Методическая разработка урока в 7 классе по теме : А.С. Пушкин "Песня о вещем Олеге".
методическая разработка по литературе (7 класс)

Сергеева Галина Алексеевна

Рассказывается об исторической основе произведения, характеристика и способы раскрытия образов произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_7.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА  

УРОКА    ЛИТЕРАТУРЫ    В  7 –ом   КЛАССЕ

ТЕМА:   А.С. ПУШКИН  «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ». ЛЕТОПИСНЫЙ ИСТОЧНИК БАЛЛАДЫ. СМЫСЛ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОЛЕГА И ВОЛХВА,

1.Объяснение темы урока и его организации. ( дома учащиеся внимательно прочитали произведение А.С. Пушкина. Класс разделен на 6 групп, у каждой группы свое задание по ходу изучения «Песни..)

Вступительное слово учителя.  «Песня о вещем Олеге « написана в 1822 году. В это время поэт находился в южной ссылке. Какие же вопросы, проблемы волновали опального поэта?  На эти вопросы мы должны с вами ответить по окончании изучения «Песни…

Пушкин неустанно интересуется историей Российской  державы, он читает «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина,  старинный летописный сборник «Повесть временных лет», составленный монахом Нестором. Из этой летописи он взял сюжет для своей баллады.

Учитель: Почему свое произведение Пушкин называет «Песнь…»?( Песнь – это жанр, в котором воспевается, прославляется кокой-либо исторический герой)

СЛУШАЕМ ЧТЕНИЕ «ПЕСНИ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» АРТИСТОМ. (включаем диск)

Учитель:  Филологи определяют жанр произведения Пушкина как баллада. Какие же признаки этого жанра мы видим в «Песне…»?  (Во-первых , пейзажные зарисовки (найдем их), во-вторых, напряженный , захватывающий сюжет, развитие которого заканчивается гибелью героя, В-третьих, в произведении содержится диалог.)

Учитель:  Кто такой Олег, которого воспевает поэт в «Песне…»?  ( Выступает представитель первой группы. (Семиклассники изучили материалы учебника стр.102 -103 и другие источники, в частности , «История государства Российского)  ( СЛАЙД № 1)

Учитель: Чтобы лучше понять произведение, в котором речь идет о событиях далекого 10 века, необходимо иметь представление о быте и нравах древних  славян .

(учащиеся 2-й группы приготовили сообщение о быте и нравах древних славян. ( слайд № 2)  А.С .Пушкин описывает те времена, когда на Руси существовало язычество. В песне упоминается бог Перун – бог грома и молнии у древних славян, верховный покровитель воинов, оружия. На Руси было очень распространено суеверие, предсказание и его осуществление всегда волновали людей, в песне присутствует кудесник, предсказывающий судьбу.

Учитель:  какие исторические события  10 века нашли отражение в «Песне…»? О каких исторических лицах пишет и упоминает поэт? (борьба с хазарами, с Византийской империей. Олег, по легендарному преданию, Овладел столицей империи Константинополем (Царьградом – так называли русские люди) и,  уходя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит.  Помимо Олега – легендарного Киевского князя – в « Песне…»упоминается о князе Игоре, его жене Ольге, о дружине Олега)

Учитель: Чтобы создать исторический колорит, Пушкин использует устаревшие слова. Понимая значение этих слов, мы лучше осознаем содержание «Песни..»

(Слайд №3, приготовленный учащимися 3 –ей группы)

2 –Й ЭТАП УРОКА  Беседа о главных героях ,  о художественных средствах создания характеров.

Учитель:  учащиеся 4-ой группы отбирали материал об Олеге,(выписывая цитаты в тетрадь) отвечая на заданные вопросы : Почему автор называет  Олега «вещим»? Что узнаем о нем из 1-ой строфы?

(Олег - мудрый князь, он защищает со своей дружиной русские земли от набегов злейших врагов-хазар)

 Учитель:           Почему Олег подъехал к кудеснику?  (Его интересует вопрос будущего, судьбы)    Как подъехал? Смиренно, с вызовом, достоинством?  (Олег – победитель, человек с властью и славой – поэтому у него есть невольное сознание превосходства над кудесником, поэтому он говорит «не бойся меня». , предлагает награду)

 Учитель : вопрос к учащимся 5 –й группы  Что мы узнаем о кудеснике из 2-й строфы? (Выразительно зачитать строфу)

( повествуя о кудеснике , автор использует глагол в форме настоящего времени , как и об Олеге, тем самым А.С. подчеркивает связь времен. Кудесник  пребывает в состоянии творческого подъема, он мудрый, его заветы, наказы, завещания обращены к потомкам.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ  ЧТЕНИЕ ДИАЛОГА КНЯЗЯ ОЛЕГА И КУДЕСНИКА.

Учитель:  Как отвечает кудесник владыке? Что отстаивает? Утверждает? Какие черты характера проявляются? ( на вопросы отвечают учащиеся 5- й группы, зачитывая цитаты из текста)

(Торжественно звучат слова кудесника, он держится с достоинством , бесстрашен, смел. Кудесник независим, дары ему не нужны, он свободен и «Язык его правдив», ОН исполняет «волю богов, т.е. вдохновлен Перуном, он знает грядущее, владеет даром предвидения.) ( в словах» вдохновенного кудесника»- А.С. Пушкин выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему  владыке», царю. Пушкин отстаивает  независимость , правдивость подлинной поэзии.)

Учитель:  Какую правду о князе говорит  кудесник?  Что говорит о коне? ( отвечают на вопросы учащиеся 4-й группы, зачитывая цитаты)

(Кудесник воздает славу Олегу, он говорит о могуществе, воинской доблести князя, его победах, бесстрашии. Олег не знает поражений, « не ведает ран», как будто ему дан незримый хранитель – ангел. Могущий – могучий.  Конь под стать своему хозяину – другу : бесстрашен, смел, вынослив, Чувствующий волю господина.

Учитель:   Используя прием контраста, автор пишет: «но примешь ты смерть от коня своего».  Что означает усмешка князя и последующий поступок?  ( сначала Олег не поверил, но решил расстаться с конем, опасаясь предсказания. Олег решил избегнуть предсказанной судьбы и расстается со своим верным товарищем.

Учитель:  Зачем Пушкин так подробно описывает  прощание Олега с конем?  

(Сцена прощания с конем очень трогательна. Олегу очень дорог его конь, он был для него другом, слугой.  Князь заботится о нем, он может быть благодарным., человечным по отношению к коню.)

Учитель:  Прошло много лет. Олег , вернувшись в родные места, вспомнил о своем коне и идет к месту его кончины.  Читаем.  В чем теперь усомнился Олег?( В предсказании или в судьбе как таковой?)  Что знаменует смерть князя?   Загадка, тайна . Есть судьба или нет?  Человек сам хозяин своей судьбы или нет? А.С. Пушкин не дает ответа. Судьба – таинство, загадка, и пренебрегать ею нельзя.

Почему тризна  называется «плачевной»?

Учитель; Подведем итоги. Повествуя о героической и трагической судьбе князя Олега, над какими вопросами задумался поэт?   Есть судьба или нет.? Проблема независимости поэта от власть имущих , свободы творчества.

Домашнее задание будет таким:  составить план характеристики князя Олега. Найдите в тексте детали портрета героя .Каким вы его представляете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"

Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...

Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)

Методическая разработка урока немецкого языка  по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока,  презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....

Методическая разработка урока 7 класс по теме: "Как дети помогают планете"

Урок разработан на материале УМК Кузовлева В.П., с использованием ИКТ....

Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс

Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...