Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Цель : раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме, проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа; развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 9 классе

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)

Цель : раскрыть особенности системы образов помещиков  в поэме, проверить уровень  сформированности навыка анализа литературного персонажа; развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся.

Литература . 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.!/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2017.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Постановка проблемного вопроса, цели.
  1. Работа с эпиграфами.

- Прочитайте , найдите ключевые слова. Сформулируйте тему урока.

 …не ревизские –мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы- вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.

 А.И.Герцен

Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого.

Н.В. Гоголь

Без пользы жить – безвременная смерть.

Гёте

- Как известно , помещики у Гоголя  расположены в следующем порядке:

Манилов(2 гл.)

Коробочка( 3 гл.)

Ноздрёв(4 гл.)

Собакевич (5 гл.)

Плюшкин (6 гл.)

- Почему именно такая последовательность?

( Чисто внешние обстоятельства: Чичиков на вечеринке у губернатора знакомится с Маниловым, Собакевичем. Едет сначала  к Манилову,  а от Манилова к Собакевичу, но в грозу заблудился а попал к Коробочке. Затем остановился в трактире перекусить и встретил Ноздрёва, от которого не мог просто так отвязаться, тот увёз его к себе. Чуть вырвавшись от Ноздрёва Чичиков попадает к Собакевичу, от которого узнаёт о Плюшкине и едет к нему.)

- Но есть и другое решение этого вопроса. А вот какое, мы должны его найти.

  1. Анализ образов помещиков..

- Прочитав несколько глав поэмы, могли бы вы составить план характеристики героев по Гоголю. На что он обращает внимание?

( - Портретная характеристика

- помещичья усадьба, отражение в ней характера героя

-  роль интерьера

- отношение героя к хозяйству, крестьянам, интересы

- речевая характеристика, отражение в ней характера героя

-  отношение к продаже мёртвых душ)

1. Образ Манилова.

- Почему галерею помещиков автор открывает этим героем?

( Чичиков познакомился с ним ещё в городе, очаровал обходительностью и любезностью, подумал, что мёртвые души он приобретёт без труда.)

-  Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним?

( Гоголь обыгрывает название деревни : «Маниловка не многих могла заманить своим местоположением.» Серость, скудность, неопрятность всего, что окружает Манилова, характеризует его.)

- Рассказывает ли Гоголь о прошлом Манилова? Почему?

- Как описание обстановки дома помогает понять характер Манилова?

( Описание обстановки характеризует его как человека бесхозяйственного, мечтательного. Мечты пустые, не ведущие ни к какой деятельности)

- Что подчёркивают имена детей Манилова?

(Гоголь подсмеивается над стремлением отца , сентиментального мечтателя, возвысить себя и детей, давая им имена героев Древней Греции)

- Какие черты составляют «ядро» характера Манилова?

( В нём нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет  человеком, заставляет его совершать поступки.)

-  У него нет никаких духовных запросов, никакой деятельности  -вот почему он мёртвая душа.

- Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мёртвых душ?

Комментированное чтение : « А для каких причин вам это нужно? –спросил по уходе приказчика Манилов».

( Он озадачен, сконфужен, смешался, подумал, что Чичиков шутит, а потом, что спятил.)

- Манилов не привык думать и он не понимает, что впутался в преступное дело.

2. Образ Коробочки.

- Как и почему Чичиков попал к Коробочке?

- В чём смысл романтического начала главы о Коробочке?

( Контраст: романтическое начало и прозаическая развязка)

- Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки?

( Обилие псов говорит о том, что она заботится о сохранности своего состояния).

- Как Гоголь подчёркивает типичность  Коробочки?

( «Минуту спустя вошла хозяйка…одна из тех матушек, небольших помещиц..)

- Зачитайте портрет Коробочки.

( На лицо и глаза Гоголь не обращает внимания. Этим подчёркивается бездуховность человека)

 - Какие черты характера составляют «ядро» характера Коробочки?

( Аккуратная, хозяйственная. Копит деньги в пестрядевых мешочках, прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но тем не менее она тоже «мёртвая душа». Ограниченность, «дубиноголовость» не знают предела.)

- По какому принципу построены 2 и 3 главы?

(Контраст. Манилов «мечтатель» -Коробочка поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не ведёт хозяйство. – Она ушла в него с головой. Хозяйством занимается сама, входит в непосредственное общение с крестьянами. Гостеприимная хозяйка.)

- Чем угощает Коробочка?

- Прочитаем сцену торга Коробочки с Чичиковым по ролям.

- Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мёртвых душ?

 - Только ли страхом прогадать объясняется её желание продать их Чичикову?

( Полное непонимание сделки, боязнь продешевить, быть обманутой, желание примериться к рыночным ценам, тупость, непонятливость – все черты её характера, воспитанные одинокой жизнью и необходимостью решать все вопросы  самостоятельно, выявились  в сделке с Чичиковым)

- В чём смысл фамилии Коробочки?

( Она заключена в «коробочку» своего пространства и понятий. О Собакевиче говорит, что такого на свете нет, потому что не слышала о нём.)

- Сравните поведение Чичикова во 2 и 3 главах . Что нового открылось в герое?

( Он не церемонится с Коробочкой. Она вдова «коллежская секретарша», что равняется 10 классу «Табеля о рангах»)

  1. Итог.

- Почему автор выбирает такую последовательность расположения глав?

( Коробочка выше Манилова. У неё есть дело, заботы, она хозяйственная.  У Манилова нет никакого задора, он не ведает ни добра, ни зла, поэтому Гоголь расположил его ниже)

  1. ДЗ: читать 4,5 главы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)

Урок  проводится  в форме исследования.   Ребята  определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором,   находят пословицы,  сказочно-былинные мотивы....

Образы помещиков в поэме "Мёртвые души"

Справочная таблица поможет  наглядно представить характеристики помещиков из поэмы Н. В.Гоголя "Мёртвые души"...

Презентация к поэме "Мертвые души". Листая страницы поэмы. Образы помещиков.

Презентация к поэме Гоголя "Мертвые души". "Листая страницы поэмы. Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души". Презентация составлена к уроку литературы для учащихся 9 классов. Материал можно ис...

презентация к уроку-семинару "Образ автора в поэме "Мёртвые души". Лирические отступления"

Тема урока "Лирические отступления в поэме "Мёртвые души". Образ автора в поэме ." Данный урок представляет собой обобщение материала по произведению, работа с текстом предполагает анализ и систематиз...

Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме

Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...