Урок Победы
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Казанцева Наталия Викторовна

Тема урока: "Окопная правда " в повести Константина Воробьева "Это мы, Господи!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока83.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Окопная правда " в повести Константина Воробьева "Это мы, Господи!"

Цели:

  1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне на основе повести К.Д.Воробьёва «Это мы, Господи!..»; показать жизнь советских  военнопленных в немецких концлагерях; раскрыть смысл названия повести.
  2. Развивать умения и навыки анализа эпического произведения.
  3. Вызвать у учащихся чувство милосердия к пленным, прошедшим фашистские лагеря, и чувство гордости за стойкость и нерастраченную человечность советских солдат, оказавшихся в плену.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Метапредметные связи: формирование у учащихся представлений о войне, о жизни военнопленных в концлагерях.

Методические приёмы: фронтальная беседа, групповая работа, индивидуальные сообщения о фактах биографии автора, историческая справка.

Ход урока.

1.Вступительная беседа.  ( слайд 1 - тема урока)

- Как вы понимаете тему урока? Что такое правда? ( в толковом словаре  С.И. Ожегова самые распространенные значения: 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правдуУслышать правду о случившемся 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правдыСтоять за правду

- Что такое "окопная правда"? Это устойчивое выражение применимо, когда изображается правда о войне, рассказанная  очевидцами,  простыми солдатами, неприукрашенная, от этого еще более ужасающая. Как воевали в окопах, воевали , находясь в плену...

 Чтение учителем или специально подготовленным учеником стихотворения:

Я в плену в чужом краю далеком!

Дни идут печальной чередой.

Далеко отсюда на востоке

Милый край и отчий дом родной.

Часто снятся мне родные лица,

Ночью слышу близких голоса.

Грезится далекая  станица

И любимой милые глаза.

Наяву завидую я птицам,

Облакам, плывущим на восток,

Там моя любимая столица,

Там живет любимый мой народ.

Пусть пожар повсюду полыхает,-

Кто умеет пламенно любить,

Тот придет , я это точно знаю,

Чтоб оковы рабские разбить.

Это стихотворение было написано карандашом на досках кровати А.А.Меркуловым, находящимся в одиночке гестаповского застенка в Крустпилс ( Латвия).

- О чем были мысли этого солдата, находящегося перед лицом смерти ?

- Верно. Ожидая казни, русский солдат думал лишь об одном: за каждую смерть наступит отмщение, победа будет за нами! Об этом говорят и последние строки стихотворения, и надпись, сделанная под ним: "Товарищи, Как тяжело, когда твердо знаешь, что скоро будешь убит рукой палача - немца. Они вырвали меня из советской семьи, приговорили к смерти. Но всех нас они не убьют. Настанет день, когда немцам отомстят за нас. Тяжело в каземате. Солнце и то не может проникнуть, пригреть своими лучами через эти стены тюрьмы. Проклятые немцы. Как ненавижу я их!..."

Ужасы плена. Концлагеря. Как мало мы знаем об этом. И не осталось почти очевидцев, чтобы узнать правду из первых рук. Отношение к тем, прошел немецкий плен,  в Советском Союзе было далеко не гуманное: немногие спасшиеся  из фашистских концлагерей попадали в наши, всю жизнь нося клеймо предателя. Как это было? Что пережили эти  люди?  Ответы на эти вопросы даст  повесть Константина Дмитриевича Воробьева "Это мы, Господи!"  ( слайд 2)

Это произведение уникально. Не только тем, что написано за тридцать дней в условиях подполья в оккупированном немцами Шяуляе. Не тем, что отразило страдания, которые довелось испытать лейтенанту Воробьёву в фашистском плену на себе. И даже не тем, что написанная в 1943 году повесть, предложенная в первый послевоенный год «Новому миру» и отвергнутая им, была напечатана лишь в 1986 году. Уникальность повести Константина Воробьёва в другом. Это единственное в нашей военной прозе произведение, целиком посвящённое судьбе русских солдат в условиях немецкого плена. Тяжесть этой судьбы отражена уже в эпиграфе к повести, взятом из «Слова о полку Игореве»: “Луце жъ бы потяту быти, неже полонёну быти”.

- Каков смысл эпиграфа? Как вы его понимаете?  (Жребий “полонённого” хуже доли убитого) . Это утверждает Константин Воробьев, испытавший ужасы плена на себе.

2. Краткая биографическая справка ( подготовлена учеником) ( слайд 3)

 В октябре 1938 К. Воробьёв был призван в армию. Служил в частях, расположенных в Западной Белоруссии; в 1939 работал в редакции военной газеты.

В декабре 1940, возвратившись из армии, работал в редакции газеты Военной академии им. Фрунзе. Оттуда его направили на учебу в военное училище им. Верховного Совета РСФСР.

В октябре 1941 в составе роты кремлевских курсантов Воробьёв попал на фронт. В декабре под Клином он оказался в плену. За время плена прошел клинский, ржевский, смоленский, каунасский, саласпилсский лагеря для военнопленных, паневежисскую и шяуляйскую тюрьмы. Дважды бежал, командовал партизанским отрядом, был в подполье.

В 1943 в шяуляйском подполье за 30 дней написал повесть о пережитом в плену. «Повесть эта, — как отметил писатель-фронтовик В. Кондратьев, — не только явление литературы, она — явление силы человеческого духа, потому как... писалась как исполнение священного долга солдата, бойца, обязанного рассказать о том, что знает, что вынес из кошмара  плена...».

В 1946 рукопись повести была отправлена в «Новый мир», но не опубликована. Тогда о пленных предпочитали молчать.

После освобождения Шяуляя Воробьёв был назначен начальником штаба МПВО, организованного на базе партизанской группы. Работая на этой должности, Воробьёв смог помочь многим из бывших пленных. «Он отстоял жизнь и будущее всех, кто был в его отряде и кто обращался потом, после прихода наших войск», — вспоминала его жена.

3. Анализ повести.

- Давайте обратимся к повести,  по сути, живому свидетельству тех событий.

- Какое время описано в повести? Как о нем говорит главный герой? ( слайд 4)

Декабрь 1941 года был на редкость снежным и морозным. По широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск нескончаемым  потоком  тек транспорт отступающих от Москвы немцев.

     Ползли танки, орудия, брички, кухни, сани.

     Ползли обмороженные немцы, напяливая на себя все,  что  попадалось  под руку из одежды в избе колхозника.

     Шли солдаты, накинув на плечи детские одеяла  и  надев  поверх  ботинок

лапти.

     Шли ефрейторы в юбках и сарафанах под шинелями, укутав онучами головы.

     Шли офицеры с муфтами в руках,  покрытые  кто  персидским  ковром,  кто дорогим манто.

     Шли обозленные на бездорожье, на русскую зиму, на  советские  самолеты, штурмующие запруженные дороги. А  злоба  вымещалась  на  голодных,  больных, измученных людях... В эти дни немцы не били пленных. Только убивали!

     Убивали за поднятый окурок на дороге.

     Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки.

     Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе.

     Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах.

     Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками,  а большими   этапными   группами,   целыми   сотнями   -   из   пулеметов    и

пистолетов-автоматов!

- Какие чувства вызывает фрагмент?

- Какой прием использует автор, чтобы показать множественную  повторяемость действия? ( анафора)

Озлобленные немцы мстили за отступление военнопленным. ( слайд 5)

"Трудно   было   заблудиться    немецкому    солдату, возвращающемуся из окрестной деревни  на  тракт  с  украденной  курицей  под мышкой. Путь отступления его однокашников обозначен  страшными  указателями.

Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог.

Шли эти люди к месту пыток и мук  -  лагерям  военнопленных,  да  не  дошли, полегли на пути в мягкой постели родной страны -  в  снегу,  и  молчаливо  и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под  снега  руки,  словно  завещая мстить, мстить, мстить!.."

- Так начинает скитание по лагерям главный герой. В каких лагерях он побывал? Что пришлось ему там пережить?

4.  Работа в группах.  Задание: проанализировать эпизоды.

1. Ржевский  лагерь   военнопленных  

2. Смоленский лагерь

3. Каунасский пересылочный лагерь

4.   Саласпилсский лагерь командного состава "Долина смерти"  

5. Шауляйская тюрьма

Вопросы для групп одинаковые:

1. "Адская машина для убийства пленных"

2. Мысли главного героя

3. Кого выделял Сергей среди пленных и почему. Как описаны остальные пленные? Как к ним относится главный герой? На подготовку - 15 минут.

Обсуждение вопросов.

1 вопрос. Как описана  работа "адская машина для убийства пленных" в этих эпизодах.

-О том, что это была хорошо отлаженная машина смерти говорит карта расположения концлагерей и лагерей смерти. Посмотрите, как обширна их география  ( слайд 6)

Ржевский лагерь ( слайд 7): «На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь. И бросилась огромная толпа пленных к несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что-нибудь острое, способное резать или рвать движущееся мясо. По образовавшейся гигантской куче людей две вышки открыли пулеметный огонь. Может быть, первый раз за все время войны так красиво и экономно расходовали патроны фашисты. Ни одна удивительно светящаяся пуля не вывела посвист, уходя поверх головов пленных! А когда народ разбежался по баракам, на месте, где пять минут тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг около ста человек убитых, задавленных, раненых...»

Смоленский лагерь ( слайд 8):

"Лагерь представлял собой огромный лабиринт, раздавленный на секции густой сетью колючей проволоки. Это уже было образцово-показательное место убийства пленных. В самой середине лагеря, как символ немецкого порядка, раскорячилась виселица. Вначале она походила на букву «П» гигантских размеров. Но потребность в убийствах росла, и изобретательный в этих случаях фашистский мозг из городского гестапо выручил попавших в затруднительное положение палачей из лагер. К букве «П» решено было приделать букву «Г», отчего виселица преобразилась в перевернутую «Ш». Если на букве «П» было повесить в один прием чертырех пленных, то новая буква вмещала уже восьмерых....»

Вот Каунасский пересыльный лагерь ( слайд 9):

«...лагерь «Г» был карантинным пересылочным пунктом. Не было поэтому в нем особых «благоустройств», свойственных стандартным лагерям. Но в нем были эсэсовцы, вооруженные .... железными лопатами. Они уже стояли, выстроившись в ряд, устало опершись на свое «боевое оружие». Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная неправильным косым ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей. Умер на руках у Сергея капитан Николаев. Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп».

Саласпилсский лагерь ( слайд 10):

"В "Долине смерти" создали  немцы  непревзойденную систему поддержания людей в полумертвом состоянии. Пленных можно было уже не охранять - дальше одного километра от лагеря  никто  бы  не  ушел  за  целый

день..."

Шауляйская тюрьма ( слайд 11):

"В Шяуляе самое большое здание - тюрьма. Величественным  замком  высится она на отлете города, мерцая узкими окнами  пяти  этажей.  В  конце  1941  - начале 1942 года ее наполняли пленные. Во дворе, в коридорах, в  четырехстах камерах, на чердаке - всюду,  где  только  было  возможно,  сидели,  стояли, корчились люди. Была их там не одна тысяча. Их не кормили. Водопровод  немцы разобрали. Умерших от тифа и голода убирали с первого этажа и  со  двора.  В камерах и коридорах остальных этажей трупы  валялись  месяцами,  разъедаемые несметным количеством вшей.

     По утрам шесть автоматчиков  заходили  во  двор  тюрьмы.  Три  фургона, наполненные мертвецами и еще дышащими, вывозились из тюрьмы в  поле.  Каждый фургон тащили пятьдесят пленных. Место,  где  сваливали  в  огромную  канаву полутрупы, отстояло от города в четырех верстах. Из ста пятидесяти  человек, везущих страшный груз, доходили туда сто двадцать. Возвращались  восемьдесят - девяносто. Остальных пристреливали по пути на кладбище и обратно".

- Что подчеркивает автор в этих описаниях?

Жестокость массового истребления людей, отработанность системы этой машины.

(Слайд 12 ) Сообщение ученика об общем количестве жертв: В 1941 г. немцы взяли 4 млн. пленных, из низ 3 погибло в первые полгода плена. Это одно из наиболее отвратительных преступлений немецких нацистов. Пленных держали месяцами в загонах из колючей проволоки, под открытым небом, не кормили, люди ели траву и дождевых червей. Голод, жажда, антисанитария, преднамеренно устроенные немцами, делали свое дело. Это массовое убийство было против обычаев ведения войны, против экономических потребностей самой Германии. Чистая идеология — чем больше умрет "недочеловеков", тем лучше.

2 вопрос. ( слайд 13) О чем думал главный герой?  Ему 23 , он молод и хочет жить.

"Пусто в голове. Лень в теле. Лишь неугомонное сердце

отбивает без устали удары-секунды. Что же ты, сердце? Куда ты? Ну, замри  на минуточку, останови ночь! Ты знаешь ведь, сердце: мы мало  жили...  Слышишь, мое сердце? Знаешь? Я хочу жи-иить!!!"

“…Я молод и хочу жить. Значит, хочу ещё бороться!” — думает он в первую ночь плена.

“Нет, не так! Ты не прав, капитан!” — мысленно спорит он с Николаевым, сказавшим “Больше в тебе нет ничего” после того, как у Кострова “наизнанку выворачивается желудок”. “То, что там есть, в самой глубине души, не вырыгнул с блевотиной Сергей. Это самое «то» можно вырвать, но только цепкими когтями смерти. Иным путём нельзя отделить «то» от этого долговязого скелета, обтянутого сухой кожей. Оно заставляет тело терпеть до израсходования последней кровинки. Оно требует беречь его, не замарав и не испаскудив ничем!” “Терпи и береги меня! — приказывает оно. — Мы ещё дадим себя почувствовать!..”  Ради жизни он, сжимая зубы от боли,  растирает отмирающую после тифа ногу, верит, что оживит ее, не дает ампутировать, думая о побеге.

“Это моё право”, — с вызовом ответит герой позднее начальнику тюрьмы на вопрос, почему бежал. Бежать и скрываться от врага Сергею приходится рассчитывая на свои силы, однако в нём крепко осознание своей причастности к великому народу, который нельзя уничтожить. “Уехали под вагонами. Теперь далеко. Это ведь русские люди!..” — с гордостью будет говорить Сергей о сбежавших товарищах.

“Гады! Русского офицера так не возьмёшь!..” — погрозит он кулаком в сторону сарая, из которого только что сбежал. “Пустяки, — скажет за семьдесят лет до этого один лесковский герой другому, — ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится”.

3 вопрос. Кого выделял Сергей среди пленных и почему. Как описаны остальные пленные? Как к ним относится главный герой?

Везде Сергей находит единомышленников. В Каунасском лагере это совсем юный Ванюша, ему только 18 лет. На побег соглашается сразу, но их скоро поймали. В Саласпилсском лагере командного состава это седовласый полковник. Жизнь еле теплится в этом человеке, но он полон внутренней силы и достоинства. Сергей делится с ним расчетом, сколько пленных может уцелеть, если все разом двинутся на проволоку. Прожектерство, мальчишество? Сколько шансов выжить лично у него или у полковника? Ноль. Но оказывается, что о таком смелом действии думает не только молодой Костров. Полковник отвечает: «Нет, я думал... Сто двадцать пуль на каждого». В Ржевском лагере единомышленник Сергея – доктор Лунин, в Вяземском лагере – капитан Николаев, в Паневежисской тюрьме – Устинов.  Этих людей пытают, бьют, кидают в камеру смертников, но они умеют думать о жизни и жить даже в такие тяжелые моменты.

- Что давало им, измученным, голодным, силы бороться?

Вера в правду, добро, в справедливость. Недаром на вопрос гестаповцев, какой он веры, Сергей Костров отвечает: «Самой глубокой».

Любовь  к жизни. Сергея, бывшего в беспамятстве от тифа, лагерные полицейские раздели  и нагого затолкали под нары. Очнувшись, он находит в себе силы вылезти и потребовать себе места. Когда больной дезентерией Сергей при смерти, его рвет так сильно, что кажется, что внутренности выворачиваются наружу, капитан Николаев его жалеет: «Больше в тебе ничего нет». Сергей понимает эти слова по-своему и внутренне протестует. «Нет, нет! Ты не прав, капитан! То, что там есть, в самой глубине души не вырыгнул с блевотиной Сергей. Это самое «то» можно вырвать, но только цепкими когтями смерти...»

- Что ценит Сергей в людях?

Человеческое. Он читает надписи на стене камеры. Сергей убеждается: люди жили полной жизнью до последней минуты. Еще один пример -  отношение Сергея к Федору Никифоровичу. Сергей в камере смертников. Туда входит надзиратель и окликает узников. Выходит Попов. «Такие не ползают на колени!»- подумал о нем Сергей и, подойдя, встал рядом»

- Как относится Сергей к остальным пленным? К тем, кто сдался, не выдержал?

Сергей жалеет пленных.У Кострова разрывается душа, когда он утешает умирающего солдата, у которого из-за гангрены отваливаются пальцы. Тому хочется, чтобы пришла мама – их дом совсем недалеко – и принесла горячей картошки. А Сергей представляет, как она приходит и ее застреливают гестаповцы.

Как самую увлекательную книгу читает Сергей предсмертные записи на стене в Паневежской тюрьме:

"Вся она, от низа и до  той верхней  границы,  куда  доставала  рука  самого  высокого  человека,   была исцарапана надписями на русском и литовском языках. Были тут горячие просьбы сообщить родным по такому-то  адресу  о  том,  что  их  сын,  отец,  брат  -расстреляны в Паневежской тюрьме  тогда-то  и  тогда-то.  Были  мужественные слова - проклятья  убийцам.  Были  куплеты  красноармейских  песен,  и  были саратовские непечатные частушки... И Сергей поймал себя  на  мысли,  что  ни одну книгу, ни один самый замечательный роман он не читал с таким  вниманием чувством, как этот огромный корявый лист-стену из книги-жизни... На отлете

от всех записей, в самом  левом  углу  стены,  как  бы  эпиграфом  ко  всему

последующему, энергичные карандашные буквы выстроили столбик  стихотворения.

Видно было, что автор не раз очинял карандаш, пока  кончил  писать.  Строчки куплетов то мерцали сизым налетом, то сбивались  на  бледные,  еле  заметные царапины. Сергей прочел:

     Часы зари коричневым разливом.

     Окрашивают небо за тюрьмой.

     До умопомрачения лениво

     За дверью ходит часовой...

     И каждый день решетчатые блики

     Мне солнце выстилает на стене,

     И каждый день все новые улики

     Жандармы предъявляют мне.

     То я свалился с неба с парашютом,

     То я взорвал, убил и сжег дотла..

     И, высосанный голодом, как спрутом,

     Стою я у дубового стола

     Я вижу на столе игру жандармских пальцев,

     Прикрою веки - ширь родных полей...

     С печальным шелестом кружась в воздушном вальсе,

     Ложатся листья на панель.

Или давайте посмотрим на картину в камере смертников, когда человеку остается прожить всего несколько часов:

"Вот он сидит, смертник,  тихо  уставившись

черными глазами в угол камеры. По судорожно сжатому рту его скользнула  чуть уловимая улыбка. Что ж! Он вспомнил почему-то май, что  был  пять  лет  тому назад. Тыквы куполов Новодевичьего монастыря до рези в глазах горели тогда в лучах нехотя уходившего за Воробьевы горы солнца. Таня... тогда еще  Татьяна для него, шла вся голубая: платье, лента в русых  косах,  глаза...  У  самой стены монастыря  он  рассказывал  ей  что-то  очень  простое  и  обычное  из студенческой жизни, но тогда казавшееся ему интересным и особенным; они  оба искренне и весело смеялись, и, конечно, не  над  тем,  что  он  рассказывал.

Просто хотелось тогда смеяться, прыгать и посылать воздушные  поцелуи  через Москву-реку всем  карнизам  цехов  Дорхимзавода...  Потом  сын  Вова,  потом война... потом - плен, и... дергался замечтавшийся  смертник,  вскакивал  на ноги, стягивал ворот посконной нательной рубахи до  хрипоты,  до  пепельного налета на лице...

     В середине ночи, часа за три  до  времени  расстрела  -  четырех  часов

пятнадцати минут, - не выдержал один из обреченной семерки.  Сняв  кальсоны, он яростно начал разрывать их на части.  Затем,  связав  из  кусков  длинную ленту, дико прыгнул на нары и замотал один  конец  за  свисающее  с  потолка кольцо, другой за шею. Никто не мешал самоубийце. Зачем?.. Подогнув ноги, он резко опустился, и скрежет зубов и хрип горла вытолкнули синий  клубок  пены на волосатый подбородок..."

-Какие чувства у вас вызывают эти герои?

5. Проблемный вопрос ( слайд 14):

- Кто же такие эти  пленные: герои или предатели?

6. Подведение  итогов.

- Как вы считаете, почему  повесть Константина Воробьва называется "Это мы, Господи!"  Случайно ли обращение к Богу?  

Подвести итог после высказываний учеников:

Это звучит как крик отчаянья людей, терпящих нечеловечксие муки, но сохранивших в себе силы верить. Верить в то, что жертвы не напрасны, что каждая будет отмщена, что обязательно придет победа. Это вера в победу. Надежда на свободу. Нет, никакие муки не могут исторгнуть из человека человеческое!

Это настоящий подвиг - выйти из войны человеком, сохранить в себе гуманизм, остаться жить в согласии со своей совестью. Именно о таком подвиге человека рассказывает К. Воробьев в повести "Это мы, Господи!.. "

 Писатель Кондратьев сказал о повести, следующие слова: “Повесть Воробьева – это написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны, которую мы все пишем и пишем и не можем дописать”… Почему повесть не может быть дописана? Можно ли в изучении того, что происходило в те далекие страшные и героические годы, поставить точку?

(слайд 15)

7. Домашнее задание. Повесть уникальна, к сожалению, нет возможности охватить все вопросы в течение урока. Поэтому предлагаю вам провести самостоятельные мини- исследования  по повести К.Воробьева "Это мы, Господи!  "на тему "Тема материнства "  или "Роль пейзажа в повести"  на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...

Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Методическая разработка урока Победы,  посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»      Цель: формировать...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

РАЗРАБОТКАУРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...