Формирование личностных УУД через духовно-нравственное воспитание
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Новикова Зинаида Викторовна

Формы и методы работы на уроке, способствующие духовно-нравственному развитию учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_novyy_vzglyad_novikova_z.v._shkola_no1.docx187.32 КБ

Предварительный просмотр:

« Новый взгляд» - 2016

Тема выступления:

 «Формирование личностных УУД через

 духовно-нравственное воспитание».

Работу выполнила:

Новикова Зинаида Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшая  категория

ТМК ОУ  «Дудинская СШ №1»

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. ...

Жан-Жак Руссо

              Важнейшая  задача современной  системы  образования –формирование   универсальных  учебных   действий, обеспечивающих  школьникам  умение  учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

               Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся также является первостепенной задачей        современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

       Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с тем, что, «в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни»[1].

          Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.

       Образованию сегодня отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

         Появление Концепции как идеологической основы нового стандарта сегодня очень важно, так как ее ключевой особенностью  является то, что остандарт не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает  систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие обучающихся (Данилюк А.Я. - Концепция):«Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков, сами по себе не создают достаточного условия для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность не свободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие»         

Личностные универсальные действия делятся на три группы:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение:внутренняя позиция школьника;формирование основ гражданской и культурной идентичности;формирование адекватной  самооценки и самовосприятия, развитие рефлексии.

Смыслообразование:развитие познавательных интересов, учебных мотивов,формирование мотивов, достижения и социального  признания, осознанность учения и личная ответственность;

Нравственно-этическая ориентация: знание основных моральных норм; нравственная оценка событий и поступков; развитие целостного и морального сознания; развитие толерантности, отзывчивости; навыки конструктивного взаимодействия      

Информация об опыте

.

Цель и задачи

Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.

Свои задачи я вижу в том, чтобы урочная и внеурочная деятельность  помогали:

  • формировать представление о духовном  и нравственном  мире человека;
  • способствовать умению  выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;
  • научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения;
  • развивать потребность в чтении, в книге.

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта опирается на основные положения системы Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. В своем поиске творческого подхода к преподаванию уроков литературы использую основные концептуальные положения Е.Н.Ильина преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться человеком. «…Общение с книгой — это, прежде всего, общение с жизнью!» (Е.Н.Ильин).

Что я взяла из системы Ильина?

 Во-первых, работа с деталью, которая стимулирует интерес ребят к произведению.

Во-вторых, в каждом художественном произведении выделяю нравственные вопросы, которые в нём ставятся.. И главным в уроке становится осмысление проблемы, обсуждение путей её решения.

В-третьих, тщательно продумываю вопросы, которые вводят учащихся в проблему. Они должны быть злободневны и личностно значимы для учащихся.

В-четвёртых, поиск ответа на поставленный вопрос должен проходить в режиме диалога, в котором принимают участие преподаватель, учащиеся и автор произведения. Вот эта цепочка «деталь – вопрос – проблема» создаёт проблемные ситуации, обсуждение которых делает урок литературы современным, развивающим лучшие качества личности, будит потребность учащихся в самообразовании и самовоспитании.

Ведущая программа.

Я работаю по программе «Школа 2100», которая разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л. и др.

Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы

Технология опыта

Духовно-нравственные качества учащихся я развиваю на уроках,  во внеурочное  и внешкольное  время.

Урочная деятельность

 Методы, формы и приемы обучения.

  1. Методы.

В своей работе я использую  все возможные  методы обучения: пассивные, активные, интерактивные.  Наиболее часто применяю активные и интерактивные  методы, так как они более действенные  и эффективные:кейс-метод, метод проектов, проблемный метод,метод развития критического мышления через чтение и письмо, эвристический метод,исследовательский метод.

Наиболее известными и  эффективнымиформами интерактивного обучения считаются следующие: творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-формула (Позиция ученика – Обоснование – Пример – Следствие), тренинг, информационный блок, кейс-стади.

Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

Выбор метода зависит от многих условий:цели обучения;уровня подготовленности учащихся;возраста учащихся;времени, отведенного на изучение материала;оснащенности кабинета;

Особенно перспективным представляется метод проектов, который способствует развитию таких личностных качеств, как положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

В учебниках по русскому языку и литературе в качестве самостоятельной работы предлагаются различные проекты: «Богатство русского языка», «История моей фамилии!, «Моя любимая книга», «Эхо ВОв в моей семье», «Я писатель. Зачем я пишу?»,  «Моя первая книжка» .

Результат:Анцова А.- исследовательский проект «Тема добра и зла в отечественной и мировой литературе»-2014-2015 уч.год-победитель Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке».

ПОПС-формула способствует умению рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения.

Пример: Тема урока: «Что такое гармония?» («Старик и море»)

Благодаря тренинговому методу каждый обучающийся может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. В процессе тренинга учащиеся приобретают новый опыт, который основывается на уже имеющихся знаниях. Преодолеть определенные трудности помогают применяемые мной ролевые тренинги - игры: «Ситуация», «Угадай героя», «Учитель и ученик» и т д.

   Пример: тренинг-игра «Вхождение в роль» (узнай героя произведения).

Тренинг-нестандартное начало урока:

Чтение в начале урока подготовленным учеником стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб».

Синквейн (пять строк)

Проанализировав образ героя , ученики  могут составить такой синквейн:

Герасим; добрый, трудолюбивый; заботится, любит, работает; не должен страдать из-за жестокости людей; человек

  1. Технологии. В своей работе я использую технологию перспективно-проблемного обучения; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологи; технологию развития критического мышления.

Технология проблемного диалога   стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

         При обобщении темы «Союзы как части нашей речи» в 7классе вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество= Союз. Проблемный вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец?

А.Эйнштейн когда-то сказал: « Где это только возможно обучение должно стать переживанием».

Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).

Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей таким личностным качествам, как любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

Технология оценивания учебных успехов

Личностные ууд: у учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

«Личный ежедневник ученика» сочетает в себе элементы традиционного дневника и «взрослого» ежедневника, а также даёт возможность развить у учеников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки.

В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

Информационно-коммуникационная технология

Как писал великий педагог К.Д. Ушинский:  «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

  Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в практику работы  осуществляю  по следующим направлениям:

1. Создание презентаций, видеосюжетов, фотошоу к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернета, включая онлайн-сервисы, форумы и т.д.

3. Использование готовых обучающих программ, видеоуроков.

ИКТ технологии  использую на любом этапе урока:

При проведении урока-исследования на тему «Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский» было использовано нестандартное начало урока-видеосюжет Анцовой Алины, в котором она рассказала о своем проекте  «Тема добра и зла в отечественной и мировой литературе» и просила при изучении данной темы создать правила доброты для учащихся, которые она включит в проект.  

        Большое значение на уроках придаю аудиосредствам. Предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений, стихотворений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других .

   Использование интерактивных пазлов на уроках литературного чтения позволяет учащимся вспомнить и закрепить изученные произведения в игровой форме.

   Фотошоу: «Герои доброты». Фотошоу создано на основе 11 произведений, в которых раскрываются вопросы  добра и зла, любви и предательства, унижения  и защиты достоинства и т.д.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия.

Технология ситуативного обучения(кейс-технология)формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

Пример: - Назовите ключевые слова, которые прозвучали в ходе нашего обсуждения? ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА БОРЬБА КОНФЛИКТ ОДИНОЧЕСТВО КРАСОТА КРАСИВОСТЬ (Мнимая внешняя красота)…

Представление результата: Каждая мини группа учащихся разрабатывает свои варианты ответа. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

Технология уровневой дифференциации  формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

Технология развития критического мышления – универсальная, легко применимая ко всем учебным предметам, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Я использую  следующие  приемы на своих уроках.

Чтение с остановками (читаю - думаю - рассуждаю).

Три стадии технологии развития критического мышления.

Вызов        

Осмысление содержания        

Рефлексия        .

     Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейн;«Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; дидактическая игра; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания; «толстые и тонкие вопросы»; “Фишбоун” (рыбный скелет),«Верные-неверные утверждения», «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Прием «толстые и тонкие вопросы».

Толстые вопросы        

Тонкие вопросы

- Дайте 3 объяснения, почему...?

- Объясните, почему...?

- Кто ?

- Что ?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ( Например: Кто автор рассказа "Злоумышленник"?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

Приём “Фишбоун” (рыбный скелет).

Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

 «Кластер» - прием графической систематизации материала. Повесть «Старик и море».

 Что такое гармония? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим понятием? Составим ассоциативное поле (кластер).

Прием «Ключевые слова»

- Назовите ключевые слова, которые прозвучали в ходе нашего обсуждения?

«Метод двойного дневника»

 Слева записывали часть текста, которая произвела на вас наибольшее впечатление, а справа давали свой комментарий; что заставило вас записать именно эту цитату.

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест,непонимание..)

Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?

– Рыба, – сказал он, – я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер.        

Относится к рыбе как к другу, очень трепетно. Он не может найти себе место из-за того, что ему придётся её убить.

Эссе-  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

Прием «Рефлексивные вопросы»

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Рефлексия по образцу.

А теперь, допишите, пожалуйста, предложения на табло рефлексии.

Я сегодня узнал-

 удивился-

 повторил-

 закрепил-

- Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят

Что же является составляющей  личностных универсальных учебных действий при изучении литературы :

  • действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация  учащегося в системе личностных смыслов;
  • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
  • эстетические ценности и на их основе эстетические критерии.

Через  обучение   происходит   последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

Вывод.

         Внедрение на уроках русского языка и литературы  форм и методов работы, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся, даёт  положительные  результаты.  

Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

   Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся . Для их  формирования  необходимо использовать различные технологии в комплексе.


[1] Данилюк А. Я.

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. — 00 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-022138¬2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Формирование социальной компетентности кадет через духовно-нравственное воспитание

Работа образовательного учреждения по развитию ценностных ориентаций гражданственности и патриатизма у воспитанников способствует развитию нравственных качеств личности ребенка, поддержанию и укреплен...

Формирование личностных УУД через внеурочную деятельность по информатике в 5 классе

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Умение учиться, т.е., способность ученика к само...

Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности через духовно-нравственное воспитание

Школа призвана  воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным куль...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...

Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание.

Формирование дружеских отношений в коллективе   через духовно-нравственное воспитание....