта и одного из самых известных в России, несколько лет пробыл за границей, куда ездил со своей женой, известной американской танцовщицей, Айседорой Дункан.  Только увидев снова свою малую родину, спустя годы разлуки на чужбине, поэт понял, что скучал по ней и ни за что не променял бы её на иностранные места.  Поездка в деревню и встреча с матерью сподвигли к созданию «Письма матери», содержание которого полно обращениями к родительнице, нелегкими ответами блудного сына, греющими душу воспоминаниями о малой родине. Жанр, размер и направление Жанр стихотворения открыто указан в его названии – письмо. Это письмо-исповедь с грустными и печальными нотами раскаяния. Исповедь блудного сына, снова вернувшегося на покаяние к своей матери. Серебряный век русской литературы имел множество направлений в поэзии. Есенин считал себя имажинистом, и до конца своей жизни писал в этом направлении. «Письмо матери» не исключение, стихотворение реалистично, но имеет много сильных образов. Стихотворение написано в размере пятистопный хорей. Имеет короткую стопу в каждой второй и четвертой строке, что создает определенный ритм при его прочтении. Размер, которым написано произведение, делает его легко запоминающимся.
Композиция произведения «Письмо матери» имеет кольцевую композицию. Стихотворение начинается с послания автора в первом четверостишии «пусть струится несказанный свет».  Заканчивается тем же значением, но в принятии факта, его утверждении для себя - «ты одна мне несказанный свет». К такому заключению приводит промежуточная часть произведения. Текст стихотворения можно разделить на три части. В первой части Есенин описывает образ самого родного человека в своей жизни, обращается к матери, изливает душу. Во второй части автор исповедуется ей, раскрывается перед матерью и читателем.  В третьей части вновь происходит возвращение поэта к родному образу любимой матери, пытается ее успокоить: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне». Кольцевая композиция стиха еще видна в самом образе матери автора. Родительница предстает в начале «Письма матери», появляется на дороге, высматривая сына «в старомодном ветхом шушуне».  Заканчивается произведение тоже образом матери, которая всегда примет блудного сына. Для нее не имеет значения его кабацкое прошлое и настоящее, хулиган он или нет. Мать всегда будет опорой и светом своему сыну.
Источник: браз матери в творчестве Сергея Есенина Образ матери практически отсутствовал в начале творческого пути Сергея Есенина, но стал остро чувствоваться к концу его жизни. Образ матери, как и образ Родины, занимает главное место в творчестве Есенина. 
Оторванный от родных и дома, его всегда притягивала тема материнской заботы и родины. В его стихах эти образы оживают, обладают светлыми, счастливыми и очищающими мотивами. «Ты одна мне помощь и отрада», признается автор. Образ матери имеет необычную силу во время сочинения стихов для поэта, мать – единственная муза на всю жизнь писателя. Только она способна вновь оживить, вдохнуть жизнь в увядающую душу поэта. И эту силу чувствует читатель сквозь строки стихов. Главные темы «Письма матери» В стихотворении Сергея Есенина выделяются несколько основных тем:

Главные темы «Письма матери» В стихотворении Сергея Есенина выделяются несколько основных тем: Тема материнства. Безвозмездная и безмерная любовь матери к своему чаду. «Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне», говорит автор. Это значит, что для матери нет ничего страшней неизвестности о детях; Тема любви к родине. Родная деревня для поэта была земным раем, самым счастливым и одухотворенным местом на земле. Есенин называл свой дом – раем на земле, а мать – ангелом: «И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад»; Тема раскаяния и оправдания перед матерью. Исповедь сына перед ней, «не такой уж горький я пропойца» оправдывается поэт. Однако признает, что имеет проблемы с алкоголем, так как не хочет врать родному человеку, даже если это ложь во благо. Всеми способами пытается успокоить мать; Тема разочарования героя в жизни. Всю молодость, прожигая жизнь, поэт боялся думать о будущем. Он чувствует вину за это перед матерью. Есенин считает, что она единственная, у которой он должен попросить прощения. Она заслуживает этого больше, чем сменяющиеся друг за другом друзья и женщины; Тема «отцов и детей». Тонкой нитью проходит тема непонимания между родителями и детьми. Но автор не видит в этом проблемы, ведь такое всегда случается у разных поколений. Основная идея Самая главная идея, которую пытается донести до читателя Есенин – забота о живых родителях, вечная память об ушедших. Сердце матери всегда тревожится о детях, нельзя мучить родного человека неизвестностью.  
Если дети, живя своей жизнью, могут забывать уделять почаще внимание матерям, то те постоянно живут заботами только о своих детях. Необходимо уделять больше внимания родителям, им не нужны подарки и прочее, главное для них - сесть за один стол и поговорить по душам. Они любят, ничего не требуя взамен. С этой идеей переплетена идея памяти о своей малой родине. Ведь это единственное место на земле, где всегда ждут, независимо от наделанных ошибок. Всегда поддержат, приласкают и предложат помощь безвозмездно. Средства художественной выразительности В данном произведении Сергей Есенин использует простой язык. Более того, в нем много слов из деревенского лексикона: «саданул», «шибко». 
Однако есть среди простонародного повествования и описание наглядных образов. Для них автор использовал: эпитеты: «несказанный свет», «тоской мятежной»; метафоры: «струится свет»; риторический вопрос: «жива еще, моя старушка?»; диалектизмы: «бредь», «шибко», «саданул»; анафора: «ты одна мне несказанный свет», «ты одна мне помощь и отрада». Заключение «Письмо матери» лучшее произведение позднего творчества Сергея Есенина. Автор кратко в нескольких четверостишиях сумел передать чувство любви к матери, исповедаться ей и попросить у нее прощения. Описал ее нежный и любящий образ. На строки данного произведения наложены аккорды и написано множество романсов. 

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)  — уникальный «крестьянский» поэт первой четверти XX века. В период, когда он примкнул к имажинизму, в его лирику проникают и городские мотивы. Однако лирический герой всех есенинских циклов, даже будучи в городе, думает и мечтает о родной деревне, крестьянском быте, «стране берёзового ситца», и так и называет себя — «гражданин села». Ярким примером его поэтического отношения к дому является стихотворение «Письмо к матери».

История создания

История написания этого творения следующая: поэт, уже став известным, собрался вместе с товарищами навестить родное село Константиново, но задержался в Москве, и поездка в тот раз не состоялась — после этого он написал «Письмо матери», поскольку она, Титова Татьяна Фёдоровна, ждала его.

В 1924 г., к которому относится написание этого стихотворения, творчество Есенина было уже зрелым – для него характерны серьёзные, не соответствующие его молодому возрасту, переживания, тяжёлые личные драмы, вследствие чего вырисовывается довольно мрачная поэтическая картина мира. Уникальность его заключается в том, что, живя в период Серебряного века, для которого характерны различные литературные кружки, группы и объединения, он не входил ни в одно из этих объединений. Часто произведения Сергея Александровича посвящены родным и близким, друзьям, кому-либо из его окружения. Наряду с посвящениями в его творчестве присутствуют стихотворения-письма, одно из которых мы разбираем

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)  — уникальный «крестьянский» поэт первой четверти XX века. В период, когда он примкнул к имажинизму, в его лирику проникают и городские мотивы. Однако лирический герой всех есенинских циклов, даже будучи в городе, думает и мечтает о родной деревне, крестьянском быте, «стране берёзового ситца», и так и называет себя — «гражданин села». Ярким примером его поэтического отношения к дому является стихотворение «Письмо к матери».

Жанр, размер, направление

«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма — своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха — пятистопный хорей.

Направление, выбранное Есениным, — философская лирика.  «Письмо матери» — это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития — когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.

Композиция

Структура «Письма…» — кольцевая: последние строки двух первых строф  и двух последних строф повторяются: «несказанный свет», «в старомодном ветхом шушуне». В подобном композиционном построении делается акцент на переживаниях материнской души: даже после всех откровений блудного сына о его разочаровании в жизни, в боге, после всех просьб не волноваться о нём, материнское сердце не угомонится и будет тосковать о ребенке, предчувствуя беду. Женщина будет выходить навстречу своему чаду, даже если получит письмо, где напишут, что он больше никогда не приедет домой. Преданность и неизменность чувств родителей контрастируют с ветреностью и легкомыслием городской суеты, где все лишь шапочные знакомые.

Образ лирического героя

В целом, образ проходит три этапа развития:

  • деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
  • затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
  • и, наконец, — страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности — «Чёрный человек» (1925).

Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.

Тема

  1. Разочарование в жизни. Перед нами послание прожёгшего свою жизнь сына, к матери. Герой пишет в надежде, что та его поймёт и простит, ведь ни понимания, ни прощения в городе он не нашел, как сильных, искренних чувств. Женщины и друзья проносятся суетливой чередой, меняются и предают, и только семья любит и ждет свою часть, не упрекая и не ставя условий.
  2. В стихотворении звучит и тема оправдания перед родной матерью: «Не такой уж горький я пропойца…». Герой хочет успокоить семью, но не находит сил лгать во благо: все же он признает, что алкоголь в его жизни занял удручающе прочные позиции.
  3. Прослеживается тема любви поэта к своей малой родине — и это чувство для него более возвышенное, чем даже любовь к богу. В свои произведения он мастерски вплетал диалектизмы Рязанской губернии — своего родного края. Эта малая родина — сад, «по-весеннему белый», деревенский дом для лирического героя — своеобразный рай, спасающий от жизненной суеты и тревоги, а мать в этом раю — ангел, «несказанный свет». И перед этим ангелом он исповедуется, раскрывает судьбу, отягощённую страданиями, безысходностью и печалью.

 

  1. В стихотворении «Письмо матери» прослеживается ещё одна, характерная для литературы тема — непонимания, всегда возникающего между старым и новым поколением.

В его творчестве гармонично сочетались крестьянские, деревенские лирические мотивы и настроение мятежа, восстания, борьбы, но в данной работе борьба уступает место горечи и предчувствию фатального поражения.

Идея

  1. Во-первых, главная мысль поэта заключается в том, что нельзя забывать отчий дом и семью, что бы в жизни ни происходило. Только там можно найти поддержку и бескорыстную, жертвенную любовь, которых так не хватает взрослому человеку, отделенному от малой родины.
  2. Во-вторых, очевидна идея облегчения души посредством исповеди перед той женщиной, которая привела его на эту землю. Возможно, в ее образе он видит свое предназначение, то, чем задумал его Господь, и он подводит жизненные итоги своего бегства от судьбы и призвания, данных свыше.
  3. В-третьих, смысл работы – показать наступление нового мира (заключающегося в образе сына) и отступления старого (заключающегося в образе матери). Он открыто заявляет: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет!» — здесь автор намекает на то, что наступили новые — то есть советские времена, в которых не верят в бога, и вообще нет никакой религии, поэтому учить старые молитвы — бессмысленно. А мать лирического все еще ходит в «старомодном ветхом шушуне». Ключевые слова здесь — «старомодный» и «ветхий», относящиеся к матери. Ведь она по-прежнему принадлежит к старому, обветшалому прошлому, где верят в бога и молятся, ей и её поколению не понять до конца настоящего, и уж тем более будущего.

Сын, несмотря на любовь к родине и крестьянскому быту, отказывается жить по законам вчерашнего дня, он принимает завтрашний и сегодняшний устав, он в нём вырос и стал известным, тогда как еще вчера он по праву рождения пахал бы землю и не смел даже задуматься о творчестве. Однако в разочаровании и печали сквозит неприятие многих новых реалий, поэтому его отношение к окружающей действительности двойственное.

Средства художественной выразительности

  • эпитеты — например, «несказанный свет», «тягостная бредь», «горький пропойца», «тоски мятежной»;
  • риторические восклицания — «Привет тебе, привет!», «Ничего, родная!»;
  • анафоры — «Не буди, как восемь лет назад. // Не буди того, что отмечалось»; «Ты одна мне помощь и отрада,//Ты одна мне несказанный свет»;
  • повторы — «Не буди того, что отмечалось,//Не волнуй того, что не сбылось»; «Не грусти так шибко обо мне. //Не ходи так часто на дорогу…»;
  • риторический вопрос — «Ты жива ещё, моя старушка?»;
  • инверсии — «горький я пропойца», «низенький наш дом», «тоски мятежной», «по-весеннему наш белый сад».



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА _______________________________________________________

Диаграмма Венна

Тема ________________________________________          Тема _________________________________________

        различия                       различия

                                                                                         сходства                                                                                                     

                                                     

                                                                                                           

План анализа стихотворного произведения

  1. Автор и название стихотворения.
  2. Творческая история, дата написания.
  3. Тема (о чем пишет автор).
  4. Идея (для чего он это пишет).
  5. Композиция лирического произведения.
  6. Лирический герой, система образов.
  7. Основной мотив стихотворения (основные настроения поэта; чувство, которое он описывает).
  8. Жанр (стихотворение, баллада, ода, элегия, басня, послание…).
  9. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения, метонимии, анафоры, инверсии…).
  10. Особенности размера (ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий).
  11. Особенности рифмы (кольцевая, перекрестная, смежная).

12.    Место произведения в творчестве автора и в поэзии вообще.

        

        Джон Венн(1834-1923)

Диаграмма (Эйлера) Венна (названа по имени английского философа, математика и  логика Джона Венна)- это техника графического  представления информации, которая используется  при обсуждении двух идей или текстов, между которыми существуют общие и отличительные черты. Информация подается в виде  двух (реже – нескольких) пересекающихся кругов, что позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух (или нескольких) аспектов (фактов, понятий, явлений), имеющих различные и общие черты.

  • Так, учитель предлагает тему для обсуждения, сравнивая ее с другой, уже известной;
  • Индивидуально, в парах, в группах обучающиеся рисуют круги (или получают уже заготовленные листы с кругами) и пишут необходимую информацию или слова;
  • Часть кругов, которые совпадают, можно выделить. На них пишут аспекты совпадения;
  • Обучающиеся комментируют все случаи разногласия относительно диаграммы.

Благодаря визуальной форме подачи информации и простоте расшифровки диаграммы Венна значительно облегчают процесс осмысления и анализа сравниваемых объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

Мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы".

Мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы"....

Презентация к мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы".

Презентация к мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы"....

Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы

Пояснительная записка.Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)Цель:1.Презентац...

Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...

Мастер-класс "Используем системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс наглядно иллюстрирует эффективность использования системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы....