«Использование материалов проекта «Без срока давности» в театральной деятельности как средство патриотического воспитания обучающихся»
материал

Байбородова Галина Владимировна

Обобщение опыта работы с обучающимися в школьной театральной студии. Использование сочинений обучающихся, написанных в рамках ВКС "Без срока давности" при работе над постановками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ»

В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Я уверена, что театр поможет школе решить некоторые проблемы. Театр — это в первую очередь площадка для диалога. Диалога культур и диалога людей. Для растущего человека важно научиться понимать другого, сопереживать — в театре дети это делают, перевоплощаясь в героев других историй и эпох, пытаясь стать на место людей в других обстоятельствах, проживая их жизнь.

Елена Булин-Соколова

Доктор педагогических наук

По поручению Президента с  1 сентября 2022 года в школах России  в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования стали появляться театральные кружки и студии. Система школьных театров и детских театральных конкурсов является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей.

В МБОУ «СОШ имени Александра Невского» действует театральная студия «ARTист». Основное ядро студии – подростки среднего звена, но к постановкам привлекаются младшие и старшие школьники. Помимо подготовки спектаклей, студийцы принимают участие в конкурсах чтецов, школьных мероприятиях.

Цель деятельности школьной театральной студии  - приобщение детей среднего школьного возраста к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства

Театрализованная деятельность может стать мощным средством патриотического воспитания подростков. Театр позволяет воспроизвести исторические события и показать, как они влияют на жизнь современного общества. Кроме того, театр — это интерактивный опыт, который позволяет подросткам не только увидеть, но и почувствовать связь между событиями прошлого и настоящего, что способствует формированию патриотических чувств.

Одним из преимуществ театрализованной деятельности в школе является возможность участия подростков в создании спектакля. Помимо актёрской игры, подростки могут принимать участие в выборе сюжета, создании костюмов и декораций, режиссировании. Это позволяет им выразить свои творческие способности, а также повышает их ответственность и самоуважение.

Подбор сценарного материала – работа ответственная и кропотливая. Необходимо учитывать возрастные особенности участников постановок, соотношение мужских и женских ролей, способности студийцев, финансовые  возможности. Отдельно приходится учитывать отсутствие в школе сцены и нехватку кабинетов для организации полноценного репетиционного процесса с постоянными декорациями. Тем не менее, стараемся брать в работу разноплановые пьесы.

Важной задачей патриотического воспитания является формирование у подростков чувства гражданской ответственности. Театральные постановки могут помочь в этом, показав, как каждый человек может внести свой вклад в развитие своей страны и общества. Такие спектакли могут также показать, что важно не только участвовать в государственных мероприятиях, но и проявлять активность в повседневной жизни, помогать другим. В настоящее время обучающиеся 5 класса работают над постановкой спектакля «Просто серая кошка» (С.Андреева), который учит милосердию и отзывчивости по отношению к животным.

Кроме того, театральная деятельность может стать средством борьбы с негативными явлениями в обществе. Так, театр может помочь бороться с насилием и неприятием других, жестокостью, показав, какие последствия могут быть в случае, если не проявлять уважение и терпимость к другим людям. В прошлом учебном году студийцы показали одноактную пьесу «Самая любимая». Пьеса поднимает проблему любви к близким, поэтому не могла оставить зрителей равнодушными.

Одной из форм театрализованной деятельности является исторический спектакль. Такой спектакль может рассказывать о важных событиях, произошедших в истории страны, и о людях, которые сыграли в них ключевую роль. Такие спектакли могут помочь подросткам узнать о важных фактах истории своей страны, а также понять, как они связаны с сегодняшним днем.

В прошлом году мы начали работу над пьесой А. Гуркова «Апрель 45-го». Пьеса рассказывает о последних днях войны, о детях, сбежавших из концлагерей и пытающихся дожить до Победы. Для того чтобы участники постановки прониклись судьбами героев, было необходимо познакомить их с событиями того времени. Эта задача имела непосредственную связь с   задачами проекта «Без срока давности»:

  • Сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны, о целенаправленном уничтожении его нацистами и их пособниками. 
  • Предание гласности фактов геноцида через представление на выставках документов и материалов, через издание сборников документов. 
  • Формирование общественного консенсуса в негативном отношении к геноциду мирного населения СССР. 

Студийцам было предложено познакомиться с архивными материалами, воспоминаниями очевидцев, в которых была представлена информация о концентрационных лагерях, в которых содержались, в том числе, дети, о жестоких экспериментах и опытах, которым подвергались малолетние узники. Мы обсудили прочитанные статьи, каждый из участников постановки, работая над ролью, продумал биографию своего героя, его прошлое, будущее. Это помогло детям глубже проникнуться чувствами персонажей, понять мотивы их поступков. Кроме того, обучающиеся узнали страшные страницы истории нашей страны, мы провели параллель с современностью, чтобы убедиться в том, что незнание уроков прошлого приводит к новым трагедиям.

Надо отметить, что работа над любым сценарием начинается с беседы, в ходе которой студийцы разбираются, о чём пьеса, над какими проблемами размышляет драматург, какую позицию имеет сам автор. В случае необходимости, обращаемся к дополнительным источникам, позволяющим больше узнать об особенностях эпохи, об истоках проблем, показанных в пьесе. Только осознанное заучивание роли позволяет передать эмоции персонажей и вызвать ответную реакцию зрительного зала.

Таким образом, театр может оказывать положительное влияние на подростков. Он может помочь развить социальные навыки, творческие способности и личностные качества, а также привлечь внимание к актуальным проблемам в обществе. Однако, для того чтобы получить максимальную пользу от театральной деятельности, важно уделять внимание выбору сценарного материала и способу его представления, а также создавать доступные возможности для участия в театральных проектах для всех подростков.

Таким образом, театральная деятельность может стать мощным средством патриотического воспитания подростков. Театр позволяет не только воспроизводить исторические события, но и показывать, как они связаны с жизнью современного общества.

В декабре 2023 года Президент России Владимир Путин поручил правительству организовать поддержку школьных театров, предусмотрев обновление материально-технической базы. "Правительству РФ: организовать поддержку деятельности школьных театров, созданных на базе общеобразовательных организаций, по подготовке спектаклей, предусмотрев, в том числе, обновление их материально-технической базы", - говорится в перечне поручений главы государства. Документ, опубликованный на сайте Кремля, подписан по итогам заседания Госсовета в декабре 2023 года. Хочется надеяться, что выполнение этого поручения коснётся и наших школьных театров из глубинки, поскольку на данный момент декорации, костюмы, реквизит собирается с помощью коллег,  приобретается за личный счёт, в лучшем случае помогают спонсоры.

Внимание государства к школьным театрам не должно ослабевать, т.к «основная функция школьного театра — социализация ребенка театральными средствами. Лучшие любительские театры, которые я знаю, изначально не ставили перед собой задачи взращивать профессиональных артистов — они создавались, чтобы научить подростков общаться. И театр достигает этой цели лучше, чем что-либо в школе». (Петр Жихарев, актер Малого театра, преподаватель театральной школы)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Казакова Е. Н. Патриотическое воспитание подростков: проблемы и перспективы. // Современное образование. - 2018. - № 2. - С. 57-63.
  2. Леонтьев А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в условиях современной России. // Вестник Российской академии наук. - 2013. - Т. 83. - №2 6. - С. 495-501.
  3. Щеглова И. В. Использование исторической реконструкции в патриотическом воспитании учащихся. // Историческое образование и наука. - 2019. - № 2. - С. 45-50.
  4. https://mel.fm/ucheba/fakultativ/9068734-nuzhen-li-kazhdoy-shkole-teatr-otvechayet-yevgeny-yamburg-i-drugiye-eksperty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Волонтерская деятельность как средство патриотического воспитания

Работа содержит материалы статьи, включая реализацию патриотической программы "Стань гражданином"...

Авторская песня как средство патриотического воспитания обучающихся музыкальной студии «Дебют»

Из опыта работы учителя музыки ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожны Князевой О.А. ...

Авторская песня как средство патриотического воспитания обучающихся музыкальной студии «Дебют» Презентация

Из опыта работы учителя музыки ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный Князевой О.А. ...