Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"
проект по литературе (5 класс)

Жукова Наталья Вячеславовна
Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Разделы: Литература


Оформление:

  • портрет Гайдара,
  • слова на доске: “это просто обыкновенная биография в необыкновенное время”, “Гайдар — всадник, скачущий впереди” (перевод с монгольского).

Эпиграф:

“Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной”.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие друзья! Вот и опять мы с вами проводим необычный урок. Год назад мы начали заниматься проектной деятельностью на уроках литературы, а сегодня покажем, чему научились, что можем сделать, подведем итоги нашей деятельности.

1.

У нас сегодня проводится проектный урок по повести Гайдара А.П. “Тимур и его команда”.

Скажите, пожалуйста, кто читал произведения этого писателя? Какие произведения читали? А кто знаком с этой повестью? Ваши впечатления? А кто знаком с биографией Гайдара?

Что ж, если кто-то не знаком, не беда, мы сегодня попытаемся исправить эту ошибку. Биография писателя удивительно интересна, хотя сам Гайдар считал, что “это просто обыкновенная биография в необыкновенное время”. И вот об этой обыкновенной биографии в такое трудное, но необыкновенно интересное время нам расскажет группа № 1.

2.

Выступление группы № 1.

3.

Биография у Гайдара действительно необыкновенна. Жаль только, прожил он мало. Но всю свою жизнь он старался быть первым. Первым в неполные 16 лет стал командиром полка, первым октябрьским утром 1941 года принял на себя огонь фашистов, спасая своих товарищей-разведчиков партизанского отряда. Да и герои его произведений тоже стараются быть первыми во всем и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.

4.

Инсценировка (заседание тимуровского штаба).

5.

А скажите, пожалуйста, о каких добрых делах мы узнаем, читая повесть “Тимур и его команда”? (Ответы детей).

6.

Надеюсь, вам понравилось выступление ребят, и у вас появилось желание проверить свои знания текста. Группа № 3 подготовила небольшую викторину по содержанию произведений. Викторина (вопросы).

7.

Вы прекрасно справились с заданием. А теперь еще одна необычная, как и многое в нашем уроке, викторина. Каждая творческая группа получит иллюстрацию к произведению и должна рассказать, какие герои изображены, какое событие. (Ответы групп по иллюстрациям). А далее я усложняю задание.

Конкурс на лучшего знатока содержания повести.

Необходимо все подготовленные к уроку иллюстрации (и те, с которыми работали группы, и те, что находятся на доске) расположить в порядке развития сюжета. (Выполнение задания).

8.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие эпизоды в произведении особенно вам понравились? А какие герои? Чем именно эти герои обращают на себя наше внимание? (Ответы). А что мы можем сказать о Тимуре и его антиподе — Мишке Квакине? (Ответы).

“Ой, комиссар, какой ты горячий!”, “Ой, атаман, какой ты упрямый!”. Такой диалог главных героев, конечно же, заслуживает нашего пристального внимания. И перед нами — Тимур и Квакин. (Инсценировка “Встреча Тимура и Квакина”).

9.

Повесть “Тимур и его команда” — доброе, веселое, увлекательное и поучительное произведение. А чему оно нас научило, мы выясним, разгадав представленный нашему вниманию кроссворд. (Разгадывание кроссворда).

10.

Завершая наше путешествие в эту повесть, давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • Что заставляло тимуровцев совершать добрые дела?
  • Одержал ли Тимур победу над Мишкой Квакиным?
  • Докажите, что поступки Тимура и его команды неотделимы от дел страны.

11.

Я хочу особенно подчеркнуть, что из таких маленьких, но добрых поступков складывается длинная дорога, название которой — жизнь. За свою короткую, но такую замечательную жизнь Гайдар написал много. Но еще больше он не написал:

  • о себе и о других;
  • о войне и мирной жизни;
  • о добре и зле;
  • о взрослых и детях;
  • обо всех замечательных людях, которые, как и автор, понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю, которая зовется Советской страной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Презентация проектной деятельности по повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или утопленница»

Презентация проектной деятельности по повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или утопленница»...

Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс

Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе....