Программа по Литературе для специальности СПО "Сервис на транспорте"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Шепелева Ольга Геннадьевна

Программа для СПО по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_2020_3stv-20_i_3stv-020.docx107.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

Новый точечный рисунок (2) 

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

для специальности 43.02.06 «Сервис на транспорте»

 по программе базовой подготовки на базе основного общего образования

МО 2020


Одобрена

Разработана на основе

П(Ц)К (название)

Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по дисциплине Русский язык и литература, примерной программы учебной дисциплины Русский язык и литература, авторов Г.А. Обернихина, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» протокол №3 от «21» июля 2015 г.  

Регистрационный номер №384от «23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»,

Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования.

Протокол № ____ от «_____» ____________ 2020 г.

Протокол № _____ от «___» ____________2020   г.

Протокол № _____ от «___» _____________2020 г.

Председатель П(Ц)К

 Заместитель директора по УМР ГАПОУ                                                       ПО «Московия»

________________________/______________/

Подпись              /       Ф.И.О.

____________________/ _______________/

Подпись              /       Ф. И. О.

_______________/____________________

Подпись              /       Ф.И.О.

_______________/____________________

Подпись              /       Ф.И.О.

_______________/____________________

Подпись              /       Ф.И.О.

_______________/____________________

Подпись              /       Ф. И. О.

Составитель: __Шепелева О.Г.____________________________________________

Рецензент: ___________________________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………...

4

1.1. Область применения программы………………………………….

1.2. Место дисциплины в структуре ОП СПО………………………...

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины……………………………………

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины……………………………………

1.5 Количество часов, на освоение программы общеобразовательной дисциплины……………………………………

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………...

9

2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы………………………………………………………….

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины…………………….

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………...

19

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению………………………………………………………………………....

3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам………………...…………..

3.3. Информационное обеспечение обучения…………………….…………

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………...

21

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы: реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в пределах ОП СПО для специальности 43.02.06. «Сервис на транспорте» по программе базовой подготовки на базе основного общего образования в соответствии c примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, автор Г.А. Обернихина, зав. кафедрой преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки, кандидат педагогических наук, профессор; -М: Издательский центр «Академия», 2015-25с для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре ОП СПО для специальности 43.02.06 «Сервис на транспорте»   по программе базовой подготовки на базе основного общего образования

Учебная дисциплина ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА. входит в состав обязательной предметной области гуманитарные науки среднего общего образования.

В учебном плане учебная дисциплина ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин: по выбору, формируемых из обязательных предметных областей.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:

 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе
и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
        Освоение общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих
результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Личностные результаты освоения программы дисциплины:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

Метапредметные результаты освоения программы дисциплины

− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Предметные результаты освоения программы дисциплины: 

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных
и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.

1.4 Количество часов, на освоение программы общеобразовательной дисциплины: (таблица из КТП)

максимальная учебная нагрузка – 117 часов;

обязательная аудиторная учебная нагрузка - 78 час;

самостоятельная (внеаудиторная) работа – 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА.

2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

теоретических занятий на уроке

47

практических занятий

28

контрольные работы

1

зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

индивидуальные задания

22

сообщения по заданной тематике

17

Промежуточная аттестация в форме:

1-й семестр – контрольная работа

2-й семестр – экзамен


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем   часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине 19 века. (8 часов)

Тема 1.1.

Историко-культурный процесс рубежа 18-19 веков.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности

русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.

2

Тема 1.2.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

(2 часа)

Содержание учебного материала

22

Практическая работа № 1: Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.

2

Основные темы и мотивы лирики поэта.

Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина.

Проблемы личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внеаудиторная самостоятельная работа №1:

Сообщение на тему: «Царскосельский лицей и его воспитанники»

3

2

Тема 1.3.

Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова.

(2 часа)

Содержание учебного материала 

2

Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного).

2

Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

Тема 1.4.

Н.В. Гоголь. (2 часа)

Содержание учебного материала

2

Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

2

Практическая работа № 2: «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе.

Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века. (18 часов)

Тема 2.1.

Культурно-историческое развитие России середины 19 века.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. Мастера русского реалистического пейзажа. Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. И. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков).

Малый театр — «второй Московский университет в России». М.С. Щепкин - основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве.

Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А. И. Герцена, В. Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.).

Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев). Драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства» и реалистическая поэзия.

2

Тема 2.2.

Жизненный и творческий путь А.Н. Островского.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного).

2

Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского.

Практическая работа № 3: Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность

замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе

героев драмы. Символика грозы.

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Малый театр и драматургия А. Н. Островского

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2: Конспект критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева  (в сокращении).

2

Тема 2.3 И.А. Гончаров.

(2 часа)

Содержание учебного материала 

Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова. Роль В.Г. Белинского в жизни И.А. Гончарова.

«Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3: Анализ эпизода «Сон Обломова»

2

Тема 2.4.

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Практическая работа № 4: Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного).

2

Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести

«Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие.

Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста.

Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа.

Проблемы поколений, вечных человеческих ценностей в романе.

Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на

нигилизм в романе. Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3: Подготовка сообщения «Нигилизм и нигилисты в жизни и в литературе»

3

Тема 2.7.

Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя.

Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

2

«Сказки для детей изрядного возраста»

Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная об-

разность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл

сказок.

Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов

язык.

Тема 2.8.

Ф. М. Достоевский.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Практическая работа № 5: Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).

2

Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета.

Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-

философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта

Раскольникова.

«Униженные и всеми отринутые парии общества» Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя.

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа.

Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони.

Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 4: Сочинение в эпистолярном жанре «Письмо Раскольникову»

3

Тема 2.9.

Жизненный путь и творческая биография

Л. Н. Толстого.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя.

2

«По страницам великой жизни». Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.

Л. Н. Толстой и культура XX века.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5: Сообщение на тему: «Духовные искания Л.Н.Толстого»

2

Тема 2.10.

Роман-эпопея «Война и мир».

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Практическая работа № 6: Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.

2

«Мысль народная в романе».

Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».

Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий

«война» и «мир». Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе.

Духовные искания Андрея Болконского.

Духовные искания Пьера Безухова.

Духовные искания Наташи Ростовой.

Правдивое изображение войны

и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва —величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.

«Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.

Народный полководец Кутузов. Кутузов

и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6: Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона.

2

Тема 2.12.

А. П. Чехов.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.

2

Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

«Смех сквозь слёзы» в рассказах А.П. Чехова

Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система

персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе

«Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы.

Особенности символов.

Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова —

воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7: Анализ одного из рассказов

2

Раздел 3. Поэзия второй половины 19 века. (6 часов)

Тема 3.1.

Обзор русской поэзии второй половины 19 века. Ф. И. Тютчев.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного).

2

Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.

Тема 3.2.

Жизненный и творческий путь А. А. Фета.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного).

2

Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8:  Анализ стихотворения. Учить наизусть.

2

Тема 3.3.

Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного).

Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов

и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова.

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А. Некрасова.

Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века.

(2 часа)

Тема 4.1.

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века. (1 час)

Содержание учебного материала

2

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.

1

Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.

Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления

Итоговая контрольная работа

1

2-й семестр

Раздел 5. Русская литература на рубеже веков. (4 часа)

Тема 5.1.

И. А. Бунин. (2 часа)

Содержание учебного материала

2

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

2

Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина. Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX—XX веков, ее решение в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.

Критики о Бунине.

Тема 5.2.

А. И. Куприн. (2 часа)

Содержание учебного материала

2

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

2

Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.

Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив

произведений А. И. Куприна о любви.

Критики о Куприне

Раздел 6. Серебряный век русской поэзии. (8 часов)

Тема 6.1.

Символизм. Лирика В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого (1 час)

Тема 6.2.

Акмеизм и футуризм. Лирика Н. Гумилёва

(1 час)

Тема 6.3. Новокрестьянская поэзия. (1час)

Содержание учебного материала

2

Практическая работа № 7: Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии

на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы

символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача

предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).

Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб)

и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Философские основы и эстетические

принципы символизма, его связь с романтизмом.

2

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Николай Степанович Гумилев

Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового

искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский,

В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 9: Анализ стихотворений. Учить наизусть

        2

Тема 6.4.

М. Горький. (2 часа)

Содержание учебного материала

2

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

2

Ранние романтические рассказы. М. Горького как ранний образец социалистического реализма.

Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика

и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных

людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.

Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист. Критики о Горьком.

Истинный и ложный гуманизм в пьесе «На дне».

Тема 6.5.

А. А. Блок. (2 часа)

Содержание учебного материала

2

Практическая работа № 8: Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

2

Тематика лирики Блока. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.

Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара»,

неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика,

интонационное разнообразие поэмы.

Раздел 7. Особенности развития литературы 1920-х годов. (4 часа)

Тема 7.1. Противоречивость развития культуры в 1920-30-е годы. (2 часа)

Содержание учебного материала

2

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, и др.).

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи

(В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.

2

Тема 7.2.

В.В. Маяковский.

(2  час)

Содержание учебного материала

2

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

2

Практическая работа № 9: Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость

метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 10: Анализ статьи «Как делать стихи?»

2

Тема 7.3.

С. А. Есенин. (2 часа)

Содержание учебного материала

2

Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного).

2

Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России.

Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная

образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи,

народно-песенная основа стихов.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 11: «Любовь в жизни и в стихах Есенина»

2

Раздел 8. Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов. (10 часов)

Тема 8.1.

Становление новой культуры в 1930-ые годы.

Тема 8.2.

М. И Цветаева.

Содержание учебного материала

2

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод.

Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

2

        

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

Развитие драматургии в 1930-е годы.

Сведения из биографии.

Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой,

конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии

М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.

Своеобразие поэтического стиля.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 12: Презентация на тему «Сложная судьба М. И. Цветаевой»

3

Тема 8.3.

О. Э Мандельштам.

(1 час)

Тема 8.4.

А. П. Платонов. (1 час)

Тема 8.5.

И. Э. Бабель.

Содержание учебного материала

2

Сведения из биографии О. Э. Мандельштама.

Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

2

Сведения из биографии.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров.

Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции

русской сатиры в творчестве писателя.

Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы

Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

Тема 8.6.

М. А. Булгаков. (2 часа)

Содержание учебного материала

2

Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).

Роман «Мастер и Маргарита».

2

Практическая работа № 10: Роман «Мастер и Маргарита». Композиция романа. Своеобразие жанра. Многоплановость романа.

Система образов, фантастическое и реалистическое в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Москва 1930-х годов.

Ершалаимские главы

Любовь и судьба Мастера.

Сатирические мотивы в романе «Мастер и Маргарита». Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской

манеры.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 13: Анализ эпизода «Великий бал Сатаны»

2

Тема 8.8.

М. А. Шолохов (2 часа)

Содержание учебного материала

2

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений.

Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

2

Практическая работа № 11: Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

Раздел 9. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. (6 часов)

Тема 9.1.

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.).

2

Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой).

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Художественная правда о сражающемся народе. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра

и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих

сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

Тема 9.2.

А. А. Ахматова.

Тема 9.3.

Б. Л. Пастернак.

Содержание учебного материала

2

Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике

военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

2

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека

и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные

доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.

Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое

своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции

и ее решение в романе Б. Л. Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор

Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 14: Анализ стихотворения. Учить наизусть

2

Раздел 10. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов. (1 час)

Тема 10.1.

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине 20 века.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века.

2

Развитие литературы 1950—1980-х годов. В контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная

литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 15: Подготовка сообщения о творчестве одного из писателей

4

Раздел 11. Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы. (2 часа)

Тема 11.1.

Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980 годов.

Тема 11.2.

Новое осмысление проблемы человека на войне.

Тема 11.3. Изображение жизни советской деревни.

Тема 11.4. Историческая тема в советской литературе.

Тема 11.5.

Развитие жанра фантастики Многонациональность советской литературы.

Содержание учебного материала

2

Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина.

2

Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и

предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации.

Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических

чувств молодого поколения.

Проза В. Быкова.

Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений.

Проза В. Шукшина.

Проза В. Распутина.

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности

в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература.

Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

Развитие жанра фантастики Многонациональность советской литературы.

Проза братьев Стругацких и Ю. Рытхэу

Раздел 12. Творчество поэтов в 1950-1980-е годы. (2 часа)

Тема 12.1.

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра поэзии 1950-1980-х г.

Тема 12.2.

Поэзия Р. Гамзатова.

(1 час)

Тема 12.3.

Поэзия Б. Окуджавы и А. Вознесенского.

Тема 12.4.

Поэзия В. Высоцкого.

(1 час)

Содержание учебного материала

2

Практическая работа № 12: Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы,

жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов,

развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в

поэзии 1950—1980-х годов.

Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.

2

Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического

героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова.

Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.

Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие

лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.

Поэзия В. Высоцкого. Авторская песня.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 16: Анализ одного из стихотворений. Выучить наизусть

2

Раздел 13. Драматургия 1950-1980-х годов. (4 часа)

Тема 13.1.

Особенности драматургии 1950- 1980-х г. (1 час)

Тема 13.4.

А. В. Вампилов. (1 час)

Содержание учебного материала

2

Практическая работа № 13: Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным

проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание

драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия.

Тема любви в драмах А. Володина,

Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970-1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма».

2

Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная

проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».

Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя.

Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова.

Тема 13.2.

А. Т. Твардовский.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор

творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии

Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий

аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности».

2

Тема 13.3

А. И. Солженицын.

(2 часа)

Содержание учебного материала

2

Практическая работа № 14: Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного).

Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образе Ивана Денисовича.

2

Рассказы «Матренин двор», «Не стоит село без праведника»

Раздел 15. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов. (2 часа)

Тема 15.1. Общественно- культурная ситуация в России конца 20-начала 21 века.

(1 час)

Тема 15.2. «Задержанная» и «возвращенная» литература.

(1 час)

Содержание учебного материала

2

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов.

2

«Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича.

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, Т. Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Драматургия постперестроечного времени.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 17: Сообщение на тему: «Рок-поэзия 90-х»

3

Итоговое занятие

Дифференцированный зачет

2

Итого

117ч

        

        Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • рабочая меловая доска;
  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал).

Технические средства обучения:  

  • ПК;
  • Видеопроектор;
  • проекционный экран.

3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

1. Примерная программа по дисциплине ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА.

2. Нормативно-правовая документация

3.Учебно-програмная, планирующая документация

4.Учебно-методическая документация.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 

Обернихина Г.А. Литература. Учебник Ч 1,2 – М, «Академия»,  2018

Обернихина Г.А. Литература. Практикум – М, «Академия»,  2018

Литература 11 класс 1 часть        под ред. В.П. Журавлёва «Просвещение» 2014

Литература 11 класс 2 часть        под ред. В.П. Журавлёва «Просвещение» 2014

Произведения русских писателей.                

Русская литература в кратком изложении.

        

                

Дополнительная литература:

Агеносов В.В. и др. Русская литература XX в. Учебник. Ч. 1,2.11 кл. - М.: «Дрофа», 2011.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. - М.: «Просвещение», 2011.

Интернет ресурсы:

http://www.therules.ru/

http://www.allene.ru/edu/ruslang2.htm

http://www.gramota.ru/

http://www.klassika.ru/

http://writerstob.narod.ru/writers.htm

http://nsc. 1 september.ni/2003/04/5.htm

http://www.gramma.ru/

http://www.krugosvet.ru/

http://www.school-collection.edu.ru/

http://www.spravka.gramota.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Предметные:

− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных
и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.

Различные формы опроса на аудиторных занятиях
Внеаудиторная самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий. Домашняя работа.

Рефераты, доклады, эссе, презентации по заданным темам.

Текущий контроль в форме устного опроса, защиты практических заданий, творческих работ, контрольных и тестовых заданий по темам учебной дисциплины.
Итоговая аттестация по дисциплине проходит в соответствии с учебным планом по специальности (экзамен)

Личностные:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий.
Экспертная оценка выполненных презентаций, выполнение индивидуальных заданий, оценка рефератов и докладов.
Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);
Самооценка, направленная на самостоятельную оценку студентом результатов деятельности.

Метапредметные:

− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Планирование и самостоятельное выполнение работ, решение проблемных задач; выполнение работ по образцу, инструкции или под руководством; узнавание ранее изученных объектов и свойств.

Составление презентаций,
 схем и таблиц, выполнение рефератов.
Опрос по индивидуальным заданиям
Отчёты по самостоятельным работам.

Оценка уровня усвоения обучающимися материала тем при защите отчетных работ и других видах промежуточного и итогового контроля

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: на практических занятиях (при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т.д.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебной дисциплины "Литература" для специальностей 151901 Технология машиностроения, 150415 Сварочное производство

Программа разработана на основе Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего професс...

Методические рекомендации по написанию дипломной работы специальность Сервис на транспорте

ВКР – это законченное теоретико-практическое исследование одной из актуальных экономических проблем. Она должна содержать научный анализ действующего законодательства и научно-методической литературы,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ  ЛИТЕРАТУРА  СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО...

Рабочая программа по литературе 11 класс для специальной школы

Представлена рабочая программа   по литературе  11 класс...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Литература" для специальности СПО

Рабочая программа по учебной дисциплине "Литература" для групп  СПО на базе основного общего образования.  Данная программа разработана для групп: 29.02.04 «Конструирование, моделирование и...

Рабочая программа ОГСЭ.04 для специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.06 Сервис на транспо...

Рабочая программа по астрономии для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте

Рабочая программа по астрономии для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте...