Урок литературы в 6 класссе.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Романенко Светлана Вячеславовна

Урок литературы в 6 классе по произведению Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Некрасов "Железная дорога"20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по произведению Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Концепция: В чём предназначение человека? Что такое созидание?  Какой ценой всё создаётся?

Цели урока:

обучающие:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.
  2. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста.
  3. Сформировать мнение о Н.А.Некрасове как о поэте.
  4. Научить оперировать понятиями:риторический вопрос, антитеза,ирония, патетика,

сравнение, эпитет, олицетворение.

развивающие:

  1. Развивать в детях наблюдательность, творческое воображение.
  2. Развивать умение чётко излагать и объяснять свои мысли, делать выводы.

воспитательные:

  1. Воспитать гражданственность, патриотизм.
  2. Воспитать активную жизненную позицию на примере творчества поэта.
  3. Воспитать уважение к людям труда.

Оборудование и наглядность:

  1. Презентация по биографии Н.А.Некрасова.
  2. Репродукция картины К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и др. иллюстрации к стихотворению.
  3. Портреты Н.А.Некрасова и П.А.Клейнмихеля.
  4. Тест для проверки знаний, полученных на уроке(презентация и в печатном варианте).

1)Размещение участников фронтальное, затем по группам.

Учитель: Назовите изобретения человека, которые послужили двигателем прогресса? Ученики называют изобретения(по индивидуальным возможностям называют изобретателя и дату).

Учитель: Об одном из изобретений нам предстоит поговорить на этом уроке.

2)Учащимся раздаются конверты, в которых лежат портрет П.А.Клейнмихеля, фотография с изображением крестьянского труда при строительстве железной дороги, железная дорога(старая и новая фотографии).

Учитель: Предположите, какой темой объединены эти фотографии?

3)Группам раздаётся распечатанный текст первой части стихотворения. Чтение отрывка.

Вопросы: Какая картина рисуется читателю после прочтения? Каким настроением проникнута картина? Как рисуется образ Родины? Какие художественные приёмы помогают описать прелесть осеннего пейзажа?

Социализация. Озвучивание ответов.

4)Дедукция. Работа с информацией.

Эпиграф к стихотворению написан в форме диалога. О чём говорится в эпиграфе?  Историческая справка:Биография графа П.А.Клейнмихеля.

5)Ребята получают вторую распечатанную часть стихотворения (можно в проекции). Вопросы по группам:Какую историческую картину рисует нам автор? Кто настоящий создатель железной дороги?

6)Социализация. Озвучивание выводов.(Во второй части раскрывается образ народа, создателя всех земных благ, неутомимого труженика, творца всего прекрасного).

7)Чтение третей части. Группы получают конверты с фотографиями Колизея, Собора Святого Стефана, дворца Папы Римского. Ребята вспоминают и озвучивают названия объектов, годы строительства. Вопросы:Кому принадлежит заслуга строительства таких архитектурных шедевров? Каков взгляд генерала на воспитание детей? Согласны ли вы с ним?

8)Чтение четвёртой части стихотворения.

Группы получают тексты, в которых содержится информация о завершающем этапе строительства железной дороги, человеческих жертвах.(Историческая справка). Вопросы:Прав ли генерал,утверждая, что народ может только разрушать? Какова цена созданных шедевров? Кто вложил труд в их создание?

9)Индивидуальная работа (письменно).

Паровоз, самолёт, железная дорога, космическая ракета, подводная лодка-изобретения, принадлежащие одному человеку или группе людей? Кому принадлежит их масштабное осуществление?

10)Учитель: О строительстве какой железной дороги мы с вами говорили на уроке?

11)Просмотр фильма.

Приложение 1.

Николаевская железная дорога рождалась в муках (сначала-в кабинетных). С конца 30-х годов XIX века по российским министерствам гуляли проекты по строительству железнодорожных магистралей. По всему миру их строили без особых хлопот, а у нас была всего одна-Царскосельская (работала с октября 1837 года), по которой можно было ехать в Царское Село и Павловск. Практической пользы от неё особой не было. А растущему городу требовалось продовольствие, другие товары…

Элита разрывалась между двумя центрами притяжения, ведь Москва не стала захолустьем, хоть столицу и перенесли за 604 версты. А ездить туда-сюда-терять четверо суток и уйму здоровья:в дороге путник не знал ни сна, ни отдыха в трясущемся дилижансе. Однако чиновники на строительство железной дороги не соглашались:дорого, невозможно, бесполезно, потому что снегом будет заметать! Комитет министров рассматривал вопрос два года и рекомендовал императору от идеи отказаться. А царь прислушался к инженерам П.П.Мельникову и Н.О.Крафту, вернувшимся из США и изучившим там опыт построения железных дорог.

Путеводитель по Николаевской железной дороге 1914 год сообщает такой итог кабинетных споров: «Император Николай Павлович, дав полную возможность излиться всем мнениям до конца, и недовольный на большинство в Комитете Министров за отрицательные результаты, пожаловал сам 13 января 1842 г. в последнее и, выслушав все возражения господ министров, изволил объявить решительным тоном Высочайшую волю свою, что он признаёт «сооружение железной дороги между столицами вполне возможным и полезным, что к исполнению сего должно быть немедленно приступлено».

Организацией строительства занялся особый комитет во главе с цесаревичем Александром Николаевичем. Указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой император подписал 1 февраля 1842 г.

Дальше муки рождения железнодорожной магистрали легли на плечи терпеливого русского народа. Дорогу строили 8 лет. Ежегодно в её создании принимали участие от 40 до 60 тысяч человек. На стройках тоже царил «ура-настрой». Во-первых, простому рабочему на объект имперского масштаба попасть было не так-то просто, а во-вторых, многие сразу смекнули, что на грандиозной стройке и воровать можно грандиозно. В XIX веке даже землекопы должны были дать взятку артельному старосте за то, чтобы попасть на объект. Старосты брали плату в натуральном виде-продуктами, а потом кандидат проходил испытания.  На самой стройке рабочий день длился  16-18 часов.

Рабочие копали траншеи до 15 метров глубиной, а потом сооружали насыпи до 40 метров. И всё это вручную. Четыре экскаватора проработали на стройке недолго, потому что оказалось, что труд крепостных крестьян выгоднее для подрядчика, чем работа паровой машины. Рабочие рыли каналы, осушали болота, стоя по грудь в воде, строили мосты. Жили в землянках. От санитарии и плохой,но бесплатной еды,крестьяне болели тифом, цингой, дизентерией. Умерших хоронили здесь же, вдоль трассы. За год, по некоторым подсчётам, умирали 300-400 человек. Если грубо прикинуть, то каждая верста дороги обошлась в 100 тыс.рублей и почти 2 человеческих жизни.

Стоимость строительства железной дороги составляла 43 млн.рублей серебром, но обошлась дорога бюджету гораздо дороже. По разным данным её цена составила от 67 до 72 млн.рублей.

Но грабили на железной дороге не только российскую казну. Во-первых, крестьяне, построившие дорогу, часть денег должны были отдать своему помещику в качестве оброка. Во-вторых, у артели подрядчик вычитал деньги за любой «чих»: «больничный» стоил по 15копеек ежедневно на питание и 5 копеек на лазарет за каждого больного в артели (зарплата землекопа в день составляла около 19 копеек). Были вычеты за недовыполнение норм, за вынужденные простои(льёт дождь, например, а артель остаётся должна подрядчику). За прогул с артели вычитали по 50 копеек с прогульщика, а уж на обмерах подрядчик мог хитрить, как только вздумается.

Приложение 2.

Пётр Андреевич Клейнмихель.

Одной из наиболее одиозных фигур царствования Николая был П.А.Клейнмихель(1793-1869). Начав военную карьеру в 1812 году адъютантом Аракчеева, он через 7 лет стал начальником штаба военных поселений, а в 1826 г.-генерал-адъютантом в свите Николая. Дальнейшую карьеру он сделал благодаря родству с фавориткой Николая фрейлиной Варварой Аркадьевной Нелидовой. Ещё больше возвысился Клейнмихель, взяв на себя более чем деликатную миссию воспитания внебрачных детей Николая.

Генерал от инфантерии, генерал-адъютант,а с 1839 г. и граф, Клейнмихель был и главнокомандующим путями сообщения. Среди эпохальных свершений, к коим был причастным П.А.Клейнмихель, значится и Царскосельская железная дорога-первая в России одноколейная пассажирская линия протяжённостью 25 вёрст, связывавшая Птербург с Павловском, построенная по проекту и под наблюдением профессора Венского политехнического института Франца-Антона фон Герстнора,но лавры пожал, конечно же, Клейнмихель.

К моменту окончания строительства в 1851 году дорога между Петербургом и Москвой была крупнейшей в мире:кроме пути длиной более чем в 600 вёрст, было сооружено около 3 различных зданий и 184 моста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 класссе

Конспект урока по географии в 6 классе...

Открытый урок в 6 класссе

Подробное описание урока...

Урок литературы в 5 класссе по теме "Эпитет".

Урок литературы в виде игры-путешествия по сказочному царству....

Технологическая карта урока математики. 5 классс

Примерная технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Сравнение дробей" в соответствии ФГОС ООО....

Урок алгебры 7 классс по теме"В царство формул сокращенного умножения"

Урок закрепления знаний по данной теме.Целью данного урока является :закрепление знаний формул и выработка умений применять даннные знания при решении упражнений, формировать навыки работы с заданиями...

урок в 5 класссе "Олимпийские игры в древности"

Урок истории  в 5 классе по теме "Олимпийские игры в древности"...