Конспект урока в 11 классе по подготовке к ИС "Как сформулировать тезис ИС"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Намдак Ай-кыс Шолбановна

Подготовка к итоговому сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_podgotovke_k_is.docx16.97 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_po_is.pptx270.41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе

Тема: «Как сформулировать тезис?»

Цели урока: научить учащихся писать тезис сочинения; развить навыки работы над сочинением; развить речь через формулировку своего мнения (тезиса); воспитать ответственное отношение к учебе, к своему труду.

Оборудование: ноутбук, презентация.

Методы обучения: словесные (беседа, слово учителя), наглядные (демонстрация образца, показ способа действия), практические (упражнение).

Ход урока

  1. Оргмомент.

- Добрый день, дорогие выпускники и уважаемые гости. Вы присутствуете на уроке по подготовке к итоговому сочинению. Я предлагаю вам рассмотреть сегодня со мной тему «Как сформулировать тезис?»

2. Работа по теме.

Вступительное слово учителя. Мы рассмотрели все 5 направлений итогового сочинения 2020 г., написали подробный план итогового сочинения. Переходим сейчас к практической части – к работе над самим сочинением, над его структурными элементами.

Тезис – первый структурный элемент сочинения. Что это значит? Это значит, что он должен быть во введении, т.е. в 1-ом абзаце.

- Что же такое тезис? (ответы учащихся)

Объяснение материала.

Тезис – основная мысль, которую нужно доказать. Это ответ на вопрос темы.

Как показывает опыт предыдущих лет, чаще всего темы в итоговом сочинении формулируются в виде вопроса, например, в нашей зоне (в нашей республике и близлежащих территориях) в 2019 году были следующие темы:

- Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли вы его позицию?

- Можно ли жить без надежды на лучшее?

- Как связаны добро и благородство?

- В чем проявляется смирение?

- Нужны ли подвиги во имя любви?

Тезис в сочинении – это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части. Тезис нужно  писать в конце введения.

  1. Формулировка тезиса.

- Что нужно сделать, чтобы правильно сформулировать тезис? (ответы учащихся)

Во-1-х, выделить ключевые слова, например:

Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли вы его позицию?

- Можно ли жить без надежды на лучшее?

- Как связаны добро и благородство?

- В чем проявляется смирение?

- Нужны ли подвиги во имя любви?

Во 2-ых, подобрать аргумент из литературы.

1) Рассмотрим пример: «Может ли любовь принести человеку разочарование?» («Я и другие»)

- Выделите ключевое слово (Любовь).

Начинаем подбирать аргументы – вспоминать произведения.  Мы можем написать о Чацком из комедии «Горе от ума». Молодой человек любит дочь Фамусова – Софью, которая предпочла ему Молчалина. Чацкий признается в любви, но она его не отвергает. Чацкий, узнав о том, что слухи о его сумасшествии пустила именно она, окончательно в ней разочаровывается.

Вторым аргументом можно написать о романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Евгений, привыкший к праздному образу жизни, не готов к ответственности. Татьяна, искренне полюбившая Онегина, разочаровалась в любви, в нем.

Таким образом, любовь может принести разочарование.

Мы только ответили на вопрос. Нам надо написать предложения, которые приведут к этой мысли, т.е. введение. Для этого давайте ответим на вопрос «Что такое любовь?». 

- Любовь – это чувство привязанности, чувство глубокой симпатии, способное возвысить человека.

- Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека?

- Она играет важную роль. Любовь делает человека счастливым, наполняет его жизнь смыслом. Любящий человек стремится к добродетели.

- Способно ли такое возвышенное чувство принести боль, страдания и разочарование? (Да).

(Что такое любовь? Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека? Способно ли такое возвышенное чувство принести боль, страдания и разочарование? Эти и другие вопросы возникают при размышлении над предложенной темой. По моему мнению, любовь, к сожалению, способна принести разочарование.)

2) Формулировка тезисов.

- Согласны ли вы с высказыванием А.П.Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека?» («Время перемен») / Я полностью согласен с этим высказыванием. Действительно,…

- Как вы понимаете утверждение: «…» / Я понимаю это утверждение так:…

- Почему люди боятся перемен? / Я считаю, что люди не хотят принимать ответственность, связанную с ними.

3. Закрепление

Сформулируйте тезисы:

1вариант «Трудно ли быть самим собой?»

2вариант «Что помогает человеку найти свой путь?»

  1. Подведение итогов урока

- О чем вы сегодня узнали?

- Что вам запомнилось?

Домашняя работа: Написать сочинение на тему «Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современного человека?».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к итоговому сочинению

Слайд 2

Тема: Как сформулировать тезис? Двадцать первое ноября.

Слайд 3

научиться писать тезис сочинения; развить навыки работы над сочинением; развить речь через формулировку своего мнения (тезиса); воспитать ответственное отношение к учебе, к своему труду. Цели урока:

Слайд 4

Что такое тезис?

Слайд 5

основная мысль, которую нужно доказать; ответ на вопрос темы. Тезис - это

Слайд 6

- Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли вы его позицию? - Можно ли жить без надежды на лучшее? - Как связаны добро и благородство? - В чем проявляется смирение? - Нужны ли подвиги во имя любви? Темы итогового сочинения 2019 года:

Слайд 7

Тезис в сочинении – это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части. Тезис нужно писать в конце введения.

Слайд 8

1) выделить ключевое слово: Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли вы его позицию? - Можно ли жить без надежды на лучшее? - Как связаны добро и благородство? - В чем проявляется смирение? - Нужны ли подвиги во имя любви ? 2) подобрать аргумент из литературы. Формулировка тезиса:

Слайд 9

«Может ли любовь принести человеку разочарование?» («Я и другие ») Пример:

Слайд 10

Что такое любовь? Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека? Способно ли такое возвышенное чувство принести боль, страдания и разочарование? Эти и другие вопросы возникают при размышлении над предложенной темой. По моему мнению, любовь, к сожалению, способна принести разочарование. Введение

Слайд 11

- Согласны ли вы с высказыванием А.П.Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека?» («Время перемен») / Я полностью согласен с этим высказыванием. Действительно,… - Как вы понимаете утверждение: «…» / Я понимаю это утверждение так:… - Почему люди боятся перемен? / Я считаю, что люди не хотят принимать ответственность, связанную с ними. Примерная формулировка тезисов

Слайд 12

1вариант «Трудно ли быть самим собой?» 2вариант «Что помогает человеку найти свой путь?» Сформулируйте тезисы:

Слайд 13

Написать сочинение на тему «Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современного человека?». Домашняя работа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по общей физической подготовки 11 класс.

На уроке вся работа настроена на профилактику осанки,  развитие гибкости, которая которая так необходима девушкам старших классов....

План - конспект урока 7 класс. Тема: Подготовка выкройки к раскрою.

Тема: Подготовка выкройки к раскрою.Цель: Научить правильно,  сделать выкройку, выполняя практическую работу по подготовке выкройки к раскрою. Ход урока:Организационный момент...

Конспект урока по теме "Лексика. Подготовка к ГИА". 8 класс

Урок итогового повторения в конце учебного года. Все задания направлены на подготовку к ГИА. Материал содержит конспект и презентацию....

Конспект урока "Селекция и биотехнология. Подготовка к ЕГЭ" 11 класс

Конспект открытого урока по биологии. Тема: "Селекция и биотехнология Подготовка к ЕГЭ". Данный урок проводился в 2013г в рамках единого методического дня, посвященному подготовки учеников к сдачи ЕГЭ...

Конспект урока по теме "Лыжная подготовка" для учащихся 6-го класса

Тема урока: формирование двигательных навыков  при передвижении на лыжах и спусках и подъемах с гор....

План-конспект урока 7 класс, лыжная подготовка.

Обучение одновременному одношажному ходу, повороту на месте махом....