Слово о полку Игореве
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Шарова Елена Геннадьевна

Система уроков по "Слову о полку Игореве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_o_polku_igoreve.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

РЛР Особенности развития древнерусской литературы "Задонщина". Тема единения Русской земли. Путешествие к истокам Древнерусской литературы.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания (таблица)

2.Актуализация знаний учащихся.

 - Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествователъные произведения на церковно-славянском языке.)

- Какие произведения ДРЛ вы помните? («Повесть временных лет»)

- Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор)

- Какие жанры древнерусской литературы вы помните?

  1. поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях,
  2. повесть – рассказ о важных исторических событиях,
  3. слово – образец торжественного красноречия,
  4. хождение – рассказ о далёких путешествиях,
  5. житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.

3. Особенности ДРЛ (стр.5 – 6):

1. Историзм - литература основана на факте, героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица.

2. Религиозность – в основе литературы религиозные представления о мире

3. Этикетность – строение произведений, изображение героев подчиняется строгим правилам.

4.Анонимность - авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины: 1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты); 2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность - божий дар.

5. Вариативность. Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.

6. Духовность – внимание к человеческой душе, нравственным качествам человека.

7. Патриотизм.

4. История «Слова…».

Представьте, что вы живете в конце ХVIII века. Еще жива Екатерина Великая, которая заявляет, что покровительствует наукам и искусствам. Это время дворяне называют «золотым веком» Екатерины. Русские дворяне путешествуют, подолгу живут в Европе, наблюдают жизнь других народов. Русские люди чувствуют, с одной стороны, свою общность с народами Европы, с другой стороны, свое отличие от них, особенность своей национальной культуры. Возникает желание понять, в чем же причины этой особенности, и образованные люди России обращаются к истории своей страны. Так, Н.М. Карамзин, возвратясь из Европы, начинает писать повести на материале русской истории.

Известный любитель и собиратель русских древностей, член Российской академии наук граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”. Было это в 1792 году. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто. В древнерусской письменности не существовало разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания. Были такие буквы, которые исчезли из русского алфавита после реформы Петра I.

С текста литературного памятника — «Слова о полку Игореве» — сразу сделали список для Екатерины II. Через восемь лет, в 1800 году, стараниями нескольких ученых произведение было издано, а еще через двенадцать лет случилось непоправимое — единственный подлинный текст «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара. Оправившись после Отечественной войны, ученые начали сличать Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. Оказалось, что в них имеются многочисленные орфографические расхождения. В некоторых ситуациях эти расхождения вызывали затруднения при понимании смысла слов, возникли так называемые «темные места». Количество «темных мест» за десятилетия изучения этого произведения значительно сократилось благодаря усилиям ученых самых различных специальностей, вплоть до историков, занимающихся вооружением.

Было сделано множество переводов «Слова о полку Игореве» — как дословных, так и поэтических, «Слову...» посвящено более пяти тысяч исследований — как статей, так и монографий. Каждый факт, упоминаемый в произведении, был десятки раз проверен историками и литературоведами. «Слово…» восхищает и притягивает внимание множества читателей.

Давайте попробуем с вами прочитать это произведение и хотя бы немного приблизиться к пониманию того, чем эти строки вот уже более двухсот лет приковывают к себе внимание огромного количества исследователей и просто любителей русской литературы.

5. Чтение вступления к «Слову о полку гореве»

1. Какая метафора лежит в основе вступления?

2. Какой принцип повествования избирает автор Слова...», вопреки традиции Бояна?

3. Какой временной диапазон автор предполагает охватить в своем произведении?

4. Какую цель ставит перед собой автор?

6. Д\З Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос)

Урок №2.

"Слово о полку Игореве": история открытия, историческая основа и проблематика.

Композиция и основные сюжетные линии "Слова"...

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Историческая основа «Слова...». Просмотр презентации.

Запись:

«Слово о    полку Игореве» посвящено неудачному походу против половцев  новгород-северского   князя Игоря Святославича в 1185 г.  

В походе участвовали его сын Владимир, брат Всеволод и племянник Святослав.

3. Комментированное чтение 1 части «Слова о полку Игреве»

Строфы 1—2.

1. Как характеризует князя Всеволода его ответ на предложение Игоря о походе? (Мы видим князя-воина, для которого главные ценности — семья и дружина.)

2. Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов:

Родились под трубами,

Росли под шеломами,

Выросли как воины,

С конца копья вскормлены.

Строфа 3.

3. Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением?

Строфы 4—5.

4. Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Строфы 12—13.

Здесь автор дает своеобразную периодизацию истории Руси: времена Траяна — язычество, годы Ярослава — период расцвета русского государства, Олеговы походы — начало разделения и смут.

Строфы 14—15.

Кульминация I части — роковая битва. Обратить внимание на традиционное для русского фольклора сравнение «бой—пир».

Строфы 16—20.

6. Объясните метафору «Игорь пересел из седла золотого в седло кощеево». (Кощей олицетворяет смерть. Игорь попал в плен, «умер» для своей земли, своего воинства. Но слово «кощей» означало и «кочевник» и даже «проклятый разбойник на лошади». В этом случае образ становится еще более зримым.)

7. В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?

Д/з

1. Готовиться к самостоятельной работе по 1 части «Слова…»

2. Прочитать 2 и 3 часть «Слова…» (с. 22-32)

Урок №3.

Переводы «Слова…». Д.С.Лихачёв и Е.П. Ерёмин о поэтике древнерусской литературы.

Ход урока.

1. Самостоятельная работа по 1 части «Слова о полку Игореве»

1. Какое историческое событие легло в основу «Слова...»?

2. Назовите знаки, предвещавшие беду войску князя Игоря ( 1 часть, 3-6) Почему он к ним не прислушался?

3. Чем закончился поход князя Игоря?

4. Строфы 19-20 части 1 посвящены Игорю и Святославу Киевскому. На чьей стороне автор  и почему? Включите в свой ответ цитату.

2. Композиция «Слова о полку Игореве»

Вступление.

1 часть. Поход Игоря.

- Сборы, предзнаменования

- Первый успешный бой

- Поражение, пленение князя

2 часть. Посвящена Святославу Киевскому - - идейный центр произведения

- Сон Святослава

- Толкование сна боярами

- «Золотое слово» Святослава - Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая их объединиться и дать отпор половцам

3 часть. Возвращение Игоря.

- Плач – заклинание Ярославны

- Выразительно прочитайте монолог Ярославны (часть III, строфа 1) и ответьте на вопросы:

- К каким силам природы обращается Ярославна? (К Ветру, к Солнцу, к Днепру.)

-В чем и почему упрекает она Ветер? (В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны.)

- Почему Ярославна обращается к Днепру? (Он силен и могуч — «каменные горы в землях половецких ты пробил», был верным союзником Святослава в его походе против половцев. Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)

- Почему к великому и грозному Солнцу Ярославна обращается со словами упрека? (Солнце всем дарит свет и тепло, но его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)

- Бегство из плена

- Расскажите о побеге князя. Кто выступает его союзником? Кто и почему преследует князя?

- Погоня Гзака и Кончака

- Слава князю Игорю

Д\З  Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным? (письменный ответ на вопрос)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....