Статья "Палитры на уроках литературы"
статья по литературе (8 класс)

Семенова Ирина Ивановна

Статья знакомит с методическими возможностями использования палитры на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palitry_na_urokah_literatury.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Палитры на уроках литературы

              Одним из важных направлений в развитии речи школьников является формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Современный урок предполагает использование разнообразных методических приёмов, ориентированных на личность каждого ученика и успешно влияющих на эффективность восприятия учащимся учебного материала.

                 В области методических поисков значительным резервом являются формы и методы работы по развитию речи со зрительной опорой. В роли зрительной опоры на уроках развития речи может выступить палитра. Использование палитры на уроках литературы открывает широкие методические возможности. Остановимся на некоторых из них.

                  В процессе обучения на первый план выступает проблема включения всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс. Одним из способов решения  данной проблемы на уроках литературы может стать работа учеников по созданию палитры к художественному произведению. Учащимся  предлагается при помощи цветовой гаммы запечатлеть своё восприятие произведения. Право выбора формы палитры предоставляется ученику. Он может на альбомном листе нарисовать прямоугольник, внутреннее пространство которого заполнить цветовой гаммой. Более сложный для ученика уровень задания – это создание образа, который позволит отразить восприятие произведения. Палитру можно создать и в электронном виде.  Таким образом, палитра становится методическим приёмом, помогающим реализовать дифференцированный подход в обучении учащихся.

                   В настоящее время учителя-словесники знают, как трудно добиться того, чтобы все ученики прочитали изучаемое на уроке произведение. Создание палитры может заинтересовать ребят и пробудить у них желание работать с текстом произведения.

                 Палитры помогают ученикам находить словесный эквивалент зрительным образам. В рассказах с опорой на палитру ребята делятся не только своими  впечатлениями о прочитанном  произведении, но и размышлениями о композиции, авторской позиции, художественных средствах выразительности. Например, в процессе самостоятельного чтения рассказа Л. Н. Толстого «После бала» ребята заметили, что произведение можно условно разделить на две части. Цветовая гамма палитр, созданных учениками, наглядно показывала приём контраста, который использует писатель. А интересные образы палитр свидетельствовали о понимании роли детали в художественном произведении. Таким образом, работа с палитрами послужит хорошим переходом к анализу текста.

                  Очень важно на уроке создать ситуацию возникновения художественного мышления и речи. Опыт показывает, что палитра может стать вполне оправданным вариантом неожиданного,  яркого, интересного для учащихся начала урока. Этот методический приём откроет школьникам творческий путь к освоению художественного произведения. Созданная при помощи палитры ситуация обучения вызовет у школьников потребность выразить в слове своё восприятие произведения, что доказывает целесообразность использования данного методического приёма на уроках литературы как стимула развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....