ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ «ДИАЛОГ»
рабочая программа

диалог

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_klub_avtorskoy_pesni_dialog.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОВЕСНИК»

г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

        

        

ПРИНЯТА                                                                                УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете                                                       приказом МБУДО ЦДО «Ровесник»

протокол  от  30.08.2017 № 1                                                  от 31.08.2017 № 59

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

ДЕТСКОЙ СТУДИИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ «ДИАЛОГ»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 12-16 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

 ЧИНАРЁВА ЛИДИЯ ПАВЛОВНА        

 ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. Вязьма

2012

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1.Пояснительная записка.

Современная авторская песня, как явление фольклорного искусства, получила развитие во многих регионах страны. В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно возникла потребность в правде. И тогда зазвучали неслыханные ранее доверительные, личностные, искренние песни, написанные непрофессионалами. Сегодня имена Ю. Визбора, Б. Окуджавы, Е. Бачурина, В. Берковского, В. Высоцкого, В. Долиной, В. Егорова, Ю. Кима и многих других авторов - исполнителей на слуху, проходят концерты, встречи, фестивали, существуют видео - и аудио записи. У ребят - подростков возникает желание самим исполнять песни под гитару в кругу своих друзей, в походах, поэтому необходимо дать им начальные знания: простейшие музыкально - теоретические сведения, исполнительские навыки и умения. В чем и заключается актуальность данной программы.

Программа детской студии авторской песни «Диалог» имеет художественную направленность, рассчитана на детей, увлекающихся творчеством самодеятельных авторов-исполнителей. Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов 144. Занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 2 по 45 минут с перерывом 10 мин.

Кроме основных занятий для реализации целей и задач программы в работе с подросткам используются различные формы организации деятельности: конкурсы, посещения концертов, музеев, театров, совместные туристические походы, организация и проведение концертов самих членов коллектива в школах и детских учреждениях.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы – игра на шестиструнной гитаре на материале авторской песни, подбор произведений на слух, формирование музыкального вкуса, расширение кругозора подростков.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения авторской песни, с творчеством наиболее известных бардов.
  2. Познакомить с музыкальными течениями 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов прошлого века и современности.
  3. Дать простейшие музыкально - теоретические и исторические сведения о гитаре, как о музыкальном инструменте.
  4. Учить основным приемам аккомпанемента, сольного и многоголосного исполнения авторской песни.

Развивающие задачи:

  1. Развивать природные музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма.
  2. Совершенствовать технику игры на гитаре, сценическое мастерство.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у подростков чувство прекрасного, стремление создавать самому что-то красивое. Доброту, внимательность, отзывчивость к окружающему миру и людям, живущим рядом.
  2. Формировать художественный и эстетический вкус.
  3. Заложить основы правильного поведения и общения.

        

1.3. Содержание программы.

                Весь учебный материал рассчитан на последовательное расширение и    

     углубление теоретических знаний и практических умений и навыков  

      учащихся.

Основой содержания теоретической части программы является:

  • Ознакомление с основными понятиями музыкальной грамоты.
  • Изучение терминологии, записи гитарных приемов и их латинских обозначений.
  • Ознакомление с видами извлечения звуков при игре на гитаре.
  • Беседы об исполнительских традициях в авторской песне, об ансамблевой игре, многоголосии и пении в унисон, и т.д.

        Практические занятия включают в себя:

  • Отработку правильной посадки при игре на гитаре. Постановку пальцев правой и левой рук при извлечении звука.
  • Движение пальцев обеих рук при игре.
  • Ознакомление со способами извлечения звука в зависимости от размера и ритма аккомпанемента.
  • Ознакомление с правилами постановки речевого аппарата при правильном пении.
  • Отработку дикции и динамических оттенков исполнения.
  • Отработку правильного дыхания при сольном и групповом исполнении.
  • Пение в унисон. Двухголосное и многоголосное пение.

Учебный план. (1-й год обучения)

        

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

-

2.

Музыкально-теоретические

сведения.

24

18

6

опрос

3.

Настройка гитары.

12

6

6

Контрольное задание

4.

Практическое освоение инструмента.

18

4

14

Контрольное задание

5.

Музыкальная грамота.

14

10

4

Тестирование

6.

Музыкальные обозначения.

12

6

6

Опрос

7.

Гитарный прием.

22

10

12

Контрольное задание

8.

Знакомство  с авторской песней.

38

18

20

Собеседование

9.

Итоговое занятие.

2

1

1

Тестирование  

Итого

144

75

69

Содержание учебного плана (1 -го года обучения)

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Исторические сведения о гитаре. Общие сведения о гитаре.
  2. Музыкально-теоретические сведения.

Теоретическая часть: Диапазон гитары. Струны. Звук. Запись нот. Нотоносец. Длительность нот. Паузы. Размер. Такт.

Практическая часть: Нотная запись по порядку и вразбивку. Запись скрипичного ключа. Правильная метроритмическая организация.

  1. Настройка гитары.

Теоретическая часть: Правила настройки шестиструнной гитары. Виды настройки.

Практическая часть: Самостоятельная настройка инструмента по камертону, под фортепиано, под другой инструмент, по слуху.

  1. Практическое освоение инструмента.

Теоретическая часть: Посадка. Постановка правой руки. Постановка левой руки. Движение пальцев при игре. Способ извлечения звуков.

Практическая часть: Отработка правильной постановки левой руки. Выполнение растяжек и укрепляющих мышцы пальцев упражнений на поверхности стола. Отработка движений правой руки. Извлечение звука (щипок, бой).

  1. Музыкальная грамота.

Теоретическая часть: Звукоряд. Лига. Нота с точкой. Затакт. Оттенки исполнения. Темп. Фермата. Знака альтерации.

Практическая часть: Совершенствование навыка при исполнении аккомпанемента вступать из-за такта. Отработка умения выполнять голосом повышение или понижение звука на    1/2 тона.

  1. Музыкальные обозначения.

Теоретическая часть: Ознакомление с мажорным и минорным ладами. Их обозначение. Тональности. Их обозначение. Диаграмма. Обозначение аккордов.

Практическая часть: Определение на слух минора и мажора. Заучивание латинских обозначений тональностей. Составление диаграмм. Аккорды.

  1. Гитарный прием.

        Теоретическая часть: Приемы аккордов С. Приемы аккордов D. Приемы аккордов Е. Приемы аккордов F. Приемы аккордов G. Приемы аккордов А. Приемы аккордов Н.

        Практическая часть: Заучивание гитарных приемов, воспроизведение их по памяти вразбивку и в качестве аккомпанемента.

  1. Знакомство с авторской песней.

        Теоретическая часть: История возникновения и развития авторской песни. Знакомство  с творчеством Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, А. Городницкого, С. и Т. Никитиных.

        Практическая часть: Прослушивание записей, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение песен различных авторов. Выступление перед членами коллектива и родителями.

9. Итоговое занятие.

        Теоретическая часть: Тестирование учащихся по пройденным темам. Подведение итогов обучения.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

формирование художественного и эстетического вкуса, воспитание доброты, внимательного, отзывчивого отношения к окружающему миру и людям, живущим рядом.

Метапредметные результаты:

-развитие природных музыкальных способностей: слуха, голоса, чувства ритма;

-совершенствование техники игры на гитаре, сценического мастерство.

Предметные результаты:

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  1. Нотную запись в пределах первой октавы.
  2. Диаграммы гитарных приемов и их латинское обозначение.
  3. Музыкальные термины: лад, тон, ритм, размер, темп, гармония, минор,    

     мажор.

  1. Правила настройки гитары.
  2. Творчество наиболее известных авторов - исполнителей.
  3. Основные правила пения.

Должны уметь:

  1. Правильно сидеть при игре на гитаре.
  2. Правильно ставить обе руки.
  3. Исполнять аккомпанемент простейшими гитарными приемами.
  4. Исполнить несколько песен под свой аккомпанемент.
  5. Извлекать звук разными способами (бой, перебор).
  6. Петь мягко, протяжным звуком правильно интонировать.
  7. Выступать сольно перед своими товарищами по коллективу.

2. Комплекс организационный педагогических условий .

Календарный учебный график.

п/п

Дата проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контро

ля

1.

Теоретико-практическое занятие

2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Исторические сведения о гитаре. Общие сведения о гитаре.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

2

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Диапазон гитары.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

3

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Струны.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

4

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Звук.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

5

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Запись нот.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

6

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Нотоносец.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

7

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Длительность нот.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

8

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Паузы.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

9.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Размер.

ДДТ на

ул. Репина

Тестирование

10.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Такт.

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

11.

Практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Нотная запись по порядку и вразбивку.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

12.

Практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения.

Запись скрипичного ключа.

ДДТ на

ул. Репина

Собеседование

13.

Практическое занятие

2

Музыкально-теоретические сведения. Правильная метроритмическая организация.

ДДТ на

ул. Репина

Контрольное задание

14.

Теоретико-практическое занятие

2

Настройка гитары. Правила настройки шестиструнной гитары.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

   15.

Теоретико-практическое занятие

2

Настройка гитары. Виды настройки.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

   16.

Практическое занятие

2

Настройка гитары. Самостоятельная настройка инструмента по камертону.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

   17.

Практическое занятие

2

Настройка гитары  под фортепиано.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

   18.

Практическое занятие

2

Настройка гитары  под другие  инструмент.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

   19.

Практическое занятие

2

Настройка гитары  по слуху.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

   20.

Теоретико-практическое занятие

2

Практическое освоение инструмента. Посадка.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

   21.

Теоретико-практическое занятие

2

Практическое освоение инструмента. Постановка правой руки.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

   22.

Теоретико-практическое занятие

2

Практическое освоение инструмента. Постановка левой руки.

ДДТ на

ул. Репина

Тестирование

23.

Теоретико-практическое занятие

2

Практическое освоение инструмента. Движение пальцев при игре.

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

24.

Теоретико-практическое занятие

2

Практическое освоение инструмента. Способ извлечения звуков.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    25.

Практическое занятие

2

Практическое освоение инструмента. Отработка правильной постановки левой руки.

ДДТ на

ул. Репина

Собеседование

    26.

Практическое занятие

2

Практическое освоение инструмента. Выполнение растяжек и укрепляющих мышцы пальцев упражнений на поверхности стола.

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

27.

Практическое занятие

2

Практическое освоение инструмента. Отработка движений правой руки.

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

28.

Практическое занятие

2

Практическое освоение инструмента. Извлечение звука (щипок, бой).

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

    29.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкальная грамота. Звукоряд. Лига.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

    30.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкальная грамота. Нота с точкой. Затакт.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

    31.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкальная грамота. Оттенки исполнения

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    32.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкальная грамота. Темп. Фермата.  

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

    33.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкальная грамота. Знак  альтерации.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

    34.

Практическое занятие

2

Музыкальная грамота. Совершенствование навыка при исполнении аккомпанемента вступать из-за такта.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    35.

Практическое занятие

2

Музыкальная грамота. Отработка умения выполнять голосом повышение или понижение звука на    1/2 тона.

ДДТ на

ул. Репина

Тестирование

    36.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкальные обозначения.

Ознакомление с мажорным и минорным ладами. Их обозначение.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

    37.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкальные обозначения. Тональности. Их обозначение.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

    38.

Теоретико-практическое занятие

2

Музыкальные обозначения. Диаграмма. Обозначение аккордов.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    39.

Практическое занятие

2

Музыкальные обозначения. Определение на слух минора и мажора.

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

    40.

Практическое занятие

2

Музыкальные обозначения. Заучивание латинских обозначений тональностей.

ДДТ на

ул. Репина

Контрольное задание

    41.

Практическое занятие

2

Музыкальные обозначения. Составление диаграмм. Аккорды.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    42.

Теоретико-практическое занятие

2

Гитарный прием.

Приемы аккордов С.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    43.

Практическое занятие

2

Гитарный прием. Заучивание гитарных приемов, воспроизведение их по памяти вразбивку и в качестве аккомпанемента.

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

    44.

Теоретико-практическое занятие

2

Гитарный прием. Приемы аккордов D. Приемы аккордов Е.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    45.

Практическое занятие

2

Гитарный прием. Заучивание гитарных приемов, воспроизведение их по памяти вразбивку и в качестве аккомпанемента.

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

    46.

Теоретико-практическое занятие

2

Гитарный прием. Приемы аккордов F.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    47.

Практическое занятие

2

Гитарный прием. Заучивание гитарных приемов, воспроизведение их по памяти вразбивку и в качестве аккомпанемента.

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

    48.

Теоретико-практическое занятие

2

Гитарный прием. Приемы аккордов G.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    49.  

Практическое занятие

2

Гитарный прием. Заучивание гитарных приемов, воспроизведение их по памяти вразбивку и в качестве аккомпанемента.

ДДТ на

ул. Репина

Проверочное задание

    50.

Теоретико-практическое занятие

2

Гитарный прием. Приемы аккордов А. Приемы аккордов Н.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    51.  

Практическое занятие

2

Гитарный прием. Заучивание гитарных приемов, воспроизведение их по памяти вразбивку и в качестве аккомпанемента.

ДДТ на

ул. Репина

Контрольное задание

    52.

Практическое занятие

2

Гитарный прием. Заучивание гитарных приемов, воспроизведение их по памяти вразбивку и в качестве аккомпанемента.

ДДТ на

ул. Репина

Контрольное задание

    53.

Теоретико-практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней.

 История возникновения и развития авторской песни.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    54.

Теоретико-практическое занятие

2

Знакомство  с авторской песней. Знакомство  с творчеством Б. Окуджавы

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    55.

Практическое занятие

2

Знакомство  с авторской песней. Прослушивание записей, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение песен Б. Окуджавы

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

56.

Круглый стол

2

Знакомство с авторской песней. Прослушивание записей, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение песен Б. Окуджавы

ДДТ на

ул. Репина

Рефлексия

57.

Теоретико-практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней. Ю. Визбора

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    58.

Практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней. Прослушивание записей, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение песен  Ю. Визбора.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    59.

Круглый стол

2

Знакомство с авторской песней. Прослушивание записей, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение песен  Ю. Визбора.

ДДТ на

ул. Репина

Рефлексия

    60.

Теоретико-практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней  В. Высоцкого

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    61.

Практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней. Прослушивание записей, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение песен   В. Высоцкого.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    62.

Теоретико-практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней  А. Городницкого.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    63.

Практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней.  Прослушивание записей, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение песен   А. Городницкого.

ДДТ на

ул. Репина

Беседа

    64.

Круглый стол

2

Знакомство с авторской песней.  Прослушивание записей, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение песен   А. Городницкого.

ДДТ на

ул. Репина

Рефлексия

    65.

Теоретико-практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней  С. и Т. Никитиных.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    66.

Практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней.  Прослушивание записей, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение песен    С. и Т. Никитиных.

ДДТ на

ул. Репина

Опрос

    67.

Творческая встреча

2

Знакомство с творчеством  авторов-исполнителей г. Вязьмы

ДДТ на

ул. Репина

Рефлексия

    68.

Творческая встреча

2

Знакомство с творчеством  авторов-исполнителей г. Вязьмы

ДДТ на

ул. Репина

Рефлексия

    69.

Практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней. Выступление перед членами коллектива.

ДДТ на

ул. Репина

Рефлексия

    70.

Практическое занятие

2

Знакомство с авторской песней. Выступление перед членами коллектива.

ДДТ на

ул. Репина

Рефлексия

    71.

Концерт

2

Знакомство с авторской песней. Выступление перед членами коллектива и родителями.

ДДТ на

ул. Репина

Собеседование

    72.

Практическое занятие

2

Итоговое занятие.

Подведение итогов обучения.

ДДТ на

ул. Репина

Тестирование учащихся по пройденным темам


Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо следующее оборудование: просторное светлое помещение, музыкальный инструмент (гитара) для каждого подростка, CD-центр, записи концертов авторов - исполнителей.

Формы аттестации

Результативность обучения определяется путем участия подростков в городских, областных смотрах, конкурсах, фестивалях, концертах, количеством занимаемых призовых мест и качеством исполнения номеров.

Методические материалы

п/п

Раздел или тема программы

Форма занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

групповое

беседа

CD с записями авторов-исполнителей

беседа

2

Музыкально-теоретические

сведения

групповое

Объяснительно-иллюстративные методы

Карточки с заданиями,

 CD с записями авторов-исполнителей

опрос

3

Настройка гитары

групповое

Репродуктивный метод

Музыкальные инструменты

Контрольное задание

4

Практическое освоение инструмента

групповое

Репродуктивный метод

Музыкальные инструменты, нотные сборники

Контрольное задание

5

Музыкальная грамота

групповое

Репродуктивный метод

Музыкальные инструменты, нотные сборники

Тестирование

6

Музыкальные обозначения

групповое

Репродуктивный метод

Музыкальные инструменты, нотные сборники

Опрос

7

Гитарный прием

групповое

Репродуктивный метод

Музыкальные инструменты, нотные сборники

Практическая работа

8

Ознакомление с авторской песней

групповое

беседа, объяснение, рассуждение. 

CD с записями авторов-исполнителей

Собеседование

9

Итоговое занятие

групповое

Рефлексия

Музыкальные инструменты

Тестирование  

Литература.

Для педагога:

  1. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.
  2. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов,  В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.
  3. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006, - 200 с.
  4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  5. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008. – 248 с.
  6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  7. Ноуд Фредерик. Самоучитель игры на гитаре. – М.: Астрель, 2005. – 270 с.
  8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор. – 189 с.
  9. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007, - 165 с.
  10.  Шумидуб А. Школа игры на гитаре.- М.: Шумидуб, 2002, - 127 с.

Для детей:

  1. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре.  
  2. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008. – 248 с.
  3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  4. Ноуд Фредерик. Самоучитель игры на гитаре. – М.: Астрель, 2005. – 270 с.
  5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор. – 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель".

Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель"....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Изо студия»

Современный этап развития системы российского образования в целом и петербургского образования в частности характеризуется необходимостью создания условий для сохранения, приумножения культурных и дух...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "ИЗО - студия "Радуга цвета"

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, ...

Внешняя рецензия к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "ИЗО-студия "Радуга цвета"

Рецензия на программу выдана преподавателем кафедры технологического образования и профессионального обучения Педагогического института Бурятского государственного университета П.Ф. Мулоновым....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коммуникационной студии «Я говорю - меня слушают»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коммуникационной студии «Я говорю - меня слушают» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на об...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Театральная студия «Том Сойер»

Направленность: художественное – эстетическое. Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 8-15 лет. Срок реализации программы: 5 лет...