Природа как воплощение прекрасного в лирике А.А. Фета.
творческая работа учащихся по литературе (7 класс)

Федотова Евдокия Викторовна

Сочинение написано ученицей под руководством ФедотовоййЕ.В. о поэте, который писал об  удивительной красоте природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_pro_feta.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Класс (курс) обучения участника:

8 Класс

Тематическое направление

«Писательство -не ремесло и не занятие. Писательство-призвание».

(К. Паустовский): юбилеи российских писателей.

Жанр сочинения:

Эссе

Тема сочинения:

Природа как воплощение прекрасного в лирике А.А. Фета.

                                                                         Целый мир от красоты,

                                                                         От велика и до мала,

                                                                         И напрасно ищешь ты

                                                                         Отыскать её начало.

                                                                         Что такое день иль век

                                                                         Перед тем, что бесконечно?

                                                                         Хоть не вечен человек,

                                                                         То, что вечно, -человечно.

                                                                         А.А.Фет.

   Во все времена поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает души других людей, цветов и деревьев, делает человека добрее, красивее, передаёт им чувства любви и сострадания ко всем живым существам. Поэтому нельзя не любить стихов А.А. Фета, написавшего про обожжённые морозом георгины, про пушистую вербу, про ландыш серебристый, про одинокий дуб.

    Со стихотворениями А.А.Фета я познакомилась, ещё учась в начальной школе, затем в основной. Сейчас я ученица 8 класса. Творчество А.А.Фета открывается для меня совершенно по-другому: я вижу, насколько глубоки его стихотворения, понятны и интересны. Даже трудно поверить, что стихотворения, написанные в девятнадцатом веке, актуальны и востребованы в наше время. Он как бы опередил свою эпоху, стал предшественником и учителем поэтов последующих поколений. Человечество благодарно девятнадцатому веку за то, что он дал миру А.А.Фета, человека-поэта с высокими духовными ценностями.

    А.А.Фет «родился» поэтом. Замечательная художественная одарённость составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был «жаден до стихов», испытывая ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина. Хотя жизнь наносила поэту удар за ударом. Знакомясь с биографией А.А.Фета, я обратила внимание, что Фет общался с лучшими, с самыми образованными людьми своего времени: Апполоном Григорьевым –поэтом, Яковом Полонским –поэтом, Сергеем Соловьёвым-историком, Николаем Васильевичем Гоголем-писателем, Иваном Сергеевичем Тургеневым –писателем, Николаем Алексеевичем Некрасовым-поэтом, Дмитрием Васильевичем Григоровичем-писателем, Львом Николаевичем Толстым-писателем. Несомненно, этот круг общения имел важное значение для поэтических взглядов Фета. Поэзия стала внутренней потребностью, выражением его чувств, эмоций. Для него поэзия-это призвание, внутреннее состояние. Именно ему принадлежит развитие русской поэзии второй половины девятнадцатого века, вошёл в литературу как поэт, выражающий в своём творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы.

    Изображение природы -одна из главных тем лирики А.А.Фета. Удивляет то, как метафорично изображена она. Природа настолько очеловечена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Здесь всё живёт. Природа для человека- это всегда тайна. И чувства людей тоже загадочны. У Фета есть стихотворение «Шёпот, робкое дыханье», которое показывает, как через состояние окружающей среды можно дать почувствовать, что ощущает человек:

                                                                                     Шёпот, робкое дыханье,

                                                                                     Трели соловья,

                                                                                     Серебро и колыханье

                                                                                     Сонного ручья.

В этих строках слышится что-то большее, чем просто описание природы. Здесь есть какая-то нежность, чувственность. Осторожно и медленно входит рассвет, не торопясь, будто боится помешать чему-то важному. Такая неторопливость и неуверенность рождает таинственность отношений. Я думаю, что это стихотворение и о любви, хотя этого слова и нет, но оно звучит между строк. А.А.Фет воспринимает природу как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в её состоянии:

                                                            Свет ночной, ночные тени,

                                                            Тени без конца,

                                                            Ряд волшебных изменений милого лица,

                                                            В дымных тучках пурпур розы,

                                                            Отблеск янтаря

                                                            (Стихотворение «Свет ночной, ночные тени»).

Создаётся впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает цвета, полутона, блики. Только в его стихотворениях мы встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», « лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой».

   В стихотворениях Фета передаётся ещё и чувственное восприятие мира природы. Для него природа –естественная среда. В стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад» единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

   Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали

   Лучи у наших ног в гостиной без огней.

   Рояль был весь раскрыт , и струны в нём дрожали,

   Как и сердца у нас за песнею твоей.

Читая стихотворения А.А.Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных  картин. Так в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила» создаётся ощущение колдовства, зачарованности:

       Ель рукавом мне тропинку завесила.

       Ветер. В лесу одному

       Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

       Я ничего не пойму.

Фетовские стихотворения будят в душе неповторимые чувства. О нём говорят, что он один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю «невестою-царицей». Ни один штрих не ускользает от его пристального внимания.

                          Месяц светом с высоты

                          Обдал нивы.

                          А в овраге блеск воды,

                          Тень да ивы.

                          (Стихотворение «Что за вечер»).

  Мне вспоминаются уроки изучения стихотворений А.А.Фета. Учитель эмоционально читал стихи, а мы смотрели в окна, выходившие в школьный сад, и   представляли себе картины, изображённые поэтом. А потом голос учителя  «возвращал» нас в класс: «Ребята, а теперь нарисуйте то, что вы услышали и увидели в стихотворениях». Поэтому многие стихотворения остались в моей памяти. Работая над творчеством  А.А.Фета, я убедилась, что только человек влюблённый в Родину, может так тонко описать неброскую, скромную природу России.

   «Ни в смерть, ни в грустное забвенье сегодня верить не могу»-, писал А.А.Фет. И он был прав. Гениальный лирик, тончайший мастер стихотворного пейзажа, глубокий мыслитель, каким был А.А.Фет, не забыт нашими современниками. Уважение и любовь к творчеству А.А.Фета объединяет всех людей, которым дорого русское культурное наследие, людей разных политических взглядов и убеждений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Урок «Целый мир от красоты…»  проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...

Урок-мастерская "Художественный мир лирики А.А.Фета"

Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейза...

Урок -импровизация Тема любви в лирике А.А.Фета

Предложенный материал поможет в проведении урока литературы в 10 классе по теме "Тема любви в лирике А.Фета".  Уч-ся познакомятся   с художественным  миром поэта. Ссылка  - ht...

Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)

Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....