Использование ЭОР и ЦОР на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по литературе

Дубинина Евгения Александровна

Данная презентация была подготовлена для районного семинара учителей русского языка и литературы. Содержит основную информацию об испоьзовании ЭОР и ЦОР на учебных и внеклассных занятиях по предметам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ЭОР и ЦОР на уроках русского языка и литературы. Основная школа Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Горковская СОШ» Дубинина Е.А.

Слайд 2

Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь Китайская мудрость Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети. Ц ифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта “Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

Слайд 4

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Слайд 5

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Слайд 6

«Наборы цифровых ресурсов к учебникам» Под данной рубрикой находятся автономные локальные ЭОР (иллюстрации, схемы, таблицы и пр.), поддерживающие параграфы действующих печатных учебников. Предметная область «русский язык» представлена наборами ЭОР к учебнику и поклассовым практикам под редакцией В.В. Бабайцевой . «Русский язык. Практика», 5 класс, под редакцией Купаловой А.Ю.; «Русский язык. Практика», 6 класс, под редакцией Лидман-Орловой Г.К.; «Русский язык. Практика», 7 класс, под редакцией Пименовой С.Н.; «Русский язык. Практика», 8 класс, под редакцией Пичугова Ю.С.; «Русский язык. Практика», 9 класс, под редакцией Пичугова Ю.С.; «Русский язык. Теория», 5–9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.;

Слайд 7

Предметная область «литература» представлена наборами ЭОР к учебникам: «Литература. Начальный курс», 5 класс, Снежневская М. А., Хренова О. М.; «Литература. Начальный курс», 6 класс, Снежневская М. А., Хренова О . М.; «Литература. Начальный курс», 7 класс, Беленький Г.И.; «Литература. Начальный курс», 8 класс, Беленький Г.И.; «Литература. Русская классика», 9 класс, Беленький Г.И

Слайд 8

«Инновационные учебные материалы» (ИУМ) М ультимедиа учебники и пособия, разработанные в соответствии с авторскими концепциями. Предметная область «русский язык» представлена следующими ЭОР: «Речевой этикет в ситуациях и заданиях», 5 класс; «Русский язык. 5-7 класс»; «Учим правила по алгоритму »

Слайд 9

Предметная область «литература» представлена следующими ЭОР : «XIX век Отечественная история, литература и искусство »; «Литература »; «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»

Слайд 10

«Инструменты учебной деятельности» Т ренажеры , а также средства создания, упорядочивания, визуализации и анализа информации. Предметная область «русский язык» представлена следующими ЭОР: Тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория»; Электронный тренажер по русскому языку

Слайд 11

Предметная область «литература» представлена следующими ЭОР: Инструмент разработки и анализа родословных «Живая Родословная»; Программный комплекс «ОС3 Хронолайнер»

Слайд 12

«Коллекции» Э лектронные сборники дидактических материалов, направленных на какой-либо вид учебной деятельности. Предметная область «русский язык» представлена следующими ЭОР: Диктанты по русскому языку; Материалы заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края; Морфология и орфография в таблицах; Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы (попали в эту коллекцию явно случайно); Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы; Тесты по орфографии и пунктуации

Слайд 13

Предметная область «литература» представлена следующими ЭОР : Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии; Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков; Зарубежная художественная литература; Звезды русской оперной сцены рубежа XIX-ХХ вв.; Из фонда редкой книги Отдела книжного фонда Государственного исторического музея; Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки; Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам; Культурное наследие. XVIII век ; Литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей»; Материалы Государственного исторического музея; Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и исторические реалии в западноевропейском искусстве;

Слайд 14

Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея; Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи; Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; Произведения искусства из собрания Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева; Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа; Произведения русской литературы XVIII - начала XX в.; Русская классическая музыка; Серебряный век русской культуры (Рисунок 1.8. «Коллекции по литературе для 5-9 классов»).

Слайд 15

Классификация ЭОР на основании жанровых и основных функциональных особенностей.

Слайд 16

Локальные автономные ЭОР Мультимедиа уроки, статичные и интерактивные иллюстрации, анимации, статичные, интерактивные и аудио учебные тексты, словари, статичные и интерактивные таблицы и схемы, электронные задания и тесты . Каждый из этих ресурсов можно просмотреть непосредственно со страницы ЕК или перенести на свой компьютер.

Слайд 17

Примеры: Мультимедиа урок « Имя существительное, его роль и значение. Что за часть речи имя существительное? »; Статичные и интерактивные иллюстрации: иллюстрация А. Блок Указательные местоимения Интерактивные тексты, задания, загадки: Причастный оборот - сложноподчинённое предложение Имя существительное

Слайд 18

Примеры: Учебные тексты: Лингвисты о причастии Виноградов В.В Словари: Употребление местоимений в речи Однозначные и многозначные слова Аудио материалы: Анненский И.Ф. Бронзовый поэт Интерактивные таблицы: Наречие Анимации: Приветствие и знакомство Тесты: Найдите начальную форму

Слайд 19

Электронные пособия открытой структуры С ложные учебные и учебно-методические комплексы, компонентами которых являются локальные автономные ЭОР, перечисленные выше. Каждый из компонентов можно просмотреть и перенести на свой компьютер, но для полноценной работы, как правило, необходимо установить на локальный компьютер все ресурсы подобного пособия.

Слайд 20

Примеры: Инновационный учебный материал Речевой этикет в ситуациях и заданиях , 5 класс; Инновационный учебный материал Русский язык. 5-7 класс .

Слайд 21

Электронные пособия закрытой структуры С ними можно работать только по заданным траекториям, их компоненты не подлежат извлечению. Например: Инновационный учебный материал Учим правила по алгоритму ; Инновационный учебный материал XIX век Отечественная история, литература и искусство ; Инновационный учебный материал Соната . Мировая культура в зеркале музыкального искусства .

Слайд 22

Типы локальных ЭОР по интерактивности: Статичные (фотографии , иллюстрации, таблицы, схемы, правила, определения, тексты, представленные в цифровом формате). Интерактивные ( благодаря технологиям мультимедиа и гипертекста обладают динамичным содержанием, возможностью, на основе гипертекста, интеграции различных форм представления информации (текст, иллюстрации, звук), наличием оперативной обратной связи обучаемого с их содержательными компонентами, позволяют нелинейно, выборочно, порционно подавать учебный материал). Аудиоресурсы (записи звучащей речи или музыки. В ЕК они представлены в формате MP 3)

Слайд 23

Интерактивные ЭОР Интерактивные иллюстрации , в отличие от статичных, активизируют внимание учащихся на ключевых моментах изучаемой темы за счет смены изображений и подписей к ним , добавления изобразительных и текстовых объектов , всплывающих комментариев

Слайд 24

Интерактивные анимации Анимации – это те же анимированные рисунки, эффект движения которых достигается за счет быстрой покадровой смены изображения. Следует сказать, что деление ЭОР на интерактивные рисунки и анимации условное, так как и на тех и на других изображение представлено в динамике. Анимации наглядно демонстрируют изменения, происходящие с единицами языка, служат для их семантизации , предлагают образец речевого поведения

Слайд 25

Демонстрационно-опорным материалом служат и интерактивные схемы . Они представляют собой схемы с текстовым сопровождением или просто текст (часто с графическими обозначениями) и состоят из сменных экранов, которые управляются кнопками «вперед»/«назад ». Интерактивная схема «Дополнение – обстоятельство»

Слайд 26

Интерактивная таблица является многокомпонентным электронным ресурсом, поддерживающим, как правило, параграф учебника в полном объеме или его значительную часть. Информационное наполнение интерактивной таблицы снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Интерактивные таблицы имеют несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности, а также комментарии к нему. Каждый уровень таблицы становится предметом для анализа, сопоставления, обсуждения. Учебные единицы, содержащиеся в ячейках ряда таблиц, озвучены и проиллюстрированы рисунками или анимациями . Порционная подача материала диктуется дидактическими целями: теорию можно подкрепить содержащимися внутри таблицы примерами или, наоборот, «спрятать» формулировку правила в одно из открывающихся окон.

Слайд 27

Интерактивные тексты. Разновидностями интерактивных текстовых ЭОР являются правила и определения, тексты и учебные словари. Теоретический материал, изложенный в интерактивных правилах и определениях , содержит трактовку терминов, подкрепляется примерами и иллюстрациями, которые скрыты в открывающихся вложениях

Слайд 28

Тренировочно -контролирующие материалы Ресурсы данного вида представляют собой электронные задания, снабженные помощью и механизмом обратной связи. Некоторые задания снабжены иллюстрациями. Основная функция заданий тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. В коллекцию входят как одиночные задания, так и тесты, представляющие собой систему электронных заданий.

Слайд 29

Видеофрагменты Использование видеоматериалов в образовательном процессе имеет многолетнюю историю. Наглядность, основанная на слухо -зрительном синтезе восприятия образа, легла в основу аудиовизуального метода преподавания учебных дисциплин. Учебные фильмы и отрывки из них сначала показывали с помощью видеопроекторов, а в последние годы стало возможно их воспроизводить на компьютере, чем, наверное, и объясняется появление видеофрагментов как вида ЭОР

Слайд 30

В заключение следует сказать, что созданный на настоящий момент массив ЭОР по предметам «Русский язык» и «Литература» позволяет расширить набор педагогических приемов и методов учителя, нацелить учащихся на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, совершенствования своих умений и ключевых предметных компетенций. Разнообразные типы и виды ЭОР обладают вариативностью использования, способствуют поиску эффективных форм организации учебной деятельности.

Слайд 31

Спасибо за внимание!

Слайд 32

В презентации использованы материалы лекции Руденко-Моргун О.И. Архангельская А.Л. Использование ЭОР в процессе обучения основной школы. Русский язык и литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы

Данный материал повысит интерес к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы....

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....