Формирование ФОС по литературе 11 класс
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

ФОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fos_11_klass_literatura.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

ФОС

1. Сочинение по творчеству М.Горького.

2.Сочинения по творчеству И.Бунина, А.Куприна.

 

Тестирование  по поэзии Серебряного века.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 1.  Какой временной период охватывает Серебряный век русской поэзии?

А) 1880-е – 1940-е гг

Б) 1890-е – 1920-е гг

В) 1900 – 1930-е гг

Г) 1890-е – 1940-е гг

 2. Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные направления модернизма

А) Креационизм, имажинизм, акмеизм

Б) Символизм, акмеизм, вульгаризм

В) Плюрализм, акмеизм, футуризм

Г) Футуризм, акмеизм, символизм

 

3. Напротив фамилии каждого поэта напишите течение русского модернизма, представителем которого он являлся

А. Ахматова   ­­­­­­­­_________________                        

А. Блок          _________________

С. Есенин      _________________

В. Маяковский  ________________

В. Хлебников   _________________

В. Брюсов        _________________

О. Мандельштам ________________

 

4. Кто из поэтов Серебряного века не принял революцию 1917 года, но не эмигрировал из страны?

А) А. Блок

Б) В. Маяковский

В) С. Есенин

Г) А. Ахматова

 

5. Из какого произведения эта фраза:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост

 

А)   М. Горький, «Песнь о Соколе»  

Б)    А. Ахматова, стихотворение «Вечером»

В)   М. Цветаева, стихотворение «Тоска по Родине! Давно…»

Г)   А. Блок, поэма «Двенадцать»

6. Сопоставьте стрелкой (линией) фамилию поэта и одну из особенностей его поэзии

А) А. Ахматова        1) Внимание к форме стиха, особенное построение ритмического рисунка («лесенка»)

Б) М. Цветаева         2) Авторское использование «любимых» знаков препинания (тире)

В)В. Маяковский     3) Эволюция образа Прекрасной Дамы на протяжении всего творческого периода

Г) А. Блок                 4) Использование метафор при описании малой родины - русской деревни

Д) С. Есенин             5) Внимание к бытовой «говорящей» детали

 

7. Кто из поэтов Серебряного века не являлся представителем ни одного из течений модернизма?

А) С. Есенин

Б) Д. Мережковский

В) А. Ахматова

Г) М. Цветаева

 

8. Почему в русской литературе начала XX века господствовала именно поэзия?

А) Множество событий-катаклизмов (войны, революции) способствовали эмоциональному накалу, и это привело к господству поэзии

Б) Господство поэзии – это результат наследия поэтов второй половины XIXвека (Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой и др.)

Б) Не было талантливых писателей-прозаиков                                

 

9. Кто из поэтов посвятил большинство своих лирических произведений русской деревне?

А) Н. Гумилев                 В) С. Есенин

Б) А. Блок                        Г) А. Ахматова

 

10. Перед Вами особенности трех основных направлений русского модернизма. Напротив каждой напишите соответствующее ей направление

А) Точность и ясность языка, внимание к бытовым деталям    -    ___________________

Б)  Туманность, мистичность, использование символов     -    ___________________

В)  Изобретение нового языка, бунтарство, смелые эксперименты с формой стиха

 

 

ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ

1.      В заданиях 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9 отметьте правильный ответ, поставив напротив него любой условный знак. ВНИМАНИЕ! Правильный ответ может быть только один.

2.      В задании 3 напротив фамилии поэта напишите одно из течений русского модернизма, к которому имело отношение  его творчество.

3.      В задании 6 проведите стрелку или линию от фамилии поэта к присущей ему поэтической особенности

4.      В задании 10 напротив характерного свойства напишите название течения русского модернизма, к которому это свойство относится.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1 – Б

2 – Г

3 – А. Ахматова – акмеизм, А.Блок – символизм, С. Есенин – имажинизм, В. Маяковский – футуризм, В. Хлебников – футуризм, В. Брюсов – символизм, О. Мандельштам – акмеизм

4 – Г

5 – Г

6 – А – 5, Б – 2, В – 1, Г – 3, Д – 4

7 – Г

8 – А

9 – В

10 – А – акмеизм, Б – символизм, В - футуризм

26.10

Символика поэмы «Двенадцать».

Тестирование.

Тест по произведениям А. А. Блока.

Задание 1.

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

а) футуризм;

б) акмеизм;

в) символизм;

Задание 2.

Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики:

1) мотив мрачной разочарованности;                        а) «Фабрика»;

2) мотив назначения поэта и поэзии;                         б) «К Музе»;

3) мотив «страшного мира»;                                       в) «Осенняя воля»;                          

4) мотив Родины;                                                         г) «Я стар душою…»;

Задание 3.

К какому этапу творчества ( «трилогия вочеловечения» ) Блок отнёс цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) теза;

б) антитеза;

в) синтез;

Задание 4.

Из какого произведения Блока эти строки?

                          В синем сумраке белое платье            

                          За решёткой мелькает резной.

а) «Незнакомка»;

б) «В ресторане»;

в) «Соловьиный сад»;

Задание 5.

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

а) на историческую тему;

б) о современности;

в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего;

Задание 6.

Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

а) марш;

б) танго;

в) частушка;

г) романс;

Задание 7.

Какие приёмы использует Блок в следующих примерах?

1) «Весенний и тлетворный дух»;                                                     а) метафора;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

2) «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»;            б) анафора;

3) «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»;           в) оксюморон.

 

Правильные ответы: 1)в; 2)1-б, 2-г, 3-а, 4-в; 3)а; 4)в; 5)в; 6)б; 7)1-в, 2-а, 3-б.

 

21.11

Тема России в поэзии Цветаевой. Тестирование.

Задание 1

Марина Цветаева оказалась в эмиграции:

1.  По политическим соображениям.

2.  В связи с неодолимым желанием встре­титься с мужем и невозможностью его приезда

в послереволюционную Россию.

3.  По другим причинам.

Задание 2

Импульсом к созданию сборника «Лебеди­ный стан» послужила:

1.  Любовь к природе.

2.  Приверженность идеалам  Белой армии.

3.  Любовь к мужу Сергею Эфрону.

Задание 3

Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала:

1.    Воспевание женской доли и женского сча­стья.

2.  Отстаивание высшей правды — права по­эта на неподкупность его лиры,  поэтическую честность.

3.  Стремление  поэта  быть  носителем  идей

времени, его политическим трибуном.

Задание 4

М. Цветаева в статье «Поэты с историей и поэты без истории» делит всех художников на две категории. К какой группе относит она себя:

1.  Поэты с историей, «стрелы», т. е. мысли

поэта отражают изменения мира.

2.  Поэты без истории, чистые лирики «кру­га», поэты чувства, погруженные в себя, отстра­ненные от кипучей жизни и исторических собы­тий.

Задание 5

Марина Цветаева писала: «Чистая лирика живет чувствами. Чувства — всегда одни.     У чувств нет развития, нет логики. Они непо­следовательны. Они даны нам сразу все чувства, которые когда-либо нам суждено будет испы­тать: они подобны пламени факела, отродясь втиснуты в нашу грудь».

М. Цветаева считала себя:

1.      «Чистым лириком».

2.   «Поэтом времени».

Задание 6

Для М. Цветаевой было характерно:

1.  Ощущение единства мыслей и творчества.

2.  Отчужденность от реальности и погружен­ность в себя.

3.  Романтическая отвлеченность от реально­сти.

4.  Отражение в поэзии мыслей, связанных

с движением времени и изменением мира.

 Задание 7

Лирический герой М. Цветаевой тождествен личности поэта:

1.Нет.

2. Да.

Задание 8

В своей поэзии М. Цветаева часто бросает вы­зов миру. Подчеркните строку, доказывающую это утверждение:

«По улицам оставленной Москвы

Поеду — я, и побредете вы.

И не один дорогою отстанет,

И первый ком о крышку гроба грянет, —

И наконец-то будет разрешен

Себялюбивый, одинокий сон».

Задание 9

Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:

1.     В противопоставлении себя — русской все­му нерусскому.

2.  В противопоставлении себя Советской Рос­сии.

Задание 10

Инверсия, используемая М. Цветаевой в сти-хотворении «Орфей», усиливает эмоциональ­ный накал стихотворения. Подчеркните при­мер инверсии:        

«Кроваво-серебряный, серебро-

Кровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра —

Брат нежный мой! Сестра моя».

Задание 11

Кому из поэтов серебряного века посвящает цикл стихотворений М. Цветаева:

1.    А. А. Блоку.

2.  А. А; Ахматовой.

3.  А. С. Пушкину.

Задание 12

Кому из поэтов посвящены эти строки:

«В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И я дарю тебе свой колокольный град,

...! — и сердце свое в придачу».

1.  А. А. Блоку.

2.  А. С. Пушкину.

3.  А. А. Ахматовой.

Задание 13

Определите,   к   какому  мотиву  творчества можно отнести приведенные отрывки:

«Умирая, не скажу: была,

И не жаль, и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных».

«Птица-Феникс — я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю — и горю дотла!

И да будет мне ночь — светла!»

1.  Тема поэта и поэзии.

2.  Тема природы.

3.  Интимная лирика.

Задание 14

Кто автор стихотворения «Памяти Марины Цветаевой»:

«Пред домом яблоня в сугробе,

И город в снежной пелене —

Твое огромное надгробье,

Как целый год казалось мне. Лицом повернутая к Богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели».

1.  Анна Ахматова.

2.  Борис Пастернак.

3.  Осип Мандельштам.

4.  Николай Гумилев.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

5.  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

3

2

2

1

4

2

2

1

посл.

3

3

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строка

 

 

 

 

 

 

 

 

20.12

Сочинение по творчеству В.Маяковского.

11.01

Сочинение по творчеству С.А.Есенина

01.02

Сочинение по творчеству М.Шолохова.

15.02

Сочинение по творчеству М.Булгакова.

05.03

Тестирование по творчеству А.П.Платонова.

Тест по творчеству А. П. Платонова

 

1. Какая проблема составляет основу всего творчества А. Пла­тонова?

а. Отцов и детей              б. Борьбы за свободу

в. Сущности жизни         г. Интеллигенции и революции

 

2. Какова концепция природы в творчестве А. Платонова?

а. Гармоничный мир      б. Прекрасный и яростный мир      в. Разгул стихий

 

3. В каких произведениях А. Платонова проявляются черты ан­тиутопии?

а. «Сокровенный человек»    б. «Котлован»    в. «Чевенгур»   г. «Город Градов»

 

4. В чем состоит основной и постоянный конфликт всей прозы А. Платонова?

а. Противоречие между живой природой и неживыми ма­шинами

б. Между человеком и природой

в. Между силами разрушения и сопротивлением им

г. Между старым и новым миром

 

5. Какие понятия становятся знаками-символами в худо­жественном мире А. Платонова?

а. Сиротство  б. Пустыня    в. Тоска      г. Метель

 

6. Какие смысловые линии образуют сюжет повести А. Пла­тонова «Котлован»?

а. Строительство общепролетарского дома   б. Путешествие в поисках социализма

в. Коллективизация крестьян                       г. Воскрешение ушедших

 

7. Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова «Котлован»?

а. Копенкин    б. Вощев      в. Пухов      г. Саша Дванов     д. Пашкин      е. Жачев

Правильные ответы:

1. в

2. б

3. б, в

4. в

5. а, б, в

6. а, в

7. б, д, е

19.03

Тестирование по творчеству А.Твардовского.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

(вариант 1)

1. Где родился А.Т. Твардовский?

а) в Москве;

б) на Рязанщине;

в) на Смоленщине.

6. В главе «Гармонь» автор изображает (выберите один ответ)

а) печаль о погибших;

б) желание Тёркина поднять настроение бойцам;

в) тяжёлые военные будни.

2. Второе название «Василия Тёркина» -

а) рассказ о солдате;

б) книга про бойца;

в) поэма про героя.

7. Что сделал В. Тёркин для стариков в главе «Два солдата»?

а) отремонтировал сарай;

б) восстановил старую печь;

в) привёл в порядок пилу.

3. «Василий Тёркин» - это

а) историческая хроника военных лет;

б) поэма;

в) сказка-быль.

8. Трёхрядка – это

а) «трёхлинейная винтовка на брезентовом ремне»;

б) автомашина грузоподъёмностью в три тонны;

в) гармонь с тремя рядами клавиш.

4. В каком месяце происходит действие в главе «Переправа»?

а) в октябре;

б) в ноябре;

в) в декабре.

9. Назовите главу, где есть строки: «Не горюй, у немца этот не последний самолёт…»

а) «Гармонь»;

б) «Два солдата»;

в) «Кто стрелял?».

5. Какой подвиг совершил Тёркин (гл. «Переправа»)?

а) спас тонувшего бойца;

б) в) убил несколько фашистов на правом берегу.

в) переплыл реку и доложил обстановку;

 

10. Укажите характерные черты Василия Тёркина

а) начитанный, грамотный;

б) весёлый, с чувством юмора;

в) тщеславный, гордый;

г) смелый, выносливый.

 

 

Ответы к тесту

 «Василий Тёркин» (вариант 1)

1) в

6) б

2) б

7) в

3) б

8) в

4) б

9) в

5) в

10) б, г

 

30.04

Сочинение по творчеству В.М.Шукшина

14.05

Тестирование  по творчеству А.И.Солженицына

1. Отметьте годы жизни А.И. Солженицына

1) 1917-2006

2) 1918- 2008 +

3) 1916- 2009

2. Как называется город, в котором родился А.И. Солженицын?

1) Кисловодск +

2) Ростов-на-Дону

3) Ставрополь

3. Какое название было у рассказа «Один день Ивана Денисовича» первоначально?

1) «Жизнь заключённого»

2) «Щ-854» +

3) «Один день»

4. Какой журнал напечатал рассказ «Один день Ивана Денисовича»?

1) «Районные будни»

2) «Новый мир» +

3) «Звезда»

5. Какое название у деревни, в которой происходят события рассказа «Матрёнин двор»?

1) Торфпродукт +

2) Часлицы

3) Овинцы

6. В какое время А.И.Солженицын учился в Ростовском государственном университете ?

1) 1936-1941 +

2) 1938-1943

3) 1935-1940

7. В каком году А.И. Солженицына реабилитировали?

1) 1957 +

2) 1958

3) 1959

8. В каждом произведении писателя множество переделанных пословиц и поговорок, слов, выдуманных автором. Как они называются?

1) метафоры

2) эпитеты

3) окказионализмы +

9. Когда писатель смог вернуться на родину?

1) 1994 +

2) 1993

3) 1995

10. Когда Солженицын дебютировал как писатель?

1) 1963

2) 1958

3) 1962 +

11. Почему А.И. Солженицына выслали из страны в 1974 году?

1) за роман «Август четырнадцатого»

2) за «Письмо вождям Советского Союза»

3) за выход первого тома «Архипелаг ГУЛАГ» +

12. На каком факультете обучался писатель в Ростовском государственном университете?

1) философии и литературы

2) физико-математический +

3) медицинский

13. Какие награды получил А.И.Солженицын, когда воевал на фронте?

1) ордена Отечественной войны II степени и Красной Звезды+

2) орден Отечественной войны II степени и медаль «За боевые заслуги»

3) орден Красной Звезды и орден Отечественной войны I степени

14. За что писателя арестовали и осудили?

1) за побег с фронта

2) за критику Ленина и Сталина +

3) за дневник

15. В каком произведении А.И. Солженицын дал резкую негативную оценку экономическим реформам, которые проводились в стране?

1) «Красное колесо»

2) «Россия в обвале» +

3) «В круге первом»

16. Каково первоначальное название рассказа «Матрёнин двор»?

1) «Село Торфопродукт» +

2) «Не стоит село без праведника»

3) «Беспритульная Матрёна»

17. Статья «Как нам обустроить Россию?» была опубликована в:

1) 1990 +

2) 1989

3) 1993

18. В каком городе и по какой специальности работал писатель после реабилитации?

1) учителем математики в Ташкенте

2) учителем физики и математики в Бобруйске

3) учителем физики и астрономии в Рязани+

19. Какая фамилия у главного героя рассказа «Один день Ивана Денисовича»?

1) Шутман

2) Клевшин

3) Шухов +

20. В каком году А.И. Солженицына приняли в Союз писателей?

1) 1962 +

2) 1963

3) 1960

21. За какое произведение писатель удостоился Государственной премии РСФСР?

1) «Архипелаг ГУЛАГ» +

2) «Раковый корпус»

3) «В круге первом»

22. Когда А.И. Солженицына исключили из Союза писателей?

1) 1969 +

2) 1970

3) 1968

23. Какая основная тема у всех произведений А.И. Солженицына?

1) жизнь заключённых

2) русский национальный характер и история России XX века +

3) превращение страны в русское национальное государство

24. Основной темой рассказа «Матрёнин двор» является:

1) судьба Матрёны

2) судьба деревни

3) «чем люди живы» +

25. После выхода какого произведения Солженицын дебютировал как писатель?

1) «Матрёнин двор»

2) «Архипелаг ГУЛАГ»

3) «Один день Ивана Денисовича» +

26. Что лежит в основе сюжета рассказа «Один день Ивана Денисовича»?

1) судьба главного героя

2) события одного дня +

3) взаимоотношения героев

27. В какому году был напечатан рассказ «Матрёнин двор»?

1) 1969

2) 1963 +

3) 1968

28. Когда А.И. Солженицыну восстановили советское гражданство?

1) 1990 +

2) 1989

3) 1991

29. В рассказе «Матрёнин двор» главной героине противопоставлен:

1) Ефим – муж Матрёны

2) Маша – подруга

3) Фаддей – брат Ефима +

30. Когда писатель получил Нобелевскую премию?

1) 1969

2) 1970 +

3) 1968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Территории России 8 класс

модульный урок по теме формирование территории России 8 класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"

Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...