Школьный музей Великой Отечественной войны как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея ВОв МАОУ «СОШ № 1» г. Нурлат
статья

Статья о деятельности школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_muzee.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей  Великой Отечественной войны  как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея ВОв МАОУ «СОШ № 1» г. Нурлат). Учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея Гилязова ФФ.

      Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения [4]. Школьный музей — это не самоцель, он звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок, но он дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее, историко-краеведческим содержанием. Основная функция школьного музея Вов МАОУ «СОШ №1» г.Нурлат — образовательно-воспитательная. Наш школьный музей-это не просто собирание материалов о ветеранах войны , это не только создание экспозиций, это многогранная деятельность, направленная на повышение качества образования, формирование исторического сознания В сферу деятельности музея включены все возрастные группы ребят, начиная с младших школьников, так как, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включается музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем. Наш Музей ВОВ  посвящен боевому пути  51 отдельной стрелковой бригады в годы Великой Отечественной войны, сформированной на станции         Нурлат.
      Есть у нас и уникальные  экспонаты, которые были подарены музею руководителем поискового отряда «Легенда» Малыгиным В.С.. Учащиеся встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда. В музее проводятся уроки мужества, конкурсы, викторины, уроки, посвященные изучению истории родного края, классные часы. Музей заставляет думать о том, ради чего погибли наши земляки, и что высокое слово «патриотизм»— это их любовь к своей матери, к своей Родине. Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В рамках внеурочной деятельности в школе работает актив музея (кружок «Юный музеевед»), занимающийся следующими видами деятельности: − пополняет фонды музея путем организации встреч школьников с ветеранами; − изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение; − осуществляет создание экспозиций, выставок; − проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников школы; − оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. Материалы музея не только формируют у учащихся знания об истории, но и способствуют развитию интереса к их учебной деятельности. Рассказ о том, как складывались судьбы и трудовая или боевая деятельность известных им людей, во многом решает задачу накопления учащимися социального опыта. Кроме экскурсионной работы в нашем музее сложилась и другая форма работы — привлечение материалов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. На материалах музея ребята пишут рефераты, доклады, творческие работы, тем самым закладываются навыки исследовательской деятельности. Благодаря музейным урокам, обучающиеся нашей школы используют материалы для написания исследовательских работ для конкурса «Я — исследователь», участвуют в Краеведческих викторинах и конкурсах. На материалах музея можно стоить уроки по темам, связанным с основными событиями Великой Отечественной войны 1941–1945г.г. Особое воспитательное значение имеют материалы стендов, относящихся к истории Великой Отечественной войны: «Они сражались за Родину», «Боевой путь 51 –стрелковой бригады». . Материалы музея дают конкретную информацию о судьбах фронтовиков, ребята могут прикоснуться к личным вещам героев. Есть в нашем музее письма, участников войны. Уже традиционными стали встречи с ветеранами войны в музее, с родственниками погибших на войне. Особое место в экспозиции музея занимает стенд, посвященный выпускникам школы, воевавшим в горячих точках. Музейно-образовательная среда обеспечивает у обучающихся деятельность образовательную, нравственные и духовные идеалы, гражданственную позицию [2]. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в мероприятиях, посвященных Дню неизвестного солдата, Дню защитников Отечества, 9 Мая. С огромной гордостью за своих дедушек и бабушек, обучающиеся участвуют в параде Бессмертного полка. Таким образом, под влиянием музейной педагогики, у учеников меняется мировоззрение. Прививается любовь к родине, уважение к человечеству, уважение к явлениям общественной жизни, к событиям, которые происходят вокруг нас, к истории. Музей развивает кругозор учащихся, формирует положительные установки по отношению к другому времени. Музейно-образовательная среда обеспечивает у обучающихся деятельность образовательную, нравственные и духовные идеалы, гражданскую позицию, гражданский долг.

Литература: Гуральник, Ю. У. Музейная педагогика и музейная социология: сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. — М., 2001. — С. 21–29. Садовски, М. В. Развитие музейно-образовательной компетентности подрастающего поколения на региональном уровне / М. В. Садовски // Вопросы культурологи. — 2009. — № 8. — С. 63–66 Токмакова С. Ю. Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/shkola (дата обращения: 20.12.2019). Туманов В. Е. Школьный музей. Методическое пособие. — М.: Школьный музей. Методическое пособие., 2003. — 154 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в патриотическом воспитании обучающихся

Школьные музеи играют важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой...

Творческая работа практико-теоретического содержания «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на примерах произведений о Великой Отечественной войне»

   Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое бога...

Доклад "Школьный музей ФУК как средство патриотического воспитания"

Проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных проблем в современной школе. Модернизация гражданско-патриотического воспитания в системе об...

Авторская песня как средство патриотического воспитания обучающихся музыкальной студии «Дебют»

Из опыта работы учителя музыки ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожны Князевой О.А. ...

Авторская песня как средство патриотического воспитания обучающихся музыкальной студии «Дебют» Презентация

Из опыта работы учителя музыки ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный Князевой О.А. ...