"Роль экскурсий в преподавании литературы"
статья по литературе (9 класс)

Статья, посвященная теме: "Роль экскурсий в преподавании литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_ekskursiy_v_prepodavanii_literatury.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «Роль экскурсий в преподавании литературы»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

                                                     Владимирова Вера Владимировна.

"Понять литературу, не зная тех мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена".

                                                                                                  Д.С. Лихачев

Литературный Петербург – это отдельная страница истории города, традиций современности, галерея известных имен и совсем молодых писателей, поэтов.

Санкт-Петербург во все времена являлся городом, который вдохновлял писателей и поэтов на гениальные произведения. Романы, поэмы, литературные исследования, посвященные Петербургу-Ленинграду-Питеру, интересуют и волнуют миллионы читателей во всем мире.

Литература и поэзия прошлых веков, великие и известные писатели Н.Гоголь, Ф.Достоевский, А.Пушкин, А.Ахматова, А.Блок, А.Белый и многие другие создали такой образ города, который невозможно забыть. Любимые места петербуржцев и гостей города неизменно связаны с описаниями этих мест в любимых литературных произведений.

С каждым годом литературные экскурсии занимают все большее место в работе учителя-словесника.

Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного процесса использование экскурсионного материала играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффективными являются те экскурсии и походы, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, стимулируют интерес к жизни и творчеству того или иного автора.

Но, как известно, этот материал с успехом может быть использован и при ознакомлении с определенной исторической эпохой, и при заключительных занятиях по конкретной теме, где роль литературной экскурсии будет сводиться к закреплению материала.

На одном из самых важных этапов учебного процесса, в работе над художественным текстом, литературные экскурсии занимают, на первый взгляд, не столь значительное место. Действительно, если имеются экскурсии, в которых целиком или частично может уложиться материал биографии писателя или характеристики эпохи, то ни одна экскурсия не заменит непосредственного анализа текста.

Какова же роль литературной экскурсии на этом этапе работы, да и нужно ли она вообще здесь? Многочисленные наблюдения позволяют ответить на этот вопрос: да, нужно, и помощь может оказать немалую.

Самое простое, что может сделать литературная экскурсия при работе над текстом художественного произведения — это быть иллюстрацией или комментарием, а иногда и содействовать образному восприятию произведения.

Литературное краеведение может не только иллюстрировать и комментировать художественное произведение, в процессе этой работы нередко учащиеся получают дополнительные знания, лучше усваивают и более глубоко понимают художественный образ. Литературная краеведческая экскурсия, проведенная в процессе работы над произведением, нередко дает возможность молодым читателям постигнуть и психологию творчества писателя. Например, посещение мест, воссозданных художниками слова, не только наглядно проиллюстрирует их произведения, но и введет учеников в тот мир чувств, переживаний, который помогал автору в воссоздании этих картин.

В процессе литературно-краеведческой работы одну из главных ролей играет эмоциональный характер восприятия. Перед учителем, организующим и ведущим экскурсию, стоит задача, прежде всего, ввести своих слушателей в состояние заинтересованности, которое при наиболее удачном сочетании элементов показа и рассказа, может перейти в состояние увлеченности. Для этого нужно, чтобы у учащихся создалось определенное настроение, т. е. общее эмоциональное состояние, которое в течение всего времени экскурсии и даже некоторое время после нее окрашивает его переживания. Создание этого настроения целиком зависит от объектов показа и от рассказа ведущего.

Сообщение литературно-краеведческих сведений дает наибольший эффект в усвоении знаний учащимися тогда, когда   оно умело сочетается с демонстрацией наглядных пособий.

Главное назначение наглядности по литературе — помочь   правильному восприятию образов художественного произведения, способствовать созданию у школьников конкретных представлений о той действительности, которая отражена писателем, в обстановке которой он жил и работал.

    Мемориальный музей-Лицей - один из филиалов Всероссийского музея А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного заведения.

Лицей расположен в городе Пушкине - бывшем Царском Селе. В начале XIX века часть Екатерининского дворца - флигель великих княжон, дочерей Павла I, - был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения.

Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней, сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.

Мемориальный Музей-Лицей, расположенный в г.Пушкине (бывший. Царское Село) в здании Императорского Царскосельского Лицея, привилегированного учебного заведения для детей дворян, основанного Императором Александром I в 1811 году, рассказывает о юности А.С.Пушкина, который воспитывался здесь с 1811 по 1817 гг., о рождении его поэзии, и об этом передовом учебном заведении России XIX и начала XX веков. Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты I, как оказалось самого блистательного, выпуска, впоследствии названного «пушкинским». На основе архивных

материалов восстановлены в прежнем виде мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения, В одном из них представлены материалы, которые рассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе - ученические рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину.

Шереметевский дворец, Фонтанка, 34 - не единственный петербургский адрес Анны Ахматовой. Но именно здесь она прожила большую часть своей жизни, и под многими ее стихотворениями обозначено точное место их написания - Фонтанный Дом.

Анна Ахматова посвятила значительную часть своего творчества Петербургу, была современником одного из самых трудных периодов жизни Петрограда и Ленинграда. Музей Анны Ахматовой - это уникальная экспозиция, рассказывающая о тяжелой жизни поэтессы, ее творчестве и любви к Петербургу.

Музей, расположенный в квартире третьего этажа садового флигеля (здесь жил Николай Николаевич Пунин, известный историк искусств, муж Ахматовой), рассказывает о ее литературной судьбе - от первого сборника «Вечер» 1912 года - через написанные, сожженные и сохраненные только в ее памяти стихи «Реквиема», до работы над «Поэмой без героя», вобравшей 25 лет жизни, с 1940-го до середины 1960-х годов.

    В экспозиции находятся портреты Ахматовой работы О.Л. Делла - Вос - Кардовской, З. Серебряковой, К. Петрова-Водкина (эскиз), Н. Тырсы, А. Тышлера, ее подлинные вещи (том числе гребень, подаренный Н.С.Гумилевым, веер, привезенный Н.Пуниным из Японии, флаконы венецианского стекла), книги с автографами, рукописи. Вместе с тем музей дает представление о жизни целого поколения - поэтов, художников, людей эпохи серебряного века, жизнь которых пришлась на годы сталинских репрессий.

Музей-квартира Н.А. Некрасова

      В этой квартире писатель и поэт Николай Алексеевич Некрасов прожил последние двадцать лет своей жизни. В ней он издавал два самый крупных литературных журнала ХХ века - "Современник" и "Отечественные записки" и написал все свои самые известные стихотворения и поэмы - "Мороз - Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо?" и другие. Дом, в котором находилась квартира, принадлежал первому редактору "Отечественных записок" литератору А. А. Краевскому, у которого Некрасов перекупил права на этот журнал после закрытия "Современника". Кроме того, в квартире Некрасова постоянно бывали авторы, пишущие для его журналов, среди которых были практически все самые знаменитые писатели ХХ века, такие как Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. И. Гончаров, А. Н. Островский. Некоторые из них, например, М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. Г. Чернышевский не только приходили к своему редактору в гости, но и работали в его доме, а критик Н. А. Добролюбов даже жил в нем некоторое время. Так что многие их статьи и литературные произведения, в наше время хорошо известными каждому школьнику, были созданы именно здесь, в квартире на Литейном проспекте. У Его гостиная была центром

главных событий в истории русской литературы ХХ века. Дом, где жил Некрасов, был свидетелем его дискуссий и споров со своими сотрудниками, в нем произошла, и его крупная ссора с Тургеневым, после которой тот ушел из "Отечественных записок", и их примирение, случившееся в конце жизни Некрасова. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в квартире Н. А. Некрасова был открыт его мемориальный музей, вошедший в состав Всероссийского музея А. С. Пушкина. В нем были собраны личные вещи писателя, собранная им библиотека, его черновики и готовые рукописи, первые издания его произведений и иллюстрации к ним, выполненные известными художниками того времени. Затем к экспозиции добавились фотографии Некрасова и его портреты, сделанные живописцами И. Н. Крамским и К. Е. Маковским, а также портреты и фотографии, сотрудничавших с ним писателей.  В середине 80-х годов музей Некрасова был заметно расширен: в квартире, где жили супруги Панаевы и владелец дома Краевский, тоже восстановили исторические интерьеры и устроили экспозиции, посвященные Некрасову и его журналам. В комнатах Панаева можно познакомиться с историей "Современника", увидеть работы самих Панаевых и их портреты, а также опубликованные в разных изданиях статьи единомышленниц А. Я. Панаевой. А экспозиция в квартире Краевского рассказывает о роли произведений Некрасова в современной культуре - там находятся издания его книг на разных языках мира и иллюстрации к его поэмам, над которыми работали А. Ф. Пахомов, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов и другие знаменитые художники. Кроме того, в музее-квартире Н. А. Некрасова проходят различные культурные мероприятия: встречи с современными писателями и артистами и так называемые "Некрасовские пятницы", на которых выступают исследователи его творчества.

Таким образом, экскурсионный материал, использованный на уроке как средство более доступного объяснения, конкретизации и иллюстрации одного из моментов биографии или творчества писателя, как средство раскрытия органической связи между литературой и жизнью, вполне оправдывает себя. Он не только делает урок более интересным и содержательным, не только дал ученикам некоторые представления о литературных традициях и истории родного города, но, что гораздо важнее, поможет раскрыть реалистическую основу произведения, ее тесную связь с историей народа. Кроме того, приведенные факты позволят заглянуть в «творческую лабораторию» писателя, увидеть, как материал действительности под пером художника становится материалом литературного произведения.                                  

                                            Санкт – Петербург

                                                     2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

Творческие задания и их роль в преподавании литературы

Использование творческих заданий при изучении литературы, помогает сделать занятия более интересными, избежать стандартной схемы в работе. Они помогают не потерять самого читателя, строить изуче...

Роль экскурсий в преподавании русского языка и литературы

В данной статье рассматриваются задачи,роль и классификация учебных экскурсий, дается анализ комлексных экскурсий. Особое внимание уделяется экскурсиям литературной направленности....

Экскурсия в преподавании предмета "Технология"

Профориентационная работа на уроках технологии и внеаудиторная занятость в условиях реализации ФГОС....

Роль проектной деятельности в преподавании литературы

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dej...

Роль экскурсий в преподавании русского языка и литературы

В данной статье рассматриваются задачи,роль и классификация учебных экскурсий, дается анализ комлексных экскурсий. Особое внимание уделяется экскурсиям литературной направленности....

Статья "МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья методической направленности, предназначенная для учителей литературы....