ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИФА И ТРАНСЛЯЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
статья по литературе (6 класс)

Ермакова Юлия Дмитриевна

В статье рассматривается миф, его первичное восприятие учащимися 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ermakova_yuliya_dmitrievna.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

ЕРМАКОВА ЮЛИЯ ДМИТРИЕВНА

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИФА И ТРАНСЛЯЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается миф, его специфика и основные приемы изучения мифологии в школе в 5-6 классах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миф, мифология, античность, технология, специфика мифа.

Мифология есть необходимое условие

и первичный материал для всякого искусства…

Е.М. Мелетинский

Современная школа обновляется очень быстро. Обновляются и ее задачи. Главные функции и задачи литературного образования, заключающиеся в приобщении к достатку всемирной литературы, содействовать познанию духовных ценностей, развивать у школьников способность художественно воспринимать явления жизни, приобретают особое значение. В связи с этим становится важным изучение мифов на уроках литературы.

Мифы многослойны, они фиксируют стереотип нравственности человека и по сегодняшний день сохранили важнейшие, возникшие в древности, законы морали, именно по этой причине изучение мифологии помогает приобщать учащихся школы к главнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературного образования. Кроме того, мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов вошли в плоть и кровь художественной литературы, живописи, музыки.

Мифология (в своем абсолютном облике)  – настоящий универсум, образ жизни и полного необъяснимого в божественном образе, который сам по себе поэзия и все-таки для себя в то же время материал и стихия поэзии. Она (мифология) есть мир и, можно сказать, почва, на которой только и могут расцветать и произрастать произведения искусства. Только в пределах такого мира возможны устойчивые и определенные образы, через которые только и могут получить выражение вечные понятия [1, с. 20].

Мифы древней Греции изучаются в средней школе в рамках программы по литературе и истории. На уроках истории мифы затрагиваются вскользь, но как литературные произведения они изучаются довольно подробно.

Миф как самое первое явление истории культуры человечества является первооткрывателем курса литературы в 5 классе и предоставляет возможность дать начальное представление о теории литературы. Важным на данном этапе становится опора на непосредственное восприятие школьником художественного текста. Это описано в трудах Н.О. Корста [3], Н.И. Кудряшева [4], Н.Д., О.Ю. Богдановой [5], А.В. Дановского [5, с. 41–49], В.Г. Маранцмана [5], В.Ф. Чертова [5] и др.

Заинтересованность учащимися 5-6 классов к необычному толкованию природных явлений помогает им понять и принять принципы мифологического мышления и основные функции мифов. Действенная эмпатия школьников к понравившимся персонажам героических мифов дает возможность сопоставить их со сказочными героями, выявить один из признаков мифа – номинативность. Восприятие учениками старшего звена мифа как одного из способов интерпретации вечных тем и идей позволяет увидеть в мифе источник поэтической образности, внимание пятнадцатилетних школьников здесь направлено на проблемы заимоотношений между людьми – осознание общечеловеческого аспекта мифологии.

Специфика мифа представлена в литературоведческих и философских сочинениях как отечественных исследователей, так и зарубежных: Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни [7], А.Ф.Лосева [8], О.М. Фрейденберг [9], С.М.Телегина, Е.М. Мелетинского [1], Э.Б. Тайлора [10] и др. В данных научных трудах исследуется специфика мифологического мышления, интерпретируется миф в связи с вопросами поэтики, национального своеобразия, границ мифологии и религии, мифа и художественной литературы. Разработанные литературоведением научные основы изучения мифов еще недостаточно целенаправленно реализуются в практике современного преподавания литературы. Знание специфических особенностей мифа, основных мифологических сюжетов и персонажей становится опорой для изучения фольклора и некоторых произведений художественной литературы. Эта мысль звучала в работах В.И. Водовозова [11], В.Я. Стоюнина [12, с. 296-317]. С одной стороны, сопоставление литературы античности с жанрами фольклора, поиски мифологической основы сказок расширяют знания о мифологии и мифе в целом, с другой – помогают понять идею и проблему художественного произведения. Вопрос об учете внутрипредметных связей при изучении литературы поднимают Е.Д.Жирова [13], С.А. Зинин [14]. Среди причин обращения к мифологии при анализе художественных произведений наряду с углублением проникновения в текст, немаловажным является освоение учащимися индивидуально-творческого подхода писателя к материалу мифологии как одной из черт его поэтики. Однако, при всем при этом, проблема привлечения мифологии как фактора углубления анализа художественного текста в настоящее время является недостаточно разработанной.

     Казалось бы, зачем изучать какие-то древние сказки, посвященные непонятным богам, в которых все вымысел и нет практически ни слова правды. Многие школьники, которые именно так относятся к изучению древнегреческих мифов, совершают большую ошибку. Мифы несут в себе огромный смысл, и их значение нельзя недооценивать. Первая причина изучения мифов древней Греции заключается в том, что они вызывают интерес к языку древних греков и способствуют лучшему пониманию этимологии современных слов. Например, палеонтологи, изучающие динозавров, используют терминологию древнегреческого происхождения, а динозавры и все, что с ними связано, привлекают внимание многих детей. Второй причиной изучения древнегреческой культуры является возможность взглянуть на взаимосвязь различных аспектов уникальной цивилизации и богатой культуры Древней Греции. Это способствует расширению кругозора ребенка и повышению его уровня образования. Третьим аспектом, говорящим в пользу изучения мифов древней Греции, является то, что знание особенностей культуры древних греков помогает нам понять нашу собственную культуру, а чем культурнее и образованнее человек, тем больше дорог перед ним открывает этот мир.

     Литература (в оношении мифологии) – явление более позднее и вторичное. При обращении к ней человек (читатель) воспринимает как ее структурную основу и черты мифологического мышления, так и ее сюжетное оформление. Поэтому в письменно оформленной литературе часто встречаются и образы мифологии, и мифологические сюжеты, первоначальное смысловое наполнение которых утрачено еще в древности. Миф находит свое воплощение на всех уровнях формы художественного произведения: в системе персонажей, деталях предметной изобразительности, сюжете, композиции, языковой образности. Это художественное воплощение мифа может варьироваться от отдельных аллюзий до воссоздания целостного мифологического или аналогичного ему сюжета. Большая часть ученых современности считает, что для мифологического сознания метафора вообще невозможна, так как миф не знает иносказания. Метафора же является «натуральным переводом» мифа в привычные, уже известные формы сознания личноти, и происходит это на этапе разложения мифологического мышления. Утрата «наивной» веры в мифологию ведет к различению чудесного и достоверного, к обособлению и осознанию вымысла, следствием чего является перестроение мифа в сказку, эпос.

Проанализировав учебники по литературе различных авторов (Коровиной В. Я., Бунеева Р. Н.), приходим  к выводу о том, что миф в школе изучается на различных ступенях обучения. В частности, в 5 классе предлагаются обзорные уроки по изучению мифов. Какую бы программу ни выбрал учитель, изучение мифов на протяжении всего курса литературного образования школьников (и в средних, и в старших классах) может проходить в несколько этапов:

1. «Открытие» понятий «миф», «мифология», «мифологемы».

2. Изучение мифов разных народов. Знакомство с этапами развития мифов: 1) боги – силы природы, прежде всего стихии – огонь, вода, земля, воздух, все, что окружало человека: горы, реки, деревья; 2) божественные силы природы в облике животных; 3) боги, представленные в человеческом образе; классификацией мифов:

- космогонические (происхождение мира);

- астральные (о планетах и звездах);

- календарные (смена времен года и т.п.);

-мифы, объясняющие судьбы заключенного в человеке божественного начала – души;

- мифы о будущем;

- этиологические (причинные);

- мифы о героях. При сопоставлении разных мифологий учащимся 5-6-х классов вполне по силам выявлять особенности циклов, запоминание же терминов не является обязательным.

3. Поиски мифологических образов, мотивов в фольклорных произведениях. Разгадывание смысла образов – символов. Выявление отличий мифов и фольклора.

4. Нахождение в литературных произведениях отражения мифологических и фольклорных мотивов, образов, исследование их роли в системе нравственно-художественных ценностей литературного произведения. Определение общих и отличительных признаков понятий «миф – фольклор – литература». Условно можно выделить направления, по которым будет идти знакомство с мифами, их освоение на первом этапе изучения и углубление на последующих этапах: Миф как форма познания древним человеком действительности, донаучное объяснение мира, отражающее связь с природой. Миф как повествование о быте, нравах, верованиях древнего человека. Миф как источник нравственных ценностей. Миф как рассказ, обладающий художественными особенностями. Миф как источник тем, идей, образов для созданий произведений искусства. У школьников к концу изучения данной темы должно сложиться целостное представление о мифе, тогда как на одном уроке работают в 2-3 направлениях, потому что невозможно охватить все. На вводном занятии необходимо определить круг вопросов, рассмотрение которых поможет формированию у учащихся понятия «миф». На этом этапе будут актуализированы следующие приемы: рассказ учителя или анализ литературоведческой статьи, если в ней достаточно полно освещена тема; поиск ответов на предложенные учителем вопросы (в статье, а затем в дополнительном материале); составление плана статьи или лекции учителя. В любом случае круг вопросов будет примерно таким: Причина возникновения мифов. Что такое мифы, мифология? Роль мифов для древнего человека (функции мифов). Почему мифы разных народов имеют общие черты? Какие? В чем заключается своеобразие той или иной мифологии? Причины различия. Значение мифов в нашей жизни (для современного человека). Источники изучения мифологий. Данные ключевые вопросы в дальнейшем позволят обобщить, систематизировать изученное. Моделирование понятия может стать одним из основных способов в постижении мифа. В каждой конкретной мифологии цельная картина мира обогащена бесчисленными деталями, но главные законы неизменны. И чтобы их освоить, важно понять, что мифы состоят из маленьких смысловых частиц – мифологем, из них, как дом из кирпичиков, выстраивается единый миф. При изучении какой-либо мифологии учащимся предлагается создать обобщающую картину мира в виде рисунка – символа, на следующих уроках – иллюстрацию, изображающую мир другой мифологии (прием «творческое оформление открытий урока») и т.д., а на обобщающем занятии вычленить общие и отличительные признаки мифов разных народов, общее – отразить в модели мифа. Возможен и обратный порядок изучения мифов: от модели к ее пополнению специфическими особенностями мифологий разных народов. Помощь учителя может заключаться в вопросах, позволяющих учащимся сконцентрироваться на главном.

- Как вы представляете себе мир, свет, то, что вас окружает? Постарайтесь забыть о том, что живете на планете и она вращается вокруг оси и вокруг солнца. Попробуйте охарактеризовать мир таким, каким вы его видите. На какие части можно разделить его? Как выглядит пространство? (Центр, верх, низ, правая и левая стороны.)

- Из чего состоит мир? Каковы его первоэлементы? (Земля, вода, огонь, воздух.) Как возник мировой порядок?

- Где находится человек в этом пространстве? Как он появился?

- Каков центральный образ в данной мифологии? (например, Мировая гора – в древнегреческой, Мировое древо – в славянской.)

- Какие функции выполняет Мировая гора? (разделяет добро и зло, жизнь и смерть.)

- Какие боги наиболее почитаются в данной мифологии? Почему?

- Какие боги олицетворяют зло? Почему?

- Каковы отношения человека с богами (природой)?

- Почему люди стремятся приобщиться к миру богов? Познание неувядающей красоты мифа станет более глубоким и ценным, если применять разные формы деятельности (индивидуальную, групповую), приемы, создающие ситуацию творчества. Следует использовать вопросы и задания, вызывающие эмоциональный отклик, сопереживание, побуждающие к самостоятельной деятельности. Актуальными могут стать подобные задания: различные виды пересказов, изложений с творческим заданием; сообщения, доклады, стимулирующие поисковую деятельность («Источники изучения мифов», «Миф в нашей жизни», «Солнце и луна в древних мифологиях», «Животные и птицы в мифах», «Славянские боги» и т.п.); инсценирование мифа. Мифы позволяют постоянно обогащать словарный запас учащихся, так как полны ярких, образных выражений, живущих и поныне во всех языках мира. Необходимо помочь школьникам понять феномен языка мифов, отражающий богатство, самобытность, своеобразие культуры разных народов. Пятиклассники и шестиклассники еще достаточно восприимчивы к языку, не утратили чувства слова, поэтому вполне закономерна работа над словом, задания на введение фразеологизмов, слов, ставших (например, Орфей – синоним замечательного певца-музыканта; Пегас – символ поэтического вдохновения) в речь школьников. Работа по развитию речи включает: ведение «Мифологического словарика»;  высказывания, устные и письменные, например, на тему «Мой любимый миф»; работа с именами собственными, ставшими нарицательными, с фразеологизмами. Приведем примеры таких заданий. Дать современное толкование фразеологизма, определить его происхождение (из какого мифа), придумать сюжет на современную тему с использованием фразеологизмов. Отгадать, о ком или о чем миф, сопоставив данные слова (задание, развивающее ассоциативное мышление), составить предложения:

- крылья, свобода, смерть (Икар);

- любовь, статуя, чудо (Галатея и Пигмалион);

-  бык, море, Европа (Европа и Зевс);

- титан, огонь, благодарность (Прометей); Эгоизм, озеро, цветок (Нарцисс);

- Эрот, испытание, душа (Амур и Психея). Примеры ответов учащихся: крылья свободы принесли Икару смерть, огромная любовь Пигмалиона к созданной им прекрасной статуе сотворила чудо и оживила ее.

- Связать слова в одно предложение, используя их переносный смысл: Афродита, сизифов труд (Сизифов труд – достичь красоты Афродиты, если душа темна. Она хотела стать прекрасной, как Афродита, но это оказалось сизифовым трудом, потому что не смогла исправить дурной характер.); узы Гименея, Адонис; Авгиевы конюшни, кануть в Лету; Прометеев огонь, Морфей; Танталовы муки, Терпсихора.

- Найти синонимы, антонимы в группе фразеологизмов, дать толкование: Сизифов труд, олимпийское спокойствие, танталовы муки, нить Ариадны, панический страх, Дамоклов меч, полет Икара, Прометеев огонь, бочка Данаид, геркулесов труд. Мифы разных народов – сокровищница культурных и нравственных ценностей. Чтобы ребята ощутили это, учитель задает на уроках вопросы, заставляющие задуматься над таким нравственно-философскими категориями как счастье, смысл человеческой жизни, подвиг, идеал и т.д. Формулирование вопросов происходит таким образом, чтобы школьники учились сравнивать, обобщать, выражать свою точку зрения. - Что объединяет мифы «Прометей», «Дедал и Икар», «Подвиги Геракла»? Сформулируйте идею мифов. (Мифы о вечном стремлении к идеалу, к подвигу, к достижению высоких целей.)

- Чем похож Орфей и Фамир? Чем они отличаются? Почему Фамир осужден музами? (Талант не оправдывает презрения к близким.) Почему погибает Орфей? В совместной деятельности выделяется то, что понятно, несмотря на огромный исторический и культурный разрыв между поколениями древнего и современного миров. Выявляется «вечное», неизменное, общечеловеческое, замечается и то, что является важным для людей древней эпохи, но исчезло или изменилось со временем. Таким образом, преодолевается наивность представлений учащихся о мифах. Ученики лучше поймут роль мифов в развитии историко-литературного процесса, если привлекать для обсуждения художественные произведения, в которых так или иначе отражены изучаемые на данный момент мифы. Таким образом, учащиеся замечают, что использование писателями и поэтами мифологических тем, образов, сюжетов помогает точнее, ярче, выразить авторскую позицию, а, в свою очередь, мифы получают новую жизнь в современных идеях. Безусловно, разнообразят и обогатят уроки и использование произведений других видов искусств на мифологические темы, знакомство с ними поможет понять учащимся, каково же влияние мифов на развитие культуры в целом. На завершающем занятии, когда обобщены знания о мифах, изучены многие фольклорные жанры, известны специфические особенности литературных произведений, ученикам предлагается составление таблицы, в которой систематизируются представления о мифе, фольклоре и литературе, выявляются взаимосвязи, обозначаются общие и отличительные черты понятий. Различные проверочные работы, в том числе и тесты, позволяют оценить уровень освоения учащимися данных понятий. В дальнейшем освоенные понятия помогут воспринимать произведения русской и зарубежной литературы в историко-литературном процессе, ведь нет, пожалуй, ни одного произведения, где бы ни встречались мифологические или фольклорные темы, образы, языковые средства. Миф и фольклор – это благодатная тема для развития творческих способностей учащихся. На уроке и во внеклассной работе ребята привлекаются к исследовательской и проектной деятельности. Учащиеся выбирают тему для исследования, работают по одному, в паре или группе в течение года, представляют результаты на уроках и школьных конференциях. Нет необходимости доказывать, какой воспитательный гуманистический потенциал имеет обращение детей к духовной культуре народа. Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости. Собрав разнообразный материал, обработав его, ученики создают сценарий, например, «Масленица», «Праздник Ивана Купалы» и т.п. По сценарию создается театрализованная игровая программа, которая представляется одноклассникам и учащимся начальной школы «Обращение к истокам культуры разных народов раздвигают горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость и косность, освобождается от вражды и подозрительности», – нельзя не согласиться со словами В.П. Полухиной [15], удивительно точно передающими гуманную сущность культуры, в частности, мифов, фольклора.

    На данном этапе осуществляется раскрытие главных свойств мифа: попытки древнего человека объяснить явления окружающего мира (этиологическая функция), строгая подлинность; идентификация предметов и образов, отсутствие скрытого смысла; олицетворение природы; антропопатизм абстрактных понятий в образах богов.

     Ученики «следят» над «жизнью» мифа в литературе, знакомятся с видами мифов: творения, календарные, героические. Здесь важно правильное представление о  понятии «цикл мифов [2, с. 145].

      Благодаря урокам по изучению античной литературы учащиеся овладевают выразительными средствами языка: поэтические приемы, пришедшие из мифа – олицетворение, сравнение, метафора, гипербола, включают в речь фразеологизмы мифологического происхождения.
   Виды деятельности учеников на данных уроках различны: интерпретация смысла мифа; сопоставление со сказкой и с произведением искусства; творческий пересказ мифа; составление мифологического словарика; рассказ о герое мифа.

     Важная функция при изучении мифов в школе отводится приемам сравнения (мифа и сказки, мифов разных видов, определений мифа, мифов различных культур, мифа и его интерпретации в искусстве) и составления собственных мифологических словарей, а также самостоятельной работе учащихся со справочной литературой. Значимыми становятся не только отдельные виды предлагаемых работ на уроке, но и последовательная система заданий, способствующих конкретизации полученных теоретических знаний, развитию умений анализа текста, исследовательской деятельности, обогащению речи учащихся, что в конечном итоге обеспечивает динамику литературного развития школьника.

     В отборе мифов для изучения в 5-6 классах составители программ учебников учитывали их познавательную, воспитательную, эстетическую ценность, образовательное значение с точки зрения формирования специальных умений, особенности восприятия мифов школьниками и, кроме того, неоднородность текстов по степени их близости собственно мифам.

     Решая задачи формирования начальных представлений о мифологии, в 5 классе обращаются к славянским мифам «Сотворение земли», «Солнце» и греческому «Персей и Атлас».

      Изучение мифологии в 6 классе направлено на углубление знаний о мифе и формирование представления о нем как общекультурном явлении путем сопоставления взглядов на мир разных народов.

     Беседа, предваряющая изучение «Подвигов Геракла», подтверждает, что знакомство с мифами вызвало интерес у школьников и они самостоятельно прочитали мифы из древнегреческих сборников (особенно увлекли их мифы о Персее, Тесее, Прометее, Геракле). Обращаясь к образу Геракла, следует остановить внимание учащихся на способе его создания (гиперболе), на качествах героя. Шестиклассники делают акцент не только на силе, находчивости Геракла, но и его коварстве и жестокости, отмечая его отличие от сказочного героя: «настоящий герой сказки никогда не совершает зла, потому что зло наказывается». В ходе аналитической беседы по «Подвигам Геракла» учащиеся дают определение понятию «цикл мифов» - «несколько законченных по своему содержанию мифов, рассказывающих историю жизни какого-либо одного мифологического персонажа».

Сопоставление мифов с отрывками из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера дает возможность определить некоторые признаки отличия мифа от произведения художественной литературы. Сопоставление истории об Арионе со стихотворением A.C. Пушкина «Арион» [16, с.537-584] помогает учащимся научиться транслировать мифологические образы на систему образов различных писателей.

Вывод об общей идее всех мифов творения как переходе от неорганизованного Хаоса к упорядоченному Космосу рождается из сопоставления славянского «Сотворения земли», греческого «Происхождения мира и богов», индийского «Творения». Выяснение общих черт мифологических сюжетов и образов, нахождение выражений, синонимичных древнеиндийскому «Череда ночи и дня приносит забвение горя», убеждает школьников в сходстве взглядов разных народов, свидетельствует о том, что многие пословицы и поговорки уходят своими корнями в языческое прошлое народа, приводит учеников к мысли, что «древнего человека, независимо от того, где он живет, волнуют одни и те же вопросы».

Изучение темы «Мифы народов мира» завершает урок по поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», на котором выявляется степень усвоения знаний и сформированности умений. Ученикам можно предложить ответить на вопрос: «Почему поэма включена в тему «Мифы»?», здесь ученики 6 класса показывают знания основных признаков мифа, демонстрируют умения интерпретировать смысл мифа, определять его место в мифологической системе. Наблюдение учащихся над образом главного героя свидетельствует об их умении проводить параллели между мифами разных культур и сопоставлять образы. Анализ языка поэмы в замечательном переводе И.А.Бунина [17,с.427-453] позволяет выявить специфику произведения художественной литературы в сравнении с мифом.

Изучение мифов в современной школе приобретает особое значение. Это связано это с тем, что интерес к мифологии – к духовной культуре прошедших эпох, в наше время заметно усилился. Каким был внутренний мир человека того времени, каково было его мировоззрение? В этом вопросе еще очень много неясного и неизученного. Мышление человека всегда обращается к мифам, когда противостоит новым ситуациям, не находящим иного объяснения. Мифы образуют системы. Ядром большинства систем являются мифы о происхождении и устройстве вселенной. В них нашёл отражение духовный мир древнего человека, его попытки обобщить доступные ему знания об окружающей действительности.

Литература

  1. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Мелетинский, Е.М. – /М.: Наука, 1976. — 18 с., 20с.
  2. Вдовина, О.А. Литературоведческие основы изучения мифов на уроках литературы в 6 классе // Актуальные проблемы стандартизации образования на региональном уровне. - Пенза,1998. - 145с. - С.99 - 102. - 0,2 п.л.
       3.
    Корст, Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. - М., 1969
  1. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1981. – 190с.
  2. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с
  3. Дановский, А.В. К вопросу о развитии речи старшеклассников при формировании у них историко-литературных понятий // Развитие речи учащихся на уроках литературы / под ред. Н. В. Колоколь- цева. – М., 1980. – С. 41–49.
  4. Потебня, А.А. Слово и миф / Потебня, А.А. – М.: Правда, 1989 .- 624 с.
  5. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / Лосев, А.Ф. –М.: Правда, 1990. – 144 с.
  6. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности / Фрейденберг, О.М. – М.: Восточная литература РАН, 1996. – 782 с. 
  7.  Тэйлор, Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Тэйлор, Э.Б. –Смоленск: Русич, 2000. – 624 с.
  8. Водовозов, В. И. Избранные педагогические сочинения / Водовозов, В.И.; Сост. В. С. Аранский. М.: АПН РСФСР, 1986 – 632 с.
  9. Стоюнин, В. Я. О преподавании русской литературы / Стоюнин, В.Я. Избранные педагогические сочинения. – СПб.: Типо-литогр. и фотот. , 1991, с. 296-317.
  10.  Жирова, Е.Д. Внутрипредметные связи на уроках литературы // Преподавание литературы по новым программам. – Тула: Русское слово, 1997. – 188 с.
  11. Зинин, С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / Зинин, С.А. М.: Русское слово, 2004. – 239 с.
  12. Литература6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронноем носителе. В 2 частях (часть 1 и часть 2) / В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под редакцией В.Я. Коровиной. — 18-е издание — М. : Просвещение, 2011 год.
  13. Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина. // Временник пушкинской комиссии,- М.-Л.: Изд. АН СССР, 1941.- Т.6. С.537-584.
  14.  Тарасенков, А. О жизни и творчестве И.А.Бунина - 8 кн.: Тарасенков, А. Статьи о литерат., т. 2. М.: Гослитиздат, 1958, с. 427 - 453. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мифологические образы в поэзии А.С.Пушкина"

Данная презентация разработана ученицей  и  может быть использована  на уроках, посвященных  творчеству А.С.Пушкина...

Конспект флэштренинга по первичной профилактике табакокурения среди учащихся 3- 5 классов «Курить – здоровью вредить»

Флэштренинг «Курить - здоровью вредить» направлен на профилактику табакокурения среди младших школьников. Наблюдения показывают: многие учащиеся начальных классов  пробовали курить, о чем и расск...

Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы"

Методические приемы и наработки как  существенно развить у младших школьников навыков восприятия музыкального образа....

Мифологические образы в искусстве: Орфей и Эвридика

Мифологические образы Орфея и Эвридики в различных видах искусства - музыка, литература, изобразительное искусство...

Проверочная работа по теме "Первичный сектор экономики и сельское хозяйство" для учащихся 8 класса

Проверочная работа по географии для обобщения знаний учащихся 8 класса по теме "Первичный сектор экономики и сельское хозяйство"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пкрвичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни", предназначенна для учащихся 7-8 классов,составленна на основе школьной профила...