Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g.v.gogol_.sistema_obrazov_poemy_.manilo_korobochka._9_klass.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 9 классе
Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)
Цель : раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме, проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа; развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся.
Литература . 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.!/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2017.
Ход урока
- Организационный момент
- Постановка проблемного вопроса, цели.
- Работа с эпиграфами.
- Прочитайте , найдите ключевые слова. Сформулируйте тему урока.
…не ревизские –мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы- вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.
А.И.Герцен
Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого.
Н.В. Гоголь
Без пользы жить – безвременная смерть.
Гёте
- Как известно , помещики у Гоголя расположены в следующем порядке:
Манилов(2 гл.)
Коробочка( 3 гл.)
Ноздрёв(4 гл.)
Собакевич (5 гл.)
Плюшкин (6 гл.)
- Почему именно такая последовательность?
( Чисто внешние обстоятельства: Чичиков на вечеринке у губернатора знакомится с Маниловым, Собакевичем. Едет сначала к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но в грозу заблудился а попал к Коробочке. Затем остановился в трактире перекусить и встретил Ноздрёва, от которого не мог просто так отвязаться, тот увёз его к себе. Чуть вырвавшись от Ноздрёва Чичиков попадает к Собакевичу, от которого узнаёт о Плюшкине и едет к нему.)
- Но есть и другое решение этого вопроса. А вот какое, мы должны его найти.
- Анализ образов помещиков..
- Прочитав несколько глав поэмы, могли бы вы составить план характеристики героев по Гоголю. На что он обращает внимание?
( - Портретная характеристика
- помещичья усадьба, отражение в ней характера героя
- роль интерьера
- отношение героя к хозяйству, крестьянам, интересы
- речевая характеристика, отражение в ней характера героя
- отношение к продаже мёртвых душ)
1. Образ Манилова.
- Почему галерею помещиков автор открывает этим героем?
( Чичиков познакомился с ним ещё в городе, очаровал обходительностью и любезностью, подумал, что мёртвые души он приобретёт без труда.)
- Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним?
( Гоголь обыгрывает название деревни : «Маниловка не многих могла заманить своим местоположением.» Серость, скудность, неопрятность всего, что окружает Манилова, характеризует его.)
- Рассказывает ли Гоголь о прошлом Манилова? Почему?
- Как описание обстановки дома помогает понять характер Манилова?
( Описание обстановки характеризует его как человека бесхозяйственного, мечтательного. Мечты пустые, не ведущие ни к какой деятельности)
- Что подчёркивают имена детей Манилова?
(Гоголь подсмеивается над стремлением отца , сентиментального мечтателя, возвысить себя и детей, давая им имена героев Древней Греции)
- Какие черты составляют «ядро» характера Манилова?
( В нём нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки.)
- У него нет никаких духовных запросов, никакой деятельности -вот почему он мёртвая душа.
- Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мёртвых душ?
Комментированное чтение : « А для каких причин вам это нужно? –спросил по уходе приказчика Манилов».
( Он озадачен, сконфужен, смешался, подумал, что Чичиков шутит, а потом, что спятил.)
- Манилов не привык думать и он не понимает, что впутался в преступное дело.
2. Образ Коробочки.
- Как и почему Чичиков попал к Коробочке?
- В чём смысл романтического начала главы о Коробочке?
( Контраст: романтическое начало и прозаическая развязка)
- Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки?
( Обилие псов говорит о том, что она заботится о сохранности своего состояния).
- Как Гоголь подчёркивает типичность Коробочки?
( «Минуту спустя вошла хозяйка…одна из тех матушек, небольших помещиц..)
- Зачитайте портрет Коробочки.
( На лицо и глаза Гоголь не обращает внимания. Этим подчёркивается бездуховность человека)
- Какие черты характера составляют «ядро» характера Коробочки?
( Аккуратная, хозяйственная. Копит деньги в пестрядевых мешочках, прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но тем не менее она тоже «мёртвая душа». Ограниченность, «дубиноголовость» не знают предела.)
- По какому принципу построены 2 и 3 главы?
(Контраст. Манилов «мечтатель» -Коробочка поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не ведёт хозяйство. – Она ушла в него с головой. Хозяйством занимается сама, входит в непосредственное общение с крестьянами. Гостеприимная хозяйка.)
- Чем угощает Коробочка?
- Прочитаем сцену торга Коробочки с Чичиковым по ролям.
- Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мёртвых душ?
- Только ли страхом прогадать объясняется её желание продать их Чичикову?
( Полное непонимание сделки, боязнь продешевить, быть обманутой, желание примериться к рыночным ценам, тупость, непонятливость – все черты её характера, воспитанные одинокой жизнью и необходимостью решать все вопросы самостоятельно, выявились в сделке с Чичиковым)
- В чём смысл фамилии Коробочки?
( Она заключена в «коробочку» своего пространства и понятий. О Собакевиче говорит, что такого на свете нет, потому что не слышала о нём.)
- Сравните поведение Чичикова во 2 и 3 главах . Что нового открылось в герое?
( Он не церемонится с Коробочкой. Она вдова «коллежская секретарша», что равняется 10 классу «Табеля о рангах»)
- Итог.
- Почему автор выбирает такую последовательность расположения глав?
( Коробочка выше Манилова. У неё есть дело, заботы, она хозяйственная. У Манилова нет никакого задора, он не ведает ни добра, ни зла, поэтому Гоголь расположил его ниже)
- ДЗ: читать 4,5 главы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)
Урок проводится в форме исследования. Ребята определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором, находят пословицы, сказочно-былинные мотивы....
Образы помещиков в поэме "Мёртвые души"
Справочная таблица поможет наглядно представить характеристики помещиков из поэмы Н. В.Гоголя "Мёртвые души"...
Презентация к поэме "Мертвые души". Листая страницы поэмы. Образы помещиков.
Презентация к поэме Гоголя "Мертвые души". "Листая страницы поэмы. Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души". Презентация составлена к уроку литературы для учащихся 9 классов. Материал можно ис...
презентация к уроку-семинару "Образ автора в поэме "Мёртвые души". Лирические отступления"
Тема урока "Лирические отступления в поэме "Мёртвые души". Образ автора в поэме ." Данный урок представляет собой обобщение материала по произведению, работа с текстом предполагает анализ и систематиз...
Презентация к уроку: "Н.В. Гоголь "Мёртвые души". Система образов помещиков: Манилов, Коробочка
Презентация...
Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме
Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...
Конспект урока по литературе "Чичиков - антигерой. Эволюция его образа в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголя"
Конспект урока по литературе...