Философские элегии К. Н. Батюшкова
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Виноградова Надежда Михайловна

Конспект урока по литературе по литературе для 10 класса, в котором представлена периодизация творчества Батюшкова. На примере философских элегий "К другу" и "Тень друга" показано высокое поэтическое мастерство и глубокий лиризм поздней лирики поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batyushkov.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №10

Тема: «Философские элегии К.Н.Батюшкова».

Цели:

  • дать периодизацию творчества К.Н.Батюшкова, охарактеризовать период его творчества после 1812 года;
  • на примере философских элегий «К другу», «Тень друга» показать высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм поздней лирики поэта;
  • совершенствовать умение анализировать лирическое произведение.

                                                          Ход урока

1.Оргмомент.

2.Беседа по материалам предыдущего урока.

3.Сообщение темы урока, постановка целей. Запись эпиграфа.

«Только дружба обещает мне бессмертия венок…» (К.Н.Батюшков)

4.Лекция учителя «Периодизация творчества К.Н.Батюшкова».

Учащиеся делают записи в тетради.

         Лирика Батюшкова – начало большого пути новой русской поэзии.

В его ст-ях  изображается душевная жизнь человека не как «малая» часть большого мира, как это было у поэтов-классицистов, а как мерило ценности этого мира. Для него поэзия – это «небесно вдохновенье», мир ясной и простой душевной гармонии. Любовь, молодость и красота являются олицетворением жизни. Батюшков первым до Пушкина пытался преобразовать литературный язык, сделать его лёгким, воздушным и благозвучным.

         Первый период тв-ва Батюшкова (1802-1812) – становление предромантизма. Ещё заметно ощутима связь с классицизмом. Основные жанры – послания, посвящения, стихотворения, отражающие анакреонтическую философию.

         Второй период (1812 –начало 1814).

        Патриотический порыв, охвативший поэта в период войны 1812 года, выводит его за рамки интимной лирики. Меняются и жанры: элегии, произведения эпистолярного жанра (т.е. написанные в форме писем).

Тягостная атмосфера войны, пожар и разрушение Москвы, личные невзгоды приводят впечатлительного Б. к душевному кризису. В стихах нарастают пессимистические мотивы. Он начинает больше размышлять о бренности жизни и неумолимости смерти, вспоминать военную молодость, погибших друзей.  Б. становится поэтом-философом, создаёт жанр исторической элегии.

         Третий период (середина 1814-1821).

        В этот период одним из главных жанров становится жанр исторической элегии. Грустный строй этих ст-ий отражает ужасы войны, тоску по погибшим, в то же время поэт воспевает подвиг русского народа, освободившего Европу от Наполеона. Анакреонтические мотивы почти исчезают из творчества Б.

                                                -2-

Период с 1821г. до конца жизни (1855г.) был связан с тяжёлой наследственной душевной болезнью. В это период Б. уже не творил.

5.Анализ ст-я «Тень друга».

        В ряду произведений Б., посвящённых войне 1812 года, самым психологическим ст-ем является элегия «Тень друга» (1814).

--Какое впечатление произвело на вас это ст-е?

--Какова тема ст-я?

(Личные переживания поэта, тоскующего о погибшем на войне друге)

Ст-е автобиографично. Элегия посвящена памяти Ивана Александровича Петина, боевого товарища Батюшкова, убитого в сражении под Лейпцигом на берегу реки Плейссы. Петин – типичный представитель лучшей дворянской молодёжи того времени, он учился в Благородном пансионе Московского университета вместе с Жуковским. У Батюшкова есть небольшое прозаическое произведение «Воспоминание о Петине», в котором он рассказывает, кем был для него этот молодой человек, как много он для него значил, как он был красив внешне и душевно.

        Спустя время Батюшков посетил могилу своего друга, тяжёлые впечатления отразились в элегии «Тень друга».

Выразительное чтение ст-я. Беседа. Словарная работа.

 --Обратите внимание на эпиграф. Какое значение он имеет?

--На какие смысловые части можно разделить ст-е? Какие два мира сопоставляются в нём? (Мир горний и дольний – небесный и земной).

-- Какие приёмы и изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания мира действительного и мира воображаемого? (Сон)

--Какова основная мысь, идея этого ст-я?

Автор приходит к выводу, что судьбу героя невозможно предать забвению.

Основная идея произведения совпадает с жизненной философией Батюшкова: «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной!..»

6. Анализ ст-я «К другу»

        Ст-е посвящено П.А.Вяземскому.

В строке «Где дом твой, счастья дом?..» речь идёт о доме Вяземского в Москве, где собирались поэты.

Выразительное чтение стихотворения.

--Почему ст-е можно отнести к философской элегии?

(Ст-е очень грустное, оно является размышлением о жизни смерти, о том, что всё преходяще, всё не вечно).

--В этой элегии автор по сути дела отказывается от тех анакреонтических мотивов, которыми была полна лирика первого периода его творчества.

Докажите это.

--Дважды в ст-ии звучит вопрос «…что прочно на земле?» и «Что вечно, чисто, непорочно?» Как же отвечает на этот вопрос поэт? вера пролила спасительный елей// В лампаду чистую надежды)

7.Домашнее задание.

Прочитать ст-е «К Дашкову». Приготовиться к его самостоят. анализу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Обучающая презентация .Н.А.Некрасов "Элегия"

Н.А.Некрасов "Элегия".Опыт анализа. Стихотворение...( Восприятие, оценка,истолкование )      Н.А. Некрасов – один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих п...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Элегия А.С.Пушкина "К морю".

В данной презентации содержится материал к произведению А.С.Пушкина....

статья "Ольфакторная образность в поэтическом мире К.Н.Батюшкова и В.И.Туманского (на примере нескольких стихотворений)"

АннотацияПредставленная статья посвящена изучению ольфакторных образов поэтов первой половины 19­ го века с целью раскрытия их главной функции в поэзии. Важна обонятельная сторона запахов, которые...

Ольфакторная образность в поэтическом мире К.Н.Батюшкова и В.И.Туманского (на примере нескольких стихотворений)

В статье исследованы ольфакторные образы в поэтическом мире К.Н.Батюшкова и В.И.Туманского. Были приведены примеры стихотворений и их сопоставление с целью рассмотрения запахов в их текстах и выполнен...