Урок-суд над героями рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Баханова Августина Александровна

Программа  наталкивает на проведение нестандартных форм занятий, что с удовольствием и провожу (уроки-конференции, уроки-презентации, уроки- концерты, уроки- суды и т.д.).Дети сами предлагают формы урока, например, после прочтения рассказа А.Чехова «Хамелеон» « загорелись судом», инициировали данную форму. В соавторстве было «рождено», инсценировано и  проведено следующее занятие(фрагменты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ap_chehova_hameleon.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-суд над героями рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема: Обобщение значения образов рассказа «Хамелеон»

Оформление:

1 Стол находок( овёс-«Лошадиная фамилия»,лист за здравие, за упокой-«Канитель», карты-«Винт»,кнут-«Налим»,щипцы-«Хирургия», письмо-«Ванька», гайка-«Злоумышленник», спички-«Шведская спичка»;

2 Судейский стол, скамья для подсудимых, столики для адвоката, обвинителя;

3 Плакат «Иногда ужас выражается смехом» А.Пушкин, «Лесть никогда не исходит от великих душ, она удел мелких душонок» О.Бальзак, «Льстивый человек мёд на языке, яд в сердце имеет» М.Ломоносов, «Льстецы- всегда прихвостни» Аристотель, «Лицемер- всегда раб» Р. Роллан, «Двуличие- величайшая  гнусность» Ш.Петефи , «Льстят тем, кого боятся» А.Чехов, «Лесть- птица глупых» Свифт

Цель: постичь характеры персонажей А.Чехова в рассказе «Хамелеон»,их речь, привычки, нравы;

Примерить на себя человеческие отношения в обществе того времени;

Актуализировать нравственные цели произведения.

План урока:

-Помощь работникам Бюро находок

-Посещение зала суда

-Творческая работа «По следам увиденного»

Ход урока:

1 Помощь работникам проводится через групповую работу.

*Представитель группы берёт предмет, в течение 3-х минут обсуждают, аргументируют своё высказывание ,затем идёт защита-анализ произведения, предмет которого у них в руках.

*Определить владельцев оставшихся предметов.

*Ещё какие произведения  Чехова вы читали?

* Кто, по-вашему, главный герой данных рассказов? ( Смех. Значит рассказы юмористические ,в которых комизм не был гневным смехом, суровым приговором; скорее всего это была добродушная, снисходительная усмешка над маленькими заурядными людьми.)            

*Каким  ещё бывает смех? (Горький, саркастический, изобличающий) . С таким смехом столкнёмся при изучении ,например, произведений Салтыкова-Щедрина.

* Какие основные художественные приёмы у Чехова в данных рассказах? (Сатира, юмор)  Дать определение.

*Обратимся к названию рассказа «Хамелеон» .  

Хамелеон-

1пресмыкающееся тёплых стран, меняющее окраску кожи при перемене цвета окружающей среды.

2Человек из корыстных целей легко меняющий своё мнение, взгляды.

*Действующие лица. Городовой, полицейский надзиратель, мировой судья. (работа по  словарю-значение  слов).

*Сюжет рассказа.  Укус  Хрюкина собакой и вопрос о принадлежности этой собаки.

2 Зал суда.

Секретарь: Встать, суд идёт!

Судья: Прошу защитника и обвинителя ,почтенную публику занять свои места. Слушается дело по иску г-на Хрюкина

Хрюкин: Я и говорю: ежели я вру, так пущай мировой рассудит.

Судья: Хрюкин, сядьте. Вам слово не давали. Чтобы лучше понять обвинение и защиту ,чтобы приговор суда  был единственно справедливым, соответствующим  букве закона ,заслушаем каждого из вышеупомянутых.

Очумелов: Иду я через базарную площадь .В новой шинели. (довольным голосом) .Тишина, не души. Елдырин, так это было?

Елдырин: Так точно, ваше благородие!

Очумелов: Слышу-собака. Подхожу к месту происшествия.А это полупьяный здоровила окровавленным пальцем как знамением машет. Спрашиваю: по какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?

Защита: Хочу обратить внимание суда на радение его благородия. Сам, лично сам решил разобраться в случившемся, а ведь мог приказать и городовому.

Хрюкин: Иду я ,никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец.

Я человек ,который работающий.Пущай мне заплатят, и в законе нет, чтобы от твари терпеть.

Обвинитель: Гр-н Хрюкин ,есть свидетели, которые утверждают , что вы ей цигаркой в харю для смеха, а она не будь дуррой и тятнула.

Хрюкин: Врёт кривой. Не видал, так  стало быть зачем  врать? У меня самого брат в жандармах.

Судья: Очумелов, продолжайте.

Очумелов: Я и сказал: этого я так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать. Оштрафую его, мерзавца, узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот. Я покажу ему кузькину мать!

Обвинитель: Но как только узнали, что собака генерала Жигалова, вы тут же ретировались.

Очумелов: Елдырин, сними-ка с меня  пальто. Ужасно, как  жарко. И правда, она маленькая,нешто достанет до пальца вон какого верзилы? Он скорее расковырял палец гвоздиком и решил сорвать. Я знаю их, чертей!

(в это время Хрюкин всем видом показывает своё негодование)

Обвинитель: Г-н судья, вопрос к гр-ну Елдырину.

Судья: Пожалуйста.

Обвинитель: Гр-н городовой, не вы ли выдвигали версию, что эта собака не генеральская?

Елдырин: Так точно-с.

(переглядывается с Очумеловым, тот сердится, Елдырин как бы оправдывается).

Обвинитель: После этого, гр-н Очумелов, что вы решили?

Очумелов:  Я сам знаю, что у генерала собаки дорогие, а эта- чёрт знает что: ни шерсти, ни вида.

Обвинитель: А что вы ответили на предположение толпы, что эта всё-таки собака генерала?

Защита: Я протестую, г-н судья! Полицейский надзиратель методом проб и ошибок шёл к разрешению проблемы. Опираясь на свидетельские показания, личный анализ, Очумелов пытался найти виновного в этом деле.

Очумелов: Да, я приказал Елдырину отвести генералу его собаку. Я её нашёл. Собака- нежная тварь. Может быть, она дорогая. А ты, болван, опусти руку. Нечего свой  дурацкий  палец выставлять. Сам виноват.

Секретарь: Вызывается свидетель Прохор-повар генеральский.

Защита: Ваша собака?

Повар:  Выдумал! Таких у нас отродясь не бывало.

Очумелов: И спрашивать тут не надо. Она бродячая. Истребить, вот и всё!

Повар: Эта не наша. Это генералова брата, что намедни приехал.

Очумелов: Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? Ишь ты, господи! А я и не знал. Так это ихняя собака? Цуцик этакий! Шустрая такая! Цап этого за палец! Я ещё доберусь до тебя (Грозит Хрюкину)

Слово публике  (вопросы)

Секретарь: Слово обвинению.

Обвинитель: Гн-н судья, уважаемая  публика, только сейчас вы стали свидетелями крайнего проявления не только деспотизма, самоуправства, но и лицемерия, двуличия, лести Очумелова; эти черты во все времена были глубоко презираемы (зачитывает высказывания на доске). Действительно, подхалимство, пресмыкательство, хамелеонство –удел глупых, ничтожных. Обратите внимание на речь Очумелова: Полицейские слова  перемешиваются  с вульгарными : как оштрафую его, мерзавца; я ему покажу кузькину мать; ни шерсти, ни вида; подлость одна только. А как он обращается с подчинёнными ему людьми? С ними не говорит, а приказывает: Елдырин, узнай; Не рассуждать! Нужно проучить! Употребляя личные местоимения в речи, Очумелов подчёркивает свою значимость :я этого так не оставлю; Я покажу ,как распускать собак; скажи ,что я нашёл; я ещё доберусь до тебя. Нахальство и самомнение соседствует с холуйством и чинопочитанием.

Очумелов: Надень-ка ,брат Елдырин, на меня шинель. Что-то знобит.

Обвинитель: Следует осудить и Елдырина- безмолвную тень Очумелова, не имеющего своего мнения , слепо подчиняющегося  своему начальству. При молчаливом согласии Елдыриных, их попустительстве, также творится беззаконие. (Елдырин не реагирует)

На скамье подсудимых место и Хрюкину.(негодует). Во-первых, за жестокое обращение с животными, во-вторых,  за лжесвидетельство в корыстных целях; в- третьих, за молчаливое согласие с несправедливым решением Очумелова. Значит, Хрюкин также наделён раболепием, чинопочитанием, угодничеством.

Хотелось бы остановить внимание и на толпе, праздной, равнодушной.

Чехов в финале пишет: «Толпа хохочет над Хрюкиным»- тем самым показывая злорадство, не сочувствие, чёрствость; поддержку Очумелова, т.е. победила не справедливость, а собака, только потому, что генеральская.

Секретарь: Слово защите.

Защита: разводит руками

Секретарь: Слово гн-ну судье.

Судья: Перед вами прошли люди со своими взглядами, чувствами, поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, деградацию, деформацию душ. Очумелов- хамелеон, меняет личину 6 раз от начальственно-повелительного до рабско –трусливой         ради своего благополучия, ради новой шинели. Для него важнее не человек, а чин, мундир. Горько осознавать, что там, где хозяйничает страж порядка Очумелов, нет  места правде, справедливости, там царит неуважение к человеку; там - кто сильнее, тот прав. Потому суд приговаривает вышеперечисленных лиц: Очумелова,  Хрюкина, Елдырина к вечному презрению за духовное , нравственное уродство. И быть именам Очумелов, Елдырин, Хрюкин нарицательными , обозначающими  человеческие пороки.

Секретарь:  Заседание считается закрытым.

Работа в тетради по подбору синонимов: подхалимство, лесть, лакейство, угодливость, раболепие, лицемерие, двуличие, низкопоклонничество, подобострастие, холопство, холуйство.

Антонимы: правдивость, честность, порядочность, справедливость, объективность,  непредубеждённость,  беспристрастность.

Фразеологизмы: сгибаться в дугу, в три погибели, ползать ужом, ползать на брюхе, лизать пятки.

К теме лицемерия-объективности как нельзя лучше подходит  стихотворение С.Викулова «Постоянство»(наизусть)

3 Творческая работа « По следам увиденного, услышанного».

*Первая группа работает над сочинением  «Какие мысли рождает рассказ ««Хамелеон»

*Вторая группа – «Послание А.П.Чехову»

Во время  работы учащихся звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».Чехов был близко знаком  с великим русским композитором .Их дружба должна была вылиться в музыкальное произведение по мотивам рассказов А.Чехова, но из-за смерти одного  из них эта прекрасная задумка не осуществилась.

*Чтение сочинений (2-3 человека из каждой группы).

4 Итог . Заключительное слово учителя.

Ваши работы говорят о том, чтобы мы зажгли свечу в память  замечательного человека, великого писателя Антона Павловича Чехова.

Свеча- символ мудрости- горит в храме. У каждого человека свой храм, и каждый к нему проходит свой путь, и каждому решать, как его пройти,  и  каждый на этом пути находит свою истину. Надеюсь, что в поисках одной из истин вам помог  А.П.Чехов, а истину познают духом. И важно, чтобы работа ума становилась трудом души вашей. Пока есть душа, мы остаёмся людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Сюжет и герои рассказа А.П.Чехова "Хамелеон", 7 кл.

Первый урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон", построенный по технологии РКМ (развитие критического мышления)....

Урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон".

Урок литературы в 7 классе представляет собой анализ рассказа А.П.Чехова "Хамелеон". К уроку прилагается презентация и самоанализ урока....

Урок-спектакль по литературе 7 класс по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

Урок представляет собой театральную ростановку по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон". Учащиеся готовят декорации, костюмы. Под руководством учителя отбираются музыкальные произведения , отрабатываются та...

Урок литературы в 7 классе «Осмеяние человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Цель урока: развитие целенаправленной и мотивированной активности учащихся, направленной на формирование навыков анализа художественного произведения....

Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и «совместная дискуссия» по рассказу А.П.Чехова «ХАМЕЛЕОН»

Данный урок разработан с целью организовать исследовательскую работу учащихся, научить их самостоятельно анализировать текст, видеть в нем личность автора, понять идею произведения.   Длительнос...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...