Исследовательские компетенции на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Капитонова Наталья Александровна

Статья на конференцию "Путь в науку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitonova.doc.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка на участие

В областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку»: «Инновационные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в современной школе»

Фамилия Имя Отчество (Капитонова Наталья Александровна)

  1. Учитель русского языка и литературы
  2. Учёная степень (кандидат филологических наук)
  3. Город Мичуринск
  4. Место работы МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова
  5. Почтовый индекс, рабочий адрес, телефон с кодом города (факс, E-mail) 393760, Тамбовская область, г.Мичуринск, ул.Гагарина, 18, 8(47545)5-23-17, michsc16@mail.ru
  6. Контактный телефон, факс (с указанием кода города)89051232012
  7. E-mail kapitonova.1975@yandex.ru
  8. Почтовый адрес (с обязательным указанием почтового индекса, страны). Ф.И.О. получателя 393760 Тамбовская обл, г.Мичуринск, ул.Марата, д.194, кв. 28

Н.А.Капитонова

МБОУ СОШ №18 имени Э.Д.Потапова, г. Мичуринск

E-mail:kapitonova.1975@yandex.ru

Исследовательская компетенция обучающихся на уроках  русского языка и литературы.

Сегодня  востребованными  становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и свободно демонстрирующие свои способности.

      Именно поэтому в современном образовании на первый план выдвигаются задачи формирования не отдельных знаний, умений и навыков обучающихся, а метапредметных компетенций, к разряду которых  можно отнести исследовательскую компетенцию.  Современная школа вовлекает  школьников  в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить их  изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки.  Именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.

Приобщить учащихся к слову  можно  в том случае, если сильно заинтересовать. А интерес у современного молодого человека проявляется больше  к компьютеру, интернету, значит, нужно максимально использовать на уроках гуманитарного цикла новые технологии: проектные  и исследовательские. Они позволяют по-новому взглянуть на преподаваемый предмет.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов». Здесь перечислены основные этапы учебно-исследовательской работы учащихся, которая сейчас активно внедряется в практику школьного обучения.

По мнению целого ряда авторов, исследовательская компетенция, представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, устанавливать связь полученных данных с поставленной проблемой , систематизировать полученные результаты исследования;  применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

В современной школе большинство обучающихся среднего и старшего звена испытывают затруднения при выявлении проблемы, анализа литературных источников, в частности, конкретного текста, обосновании своей точки зрения, грамотном построении предложений, формулировании выводов и т.д.

Формирование исследовательской компетенции обеспечивается за счет проблемного, исследовательского метода, метода проектов, заданий творческого характера,  исследовательских заданий, решений лингвистических задач. Все это  подразумевает  свободный поиск информации в сети Интернет,  работу с текстом, общение на форумах  в социальных сетях и в блогах.  

Исследовательская работа в школе может быть организована по-разному. В современной школе возможности организации учебно-исследовательской работы значительно шире, чем раньше; это связано с программой профильного образования в старшей школе. До 20% учебного времени в старшей школе может быть отдано для профильных предметов, в том числе элективных курсов (курсов по выбору). Вероятно, элективные курсы по русскому языку более органичны для гуманитарного профиля. Однако курс «Исследовательская работа по русскому языку» может быть одним из вариантов элективного курса по обучению исследовательской работе независимо от профиля. Ведь опыт исследовательской работы универсален, его легко переносить из одной области в другую.

Индивидуальные консультации с научным руководителем могут проводиться постоянно в процессе учебно-исследовательской работы отдельных учащихся или чаще всего сопровождать наиболее ответственный, основной этап подготовки работы: проведение эксперимента, осмысление его результатов и создание текста.

Часто на практике сочетаются несколько организационных форм, например, курс «Методы научного исследования» и элективный курс; факультатив, в программу которого интегрированы обучение исследовательским методам и индивидуальные консультации.

         Одним из ведущих в образовательном процессе считаю проблемный метод, который наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования.  Вот где можно развернуться и по выдвижению гипотезы, и по подбору методов решения проблемы, и по анализам результатов и формулированию выводов.

С целью формирования исследовательской компетенции может использоваться целый ряд методов и форм занятий. Уроки поиска информации, где обучающиеся готовят сообщения по биографии и этапам творчества писателей, работают с учебником, дополнительными источниками, предложенными учителем или найденными самостоятельно ( урок-исследование, урок-рассуждение, размышление, создание творческих работ, синквейнов, стихотворений, басен, продолжение незаконченных отрывков , решение лингвистических задач, создание текста на основе исследования, эксперимент).

Причем  исследовательская деятельность не должна занимать весь урок,  необходимо совмещать её с другими формами и методами обучения, которые направлены на развитие речи учащихся и их орфографическую грамотность, т.к. они являются первоочередной задачей при обучении русскому языку.

Исследовательская деятельность направлена на повышение качества обучения. Такое обучение  способствует усилению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, т.е. способствует усилению их познавательной деятельности.  Исследования развивают логическое мышление, закрепляют умение спокойно анализировать ошибочные ситуации в процессе поиска правильного ответа. Работа развивает у учащихся внимательность, точность, аккуратность, творчество.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательской деятельности можно использовать самые разные методики.

Первая из них - развитие умений видеть проблему. Поиск проблем -дело непростое. Умение видеть проблему развивается на уроках- исследованиях.

Вторая методика - развитие умений задавать вопросы. Учащиеся  очень любят задавать вопросы, и если их в этом поддерживать, то дискуссия на уроке  будет способствовать развитию речи.

Третья методика - развитие умений давать определения понятиям.

Таким образом, школа будущего, которую мы сегодня создаём, не может мыслиться без развития в ней проектной и исследовательской деятельности.

                                      Список  литературы:

1.Агарков, Р. С. Роль компетентностного подхода в учебном процессе/Р. С. Агарков//Средн. проф. обр. – 2003. - № 6. – С. 36-49.

2.Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку или какую компетенцию мы формируем на уроке/ Е. А. Быстрова//Русская словесность. – 2000. - №2.

3.Выготский, Т. М. Мышление и речь//Собр. в 6 т./ Л. С. Выготский. – М., 1982. – Т 2: Проблемы общей психологии.

4.Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем //Школьные технологии, 2004.- № 1.- с. 11 - 24

5.Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И.А. Кудрова //Стандарты и мониторинг в образовании, 2006.- № 5.- с. 14 – 21

6.Полат, Е. С. Педагогические технологии 21 века//Современные проблемы образования/ Е. С. Полат. – Тула, 1997.

7.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С.58-64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

ПРОЕКТ «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка"

Тема исследования: «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских  компетенций на уроках русского языка» Выбор данной темы обусловлен рядом существующих проблем и проти...

«Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка» Презентация к проекту

Данная презентация прикреплена к теме проекта  «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских  компетенций на уроках русского языка»...

Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».

В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...