Урок " Загадочный Лермонтов. Пророк своего времени.
план-конспект урока по литературе
Открытый урок по жизни и творчеству Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zagadka.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе
в 9 классе на тему:
«Загадка Лермонтова»
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Е.И. Шинова
Уфа
2019-2020 учебный год
Методические рекомендации к уроку:
Главное достоинство урока заключается в эффективном использовании современных технологий, которые обеспечивают высокую мотивацию к познавательной деятельности на протяжении всего урока, вовлеченность каждого ученика в процесс постижения нового знания, высокую результативность урока.
Данный урок проводится после знакомства с биографией М.Ю.Лермонтова. Ученики готовили выступления по книге «Большой справочник школьника. Русские писатели 19 века» (издательский центр «Дрофа»).
Чтобы провести этот урок, учителю необходимо:
- За неделю до урока распечатать Приложения к уроку (№2 - №5) и раздать инициативным ученикам. У меня каждое задание выполняли по 2 ученика. С каждой группой была проведена одна небольшая консультация. Необходимо, чтобы учащиеся выразительно читали стихотворения наизусть.
-За две недели дать ученику или группе учеников задание по созданию мини-проекта на тему «Исследование частотности слов в произведениях М.Ю.Лермонтова (в сравнении со словарём А.С.Пушкина). Несмотря на кажущуюся сложность проекта, он готовится быстро по статье в Частотном словаре языка М. Ю. Лермонтова под ред. В. В. Бородина, А. Я. Шайкевича; Сост. Авдеева А. А.,Бородина В. В., Быкова Н. Я., Козокина С. М.,Гордеева Н. А., Макарова Л. А., Шайкевич А. Я. // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." — М.: Сов. Энцикл., 1981. — С. 717—774.
- Если нет времени, чтобы подготовить проект, можно подготовить сообщение по уже созданному проекту, который прилагается к данному уроку.
-Несколько учеников необходимо подготовить к выразительному чтению отрывков из дневника И.И. Панаева. Это можно сделать за день-два до урока.
Цели урока:
-Пробудить в детях интерес к личности М.Ю.Лермонтова и к его творчеству.
-Формировать:
- навыки самостоятельной научно-поисковой деятельности;
- навык анализа (сопоставительного анализа) лирического произведения;
- умение строить монологическое высказывание;
-Развивать умение
- выразительно читать поэтические и прозаические произведения;
- выступать перед аудиторией;
- обобщать полученные знания;
- находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
-Воспитывать:
- умение взаимодействовать в группе, с уважением принимать чужое мнение;
- чувство прекрасного;
- способность сопереживать, отзываться на чужую трагедию.
Технологии:
- Личностно-ориентированного обучения
- Проектное обучение
- Критического мышления
- Исследовательская
- ИКТ
- Творческая мастерская
Ход урока
1.Стадия вызова.
Здравствуйте, друзья. Вы, конечно, ждёте, что я начну с вами разговор о Лермонтове, ведь у нас урок русской литературы. Но я решила, что начну с Шотландии. Кто был в Шотландии? Красиво там? Хорошо, сядьте поудобнее и слушайте.
Рассказ учителя (Слайд№1): В 13 веке в Шотландии жил удивительный человек - Томас , прозванный рифмачом или Томасом Стихотворцем из Эрсильдауна. По словам Вальтера Скотта, "мало кто так прославлен в преданиях, как Томас из Эрсильдауна". Его творчество и жизнь окутаны завесой тайны, ибо в личности этого значительного человека своего времени соединились поэтический талант и дар предвидения. Он представлял собой нечто вроде тогдашнего Нострадамуса, ведуна и прозорливца и предсказал трагическую и неожиданную смерть короля Александра III.
Как пишет В.Скотт, "память о нем сохраняется и почитается. Дерева Эйлдон, под сенью которого он произносил свои предсказания, сейчас уже больше не существует, но это место помечено большим камнем, названным Камнем Эрсильдаунского Дерева". До сих пор сохранились развалины древней башни, известной как Башня Томаса.
Существует древняя мистическая шотландская легенда, повествующая о том, что в юном возрасте Томас был похищен Королевой Волшебной Страны в Эльфляндию, где он приобрел все свои знания, которые сделали его столь знаменитым. Спустя семь лет он был отпущен на землю, чтобы просветить и изумить шотландцев силой пророчеств, при условии, что вернется к своей повелительнице, как только она этого пожелает. Прошло много лет. И вот однажды, когда бард пировал с друзьями в замке Эрсильдаун, человек, испуганный и удивленный, вбежал в зал, заявляя, что из ближнего леса вышли олень и олениха и спокойно и медленно шествуют по улицам селения. Прорицатель поднялся, покинул свое жилище и последовал за удивительными зверями. Его больше никто и никогда не видел. Народное предание гласит, что он до сих пор "несет свою судьбу" и может опять вернуться на землю.
-Как вы думаете, зачем я рассказала вам о Томасе Рифмаче? Ах да, я забыла назвать его полное имя - Томас Лермонт.
-Вы догадались. Томас Лермонт - дальний предок Лермонтова. (Слайд№2)
В конце XVI - начале XVII веков многие Лермонты стали "солдатами удачи" - военными наемниками. Один из них, Георг Лермонт, воевал в составе польской армии против России в 1613г. и был взят в плен (по другим данным сам остался в России). Он поступил на службу, Михаил Фёдорович ему пожаловал ему земли в Костромской губернии. Это и был родоначальник русских Лермонтовых.
- Сегодняшний урок – это небольшое расследование. Как думаете, что предстоит нам выяснить? Зачем я начала урок так издалека, с прорицателя Томаса Лермонта?
Нам предстоит разобраться, был ли и Лермонтов наделён даром пророчества. Кроме того, мы начнём знакомство с поэзией Лермонтова, и я надеюсь, что после урока каждый унесет с собой какое-то личное впечатление не только о Лермонтове как человеке, но и о Лермонтове-поэте.)
Лермонтов прожил всего 26 лет и 9 с половиной месяцев. Ираклий Андронников о Лермонтове говорил так: « Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, смелого, властного, нежного, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями, волей и пронзительным беспощадным умом».
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
--- ученик зажигает свечу.
Свеча - душа. У каждого она своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?
Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная 200 лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души. Давайте вспомним о его жизни.
- Стадия осмысления.
- Перед вами лежат листы-дневники, которые на протяжении урока вы должны заполнять словами, ассоциациями, знаками. Эти дневники помогут вам осмыслить всё услышанное и увиденное. (Приложение№4)
Итак, кто же Лермонтов? Перенял ли он от своего давнего предка чудесный дар, и если да, то как им распорядился?
-Прослушайте стихотворение и подумайте, с какими событиями в истории России можно его соотнести? (Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.)
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Ответ учеников: События 1917 года, свержение императора Николая II, гражданская война. (Слайд№3)
-Мог ли Лермонтов знать о том, что ждёт Россию в 20 веке? Предположите, сколько лет было Лермонтову, когда он написал это стихотворение? (16)
- А дано ли человеку знать, как и где он умрёт?
Послушайте ещё одно стихотворение, оно вас удивит. (Стихотворение читает ученик.)
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
-Наверное, вам станет ещё интереснее, если вы услышите, как князь Васильчиков (секундант Лермонтова) описал убитого друга, цитирую: «В правом боку дымилась рана. В левом точилась кровь. Пуля пробила сердце и лёгкое». Васильчиков тогда не читал стихотворение «Сон», оно было опубликовано позднее.
-Надеюсь, вы не забываете заполнять дневник урока.
-Лермонтов – удивительно загадочная личность. Человек-тайна. Раз мы проводим расследование, давайте послушаем, что о Лермонтове говорили его современники. Ребята прочтут нам отрывки из прекрасной книги Панаева И.И. – писателя, критика, журналиста, который в 1847 году возродил вместе с Некрасовым журнал «Современник».
Ученик 1.
Я в первый раз увидел Лермонтова на вечерах князя Одоевского.
Наружность Лермонтова была очень замечательна.Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго. Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом. Однажды он встретил у г. Краевского моего приятеля М. А. Языкова... Языков сидел против Лермонтова. Они не были знакомы друг с другом. Лермонтов несколько минут не спускал с него глаз. Языков почувствовал сильное нервное раздражение и вышел в другую комнату, не будучи в состоянии вынести этого взгляда. Он и до сих пор не забыл его.
Ученик 2
Я много слышал о Лермонтове от его школьных и полковых товарищей. По их словам, он был любим очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с близкими людьми он не был сообщителен. У него была страсть отыскивать в каждом своем знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-нибудь слабость, и, отыскав ее, он упорно и постоянно преследовал такого человека, подтрунивал над ним и выводил его наконец из терпения. Когда он достигал этого, он был очень доволен.
— Странно, — говорил мне один из его товарищей, — в сущности, он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться — во всем этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, — без этого он не мог быть покоен, — и, выбрав ее, он уж беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был кончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его.
Ученик 3
Странные и забавные отзывы слышатся до сих пор о Лермонтове. «Что касается его таланта, — рассуждают так, — об этом и говорить нечего, но он был пустой человек и притом недоброго сердца».<…>
Как же соединить эти два понятия о Лермонтове-человеке и о Лермонтове-писателе?
Как писатель он поражает прежде всего умом смелым, тонким и пытливым. Он дал нам такие произведения, которые обнаруживали в нем громадные задатки для будущего. <…>Отчего же большинству своих знакомых он казался пустым человеком, да еще с злым сердцем? С первого раза это кажется странным.
Но это большинство его знакомых состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения<…>.
Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его, и не мог серьезно относиться к такого рода людям. Ему, кажется, были особенно досадны эти тупые мудрецы, важничающие своею дельностию и рассудочностию и не видящие далее своего носа. Есть какое-то наслаждение (это очень понятно) казаться самым пустым человеком, даже мальчишкой и школьником перед такими господами. И для Лермонтова это было, кажется, действительным наслаждением.
-Надеюсь, что вы дополнили свой дневник новыми словами.
Однако не пора ли нам поговорить о Лермонтове-поэте.
Вы получили домашнее зедание в группах и, надеюсь, готовы поделиться с классом результатами.
Сейчас будет звучать поэзия. Поэтому настройтесь на её восприятие. Поэзия требует тишины, сосредоточенности, напряженности чувств и мыслей. Ребята расскажут о том какое задание они выполняли, представят результат своей работы, а мы можем и должны его обсудить.
Выступление 1 группы. (Приложение№ 1)
(Возможный ответ ученика. Стихотворение проникнуто настроением подавленности, разочарования, горького уныния. Это настроение создаётся с помощью метафоры «сердцу тяжко», «яд злобы», олицетворения «томится юность», «душа тоскует», эпитета «пасмурна жизнь» и др.
Я думаю, что человек, написавший такой монолог, разочаровался в окружающих его людях, которые не умеют ни любить, ни дружить, ни сделать что-нибудь по-настоящему полезное для общества. Они не живут, а «увядают». Человек, написавший это стихотворение, и себя относит к таким людям, потому что он говорит не «они», а «мы». Лермонтов умер рано, но наверное, это стихотворение относится к позднему периоду, потому что в юности совсем иначе смотришь на жизнь, восторженно и радостно.)
Учитель сообщает, что стихотворение это было написано, когда Лермонтову было 15 лет, т.е. он был вашим ровесником.
Вопросы по анализу стихотворения “Монолог”:
- В чем видит автор “особенность” своего поколения?
- В чем заключается особенность повествования лирического героя?
- Какое средство художественной выразительности наиболее часто встречается в стихотворении? Почему?
В стихотворении “Монолог” образ поколения, чья юность томится “средь бурь пустых”, а “жизнь пасмурна”, возникает как укор и обвинение существующему укладу жизни. Говоря о жизни поколения, автор отмечает ее однообразие, пустоту и безрадостность.
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
Это поколение не знает юности, не ведает “ни любви, ни дружбы сладкой”; ему “душно” на родине, а между тем у него есть и “жажда славы” (то есть жажда деятельности, которая может принести славу), и “пылкая любовь свободы”, и “глубокие познанья”, и “талант”. Все это оказывается лишним и ненужным в обществе; в первой же строке поэт с горечью пишет:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
Здесь звучат боль и страдание автора, размышляющего о поколении, к которому он принадлежит. В стихотворении нет суда над этим поколением. Лермонтов сочувствует ему и вызывает ответное сожаление о нем читателя.
Форма “Монолога” помогает передать и грустное настроение автора, как бы размышляющего вслух, и искренность его размышлений, это свободный стих, не связанный рифмой и организуемый ритмом, с обрывающимися на многоточиях как бы неоконченными строчками. Интересно характерное для поэзии Лермонтова сравнение людей и их переживаний с образами, взятыми из мира природы: “Мы, дети севера, как здешние растенья”; или: “Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша”. “Монолог” можно назвать одним из вариантов стихотворения “Дума”, от которого он, однако, существенно отличается.
Учитель:
– У Лермонтова много стихотворений-“двойников”. Напряженность его поисков, энергия души и неподвижность действительности, которая окружала поэта, приводит Лермонтова к возращению мотивов, тем, даже композиций стихотворений. Но возвращение не было повтором, напротив, часто становилось пересмотром позиции.
Выступление 2 группы (Приложение 2)
В 1839 году, когда поэту было уже 25 лет, он пишет стихотворение «Молитва». Он успел побывать в ссылке, переосмыслить собственную жизнь, понял и осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире. И чувство собственного бессилия заставляет его обратиться к Богу.
-слайд 10. После ссылки поэт возвращается в Москву и встречает в своей жизни одну барышню – юную Марию Щербакову. Однажды она заявила ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни. В ее словах он находит истину, которая раньше была недоступна его пониманию. Он следует совету Марии, начинает молиться и пишет собственную молитву.
За два года до стихотворения «Молитва» было создано другое лирическое произведение, в котором звучит мотив смирения перед лицом Всевышнего:
-слайд 11.- вставить музыку- чтение «Молитвы» Казакова.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
--- прослушайте это стихотворение в исполнении М.М. Казакова.
Аналитическая беседа по анализу стихотворения.
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.
Что он хочет найти? и что находит?» -- такими вопросами задаешься после прочтения стихотворения.
(Стихотворение по смыслу можно разделить на 3 части:
1 строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве;
2 строфа - описание силы и прелести живых слов этой молитвы;
3 строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.)
- Верно, все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (сопережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере.
- Все художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека.(худ.средства ребята повторяли дома. Поработаем по рядам.
1 ряд - Именно потому поэт использует эмоционально-оценочные слова (грусть, сомненье) и эпитеты («в минуту жизни трудную», «одну молитву чудную»), а также эпитеты, связанные с религиозно-философской тематикой («сила благодатная», «святая прелесть»).
1 ряд - Этой же цели служит сравнение («с души как бремя скатится, сомненье...») и метафора («И дышит непонятная, святая прелесть в них»).
3 ряд - Большую роль в создании замедленной, напевной интонации стихотворения играют повторы («И так легко, легко...), синтаксический параллелизм («И верится, и плачется...»). -Давайте обратим свое внимание на звуковой фон стихотворения.
(Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!). («В минуту жизни трудную...»; «одну молитву чудную...»).
В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.
(Возможный ответ ученика. «Молитвы», предложенные нам для анализа, очень различаются по настроению. Первая молитва страстная, горячая. Это молитва человека, который не смирился, в его душу редко входит струя «живых речей» Бога, а в душе бушуют страсти, причём от этих страстей герой не может избавиться, потому что любит «мрак земли могильный». Лирический герой просит избавить его от дара, обратить сердце в камень. Вторая «Молитва» - тихая, светлая. Эта молитва дарит радость и утешение: «с души как бремя скатится, и так легко, легко». Нам кажется, что Бог слышит все молитвы, но лирический герой второй молитвы ближе к Создателю, а герой первой – ещё не готов к полноценному общению с Богом, потому что находится во власти страстей.)
Выступление 3 группы (Приложение 3)
Вместо чтения стихотворения можно включить видеоролик (стихотворение «Пророк» читает Иннокентий Смоктуновский).
В чём отличие общественно-исторической обстановки Лермонтовского периода?
Деятельность А.С. Пушкина пришлась на время пробуждения передовых общественных взглядов, связанных с победой в войне 1812 года, на него оказали влияние патриотические порывы друзей-декабристов. Но после революционной попытки 1825 года, когда начал своё творчество Лермонтов, “мрачная система Николая 1 придавила всякое умственное движение”, по словам А. Герцена.” Сравните, - пишет он, - грустные ноты пушкинской поэзии с печалью, проникающей в стихи Лермонтова, в первой чувствуется негодование от полноты силы, во вторых - безнадёжный пессимизм надломленной души.” Видимо, поэтому к Пушкину муза приходит легко и естественно, как дар жизни, как дыхание:
( Возможный ответ учеников. Поэты одинаково смотрят на природу поэтического дара. Это высший дар, которым наделяет Бог. Стихотворение Пушкина мы подробно уже разбирали на уроке. Пушкинский пророк в результате полного перерождения идёт к людям, чтобы «жечь глаголом» их сердца. Этим заканчивается стихотворение Пушкина. Пророк же Лермонтова уходит от людей. Стихотворение с этого начинается. Божий дар не даёт пророку любви, он «читает в сердцах страницы злобы и порока», а люди отвечают ему презрением. Лермонтовский пророк одинок и противостоит всему миру. В нём нет любви к человеку. И несмотря на пророческий дар, он, как нам кажется, не исполняет волю Бога, ведь главное назначение пророка – исправлять человеческие сердца. Недаром Пушкин писал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»)
После каждого выступления происходит обсуждение, ребята задают вопросы выступающей группе.
-Не забывайте дополнять дневник.
-К сегодняшнему уроку группа прикладных лингвистов провела настоящее лингвистическое исследование и готова поделиться своими результатами.
Выступление учеников с исследовательским проектом «Исследование частотности слов, использующихся в поэзии Лермонтова». (Презентация №2, приложение 5)
- Этап рефлексии.
Надеюсь, что ваши дневники уже заполнились словами, может, целыми выражениями. Сейчас это вам пригодится. Закончить наш урок я хотела бы составлением синквейна. Вам знакома такая работа? Правила синквейна.
1 строка – одно слово – существительное. Тема.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное. (Слайд 14)
Лермонтов
Одинокий, грустный
Думает, чувствует, страдает
Страдает, отчаивается, горюет
Я люблю поэзию Лермонтова
Не хочу быть одиноким
ПОЭТ
смерть
Ключевое слово - «Лермонтов».
Возможный вариант:
Лермонтов.
Неразгаданный, одинокий.
Страдает, борется, ищет.
Его поэзия пронизана тоской.
Загадка.
Завершающее слово учителя.
Лермонтов – тайна, которую не разгадать так же, как не разгадать тайну вашей, моей и любого человека души. Мне хотелось вызвать интерес к Лермонтову как человеку и как поэту. Интерес – это самое главное. А Лермонтов не может не интересовать нас, потому что, читая его поэзию, а потом и его роман «Герой нашего времени», мы погружаемся в историю человеческой души, души мятежной, страдающей, раздираемой с одной стороны стремлением к Богу и свету, а с другой страстями, любовью к «мраку». Не то же ли происходит и с нашей душой, не стоит ли каждый человек перед этим роковым выбором – свет или тьма, Бог или Дьявол? Я надеюсь, что погружение в художественный мир Лермонтова поможет нам сделать правильный выбор.
Я благодарю вас за урок.
Домашнее задание - эссе «Чем Лермонтов интересен мне? Что привлекает меня в нём? В чем хочется разобраться?» Поможет написать эссе «Дневник урок
Приложение к уроку №1
- Выразительно прочитайте стихотворение.
- Каким настроением оно проникнуто (какие лексические средства способствуют созданию этого настроения)?
- Представьте, что это Ваш монолог. Какие жизненные события могли вдохновить на его создание?
- Как вы думаете, это стихотворение относится к поздней или ранней лирике Лермонтова? Почему вы так решили?
Монолог
Приложение к уроку№3
ПРОРОК
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Cмотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его! »
(М.Ю.Лермонтов)
ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
(А.С.Пушкин)
Сравните стихотворение Пушкина и Лермонтова. Что общего и в чем отличие пророка пушкинского и пророка лермонтовского? Сможет ли лермонтовский пророк «жечь глаголом сердца людей»? Почему?
Какой он? | Что он делает? | |
Пророк Лермонтова | ||
Пророк Пушкина |
Приложение к уроку№2
Молитва
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
Молитва
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко
Сравните две молитвы Лермонтова? Какими определениями можно охарактеризовать первую и вторую молитву? Как вы думаете, какая молитва может быть услышана Богом?
Приложение к уроку 4
Дневник урока
Лермонтов – это ………………, …………………………, …………………, …….
Каким человеком я представляю себе Лермонтова. | Что особенного в его поэзии. | Чем Лермонтов интересен мне? Что привлекает меня в нём? В чем хочется разобраться? |
Приложение 5.
Исследование частотности слов в произведениях М.Ю.Лермонтова.
(в сравнении со словарём А.С.Пушкина)
Цель исследования:
Выяснить, какие мотивы наиболее характерны для творчества М.Ю.Лермонтова;
Определить, каковы стилистические особенности словаря М.Ю. Лермонтова
1 Слова разговорные, народные, бытовые.
(здесь и ниже на первом месте дается частота слова у Лермонтова, на втором — у Пушкина)
Вывод:
У Лермонтова гораздо реже, чем у Пушкина встречаются слова разговорные, народные. Пушкин часто «снижает» стилистику своих произведений за счёт использования бытовых слов, обозначающих привычные реалии народной жизни.
2 Традиционная «высокая» поэтическая лексика
Традиционные слова-символы поэзии
Вывод:
У Лермонтова слабее представлена и традиционная «высокая» поэтическая лексика. Сокращается и доля традиционных слов-символов поэзии.
3 Античная, мифологическая лексика
Вывод:
В творчестве Лермонтова мы почти не находим античной и мифологической лексики
4 Две специфически «пушкинские» области, мало характерные для Лермонтова.
Слова, которые чаще встречаются у Лермонтова, чем у Пушкина.
Любовь, сострадание, ложь, смерть, Бог, небо.
Итоги:
1. Прежде всего бросается в глаза стилистическое единообразие поэзии Лермонтова, так как стилистически отмеченные пласты лексики (как «высокие», так и «низкие») встречаются у него крайне редко.
2. Благодаря выделенным группам ключевых слов можно выделить такие ведущие мотивы в творчестве Лермонтова, как «одиночество», «страдание», «смерть», «ложь», «несчастная любовь».
3. Исследование также даёт возможность утверждать, что Лермонтов полностью отошел от классицизма. Его поэзии свойственны черты, характерные для традиции романтизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Материалы к уроку по теме "М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Глава "Бэла"
Вопросы и задания...
Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....
Презентация к уроку по теме М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
Предлагаемая презентация может быть использована на первом уроке по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе или при об...
Урок литературы в 9 классе. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
Технологическая карта двух уроков, являющихся обобщением материала по роману М.Лермонтова "Герой нашего времени"...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...
- Мне нравится (1)