Рабочая программа "Родная ( русская ) литература 5-9 кл."
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Башарова Галина Михайловна

Данная программа направлена на изучение литературы родного края, Самарской области и Поволжья, с  учетом современных тенденций в образовании, предусматривающих воспитание подрастающего поколения, ценностные ориентиры которого связаны с культурой и процветанием малой родины. Она разработана для 5 - 9 классов как единый целостный курс для того, чтобы представить учебный материал на основе принципов преемственности, системности, доступности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rodnaya_russkaya_literatura_5-9.doc502.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Описание: https://gerbu.ru/wp-content/uploads/2018/11/2000px-Coat_of_arms_of_Samara_Oblast.svg_.png

Рабочая программа «Родная (русская) литература. 5-9 классы»

Составители:  Башарова Г.М.

                Дынина М.А

Описание: https://xn--67-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/b896fb6a3c9b49c07f537647a2ec443c_big.png

Тольятти, 2019 г.

Рабочая программа «Родная (русская)  литература 5-9 классы» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.

Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и родной русской литературы, а именно литературы Поволжья.

Ценность программы заключается в том, что она включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, углубляет знания по русскому языку, которые понадобятся при работе на уроках по развитию речи.

Данный курс значительно расширяет возможности воспитания и образования учащихся, углубляет знания об искусстве слова. Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает им лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Курс по литературному краеведению углубляет знания о художественной литературе, которые для многих учащихся ограничиваются порой произведениями из школьной программы. Многообразие и богатство литературы прошлого и наших дней получают на занятиях конкретное выражение, подтверждаются примерами и фактами из мало знакомых школьникам источников. Ученики видят, что каждый писатель вносит посильный вклад в развитие отечественной литературы, углубляя читательские представления о жизни и людях.

Параллельное изучение национальной и русской литературы в школах помогают в обогащении и разнообразии тематики и форм работы, являются благодатной почвой для патриотического воспитания.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев-усадьб по сохранению природы заповедных мест, что связано с проблемами воспитания чувства бережливого отношения к природе, желания принять участие в мероприятиях по ее охране.

Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник.

Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий с 5-го по 9-й класс.

Курс включает 1 занятие в неделю, 17 часов в год.

Актуальность программы заключается в том, что, как показывает практика, школьники среднего звена уже имеют сформированную готовность к обучению, нуждаются в новых обширных источниках знаний, в учебную программу вводятся новые предметы. Организация дополнительной развивающей среды, сочетающая продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе.

Новизна программы в том, что на данный период нет разработанной типовой программы по Родной (русской) литературе, а именно литературе Поволжья, Самарского края в системе дополнительного образования учащихся.

Важность курса определяется тем, что он является средством приобщения школьников к духовной жизни народа в ее глубинных проявлениях через литературные произведения.

Целями преподавания курса является изучение литературной истории края и знакомство с его современной литературой, создание условий для формирования внутренней потребности учащихся в совершенствовании, развития и реализации их творческих способностей,  ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих  принципах.

Осуществление целей происходит в процессе решения следующих познавательных задач:

- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;

- знакомство с произведениями писателей, поэтов Самарской области, их художественным мастерством;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

Надпредметными задачами курса являются:

-нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание;

-развитие мышления, речи школьников;

-расширение кругозора, развитие читательского интереса, вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность;

-развитие способности к обоснованным суждениям;

-развитие эмоциональной сферы;

-развитие творческих способностей учащихся, навыков грамотной устной и письменной речи на примерах текстов разных стилей речи;

-формирование общеучебных умений: работа с книгой, справочной литературой.

Целям и задачам курса подчинены структура и содержание курса.

Структура курса, представляющая собой концентрическую систему, предполагает изучение литературных произведений в хронологической последовательности: от произведений устного народного творчества до творчества современников.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий и знаний из области краеведения и литературоведения.

На протяжении изучения всего курса предусмотрена работа по теории и истории литературы, что позволит учащимся повторить и обобщить те знания, которые были ими (учащимися) получены на уроках литературы.

В соответствии с целями курса большая его часть отводится для практической деятельности школьников, которая реализуется в таких формах работы: как экскурсии, практикумы, посещение литературных мест края, конкурсы, викторины, работа над проектами.

Формы, используемые при реализации программы:

В зависимости от содержания занятий форма работы может быть:

· лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);

· семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);

· экскурсионной (посещение литературно-краеведческих объектов: краеведческий музей, театр им. А.С.Пушкина, драматический театр «Колесо»);

· научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.);

· литературно-творческой (дневники, сочинения на темы экскурсий);

· оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки и т. д.);

· организаторско-массовой (организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов и т. д.).

Виды и формы контроля

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ обучающихся по изученному материалу. Собранные за год материалы будут служить основой для создания литературно-художественной карты родного края, оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Ценные материалы, собранные ребятами, будут читаться на уроках, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Программа изучения предметной области «Родная (русская) литература» обеспечивает достижение выпускниками основной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

 формирование российской гражданской идентичности;

 осознание своей этнической принадлежности, интерес к истории, языку, литературе и культуре русского народа, родного края, основ культурного наследия народов России и человечества;

 уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

 представление о русском языке и русской литературе как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

 представление о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального и международного общения, понимание важности этой роли;

 ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 знакомство с нравственными, духовными идеалами, хранимыми в культурных традициях русского и других народов России через русскую литературу;

 понимание необходимости сохранения и изучения русской литературы, истории и культуры;

 уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

 интерес к художественным произведениям, отражающим русскую этнокультурную традицию;

 эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира.

Метапредметные результаты:

 умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

 умение искать информацию в соответствии с учебной задачей в открытых источниках и доступных словарях и справочниках;

 понимание прочитанного текста (в соответствии с возрастом) и нахождение в ней требуемой информации;

 получение опыта работы с разными видами представления информации;

 получение опыта построения рассуждения, анализа, обобщения, классификации.

Предметные результаты:

 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

 восприятие русской литературы как одной из основных культурных ценностей русского народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

 культурная самоидентификация, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы;

 развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

 получение опыта эстетического и смыслового анализа художественного текста:

 воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

 определять тему и основную мысль произведения;

 владеть различными видами пересказа;

 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

 представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, доклада, написания аннотации, сочинения, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную тему;

 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Содержание учебного предмета

5 класс

Край сказок и сказочников

  1. Введение. Богатство устного народного творчества и литературы Поволжья. 

Собиратели и хранители фольклора (В.Г. Варенцов "Сборник песен Самарского края",  М.А. Балакирев "Сборник русских народных песен", П.В. Шейн "Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т.п.", "Великорусские народные песни, изданные проф. А.И. Соболевским", В. Сидельников и В. Крупянский "Волжский фольклор",  Д.Н. Садовников   и др.).  Фольклор как источник творческого вдохновения писателей-сказочников.

Теория литературы: понятие о фольклоре.

2. Сказки Поволжья: Татарские сказки. Мордовские сказки. Чувашские сказки. Сказки (по выбору учителя и учащихся).

Татарские сказки.

Мордовские сказки.

Чувашские сказки.

Теория литературы: Понятие о видах сказочного жанра (волшебные и бытовые сказки), пейзаж в лирическом произведении.

3. Жемчужины  Жигулей.

Предание. Легенды.  Родство и отличие преданий, легенд  и сказок. Чтение и обсуждение исторических преданий, легенд и былей Жигулей. Отражение исторического, бытового, культурного опыта поколений в преданиях.

Евгений Шаповалов: “Самоцветное слово”, легенды “Каменный молодец”, “Сокол и Жигуль”, “На горе лепешка”, “Иван да Груня”.

Артем Веселый. Личность судьба. Отрывок “Забава” из романа “Гуляй, Волга”.

Телешов Н.Д. “Живой камень”. Садовников Д.Н. Сказ “Усолка”. Шаповалов Е. Сказ  “Манчиха”. Полюзов Ю. Сказ “Ермак и Епишка”, “Сабля Степана Разина”.

Теория литературы: понятия об историческом предании, легенде как произведениях устного народного творчества.

  4.А.Н. Толстой и его сказки.

Слово о писателе. Его любовь и бережное отношение к народным сказкам. Обзор книги А.Н. Толстого «Русские народные сказки». Чтение и обсуждение сказок из сборника Толстого (по выбору учителя и учащихся).

Мастерство Толстого в передаче простого, образного и сильного народного языка.

А. Толстой как автор оригинальных сказок. Любовь к подлинной жизни, к родной природе в «Сорочьих сказках» (чтение и обсуждение сказок по выбору учащихся и учителя).

«Золотой ключик, или Приключения Буратино». Творческая история произведения. Мастерство Толстого в обрисовке персонажей, развитии сюжета, стилевом оформлении произведения. Прославление добра, справедливости, дружбы, взаимовыручки. Юмор в сказке.

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (сказки о животных и волшебные), понятие о литературной сказке, понятие о юморе

5. Н.М. Карамзин. «Прекрасная царевна и счастливый карла».

Слово о писателе. Фольклорное и авторское в сказке Карамзина. Красота «тела и духа» царевны, ум и достоинство карлы. Торжество любви и справедливости. Особенности авторской манеры повествования.

6. Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре», «Жар-птица».

Слово о поэте. Языков – страстный собиратель фольклора и автор литературных сказок. Участие поэта в «сказочном состязании» Жуковского и Пушкина.

Пародийно-ироничная «Сказка о пастухе и диком вепре».

Драматическая сказка-поэма «Жар-птица». Её родство и различие с народными сказками, со «Сказкой об Иване-царевиче и Сером Волке» В.А. Жуковского. «Поэтическая модернизация фольклора» Языковым: введение сатирические картины нравственного состояния общества. Интонационные особенности языковского стиха.

Теория литературы: понятие о драматургической сказке. Пародия, ирония.

7. C.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

Жизнь и деятельность писателя и членов его семьи в Самарском крае. Творческая история сказки Аксакова. «…странное сочетание восточного вымысла с народной нашей речью» (Аксаков) в «Аленьком цветочке». Оригинальность авторского освещения образа главной героини, всепобеждающая сила добра и любви в сказке.

Проект создания памятника семье Аксаковых на Самарской земле.

Теория литературы: развитие понятия о литературной сказке.

8. Д.Д. Минаев как сказочник.

Слово о поэте. Его любовь к русским народным сказкам. Рассказ учителя о его книгах: «Дедушкины вечера. Русские сказки для детей в стихах Д.Д. Минаева» (1880 г.), Д.Д. Минаев «Народные русские сказки для детей в иллюстрациях». (Примечание: сказки Минаева в ХХ веке не перепечатывались).

9.  Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказки: «Знаем!», «Чапоги», «Охотники на тигров» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Гарин-Михайловский – автор сборника «Корейские сказки». Чтение и обсуждение сказок.

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).

10.  Е.С. Ларин. Сказки (по выбору).

Слово о писателе. Основа произведений писателя – сказки народов мира. Динамизм и занимательность, ненавязчивая назидательность, сочетание лиризма и юмора, фантастического и реального.

Трудолюбие и справедливость героев («Разбитая чаша», «Кузнец», «Про Ерёму-молодца», «Отцовский клад», «Нужда научит»).

Братство, единство и взаимопомощь людей труда («Три сына», «Как мужик справедливость искал»).

Душевная красота, бескорыстие человека труда («Кузнец»).

Торжество добра, правды, справедливости в сказках Ларина. Особенности поэтического языка автора.

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).

11. Самарские сказочники братья Бондаренко – детям.

Практические занятия. Составление плаката   “Писатели  и наш край”. Работа в библиотеках.

6 класс

Певцы родной земли

1. Введение. Красота и богатство природы, её отражение в творчестве писателей, поэтов, художников нашего края.

Единство человека и природы. Важность проблемы защиты окружающей среды. Естественность доброго отношения человека к своим «братьям меньшим».

2. Н.М. Карамзин. Пейзажная лирика. («Осень», «Молитва о дожде», «Волга» и др. – по выбору учителя и учащихся).

Слово о Карамзине, о его любви к родной земле (с использованием воспоминаний).

Картина увядающей природы и уверенность в её весеннем возрождении в стихотворении «Осень». Оптимизм в «Молитве о дожде».

«Волга» - поэтический гимн родной реке. Неразрывная связь мира природы и душевных переживаний лирического героя.

Теория литературы: понятие о жанре пейзажной лирики, о лирическом герое.

3. Н.М. Языков. Стихотворения: «Мой друг! Что может быть милей…», «Родина», «Чужбина», «Две картины», «Ручей» и др.

Слово о поэте. Самарский край в жизни и творчестве Языкова. Особенности авторского языка (неожиданные и интересные сравнения, меткость выражений, словотворчество).

Теория литературы: тропы. Олицетворение.

4. C.Т. Аксаков. Стихотворения: «Элегия в новом вкусе», «Осень» (отрывки), «Прощай, мой тихий сельский дом…»

Рассказы о родной природе («Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», «Мелкие охотничьи рассказы»),

Аксаков – певец и знаток русской природы, родного края. Живые картины степного Заволжья в изображении писателя. Наблюдательность автора. Лиричность, простота и точность языка.

Теория литературы: пейзаж в художественном произведении

5. Д.Д. Минаев. Стихотворения: «Не троньте майского жучка…», «Зимы уж  нет…», «Стужа», «Воздух вечера чист…»

Слово о поэте-патриоте. Родная природа, её поэтичность и хрупкость в стихотворениях-миниатюрах Минаева. Призыв к доброму, внимательному и бережному отношению к человеку и ко всему живому. Минаев – «король рифмы».

Теория литературы: поэтическая миниатюра.

6. Д.Н. Садовников. Пейзажная лирика. («На Волге», из «Волжских эскизов», «К Волге», «В Жигулях», «Ребёнку»).

Слово о поэте-певце родной земли. Любовь к природе как выражение патриотизма автора. Точность и узнаваемость пейзажных зарисовок. Богатство языковых средств.

Теория литературы: тропы. Эпитет.

7. А.А. Коринфский. Стихотворения – по выбору учителя и учащихся.

Коринфский – «волжский певец». Поэтический календарь природы в стихотворениях («Осенью», «Октябрьские напевки», «Смерть зимы», из «Песен о весне», «Майские веснянки», «Летней ночью», из «Июньских сказок», «Бабье лето»).

Богатство песенно-народных элементов («Зябликам навстречу», Мой лужок», «На ниве», «Лес в половодье», «На ранней зорьке», «Прощайте, птички»).

Действенная любовь поэта к природе, призыв к её защите («Горе-богатырь»).

Теория литературы: тропы.

8. C.Г. Скиталец. Пейзажная лирика («Волжские легенды» — отрывок, «Мороз», «Утром зорька молодая…», «Лунная ночь»).

Слово о поэте. «Волшебная» и «сказочная» красота родной земли в пейзажной лирике Скитальца. «Нет лучше волжской стороны!» — главная мысль стихотворений о родной природе.

Особенности поэтического языка автора.

Теория литературы: тропы.

9. Александр Ширяевец. Стихотворения: «Жигули», «Масленица», «Ширяево», «Есть ли что чудеснее…», «Волге»,

Слово о поэте. Родное «волжское приволье» в лирике Ширяевца. Поэтизация деревни и «седой старины». Тревога за природу, «тускнеющую» от напора «Горынычей стальных». Народно-песенные и былинные элементы в языке.

 Теория литературы: тропы.

10. Современные поэты о любви и бережном отношении к родной природе, к её обитателям.

Борис Сиротин, Владилен Кожемякин, Наталья Бусыгина, Владимир Евсеичев и другие.

Мысль о единстве человека и природы, яркость и глубина образного ряда в лирике современных авторов. Богатство изобразительных средств. Поэтика.

Теория литературы: тропы. Метафора.

11. Современные прозаики о любви и бережном отношении к природе и её обитателям.

Экологический образ мышления как выражение нравственности.

Василий Черников. «До ружья».

Геннадий Левин. «По грибы».

Владимир Стрекач. «Тюха».

Теория литературы: рассказ как эпический жанр.

7 класс

Мир детства

1. Введение. Детство как важнейший период формирования личности.

Интерес писателей к этой поре человеческой жизни. Писатели – «тоже родом из детства». Богатство и многообразие художественных произведений о детстве. Автор и герои.

2. Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени».

«Волга, родина, беспечная юность» автора в романе. Влияние родителей, «друзей семейства», книг, окружающей «натуры», обстоятельств жизни для становления души главного героя.

Литературно-художественные особенности произведения.

Теория литературы: понятие о сентиментализме.

3. C.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» и «Семейные хроники».

Автобиографичность повести. Картины «малой» родины в произведении. «Детские годы Багрова-внука» - история формирования личности, история открытия мира юным существом. Герои, рассказчик и автор. Особенности языка произведения.

Теория литературы: жанр автобиографической повести как вид эпической литературы. Жизненный материал и художественный сюжет.

4. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

Слово о писателе. Социальные контрасты в повести. Чистота души и трагичность судьбы Пети. Гуманизм автора.

Теория литературы: идея произведения.

5. Д.Д. Минаев. Стихотворения: «В детском кругу», «На баррикаде».

Интерес к детской литературе «взрослого» поэта: книги для детей, сотрудничество в журнале «Задушевное слово».

Поэт об антиестественности «сословных различий в среде детей» (стихотворение «В детском кругу»).

Нравственная чистота и мужество главного героя стихотворения «На баррикаде». Гражданственность и гуманизм автора. Особенности стихотворений Минаева: эпичность, образность, эмоциональность языка.

Теория литературы: сюжет в поэтическом произведении.

6. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы», «Гимназисты».

Слово о писателе. Мир детства в его произведениях. Этапы формирования характера главного героя в повести «Детство Тёмы». Тёма и сверстники. Мир детства и мир взрослых в повести.

Галерея детских портретов в повести «Гимназисты».

Теория литературы: система образов литературно-художественного произведения.

7. Александра  Бостром – известная детская писательница. Рассказы А. Бостром для детей, их публикации на страницах центральных российских журналов. Издание детских книг Александры Леонтьевны. Черновики «Детства Леши». Влияние матери на формирование писательского таланта Алексея Толстого.

Теория литературы: рассказ как эпический жанр

8. А.Н. Толстой. «Детство Никиты».

Волшебный мир детства в автобиографической повести А. Толстого. Апофеоз детства как высшего состояния человека, идеальный, гармоничный мир человеческих и природных связей. Волнующий образ Родины, авторское воплощение поэтических начал бытия русской деревни, очарования невозвратной поры детства.

Художественные особенности авторской манеры повествования: пластичность изобразительных средств, подкупающая лиричность, реалистическая красочность, живость, образность, выразительность языка, юмор.

Теория литературы: юмор.

9. А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный».

Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира. Гуманизм писателя и оптимизм его мировосприятия. Самобытность авторского языка.

Теория литературы: сюжет, фабула.

10.  «Детство» А.М. Горького. Детские рассказы писателя.

Теория литературы: система образов персонажей литературного произведения

11 Романтика и приключения в детской литературе.

Е. Астахов «Ботфорты капитана Штормштиля».

 Э. Кондратов «По багровой тропе в Эльдорадо».

Теория литературы: романтическая и приключенческая литература

8 класс

Художественная летопись края

1. Введение. Самарский край – край древний праотцов.

Вчера и сегодня нашего края. Широкое отражение истории Самарского края в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края.

Первый Самарский литератор И.А. Второв. Очерк «Царев Курган»

Петр Алабин как бытописатель Самары. Его «юбилейные» книги о губернском городе.

2. История города Тольятти и края в очерковой литературе.

 Древний облик края в исторических очерках П.С.Кабытова, Л.В.Храмкова «Самарская летопись: очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших дней». Значение произведения.

 Поэтический мир природы и легенд края, приметы времени в очерке В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления».

 Теория литературы: очерк как публицистический жанр. Понятие об историческом и литературном очерке.

3. Образ города Тольятти и края в лирике.

Поэтические картины и исторические реалии в стихотворении Б. С. Соколова «Распахнуты в вечность» (отрывок из поэмы «На засечной черте»).

«Разноцветные краски» природы и «преданий целый рой» в стихотворении Скитальца «Волжские легенды».

Воспевание великой русской реки в стихотворении И. И. Дмитриева «К Волге».

«Милый мир и сердцу близкий городок» в стихотворениях современных поэтов (М. С. Клипиницер «Мне сегодня легко и тревожно…»,  В. Алферов «Город мой», Б. Скотневский «Я счастливый владелец Волги», В Г Сивяков «Город мой», стихи о Волге). Особенности художественной манеры

Теория литературы: поэтика стиха.

4. Сатирический облик края.

А. М. Горький и наш край.

Самарская действительность в цикле «Очерки и наброски», фельетонах «Между прочим», «Самара во всех отношениях» и др. Проявления невежества обывателей, хищничества и морального разложения буржуазии.

Г.И.Успенский. Обличение тупость и пошлость представителей буржуазного мира рассказах «Не все коту масленица», «Книжка чеков». Образ губернского города в очерке «Неплательщики».

Теория литературы: юмор, ирония, сатира, фельетон.

5. Самарские писатели и их книги о гражданской войне. Д. Сокольников «Нам здесь жить», Э. Кондратов «Тревожные ночи в Самаре», «Жестокий год».

Самарские страницы в романе Артема Веселого «Россия, кровью умытая».

А.С. Неверов – наш земляк. Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята». Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка.

7. Великая Отечественная война в произведениях самарских писателей.

А.Н. Толстой как летописец военных событий. «На репетиции Седьмой симфонии Д. Шостаковича».  

Горюнов «Фронтовая тетрадь». Сборник Кузменко «Гордиться Славою предков». Документально-историческая повесть Георгия Андреева «Сверим имена на обелисках».

8. Страницы литературной истории города.

Деятельность городского литературного объединения «Огни Жигулей» (создано в 1954 г.). Проведение в городе  выездного заседания секретариата Союза писателей РСФСР в 1973 г.: встречи с писателями Л.Татьяничевой, Ю.Бондаревым, В.Боковым, В.Кожевниковым, С.Островым и др. создание в 1974 году клуба «Журналист». Издание сборников «Мы из Тольятти» (1998), «Провинциальная лира» (2002) .

9. Журналистика и литературная критика Тольятти.

Городская тольяттинская газета «За коммунизм». Журналист Игорь Орлов, долгое время работавший редактором тольяттинской газеты «За коммунизм» (эссе «Сотворение поэтического мира:  заметки о стихах Бориса Скотневского на правах читателя со стажем» (журнал «Город», 2006 г., № 12, с.304-313)). «Литературная страница» в газете «Площадь Свободы» и ее редактор Александр Степанов.  "Литературная страница" в газете «Вольный город».

Работа с подшивкой газет «Вольный город» или «Площадь Свободы»: исследование «Творческая судьба авторов литературной страницы за определенный год».

10. Тольяттинская драматургия.

Вадим Леванов. Чтение пьес «Шар братьев Монгольфье», «Ксения. История любви». Просмотр и обсуждение спектакля «Шкаф» по пьесе В. Леванова в Тольяттинском МДТ.

11. Презентация проектов.

Волга в произведениях поэтов самарского края.

Панорамное изображение всероссийского горя в романе Артема Веселого «Россия, кровью умытая».

Художественное своеобразие произведений тольяттинских драматургов.

Создание литературно-краеведческого сайта.

Создание виртуального школьного литературно-краеведческого музея и другие.

9 класс

Литература 19 века

1. Введение.

Основные исторические события эпохи в жизни Самарского края. Увеличение помещичьи имения (поэт И.И. Дмитриев, писатель С.Т. Аксаков, историк, будущий академик П.П. Пекарский).

Самарский край как место ссылки «опальных граждан отечества» (декабристы братья Беляевы.). А.Н. Островский как агент Московского коммерческого суда.

Создание Самарской губернии, центром которой стала Самара и Самарского знамени. Создание краеведческого музея.

Культура (наука, литература, архитектура, изобразительное искусство).

2. Дворянская усадьба как центр культуры.

Крупнейшие центры дворянской усадебной культуры края (усадьба, принадлежавшая дворянскому роду Чарыковых, Державиных, штаб-ротмистрше С.Н.Бедряга и т.д). Их значение в развитии науки, культуры и экономики края, трагическая судьба в послеоктябрьское время. Вклад дворянских семей в развитие науки, культуры, общественной мысли, экономики России.

3. Театры Самарской губернии.

Первые театры в крае. Антрепризы П.М. Медведева (1860-80-е гг.), А.А. Рассказова (1870-е гг.), И.К. Немова, И.П. Новикова (1870-е, 1880-е гг.). Пелагея Стрепетова, выдающаяся трагическая актриса XIX века. Рецензии Иегудиила Хламиды (Максима Горького). История Самарского театра драмы.

Ф. Шаляпин в Самаре.

Тольяттинские театры сегодня.

4. Г.Р. Державин в Самарском крае.

Державин и Пугачевский бунт. Придворный поэт. "Оды, переведенные и сочиненные при горе Читагалае".

5. И.И. Дмитриев.

Личность Дмитриева как поэта «Екатеринина века». Мотивы его салонной лирики («Стонет сизый голубочек…», «Ах, когда б я прежде знала…», «Всех цветочков боле…», «Путешествие», Мадригал», «Однажды дома я весь вечер просидел…»).

Дмитриев – баснописец («Муха», «Прохожий» и др.). Традиции и своеобразие в тематической и образной системе.

6. И. А. Второв - первый самарский литератор, краевед и библиограф.

Личность писателя. Открытие Казанской городской публичной библиотеки. Литературное наследие.

7. Поэты пушкинской поры.

Основные мотивы творчества. (Чтение и обсуждение по выбору учителя и учащихся стихотворений А.И. Одоевского, Д.Ю. Трилунного, А.С. Хомякова).

8. Д.В. Давыдов.

Личность поэта-героя. Давыдов и Пушкин. Сызранский период жизни поэта.

Сатирическая направленность первых произведений («Орлица», «Турухтан и Тетерев», «Голова и Ноги», «Река и Зеркало»).

«Гусарские» мотивы в лирике (стихотворения – по выбору). Образный поэтический строй произведений. Своеобразие слога (лёгкость, гибкость, бойкость, непринуждённость).

Горькие раздумья автора в исторической элегии «Бородинское поле».

Своеобразие жанра «Военных записок партизана Дениса Давыдова». Характеры и обстоятельства. Патриотизм автора.

9.  Н.П. Огарёв.

Личность поэта и друга А.И. Герцена. «Социалистическая утопия» Огарева в Проломихе.

Огарёв – наследник декабристской поэзии (стихотворения – по выбору). Их жанровое своеобразие: лирический монолог, близкий к элегии, медитации и послания. Широта диапазона лирики Огарёва: от переживаний лучших людей России, обречённых на страдания и внутренние сомнения вследствие разобщённости с народом, до воспроизведения крестьянского быта, точных зарисовок внутреннего мира и окружения крепостных людей.

10. А.И. Пальм.

Личность писателя. Очерк творчества. Роман «Алексей Слободин» как уникальное художественное свидетельство деятельности петрашевцев (обзор произведения).

Картины русской жизни в лирике Пальма (стихотворения: «Посвящение В. Бенедиктову», «Русская песня», «Русские картины», «Перед грозой», «Обоз», «О милая! Поверь, мои воспоминанья…» и др.).

11.  Д.В. Григорович.

Личность писателя. Очерк творчества. Натуральная школа.

Григорович – родоначальник крестьянской темы и один из зачинателей жанра физиологического очерка в русской литературе. Художественная разработка темы крепостной деревни в повести «Антон-Горемыка». Образ маленького человека. Гуманистическое звучание повести. Приёмы создания характеров. Своеобразие художественного метода писателя.

12. Писатель-народник Н. Е. Петропавловский (С. Каронин).

Личность писателя. Очерк творчества. Серии очерков и рассказов о крестьянстве: «Рассказы о парашкинцах», «Рассказы о пустяках» и «Снизу вверх». Топографичность писателя.

Необъятные просторы Волги в «Волжских картинах».

Материально-техническое обеспечение

Учебные пособия для учащихся:

1. Арнольд, Н. В. Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 1. / Н. В. Арнольд. – Самара: Культурное наследие, 2011.- 184 с.

2. Арнольд, Н. В. Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 2. / Н. В. Арнольд. – Самара: Культурное наследие, 2012.- 184 с.

3. Арнольд, Н. В. Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 3. / Н. В. Арнольд. – Самара: Культурное наследие, 2013.- 184 с.

Литература для учителя:

1. Алексушин, Г.В. Самарские губернаторы. / Г.В. Алексушин. – Самара: Самарский Дом печати, 1996. – 316 с.

2. Барашков, В.Ф. Самарская топонимика. / В.Ф. Барашков, Э.Л. Дубман, Ю.Н. Смирнов. – Самара: Самарский университет, 1996.- 192 с.

3. Бирюкова, А.Б. Социокультурное пространство поволжских городов первой половины XIX века. / А.Б. Бирюкова. – Самара: Сам ГТУ, 2009.- 324 с.

4. Бикметова, Н.В. Русский песенный фольклор Самарской области: Учебное пособие. Ч. 1. / Н.В. Бикметова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2005. – 272 с.

5. Ведерникова, Т. И. Русские Самарского края: история и традиционная культура / Т. И. Ведерникова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2007. - 220 с.

6. Голубева, О.Д. Автографы заговорили. / О.Д. Голубева. - М. : Книжная палата, 1991. – 286 с.

7. Детский фольклор Самарского края: Методические рекомендации в помощь руководителям детских самодеятельных коллективов. / Сост. Ю.Б. Орлицкий, JI. А. Терентьева. – Самара: НМЦНТ, 1991. – 183 с.

8. Духовное наследие народов Поволжья: Живые истоки: Антология. Том II . /Авторы-сост. М.И. Чувашев, И.А. Касьянова, А. Д. Шуляев, А.Ю. Малыхин, Т.И. Волкова. - Самара: Книга, 2008. – 504 с.

9. Ерофеев, В. В. По самарским чудесам  достопримечательности губернии / В. В. Ерофеев. – Самара: Самарский Дом печати, 2008. – 168 с.

10. Забродина, Н.А. Памятники Тольятти: Справочник. / Н.А. Забродина, Е.Л. Налетова, Т.А. Якимова. – Тольятти: Орбита-Принт,2002. – 30 с.

11. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. В 7 т. / Ред.-сост. С.М. Лейбград; Обл. центр народ. творчества. - Самара: Самарский Дом печати, 1993-1995.

12. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Документы и материалы. / Сост. Ю.Е. Рыбалко. – Самара: Самарский Дом печати, 1995. – 437 с.

13. Лев Толстой и Самарский край: Воспоминания, письма, статьи: Учебное пособие – хрестоматия / Авт.-сост. А.И. Мартиновская. – Самара : Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2009. - 367 с.

14. Майорова, Н.О. Волга. От Валдая до Каспия. / Н.О. Майорова, Г.К. Скоков. - М.: Белый город, 2007. – 45 с. - (История России).

15. Малая музейная энциклопедия: Сб. науч. и науч.-попул. ст. : Вып. 3 / Тольят. краевед. музей ; редкол. Е. Л. Налетова и др. - Тольятти: Букварь, 2009. - 146 с.

16. Овсянников, В. А. Ставрополь – Тольятти: страницы истории: ч. 2: Дела и люди / В. А. Овсянников; Худож. Л. Хафизова. - Тольятти: Современник, 1999. – 397 с.

17. Подвижники Самарской земли. /Авторы-составители И. Макаров, А. Жоголев. – Самара: Духовный собеседник, 1995. – 252 с.

18. Православные святыни Самарского края: Ист.-церков. энцикл. / Сост. О.В. Зубова; Самар. и Сызран. епархия Рус. правосл. церкви (Моск. Патриархат); — Самара: Духовный собеседник , 2001. — 263 с.

19. Пруцков, Н.И. Глеб Успенский. / Н.И. Пруцков. – JI.: Просвещение, 1971.- 128 с.

20. Самарская область: Книга-альбом. / Администрация Самарской области, Самарская Губернская Дума; Гл. ред. Л. Плешанова. – Тольятти: РИФ «Ника», 2002. – 344 с.

21. Самарские судьбы: Биографическая энциклопедия. / Авт.-сост. В.А. Добрусин, В.Н. Карасев. — Самара: Агни, 2010. — 288 с.

22. Самарский край в жизни и творчестве выдающихся личностей: Сб. ст. и материалов III Международ. науч.-практ. конф. (10-15 июня 2003) / Администрация Самар. обл., Департамент культуры ; СГУ ; Самарская ассамблея – 2003 ; Под общ. ред. Э. А. Куруленко. – Самара: б. и., 2003. - 250 с.

23. Смирнов, А. Старый самарский театр и быт. / Александр Смирнов (Треплев).- Самара: Самарский университет, 2008.- 432 с.

24. Ставрополь и Ставропольский уезд в XVIII-XX вв.: Сборник документов и статей. / Сб. док. и ст. Н. Г. Лобанова. – Тольятти: Арх. отд. Мэрии г. Тольятти, 1998. – 270 с.

25. Устное народное творчество Самарского края: Научно-вспомогательный указатель литературы. /Сост. Т. Макаева, Т. Сенинг; Самарск. обл. научн. библиотека им. В.И. Ленина, информационно-библиографический отдел. - Самара: СОУНБ, 1991. -160 с.

26. Храмков, Л.В. Введение в самарское краеведение: Учебное пособие. / Л.В. Храмков. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2007. – 428 с.

27. Храмков, Л. В. Край Самарский: Учебное пособие по ист. краевед. для учащихся 9-10 кл.: Ч. 2 / Л. В. Храмков, Н. П. Храмкова. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1988. - 127 с.

28. Этносы Самарского края: Историко-этнографические очерки. / Рук. проекта Н.П. Осипова, М.Г. Федоров. – Самара: Администрация Самарской области, 2003. – 285 с.

29. Якунин, В.Н. Город Святого Креста: Церковная история города Ставрополя-Тольятти. / В.Н. Якунин; Монография. – Тольятти : Изд-во ТГУС, 2007. – 288 с.

Интернет-ресурсы:

1. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор: http:///feb-web.ru/

2. Открытая Русская Электронная Библиотека (Open Russian Electronic Library): http://orel/rsl/ru/

3. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика: www/ruthenia/ru/folrlore/avantext/html/

4. Русский фольклор в современных записях: http://www.folk.ru/ 5. Самарская губерния: История и культура: http://gubernya63.ru/

6.Самарский литературный музей имени А.М.Горького: http://samlitmus.ru/

7. Аннотированный каталог книг по истории Среднего Поволжья из фондов Библиотеки АВТОГРАДА и библиотеки Тольяттинского краеведческого музея: http://libavtograd.tgl.ru/search.php?page_id=4776

8.Страницы истории. Петр Алабин. http://www.gubernya63.ru/history/materials/petr-alabin/

9.Краеведение Самарской области http://www.twirpx.com/files/historic/locallore/russia/samara/

10. Л. В. Храмков введение в самарское краеведение http://www.studfiles.ru/preview/4513319/page:14/

11. Летопись Самарской губернии http://gubernya63.ru/history/legends/

12.История Среднего Поволжья http://medianet.yartel.ru/povolzje/index.php/biblioteka/samarskaya-letopis

13. Горький. Цикл «Очерков и набросков» http://home.mts-nn.ru/~gorky/TEXTS/OCHST/PRIM/essketch_pr.htm

14. Провинциальный текст М. Горького http://refdb.ru/look/2041626-p8.html

15. Творчество Горького 90-х годов. http://feb-web.ru/feb/irl/il0/ila/ila22252.htm 16. Дворянские усадьбы Самарской губернии https://cyberleninka.ru/article/v/dvoryanskie-usadebno-parkovye-kompleksy-samarskoy-gubernii-v-kontse-xix-nachale-xx-vv

16. Становление Самары https://cyberleninka.ru/article/v/stanovlenie-samary-kak-gubernskogo-goroda-v-kontse-xix-nachale-hh-veka

17. Самарский театр драмы http://xn----7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B.html

18. Писатели Самарского края http://litsamara.com/wp-content/uploads/2009/12/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F.pdf

Дидактические материалы для учащихся:

1. Наглядные пособия:

1.1. Карты Самарской области;

1.2. Карты города Тольятти и Ставропольского района;

1.3. Карта-путеводитель «Самарская Лука» (А.И. Шепелев, 2013 г. Топонимические разработки Ю.К.Рощевский);

1.4. Самарцев В. Невиданная Самара: Альбом уникальных фотографий. – Самара: Артель "Бурлаки", 2014. - 364 с.

1.5. Костюмы народов Поволжья (иллюстрации и демонстрационные образцы).

1.6. Самарский край: Фотоальбом. - Самара: Федоров, 1996.- 276 с. (Фотографии: Некрасов В.Д., Новоселов М.П.).

1.7. Набор иллюстраций «Памятники Самарского края»;

1.8. Портреты писателей и поэтов.

1.9. Альбом творческих работ обучающихся объединения прошлых лет.

2. Медиапособия:

2.1. 1С: Репетитор. История. Мультимедиакомплекс. Авторы: О.И. Руденко-Моргун, Дунаева Л.А. и др

2.2. Учебный фильм «Исторические памятники Самарского края».

2.3. Учебный фильм «Земля Самарская».

2.4. Учебный фильм «Родной Тольятти».

2.5. Медиапрезентации по темам занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа русский язык 6 класс

Планирование составлено учителем русского языка и литературы  МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной,   на основе рабочей программы  2 вида по русскому языку, утвержденной 30...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...