Авторская песня как средство патриотического воспитания обучающихся музыкальной студии «Дебют»
статья по музыке (6 класс)

Князева Ольга Алексеевна
Из опыта работы учителя музыки ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожны Князевой О.А.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Авторская песня как средство патриотического воспитания

обучающихся музыкальной студии «Дебют»

Из опыта работы учителя музыки

 ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожны Князевой О.А.

Человеку холодно без песни

На земле, открытой всем ветрам.

Я не знаю: в мире место есть ли,

Где не верят песням, как кострам.

Сергей Орлов, 1956г.

Патриотическому воспитанию на уроках музыки и во внеурочной деятельности в современное время отводится огромная роль, в обновлённых ФГОС 2021года оно включено в содержание школьных программ практически по всем предметам. В планируемых результатах изучения программы «Музыка» мы формируем готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе осознание российской гражданской идентичности, знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Авторская песня…Может ли она стать помощником в патриотическом воспитании детей и подростков? Конечно может. Слушая и исполняя на уроках музыки и во внеурочной деятельности песни о войне Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Городницкого, Ю. Визбора, ребята через простые мелодии и тексты, понимают, что самая главная ценность – это жизнь человека, авторская песня проникает в сердце ребёнка, находит в нём отклик, побуждает ребёнка творить что-то своё сокровенное. Простой душевный разговор о важном через песню гораздо эффективнее воздействует на детей и подростков, чем высокопарные лозунги и призывы, даёт мощный толчок к самостоятельному созданию авторских произведений. Песня играет огромную роль в формировании патриотического чувства. Задача учителя музыки – донести до учеников всю боль и горечь тех событий, весь ужас, который заключен в слове «война».

Ещё одна категория патриотических песен – это песни о Родине, о России, о родном крае. Само понятие «патриотизм» подразумевает любовь к Родине, гордость за свою страну, невзирая на то, в какие сложные времена мы живем, какие испытания выпадают на долю нашей Отчизны.

Коллективное музицирование в общеобразовательной школе не просто нужно, а необходимо. Оно воспитывает и развивает у обучающихся огромный потенциал музыкальных качеств —исполнительских, психологических и художественно-эстетических.

Среди подростков популярным является обучение игре на гитаре, исполнение бардовских песен, а затем и сочинение собственных авторских песен. Через авторскую песню, юная душа ребёнка разговаривает с окружающим его миром, у молодого человека есть великолепная возможность высказаться не словами, а звуками, мелодией, интонациями и передать свои самые сокровенные чувства.

Музыкальная студия «Дебют» на своих занятиях внеурочной деятельности реализует программу «Бардовская песня». Особенностью организации работы в творческом коллективе является системно-деятельностный подход, а также организация групповой и индивидуальной работы с детьми и подростками. Ярким образцом деятельности в коллективе является процесс душевного творческого труда – особая атмосфера, эмоциональный отклик окружающих. Коллектив занимается на базе ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный четвёртый год. А до этого клуб авторской песни «Дебют с 1995 года родился и развивался на базе школы№74 г. о. Самара. Приятно осознавать тот факт, что многие родители сегодняшних детей – дебютовцев – это те, самые первые наши ученики-гитаристы, которые теперь как мамы и папы привели своих детей к своему педагогу, чтобы продолжать дело авторской песни.

Коллектив музыкальной студии «Дебют» работает по четырём направлениям:

  1. Изучение авторских песен известных бардов (классика бардовской песни);
  2. Обучение игре на шестиструнной гитаре (групповое);
  3. Практика по разделу «Дети-детям» (групповое);
  4. Концертная деятельность;
  5. Сочинение собственных песен.

Об изучении авторских песен бардов-классиков было уже сказано выше. Остановимся на втором направлении – обучение игре на шестиструнной гитаре.

Второе направление «Обучение игре на шестиструнной гитаре». Отметим, что обучающиеся студии «Дебют» не имеют специального музыкального образования, в коллектив набираются все, кто подал заявление, т.к. внеурочная деятельность предполагает выбор объединения по желанию. В коллективе у ребят есть прекрасная возможность научиться играть на гитаре, петь, аккомпанируя себе на инструменте, развивать музыкальные умения и навыки в процессе коллективного музицирования, также они учатся понимать партнера, прислушиваться к нему. Благоприятная комфортная атмосфера, общее творческое дело единомышленников способствуют повышению мотивации и интереса к предмету музыка и к направлению авторской песни, в частности. Занятия в составе ансамбля вызывает у детей радостные чувства, при этом учащиеся почти не испытывают волнения на сцене, как это часто бывает при сольном исполнении. Именно в ансамбле они начинают чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

Третье направление «Дети-детям» предполагает организацию мастер-классов старшими детьми для младших. Начинается он как правило с выступления всего коллектива, а затем старшие ребята 6-7 классов помогают малышам начальной школы понять как устроен инструмент, как ставить аккорды, как играть правой рукой самые простые движения ритмического рисунка. В малых группах проходит обучение игре на гитаре. С 2021 года приступили к реализации ещё одной программы внеурочной деятельности «Мастерская музыкальных ритмов укулеле» для 4-5 классов. Это отдельные 2 группы, где ребята более младшего возраста имеют возможность научиться играть на инструменте и участвовать во всех мероприятиях студии «Дебют».

Четвёртое направление «Концертная деятельность» предполагает участие воспитанников студии в конкурсах, семинарах, открытых уроках, матер-классах различного уровня. Воспитанники музыкальной студии «Дебют» являются постоянными участниками всех главных музыкальных событий в жизни школы и микрорайона Южный город. Совместные выступления детей, педагогов, родителей поражают своими масштабами. Первый состав коллектива 2018 года – 8 человек 7го класса. За четыре года мы значительно повзрослели и расширились. Нас теперь 58 человек, из них 23 юных ребят, играющих на укулеле – разновидность гавайской гитары, остальные участники – гитаристы. Ребят пригласили 24 ноября выступить перед мобилизованными гражданами в дивизии посёлка Рощинский. Готовимся к выступлению.

Пятое направление «Сочинение собственных авторских песен». Мы очень гордимся своими авторами – это учащиеся 7,8 классов Салахов Арсений, Савганов Камиль, Черных Артем, 9, 10 классов Немов Артём, Поляков Андрей. В наше неспокойное время тема любви к Родине и стремления её защищать нашла отражение в их авторской работе – песне «Служить России».

Подводя итог хочу сказать, что всё начинается с личности самого педагога, использую в своей работе слоган: «Дело. Ответственность. Результат», следую ему 36 лет своей педагогической деятельности и бесконечно благодарна своим воспитанникам и их родителям за доверие, уважение и любовь к нашему общему делу.

Авторская песня особая. Она не только воздействует на чувства и эмоции людей, она способна проникать в сознание. Воспитывает ли она патриотизм? А написать песню, пропуская через себя всё то, о чём пишешь, будь то война, родной край, родной город, не является патриотизмом? Коллеги, ответ всем очевиден.

Именно высокий уровень выражения идеи в слове – и есть особенность авторской песни. Разрешите закончить своё выступление словами Булата Окуджавы «Слова – это нечто большее, чем показатель души, они могут воздействовать на сердце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические песни, как средство всестороннего развития музыкальных способностей дошкоольников

Актуальность использования логопедических песен в работе с дошкольниками.Современные дикционные проблемы и способы их решения. Примеры логопедических песен, рекомендуемые сборники и авторы Логопе...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами авторского патриотического творчества музыкального руководителя

Проблема патриотического воспитания на сегодняшний день не теряет своей актуальности в общеобразовательной среде, в том числе, в дошкольных учреждениях, что вызвано рядом причин, среди которых: смешен...

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...

Авторская песня как средство патриотического воспитания обучающихся музыкальной студии «Дебют» Презентация

Из опыта работы учителя музыки ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный Князевой О.А. ...