Патриотическое воспитание обучающихся средствами народнопоэтического песенного творчества донских казаков
статья по литературе

Сазонова Светлана Леонидовна

В статье ставится цель: показать безграничные возможности народно-песенного донского творчества в воспитании у подростков чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и Дона, в приобщении к историческому прошлому своего края через лучшие его образцы.

Были использованы методы:  обработка информации сайтов,  анализ научной литературы, метод систематизации материала, метод анализа статистических данных, полученных в результате анкетирования обучающих школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanievospitanie.docx823.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОПОЭТИЧЕСКОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОНСКИХ КАЗАКОВ.

Сазонова Светлана Леонидовна

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной      категории        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение казачья СОШ №10, Ростовская область, г. Красный Сулин.

        Сегодня у настоящего фольклора много конкуренции:  по радио, телевидению,  с компакт-дисков звучит очень много низкопробных подделок, неудачных стилизаций под народную песню.      Эта волна захлестывает сознание детей, не даёт им развиваться     духовно. Ребёнок оказывается на распутье: он не может определить, что действительно ценно, не может самостоятельно    выработать систему ориентиров в мире музыки, портит музыкальный вкус, а настоящим народным песням отводится незаслуженно мало места   в жизни нашего общества. Остроактуальной становится проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей "Малой родине" - донскому краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

     Не секрет, что молодые люди в настоящее время недостаточно хорошо знают народно-песенное творчество донских казаков, что приводит к потере своих корней. Средством сохранения и развития культурных ценностей в России стали песни донских казаков, являющиеся  частью традиционной народной культуры. Процессы современного культурного развития общества определяются стремлением этносов сохранить свою национальную индивидуальность,  проявляющуюся в сохранении песенного творчества Дона и в бережном отношении к нему, развитии и преумножении его богатств.  Только это и может привести к высокому понимание патриотизма, нравственности, верности гражданскому и общественному долгу современного человека.

Песни донских казаков - это рассказ о славных походах, о громких победах, о горечи неминуемых утрат, о раздолье и великолепии донской степи, о доме, о Великой реке Дон, которую в своих песнях казаки величают: "Кормилец, наш батюшка православный Тихий Дон-Иванович". Богатейший донской песенный репертуар отличается большим разнообразием жанров, сюжетов и мотивов. В фольклорных праздниках казаков органично переплетены древнеславянские обычаи, представлены земледельческо-календарные  обряды, сопровождающиеся  песенным фольклором.. Чаще всего песни пели за праздничным столом, на гуляниях, свадьбах. Только в свадебном обряде казаков было около тысяч песен, причем их знали и пели все.

 Казачьи песни создавались при особых исторических условиях. Составители казачьих песен – это «воровские люди», «вольница казацкая», - одним словом люди, которые не мирились с холопством, рабством, крепостным правом. Вот почему песня казака никогда не носит «тоски, близкой к отчаянью», вот почему она у казака широка и раздольна, вот почему она и задорна, и весела, и свободна в мелодиях и ритмах своих, и свободен и весел никогда не унывающий ее сочинитель – казак. Есть, конечно, песни и с грустными напевами, но это и не грусть, а «дума - раздумье». Удивительный оптимизм казачьих песен подмечен и отмечен был В. Г. Белинским, который с большой похвалой отозвался об исторических казачьих песнях: «Донские казачьи песни можно причислить к циклу исторических, и они, в самом деле, более заслуживают названия исторических, чем так называемые собственно исторические русские народные песни. В них весь быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага,  молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое, раздольное и привольное. Их и числом несравненно больше, чем в последних, в них и поэзия размашистей и удалее».

В нашей школе уделяется большое значение возрождению казачьих традиций.  В рамках регионального компонента  реализуется такой предмет как литература Дона. Среди разделов, входящих в программу этого предмета, особый интерес вызывает «Фольклор Дона». Одна из тем этого раздела – Народнопоэтическое песенное творчество донских казаков. На этих уроках обучающиеся знакомятся с  жанрами донских песен, говорят о поэтической их красоте и  отличительных чертах, определяют их идейно-нравственный смысл. На обобщающий урок даётся задание  выполнить и представить проект об одной  из понравившихся казачьих песен.  Цель  исследования песни – выявить особенности поэтики  и проследить основные изменения происходящие со временем в её структуре и содержании. Анализ народно-эпического текста проводится по следующим вопросам:

1. Какова история создания и тема песни?  

 2.  Кто главный герой?  Какую роль он  выполняет?

3. Каким образом представлен сюжет? Как отражены в песне сюжетные       элементы?

4.Присутствует ли в песне вымысел? В чём он заключается?

  Ребята с удовольствием  берутся за  работу и находят много интересных сведений о выбранной ими  песне. Хочется поделиться материалом, который раздобыли обучающие о песне «Не для меня придёт весна».

  Этот популярнейший романс относится к теме казак и война и имеет множество вариантов. В конце XIX и в начале ХХ века он неоднократно издавался с указанием "слова и музыка А. Гадалина" и в обработке Я. Пригожего входил в репертуар выдающейся эстрадной певицы Анастасии Вяльцевой. Как и "Хас-Булат удалой", этот романс не утратил своей актуальности и в других войнах. Вяльцева с наибольшим успехом исполняла его во время Русско-японской войны, когда, организовав на свои средства санитарный поезд, отправилась на Дальневосточный фронт, к раненому мужу. При этом последние строки романса были изменены - вместо "к берегам абхазским" Вяльцева пела: "На фронт германский я умчуся". Подобные изменения происходили и в гражданскую войну, когда "Не для меня придет весна..." стал одним из самых популярных "белогвардейских" романсов. Биографические данные об. "А. Гадалине" не установлены; под этой подписью романс появился в печати на грани XIX-XX веков. Вообще, он более ранний. Текст восходит к стихотворению А. Молчанова, написанного в 1838 году, во времена Кавказской войны, на флагмане Черноморского флота "Селистрия" - а потому есть предположение, что Молчанов был морским офицером. Музыку создал в начале 1840-х Николай Девитте. К концу XIX века информация о первоначальных авторах затерялась. Романс подвергся фольклоризации и стал популярной народной песней, причем герой гибнет не обязательно на войне - иногда при побеге на каторжном этапе. В популярных ныне вариантах обычно упоминается река Дон ("не для меня Дон разольется..."), но известны и другие версии - "Не для меня Буг разольется", "Не для меня Дунай разольется" (в русской среде Бессарабии) и так далее.  Подвергаясь разнообразной фольклоризации, романс дожил до наших дней. Популярным он был и в годы Великой Отечественной войны. Празднуя победу, наши солдаты пели ее так: «И для меня придет весна». Об этом впервые написал краевед из Петропавловска А. Н. Сендецкий. Он же указал на первую его публикацию в журнале «Библиотека для чтения», где под стихами стояла подпись: На корабле Селистрия. 1838 г. А. Молчанов. По предложению Сендецкого, он служил офицером флагманского корабля Черноморского флота, руководимого Павлом Степановичем Нахимовым – будущим легендарным героем Севастополя. Стихотворение появилось в весеннем номере журнала в 1839 году, накануне боевой экспедиции корабля «Селистрия» к берегам Кавказа, о чем говорится и в стихах, в состав песни, правда, не вошедших:

Не для меня придёт весна!

Я поплыву к брегам Абхазским,

Сражусь с народом Закавказским…

Там пуля ждет давно меня!

       С середины 19-го века русского народное сознание все более чутко прислушивается к индивидуальным жалобам, вдумывается и вживается в индивидуальную судьбу. Тогда-то и романсы начинают сближаться с народными песнями, а некоторые просто и уверенно входят в народный репертуар. К их числу, как показала история, принадлежит и романс «Не для меня придет весна». 

Песни, рождённые на донской земле, отражают души народа – их создателя и хранителя, рассказывают о истории нашей малой родины; они не могут оставить равнодушным ни одного человека, а тем более того, кто вскормлён этой землёй. Велика любовь народа Дона к казачьей песни, поэтому, желая её возродить, в 2007 году и было решено создать в нашей первой казачьей школе Красносулинского района ансамбль казачьей песни «Лазорики»,  который стал спутником казачьего хора «Станичники» Районного Дворца культуры. Руководителем ансамбля стала Михалева Л.П.- воспитатель казачьих классов нашей школы, солистка хора «Станичники».

 Вот уже почти 10 лет существует  ансамбль, и за это время им было воспитано немало юных любителей и талантливых исполнителей казачьих песен. В их репертуаре есть такие песни: «Дон, ты вольный», «Ты донской, привольный край!», «Я сама героя провожала», «А пчёлочка златая» и другие.

 С большим удовольствием занимаются в  этом ансамбле все желающие и радуют своими концертами жителей города и района, выступая на школьных праздниках и праздниках детского сада №14 «Аленький цветочек», педагогических форумах и семинарах в Центре дошкольного воспитания «Досуг», в Центре обслуживания пенсионеров, на епархиальных праздниках«Слава казачья».H:\фото 6а\Фото\школа фотки\DSC04746.JPG

H:\DSCN0118.JPG 

Епархиальных праздниках«Слава казачья». Школьный праздник, посвящённый Дню победы.

В наградном «багаже» «Лазориков» немало грамот, Благодарственных писем и дипломов. Особую гордость вызывает Диплом епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия.

Слушая пение юных артистов, понимаешь, что никакие современные ансамбли и музыкальные группы не смогут вытеснить своими  модными песнями из донской души любовь к народному творчеству своих предков.

 Чтобы выяснить, как ребята нашей школы относятся к народнопоэтическому творчеству донских казаков, было решено провести анкетирование.  В нём участвовали ребята  среднего и старшего звена. Всего приняло участие 90 человек.

Собрав воедино результаты анкетирования и обработав информацию, мы получили следующую статистику:

90% опрошенных знают казачьи песни.

Самыми  популярными песнями среди обучающихся нашей школы стали: «По Дону гуляет», «Солдатушки»,     « Вышел казак на войну», « А у нас на Дону»

 42% ответили, что любят петь и слушать казачьи песни.

        На вопрос: Чем       вам нравятся казачьи песни?

21% опрошенных ответили – широтой распева

33% - богатством голосов и подголосков

38% - отражением жизни и души казаков.

Данные результаты ещё раз убеждают в том, что начатая нами работа по развитию интереса к народно-песенному донскому творчеству должна продолжаться. Казачьи песни, передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, являются проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению. А мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценный дар наших предков – казачьи песни, сделать всё, чтобы  они жили вечно!

Список используемой литературы:

  1. Гегузин И.М., Влюбленный в песню, - Ростов на-Дону, 1974.
  2. Екимов Б.П., Песни донских казаков, – Волгоград, 1982
  3. Кравченко И., Песни донских казаков, - Сталинград, 1936.
  4. Листопадов А.М., Песни донских казаков, - М., 1953.
  5. Любимый край казачий. – Сост. А.Г. Пахомова. – Михайловка, 1995
  6. Пивоваров А., Донские казачьи песни, - Новочеркасск, 1885.
  7. Рокачев-Вешенский И.Я., Песни над Доном –. Ростов-на-Дону, 1980
  8. И.Н.Иванов Альманах «Русская традиционная культура» выпуск «Казачьи песни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества»

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего учреждения. Данный проект был представлен и на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций ...

Патриотическое воспитание обучающихся в Санкт-Петербургском центре детского (юношеского) технического творчества

Методическая разработка посвящена одной из самых важных проблем - патриотическому воспитанию детей и молодёжи в современном мире. Цель - формирование патриотического чувства ребёнка через участие в ме...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

Технологии социальной работы по развитию патриотического воспитания обучающихся девиантного поведения как средство становления личности в условиях ФГОС

Тема военно-патриотического воспитания очень важна в системе общегражданского воспитания подрастающего поколения нашей Родины. Будущее страны - дети. Сегодня современная жизнь предъявляет человек...

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...