Экскурсия как средство патриотического воспитания обучающихся
методическая разработка
Одним из эффективных средств патриотического воспитания являются экскурсии, которые позволяют обучающимся эмоционально переживать связь с историей и культурой своей страны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.43 КБ | |
| 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия как средство патриотического воспитания обучающихся
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей. Я считаю, что одним из эффективных средств патриотического воспитания являются экскурсии, которые позволяют обучающимся эмоционально переживать связь с историей и культурой своей страны.
Экскурсия (от лат. excursio — «вылазка, набег, вторжение») — коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно - просветительскими целями.
Экскурсия – это та золотая середина, где удаётся достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.
Познавательные экскурсии нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой Родины, родного края, развивать в детях эстетические чувства, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить обучающихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении.
Цель экскурсии — создать условия для развития личности ребёнка в процессе деятельности и общения, в том числе и формирование потребности в самообразовании и повышении культурного уровня.
Подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Поэтому экскурсия занимает важное место в воспитательной работе школы, так как является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе и их социализации.
Организация экскурсии во внеклассное время включает три основных этапа проведения:
- подготовительный;
- ход экскурсии;
- заключительный.
Так как я работаю в школе, где обучаются слепые и слабовидящие дети, то существуют определённые правила проведения экскурсий.
Подготовительный этап начинается с того, что педагог для каждой экскурсии формулирует задачи и сначала сам посещает музей и договаривается о встрече с особыми посетителями.
Во время проведения экскурсии музейные наглядные экспонаты слепые «видят руками» - исследуют тактильно. Действия обучающихся контролируются тифлопедагогом. Для слабовидящих посетителей хорошо демонстрировать предметы на контрастном фоне: светлый предмет – на тёмном фоне, а тёмный – на светлом. Особым посетителям хочется получить в музее довольно полное представление о музейных предметах. Объекты показа достаются из витрин или приносятся из фондов. Если в музее нет возможности использовать в экскурсии для слепых и слабовидящих посетителей подлинные предметы, то тогда предлагают копии предметов, макеты, фрагменты материалов, из которых изготовлены предметы. Цель подборки - дать с помощью таких экспонатов слепым представление о той части экспозиции музея, которая закрыта в витринах. Заключительный этап экскурсии проводится в школе. Он включает в себя подведение итогов, закрепление полученных знаний, представленных во время экскурсии. Итогом посещения музея может быть творческая работа обучающихся, представленная в виде макета музейного экспоната, который вызвал самые сильные эмоции, написание сочинений или выпуск школьной газеты по впечатлениям об экскурсии.
Своё начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошёл свое духовное и нравственное становление.
Если человек не знает своего родного края, его прошлого и настоящего, то он не может принять непосредственное участие в его преобразовании. Глубокую любовь к своей Родине, главное чувство патриотизма – возможно, развить у обучающихся через краеведение. Только через познание своего Отечества, возможно, выразить истинное чувство к нему, но необходимо отметить, что это невозможно без прямого соприкосновения с родной страной, родным уголком, его природой, людьми, историей и, конечно же, традициями.
Обучающиеся нашей школы частые посетители музея Бурятии имени М.Н. Хангалова. Не секрет, что многие экспонаты в музеях недоступны- находятся под стеклом, но музей Бурятии пригласил наших детей посетить выставку «Тактильная юрта».
Именно в юрте сконцентрированы понятия о мировоззрении кочевника, пространства и времени, традиционных ценностей.
Эта выставка позволила ребятам включиться в мир исторических событий и традиций, находясь непосредственно в музейном пространстве, расширить представления об окружающем мире, воспитать патриотические чувства. Благодаря интерьеру традиционной юрты, тактильным музейным предметам и экскурсионному сопровождению происходит формирование у людей с ограничениями зрения дополнительных знаний о традиционной культуре, истории и традиции народа через осязание руками ее вещественных доказательств.
Посетили мы и уникальную выставку: " После чая - на душе легко» посвященную захватывающей истории Чайного пути от Китая и Японии через Монголию и Бурятию в центральную Россию, а также традициям чаепития.
Экскурсовод рассказал о значительном влиянии Чайного пути на развитие промыслов, промышленности и транспортных путей, а также о его роли в установлении торгово-экономических, дипломатических и культурных связей между народами. На выставке были представлены исторические и культурные реликвии: одежда, мебель, посуда и приборы для чаепития в китайских и западных традициях, а также декоративно-прикладное искусство и бытовая утварь XVIII – XX веков.
Знакомство с народной культурой всегда имело важное теоретическое и практическое значение, так как традиционная культура любого народа составляет неотъемлемую часть культуры национальной и общемировой.
С ребятами побывали на экскурсии в селе Десятниково. Познакомились с самобытной духовной культурой «семейских» Тарбагатайского района.
Обучающиеся узнали историю старообрядческого населения – «семейских». Именно старообрядцы сохранили золотой фонд русской народно-бытовой культуры до наших дней. Ребята послушали многоголосное пение, увидели и примерили на себя народные костюмы, предметы быта, сами постряпали лепёшки на живом огне в русской печи. Отведали щей, кашу, своеобразную халву.
Посетив этнокомплекс «Степной кочевник» в селе Ацагат школьники получили волнующую энергетику бурятского гостеприимства, познакомились с культурой степняков, увидели своими глазами древнейшие традиции и обряды местных жителей. Во время экскурсии обучающиеся узнали секреты древнего жилища степняков, о различных способах обработки кожи и шерсти, о значение коновязи кочевников. Посетили единственную в мире фотовыставку "Мир в Лицах" известного этнофотографа Александра Химушина. Дети поиграли в настольные бурятские игры. «Степной кочевник» — место, где история становится осязаемой: здесь учат уважать традиции, переживать культуру через ощущения и опыт.
Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы. В посёлке Загорск, где находится наша школа мы с ребятами посетили музей «Боевой славы», который расположен в здании совета ветеранов Великой Отечественной войны и труда «Авиастроитель». Дети узнали о героях Великой Отечественной войны ушедших на фронт с авиазавода, об их подвигах на полях сражений. Экскурсовод рассказал о работе авиазавода в годы войны и выпуске самолётов для фронта, о трудовых подвигах тех, кто остался в тылу.
В год празднования 80-и летия победы посетили уникальную инсталляцию, размещённую в составе поезда «Поезд Победы».
Посетив выставку, обучающиеся смогли увидеть уникальные экспонаты, фотографии, документы и личные вещи участников войны. Ребята погрузились в атмосферу тех лет благодаря реалистичным декорациям и звуковому сопровождению. Каждый предмет в поезде рассказывал свою историю, воссоздавая образы тех времён.
В настоящее время важно, чтобы наши дети знали, почему и для чего началась специальная военная операция, чтобы они знали наших героев – их современников, чтобы они понимали, что ценой своих жизней наши военные, добровольцы, волонтёры обеспечивают всей стране – каждому из нас – возможность мирно жить, учиться, не быть в рабстве у фашистов и нацистов всех мастей.
Выставка в музее имени М.Н. Хангалова «Стойкость, верность, отвага» дала представление обучающимся о событиях Специальной военной операции и о подвигах ее участников - сынов Бурятской земли. Сегодня, пишется новейшая история России, теми, кто служит на передовой и теми, кто помогает им с родной земли. Выставка «Стойкость, верность, отвага» в хронологической последовательности рассказывает о подвигах бойцов Бурятии, принимающих участие в СВО.
Эта выставка оставила в сердцах ребят неизгладимый след и понимание о важности сохранения исторической памяти и героизме наших военнослужащих.
В Бурятском национальном музее имени Ц.С. Сампилова обучающиеся познакомились с выставкой «Обыкновенный нацизм». Ребята узнали о возникновении и развитии украинского варианта нацизма с момента его зарождения и до наших дней. Дети пересмотрели все предоставленные экспонаты выставки, смогли дотронуться до осколков снарядов и мин, которыми украинские нацисты бомбили мирных жителей Донбасса. Материалы выставки раскрыли неразрывную связь Организации украинских националистов, участвовавшей в уничтожении мирного населения в годы Великой Отечественной войны, с современными националистическими организациями Украины, возродившими идеологию нацистской Германии.
Интересной и познавательной была выставка на рельсах «Сила в правде», организованная Министерством Обороны Российской федерации. Выставка послужила напоминанием о подвигах героев Великой Отечественной войны, чтобы чтили память и помнили, кому мы обязаны мирным небом над головой. На ней продемонстрировали успехи и достижения армии и флота России. На платформах железнодорожного состава была размещена трофейная техника, привезённая из зоны проведения СВО.
Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Экскурсионный туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. Это прекрасная возможность удовлетворить жажду любопытства, обогатиться духовно и узнать занимательнейшие факты истории своей Родины.
Обучающиеся нашей школы посетили города Санкт-Петербург, Казань, Ангарск, Иркутск, где познакомились с достопримечательностями, посетили музеи, выставки. Дети с интересом открыли для себя новые места, вещи и явления.
Экскурсии играют важную роль в патриотическом воспитании школьников, помогая им глубже понять и полюбить свою Родину. Разнообразие возможных тематик позволяет поговорить на тему патриотизма в самых разных контекстах: красоты природы, военной истории, научных достижений.
Экскурсии формируют эмоциональное отношение к родной стране, способствуют формированию активной гражданской позиции у школьников, побуждая их вносить личный вклад в развитие страны. Непосредственное знакомство с достижениями своей Родины развивает чувство причастности и ответственности за будущее.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся
Экскурсия как средство патриотическоговоспитания учащихся...
Школьный музей Великой Отечественной войны как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея ВОв МАОУ «СОШ № 1» г. Нурлат
Статья о деятельности школьного музея...

«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в коле-интернате для слабослышащих обучающихся...

«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в школе-интернате для слабослышащих обучающихся...

Авторская песня как средство патриотического воспитания обучающихся музыкальной студии «Дебют»
Из опыта работы учителя музыки ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожны Князевой О.А. ...

Авторская песня как средство патриотического воспитания обучающихся музыкальной студии «Дебют» Презентация
Из опыта работы учителя музыки ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный Князевой О.А. ...

«Использование материалов проекта «Без срока давности» в театральной деятельности как средство патриотического воспитания обучающихся»
Обобщение опыта работы с обучающимися в школьной театральной студии. Использование сочинений обучающихся, написанных в рамках ВКС "Без срока давности" при работе над постановками...
