Открытый урок по литературе. 5 класс. "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Едакина Марина Рэстэмовна

Открытый урок по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_v_povesti_n.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

        Добро и зло  в повести Н.В. Гоголя

             «Ночь перед Рождеством»

Цель урока: формирование категорий «добра» и «зла» на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Задачи:

1. Воспитывать нравственно-эстетические представления (доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное)

2. Развивать монологическую речь учащихся, умственную деятельность, аналитические способности.

3.совершенствовать навыки характеристики литературного героя.

Тип урока: 

обобщение и систематизация знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, экран

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации в тексте, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в группе.

Метапредметные связи:  живопись, мультипликация

                                                          Ход урока:

1.Организационный момент

2.Введение в урок (показ фрагмента мультфильма-самое начало)1:12-1:50

3.Слово учителя. Вводная беседа по тексту. 3 мин.

-Вы узнали мультфильм?

Мы сегодня с вами продолжим путешествие по сказочным и удивительным страницам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

-А в какое время происходят главные события в повести?

Что же такое Рождество? Что это за праздник? Это всегда радость, веселье и чудеса. А в этой повести чудеса происходят в самое загадочное время суток. Ночь перед Рождеством не совсем обычная, она особенная.

-Хотите узнать почему? Послушаем сообщение Кати о празднике.

(Сообщение о Рождестве)

-А какой момент повести вы сейчас увидели в мультфильме?

Как входит в повесть Рождество! Какая чудная картина ночи! Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа!

( Девочки поют колядки)

Пришла коляда,    Накануне Рождества,    Дайте коровку,     Масляну головку.   А дай бог тому,    Хто в эвтом домй,    Ему рожь густа,   Рожь ужиниста:   Наделил бы вас господь  И житьём, и бытьём, И богатством!

*** Сею, вею, посеваю, С новым годом поздравляю! На Новый год, на ново счастье Уродись пшеничка, Горох,чечевичка! На поле – копнами, На столе – пирогами! С Новым годом, С новым счастьем, Хозяин, хозяюшка!

- Что сейчас девочки спели? А что такое колядки? Для чего нужны были колядки? (Колядки – календарно-обрядовые песни, исполняемые во время Рождества, при ритуальных обходах по домам)

4.Мотивация учащихся к учебной деятельности. 2 мин.

Люди-то радуются и колядуют в рождественскую ночь. Но вместе с этим нечистые силы – чёрт, ведьма – пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило.

Обратитесь к слайду, на котором вашему вниманию представлены русские пословицы.  Прочитайте их, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

                                         «Добрым путем Бог правит»

                                         «За недобрым пойдешь – на беду набредешь»

                                         «Тому тяжело, кто помнит зло»

                                         « Чем сердиться, так лучше помириться»

                                         «Делать добро спеши»

 (Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о добре и зле).

Учитель:  Ребята, а что для вас есть добро и зло? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями? (высказывания учащихся)

Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятия «добра» и «зла».

(выводятся на слайд толкования слов из словаря С. Ожегова:

   Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное.

   Зло – это нечто дурное, вредное.)

-Ребята, совпали ваши представления  о добре и зле с тем, что предлагает словарь? А у нас с вами есть основания говорить о добре и зле в ходе анализа повести? Добро и зло проявляются каким-то образом в ней? (учащиеся должны ответить утвердительно)

5. Целеполагание. 2 мин.

-Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» - записать её в тетрадь)

 -А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

  - проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;

  - кто из героев является олицетворением добра, а кто - зла;

  - что побеждает в финале – добро или зло?

  - чему нас учит это произведение?) Прикрепить на доску цели

Оценивание

6. Актуализация темы. 25 мин.

Как часто мы сталкиваемся с добром и злом не только в художественных произведениях, но и в реальной жизни; часто являемся участниками в столкновении добра и зла; подчас вынуждены сами выбирать, на какой стороне нам находиться: на светлой или темной? Сегодня на уроке мы и должны будем это с вами выяснить.

  1. Давайте вспомним героев повести. В этом нам помогут ребята, которые подготовили для вас мини-сценки, взятые из повести. Ваша задача – отгадать героев произведения.

Эпизод 1.

– Чудная девка! – прошептал вошедший тихо герой (кузнец), – и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух! "Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, -– продолжала хорошенькая кокетка, -– как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!"  

Эпизод 2. Мороз подрал по коже героя (кузнеца); испугавшись и побледнев, не знал он, что делать; уже хотел перекреститься... Но второй герой (черт), ему на правое ухо, сказал: – Это я – твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, -– пискнул он ему в левое ухо. -– Оксана будет сегодня же наша, – шепнул он снова на правое ухо.

 Эпизод 3. – Пропадать приходится мне, грешному! ничто не помогает на свете! Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта. Что ж? – произнес герой (кузнец), видя неизменное молчание, -– как мне быть? – Когда нужно черта, то и ступай к черту! – отвечал другой герой (Пацюк), не подымая на него глаз и продолжая убирать галушки.

Эпизод 4. Здравствуй!- сказал, входя в хату, Чуб.– Ты, может быть, не ожидала меня, а? правда, не ожидала? может быть, я помешал?.. – продолжал Чуб, показав на лице своём весёлую и значительную мину, – Может быть, вы тут забавлялись с кем-нибудь?.. может быть, ты кого-нибудь спрятала уже, а? – И, восхищённый таким своим замечанием, Чуб засмеялся,– Ну, дай теперь выпить водки. Я думаю, у меня горло замёрзло от проклятого морозу. Послал же Бог такую ночь перед Рождеством!

Оценивание.

  1. Итак, каких героев вы узнали? Давайте теперь соотнесём их с понятиями добра и зла. (Дети выходят к доске и крепят лица героев на добро или зло) 1-2 мин.

Добро        Зло

Вакула        Чёрт

        Солоха

        

        Оксана ?

                                                    Чуб?

                                                 Пацюк?

Оценивание.

Теперь разберёмся, почему вы сделали такой выбор.  Вам предстоит поработать в группах. У каждой группы своё задание. 5-7 мин.

  • 1 группа. Почему Чёрт мстил кузнецу? Что сделал Вакула ради любви к Оксане? Вступает ли Вакула в заговор с нечистой силой, для того, чтобы добиться любви Оксаны? Какие моменты повести говорят о том, что Вакула чуть было не согрешил и в чём? Почему Вакула оказывается сильнее черта? Определите положительные и отрицательные качества героя. Зачитайте описание Вакулы.

2 группа. Какое впечатление произвела на вас Оксана?

Какое условие поставила Оксана перед Вакулой? Изменилось ли отношение Оксаны к Вакуле в конце повести? Почему? Определите положительные и отрицательные качества Оксаны. Зачитайте описание Оксаны.

3 группа. При каких обстоятельствах мы знакомимся с Солохой?  Какие её поступки вызывают у вас неприятие? Определите положительные и отрицательные качества героини. Зачитайте описание Солохи.

4 группа. Каким вы представляете себе Чёрта? Боитесь ли вы его? Почему? Найдите и зачитайте описание Чёрта.  Определите положительные и отрицательные качества героя.

          5 группа.

Расположите иллюстрации по ходу действия повести. Создайте иллюстрированный альбом «Ночи перед Рождеством»

 (Время на подготовку)

  1. Физминутка. 1мин.

Давайте проверим, насколько внимательно вы читали текст повести, а заодно немного отдохнём и разомнёмся. Если согласны с утверждением – хлопаем в ладоши, не согласны – приседаем.

-Солоха вышла замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);

- месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку-ладунку (да);

- Пацюк тоже был связан с нечистой силой (да);

- Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);

- Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);

-Чёрт смог обмануть Вакулу (нет).

5) Ответы ребят по группам. 10 мин.

Чёрт

-Почему же вы соотнесли его с понятием зла?

Отрицательные качества героя – мстительность, хитрость, глупость ( на листе и на доску)

Оценивание группы по алгоритму

Солоха

-Почему вы соотнесли Солоху с понятием зла? (хочет поссорить сына с Чубом, чтобы самой выйти замуж и прибрать к рукам его имущество; она собирает в рукав звёзды, чтобы навредить православным христианам). Отрицательные качества- жадность, способность на обман, корыстная, хитрость ( на лист и доску).

Оценивание группы по алгоритму

Вакула

Качества героя – трудолюбие, доброта, верность, умение любить и ценить прекрасное, готовность к самопожертвованию ( на лист и на доску). Вера сильна. Чистая и светлая душа пересилила злую и нечистую силу

Оценивание группы по алгоритму

Оксана

Что же с образом Оксаны? Каково её место в мире добра и зла?

Качества –самовлюблённость, избалованность, насмешливость, гордость, зависть, высокомерие, капризность (на лист и на доску). В финале повести Оксана меняется. Понимает, что не то золото, что блестит, а чистая душа Вакулы. И помогает ей изгнать из души чёрта именно искренняя любовь Вакулы, его верность, внутренняя красота.

Оценивание группы по алгоритму

-А что мы можем сказать про Пацюка и Чуба? Почему мы поместили их посередине, между добром и злом?

(Чуб находится под властью колдовских чар Солохи, но под конец повести прозревает. Не хочет в Вакуле видеть жениха дочери, потому что тот небогат. Пацюк водится с нечистой силой, но в то же время подсказывает вакуле, где можно найти Чёрта, и лечит людей, является знахарем).

Чуб – богатый, важный, ленивый, недалёкий, трусливый, упрямый

Пацюк – знахарь, обжора, ленивец

-Запишем все ключевые слова в тетрадь

Иллюстрации

Крепят на доску получившийся иллюстрированный альбом.

Оценивание группы по алгоритму

7.Выводы.  2 мин.

Давайте подведём итог работы всех групп. Как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством? 

-Что оказалось в финале сильнее?

Мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звёздного неба торжествует ДОБРО. Чёрт же, вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором  прогоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже остаётся ни с чем, т.к. Чуб прозрел и увидел её коварную сущность. Одним словом, ДОБРО победило ЗЛО.

8.Итоги урока. 1-2 мин.

-Всех ли целей мы достигли?

- О чём ещё не сказали? Чему учит это произведение?

9.Домашнее задание.  1 мин. Ответить письменно на вопрос «Что для вас есть добро и зло?»

10.Рефлексия. 5-6 мин.

Вернёмся к пословицам, которые прочли вначале урока. Какую  из этих пословиц вы взяли бы себе в качестве жизненного девиза? Почему?

А теперь в завершении нашего путешествия  оцените свою деятельность на уроке. Подумайте, какие общие оценки вы бы себе поставили за урок.

Закончить урок мне хотелось бы такими словами:

Добро – это свет, который не даёт нашим душам заблудиться во мраке ночи.

Добро – это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.

Так пусть ваши души будут наполнены добром.

И пусть оно будет верным и надёжным спутником в вашей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя» по повести Л.Н.Толстого «Юность»

Данный урок входит в раздел "Внеклассное чтение", что соответствует программе по литературе. К уроку прилагается презентация....

Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.

Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....

Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"

Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....