Живые голоса истории
материал по литературе

Мардамшина Эльза Рауфовна

Международный проект "Живые голоса истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_golosa_istorii_.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс сочинений, посвящённый 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

«Живые голоса истории»

Выполнила  Мардамшина  Эльза Рауфовна,

 учитель  русского языка и литературы

 муниципального бюджетного

 общеобразовательного учреждения

 средняя общеобразовательная школа

села Семилетка

 муниципального района

Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

Апрель 2014 года

Мы живём в двадцать первом веке, в преддверии 69-ой годовщины  Победы нашего народа в войне. Второй мировой (уже от нумерации мурашки бегут по коже), Великой Отечественной... Да,  все, кто мог  и не мог, встали на пути бесчеловечности, на пути “коричневой гидры”, поглотившей почти всю Европу и разинувшей свою страшную пасть на наше Отечество…  

КАК ЖЕ ЭТО ВСЁ БЫЛО? Многое мы знаем из учебников истории, кино и документальных фильмов. Но, по-моему, сейчас самое ценное – воспоминания тех, кто пережил ужасы войны, не пал духом  и, уже многое переосмыслив, делится с нами своими мыслями. Об этом не прочитаешь в учебнике, ведь слова льются из глубины души, память возвращает в страшные годы, а вы (глаза в глаза)  беседуете с живым очевидцем событий, о которых всегда должен помнить спасённый мир.

В международном гражданском  патриотическом проекте  «Живые голоса истории», проводившемся накануне 60-летия победы в Великой Отечественной войне, наша школа принимала активное участие.  Силами учащихся и учителей было собрано более двадцати воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла.  Многих из них уже нет в живых… Память о них, об их вкладе в общее дело победы сохранились в  магнитофонных записях.

Восстанавливаются в памяти рассказы непосредственных участников войны Габдрахманова Х.Г., Ишмухаметова М.М., Мингулова Г.М., а также тружеников  тыла Полякова А.М., Товстюк А.М., Мусиной Н.Р, Аюповой Р.З, Мардамшиной В.А., Маннапова Ф.Г., Филаткиной Л.А.,  Равиловой С.И., Асяновой С.С., Асянова И.Р., Басырова А.Г., Гайнетдинова Н.Х, Динисламовой А.М., Хакимова А.Ш., Шакировой З.З., Акмухаметова М.Б., Сайфуллиной Г.Д. Аудиозаписи с их воспоминаниями хранятся в школьном музее с. Семилетка.

Как сейчас помню рассказ Мингулова Г.М., фронтовика, учителя-ветерана  нашей школы. Трясущиеся руки, перебирающие пожелтевшие фотографии…  Звучный голос, рассказывающий о своей фронтовой жизни… Григорий Мингалеевич прошёл через  всю войну до победы и не только.

Он был призван в сентябре 1942 года и определён в состав 110 батальона 13гвардейской пехоты Северного флота. После прохождения подготовки в составе 316 батальона морских пехотинцев был направлен в действующую армию. Весной и летом 1943 года их батальон вёл оборонительные бои, в августе перешёл в наступление. Их силами было освобождено множество деревень и небольших городов, названия которых он не помнит. Григорий Мингалеевич непосредственно участвовал при форсировании Западной Двины, взятии городов Полоцка, Вильнюса. Рассказывает, что бои были очень тяжёлыми. Каждую минуту рисковали жизнью, но шли вперёд. В августе 44-го их перебросили на Рижское направление и двинули в направлении Кенигсберга. Этот город, крупнейшая крепость Восточной Пруссии,  был недоступен для советских солдат. В начале 1945 года освободили Землянский  полуостров, начали готовиться к штурму Кенигсберга. В эти дни Мингулов Г.М. был награждён медалью «За боевые заслуги». В конце февраля провели переформирование и часть, в которой находился Григорий Мингалеевич, вошла в состав третьего Белорусского фронта. Солдат переобмундировали и двинули в другом направлении – на Восток. В это время границам Советского Союза угрожала Япония. Их перебросили во Владивосток, откуда выехали на фронт. В начале апреля в составе миномётной роты 36 стрелкового батальона морской пехоты (к этому времени война на Западе закончилась)  открыто начали готовить к войне с Японией.  В первых числах августа посадили в десантные баржи и в сопровождении боевых кораблей отправили в Корею. Высадили в порту Расин. В сентябре 1945 года осводили от японских захватчиков города Расин, Юки, Хейсин, Гинзан. Домой демобилизовался лишь в марте 1947 года. У Мингулова Г.М. много боевых наград. Самые ценные среди них - орден Красной Звезды, медали «За освобождение Германии», «За победу над Японией».

Свое выступление Григорий Мингалеевич закончил обращением к молодежи: «…Не дай бог такой войны в истории нашей Родины… Желаю ясного неба, яркого солнца и МИРА-МИРА-МИРА!».

В словах каждого участника войны звучит боль от воспоминаний о пережитом. Но в то же время гордость за то, что они смогли одолеть врага, преобладавшего по численности и силе во много раз русского солдата, и одержать великую победу.

Не только непосредственным участникам войны приходилось тяжело, но и тем, кто остался в тылу.  А это, прежде всего, старики, женщины и дети.

Не могу не вспомнить рассказ Полякова Александра  Максимовича, который в 1941  году учился всего лишь в 7 классе. Все 30 минут своего рассказа он плакал… Захлебываясь от подступавших слёз,  поведал о том,  31 августа 1941 года увёз отца в Туймазы, где находился центр сбора добровольцев. Сначала от отца приходили письма. Он сообщал, что «враг наступает, нет передышки, но вы не беспокойтесь: придёт время, победим врага обязательно». Обращаясь к маме, просил кормить детей, чтобы мы были сыты, обуты, одеты… В 1943 году получили извещение: «Поляков Максим Иванович пропал без вести». Пытались найти его через военкомат, но, к сожалению, о нём больше ничего не слышали.

После окончания 7 класса пришлось работать: пахали, сеяли, убирали…  Лошадей тоже забрали на войну, поэтому в качестве тягловой силы пришлось использовать коров.  Запрягали их, собирали до 10-15 повозок и возили за сотни километров всё, что могли отправить на фронт. Годы были неимоверно трудными. Питались, чем могли. Оставшиеся колосья пшеницы, ржи собирали, просушивали в русских печках, мололи и варили суп.  Стали помирать люди (кто же мог знать в то время,  что в проросших колосьях содержится яд?). Некому было даже везти гробы…

О победе узнали по радио. Для кого-то это было радостью, для кого-то горем… Ведь многие не вернулись живыми.  Воспоминания до сих пор лежат тяжёлым камнем.

Как в один голос твердят все очевидцы тех событий: «Пусть в жизни никогда не повторится такая война. Достойно ведите себя в обществе. Восполняйте народное богатство.  Счастье не дается просто так. Только сознательное отношение к учебе, работе, к жизни могут сделать человека счастливым»

Подобные рассказы участников войны и тружеников тыла, собранные десятками тысяч добровольцев по всей России разных по возрасту, образованию, профессиям, интересам и увлечениям, хранятся в Москве банке воспоминаний «Живые голоса истории». В составе Республиканской делегации из  Башкортостана мы  доставили сотни записей с воспоминаниями.

Большинства ветеранов сегодня нет среди нас. Но их живые голоса помогают многое узнать о той страшной войне из первых уст. В ходе такой работы я прикоснулась к прошлому нашей Великой Родины в один из самых драматичных для неё моментов. Для себя поняла, что поколение фронтовиков – это особое поколение. Ведь на их долю выпали тяжёлые испытания, которые с честью выдержали, они смогли пройти через весь этот ад. Вера в Россию – вот тот стержень, который держит их всю жизнь! Слушая их, я всё чаще задавала себе вопрос: «А смогли бы мы пройти через всё это и остаться  настоящими людьми?» Мне очень хотелось бы верить, что смогли бы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живые страницы истории

Рассказ ветерана Великой Отечественной войны о тех испытаниях, какие выпали на их долю....

Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)

ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...

Живой голос истории - А. Блок. Презентация.

Живой голос истории - А. Блок. Презентация....

Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».

Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

урок на тему "Клетка как этап эволюции живого в истории Земли."

сформировать понятие об основных этапах эволюции клеточной формы жизни; расширить и углубить знания старшеклассников о клеточном уровне живой материи;развивать логическое мышление...