Мастер - класс "Развитие читательской грамотности учащихся"
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Мастер - класс по использованию приемов  формирования читательской грамотности на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

                                                                                   Урок – это зеркало общей и  

                                                                                 педагогической культуры учителя,

                                                                                    мерило его интеллектуального

                                                                                     богатства, показатель его  

                                                                       кругозора, эрудиции.

                                                                                                     В.А. Сухомлинский                                                                    

Программные документы последних лет указывают на то, что современное образование должно быть коммуникативно ориентированным, т.е. направленным на формирование приемов и способов коммуникации, овладение техниками анализа информации.   Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения является использование текста как высшей дидактической единицы. В связи с этим проблема восприятия и анализа текста обучающимися является одной из главных для учителя – словесника. Ведь дети должны научиться одновременно эмоционально переживать прочитанное и оценивать его содержание, проникая в авторский замысел. Работа с художественным текстом на уроке – один из способов интеграции и развития как предметных, так и метапредметных компетенций обучающихся.                                          Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы воспитать компетентного читателя на основе формирования у него читательской грамотности.                                                                         Читательская грамотность определяет способность обучающихся к осмыслению письменных текстов, рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития возможностей, активного участия в жизни общества.                                                                       Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать следующий вывод:      чтобы опереться на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у обучающихся должны быть сформированы две группы специальных читательских умений:

а) умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании свои суждения:

б) умения интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Работая на уроках русского языка и литературы над формированием данных читательских умений, стараюсь вооружить учащихся различными стратегиями работы с текстом.   (Учебная стратегия – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения.)                                                                                                                                          Так как работа с любым текстом предполагает три этапа: до чтения текста,  во время чтения текста, после чтения текста, то на каждом этапе обращаюсь к определённым                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 текстовым стратегиям.                                                                                                                                                                              1) Стратегии предтекстовой деятельности.                                                                                       Цель: постановка цели и задач чтения, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, мотивирование читателя, включение механизма антиципации -  прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.                                                                              

 2) Стратегии текстовой деятельности                                                                                                                   Цель: размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа  является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета, т.е. понимание текста и создание его читательской интерпретации.

3) Стратегии после текстовой деятельности.

Цель: применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации с авторским смыслом.

На данном уроке литературы в 11 классе по теме: «Разговор о памяти и о любви» предполагается использование различных продуктивных приёмов смыслового чтения на основе текста рассказа Н.С. Евдокимова «Стёпка, мой сын» с целью формирования у учащихся читательской грамотности.      

1. Этап предчтения.                                                                                                                                                                   На данном этапе используется прием ассоциаций, или «Мозговой штурм» с целью вхождения в тему, а также «Ориентиры предвосхищения» - смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.                                                     Высказывание предположений становится отправной точкой к разговору о произведении, затрагивает личностное восприятие учащихся, создает мотивацию к восприятию текстовой информации, позволяет решить проблему успешности в обучении, т.к. дает возможность ученику высказать свои предположения независимо от сложности рассматриваемого текста.    

  2. Этап чтения текста.    

               Эффективным приёмом является чтение с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующих частей текста. Таким образом осуществляется управление процессом осмысления текста.  Главным требованием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Таковым и является рассказ Н.С. Евдокимова.                                            

              3. Этап после текстовые обсуждения.

На этапе после чтения проводится после текстовое обсуждение с целью получения читательского отклика; идет обсуждение того, что узнали, выяснили, обучающиеся обмениваются мнениями, делают выводы.                                                                                   Приём, используемый на данном этапе:                                                                                   «Дерево вопросов». Учащимся будут предложены вопросы трёх видов. Такой подход обеспечивает личностно-ориентированное обучение, учитывает индивидуальность обучающихся. Все, кто ищет ответы на вопросы, могут представить свои мысли устно и в виде рисунка – схемы.                                                                                                                                                                                                            1 группа – вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста: Кто?.. Что сделал?.. Где?.. Когда?.. (Тонкие вопросы)

 2 группа – ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк (вопросы начинаются со слов Почему..? Как..? Какую роль..? и т. д.). (Толстые вопросы)

3 группа – суть этих вопросов – связать текст с жизнью, опытом обучающихся: Как текст связан с событиями в твоей жизни? Есть ли связь с тем, что происходит сегодня?

 На стадии рефлексии продуктивнее всего составление синквейнов  (синтез текстовой информации и её представление в краткой форме).

Итак, обучение приёмам смыслового чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение.

Развитие читательской грамотности обучающихся с использованием приемов критического мышления на уроке литературы

Тема урока: "Разговор о памяти и о любви". Рассказ Н.С. Евдокимова "Степка, мой сын".

Форма проведения: творческая мастерская погружения в текст.

Задачи:

  • Развитие аналитических умений работы с художественным текстом: извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой информации.
  • Формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции.
  • Воспитание духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.

Методическая цель:

  • Использование приемов и средств обучения, способствующих формированию читательской грамотности обучающихся..

Средства реализации методической цели:

  • Проблемный анализ текста, лингвистический анализ текстовой информации, рефлексивно – аналитические задания (определение ключевых слов-образов, синквейн, «портрет Войны», «портрет Мира»); приемы: «эпиграф», «яркое пятно»; полилог.
  • Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап                                                                                                    1. Эмоциональный настрой. Чтение стихотворения Д.Самойлова «Память»    (Слайд 1) по музыку М.Таривердиева.                                                                                                                                                         Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.

 - Какие ассоциации возникают у вас со словом война?

Страдание, смерть, страх, боль, мужество, героизм, предательство, трусость, кровь, дружба, любовь, память, верность, мир, долг, отвага, человечность, бесчеловечность, жестокость.                                                                                                                                                 2. Анализ эпиграфа как отправной точки полилога: (Слайд 2)    

    После войны мы рождены,
Ее не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны
(
Николай Дмитриев)

– Имел ли право поэт так сказать о нас с вами? Почему?                                                                                                                                                     3. Определение целей и задач предстоящей работы. (Слайд 3.)                                                        – Военная тема актуальна и сегодня, спустя почти 70 лет после Победы. Она будет волновать нас завтра и всегда, так как связана с темой памяти, памяти сердца. Хотя о войне уже сказано и написано немало, но писатели, особенно те, кто сам прошёл трудными дорогами войны, вновь и вновь возвращаются к ней.

  II. Организационно-деятельностный этап

1. Слово об авторе рассказа: (Слайд 4)    (Учащиеся знакомятся самостоятельно)

Николаю Семеновичу Евдокимову было всего 19 лет, когда началась война. Он был призван в армию, «не долюбив, не докурив последней папиросы». Попав в жестокие бои 1941–1942 гг., был контужен и демобилизован по ранению. Герои его книг (и в мирной и в военной жизни) – простые обыкновенные люди с сострадательной душой. На протяжении всего творчества он обращается к теме войны: «Случай в особняке», «Была похоронка», «Море – его земля», «Была война когда-то…», «Стёпка, мой сын». Писатель так объясняет своё желание рассказать о войне: «Испытав на фронте физические и нравственные потрясения, увидев смерть товарищей и сам стоя на грани смерти, я ощутил то, что лежит в основе всякого творения,- страдание А от личного страдания так близко к состраданию».

Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества.

                                                                                       

2. Прогнозирование

Название – это «входная дверь» текста. Как вы думаете, о чём может идти речь в рассказе с таким названием?

 3. Погружаемся в текст

1. Прочитаем текст, проведём диалог с автором и проверим наши предположения.   Чтение рассказа Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын». В ходе чтения с остановками ответить на вопросы:                                                                                                                                   а) Почему рассказ о событиях войны начинается с  описания мирной жизни?                                       б) Как вы думаете, чем закончится рассказ?

2. Наблюдаем и размышляем (проверка эмоционального отклика на рассказ и восприятия содержания прочитанного).                              

а) О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал?                    (Предполагаемые ответы)

- Рассказ вызвал щемящее чувство боли от того, что человеческое счастье так непрочно.

– Война жестока и безжалостна: она оборвала жизнь Анки и любовь героев, не дала родиться их сыну Степке: «Ничего не построит Степка! И ты его не жди, девочка на подоконнике. Он не придет никогда…».  - Война – это подвиг во имя будущего: «Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли… Мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться».

- В такое страшное время солдаты не очерствели душой, замечают вокруг себя красоту, берегут её, трепетно и бережно относятся к любви рассказчика с Анкой.

- Главное в рассказе – это любовь, умение любить даже в такое страшное время.                    Война отняла у рассказчика самое дорогое, но чувство к любимой не погибло: «…годы прошли, а мы вместе, всегда вместе».)

б) Как бы вы теперь назвали этот рассказ?                                                                                           «Стёпка, мой не родившийся сын».    

 г) В чем заключаются особенности композиции рассказа? Какова цель такого композиционного построения художественного текста?                                                                    – В рассказе два временных пласта: прошлое переплетается с настоящим. Вместе с рассказчиком мы, просыпаясь на рассвете, бредем по пустым московским улицам, затем мысленно переносимся в сорок первый год к озеру Селигер, в деревню Пустошка. Война давно закончилась, но не дает покоя память сердца: «Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще». Воспоминания о погибшей любимой, о не родившемся сыне Степке мучительны для героя, но именно память о прошлом помогает ему жить в настоящем. Без прошлого не может быть настоящего.

д) Жанр рассказа  предполагает  небольшой объём, поэтому каждое слово художественного текста несет смысловую нагрузку. Составьте, используя слова текста рассказа, портрет Войны и портрет Мира. Определите семантические поля.

– Портрет Мира:

«птицы – хозяева Москвы»
«запах цветов»
«жужжание пчел»
«сонные трамваи и троллейбусы»
«солнечный луч»
«строится дом»
«стук каблучков по асфальту»
«дом, пахнущий краской и хлебом»

– Портрет Войны:

«одни пепелища»
«цветы, пахнущие огнем»
«вершины сосен, срезанные снарядами»
«обглоданные осколками кусты»
«начинена смертью»
«окровавленная шинель»
«мокрая от крови»
«окаменевшие губы»

- В какие тематические группы можно объединить эти словосочетания и предложения?             – Жизнь и смерть.   Итак, рассказ построен на контрасте, в основе рассказа лежит такой приём, как антитеза. Что объединяет и связывает прошлое и настоящее в рассказе?                                                                                                                                                    - Память

е) Определите ключевые слова – образы прочитанного текста и установите между ними смысловую связь, чтобы представить целостную картину текста. (Работа в парах и у доски).                                                                                                                                           – Война, мир, жизнь, страдание, смерть, любовь, память.

Таким образом, мы составили кластер, или опорную схему этого рассказа, на которую проецируется содержание. Я надеюсь, она поможет вам на следующем этапе работы, который называется «Дерево вопросов». На нём расположились «толстые» вопросы, которые потребуют умения рассуждать, делать выводы, интерпретировать (объяснять) текст.          

Вопросы друг к другу.                                                                                                                                  1. Проблема патриотизма является одной из основных в рассказе. Докажите это текстом.       2. С какой целью автор использует образ травы в рассказе?                                                                   3. В чём на ваш взгляд заключается типичность образа Анки, какими лучшими качествами она обладает?                                                                                                                                             4. На какие размышления о судьбе любви на войне наводит рассказ?                                    5. Почему автор не просто рассказал историю гибели Анки, а придумал будущее, которого не случилось?                                                                                                                                                      6. Каким предстоит перед вами Стёпке, и почему рассказчик делает своего воображаемого сына строителем?                                                                                                                                                    7. В чём, на ваш взгляд, актуальность рассказа Н.Евдокимова?

 III. Рефлексивный этап.

1. - Что своим рассказом хотел сказать автор своим читателем, нам с вами?

Автор показал бесчеловечность и жестокость войны, её противоестественность для жизни человека. Война отняла у героя любовь, счастье, самых близких и дорогих ему людей, осталась только память, которую он бережно хранит в своём сердце. Она  поможет будущим поколениям не забыть подвиг народа в Великой Отечественной войне.

2.Составление синквейнов (синтез текстовой информации и ее представление в краткой форме).

 Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке одним словом называется тема (обычно это имя существительное)
  2. Вторая строчка – характеристика темы в двух словах (обычно это два прилагательных)
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строчка – это фраза из трех– четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной строкой)
  5. Пятая строчка – это синоним, повторяющий суть темы (одно слово).

 3. «Яркое пятно»: стихотворение Юлии Друниной.   Показ видеоряда.

На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
– Я еще, ребята, не жила…

И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать – это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко –
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.

Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности на основе исследования PISA.  Эта международная программа диагностирует результат...

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ - это образованные и успешные люди, о...

«Читательская грамотность учащихся на уроках английского языка»

Обмен опытом по развитию читательской грамотности учащихся на уроках английского языка...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...