Человек, природа, Родина в лирике А. Ахматовой
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_priroda_rodina_v_lirike_a._ahmatovoy_6_kl.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ривзаводская средняя общеобразовательная школа»

Максатихинского района Тверской области

Конспект урока литературы
в 6 классе

Человек и природа, человек и Родина в лирике                      А. А. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие…»,  «Родная земля».

подготовила

Кондратьева Елена Борисовна

учитель русского языка и литературы

пос. Ривицкий

 2020

Тема.  Человек и природа, человек и Родина в лирике  А. А. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие…»,  «Родная земля».

Класс  6.

Цели урока:

Деятельностная: развивать творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира;   совершенствовать навыки выразительного чтения.

Содержательная: познакомить со стихотворениями А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», обучать целостному анализу стихотворения; создать условия для  эмоционального восприятия поэтического текста.

Этап  урока

Используемый  метод

Содержание  этапа

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

Постановка  проблемы

Создание проблемной ситуации

Ф. М. Достоевский писал: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»

- Как вы понимаете эти слова писателя?

- Как вы считаете, действительно ли природа может оказывать воздействие на человека? Какое?

- Чем дорога природа человеку? Как связаны понятия «природа» и «родина»?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, формулируют тему урока.

Актуализация  знаний

Найти проблему и пути её решения

А. А. Ахматову часто называли поэтом только одной темы – темы любви. Однако и в её творчестве появляются стихотворения о природе, родине. Чем же обусловлено обращение поэта к этим темам?

Первичное целеполагание: что понадобится для ответа на вопрос?(факты биографии, стихотворения)  

Открытие  новых  знаний

Работа с информацией

Предоставление распечатанного материала для работы в группах: 1группа –биографические сведения, задания к стихотворению  «Перед весной бывают дни такие…»

2группа – биографические сведения, задания к стихотворению «Родная земля»

«Погружение» в тему, обработка информации

Применение  новых  знаний

Выступления групп с результатами своей работы

Комментирует работу групп, дополняет

Обмениваются информацией, высказывают своё мнение

Рефлексия

Создание синквейна

Шаблон синквейна воспроизводится на доске (слова: природа, Родина)

Работа над созданием синквейнов

                                                        Задания для 1-ой группы.

  1.  Прочитайте стихотворение «Перед весной бывают дни такие…»
  2. Познакомьтесь со сведениями  об истории создания стихотворения.

 

Надежда Чулкова – одна из немногих подруг А. А. Ахматовой, супруга известного русского литератора, который помогал А. Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».  Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал.  Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги.

 

- Что послужило поводом для создания стихотворения?

- Реализовала ли себя А. Ахматова в пейзажной лирике?

3.Определите тему стихотворения.   

4.  Каким настроением проникнуто стихотворение?    Какая строка "подсказывает" нам состояние лирического героя?

5. Какие настроения рождаются в душе поэта?

6. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части.

7. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения?

8. В чём заключается главная мысль стихотворения?

9. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение?

10.  Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

11. Сделайте вывод: что же побудило А. Ахматову к созданию стихотворения о природе (только ли совет подруги)?

                                            Задания для 2-ой группы.

  1. Прочитайте стихотворение «Родная земля».
  2. Познакомьтесь с биографическими сведениями.

После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться в сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады. Она не могла понять, как можно жить в другой стране, где все кажется чужим и непонятным. Поэтому еще в далеком 1917 году она сделала свой выбор, заявив, что намерена разделить участь собственной родины.

Первые послереволюционные годы превратились для Ахматовой в настоящий кошмар. Пережив арест и расстрел своего бывшего супруга Николая Гумилева, а также потерю многих друзей, которые погибли в лагерях, арест собственного сына,  Ахматова, тем не менее, отказалась покидать Россию.

Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны.

        - Что могло заставить А. Ахматову покинуть Россию? Почему она не сделала этого?

          - К какой дате приурочено создание стихотворения? Почему?

  1. Определите тему стихотворения.
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  3. Объясните значение слов: ладанка, обетованный рай, хворая, немотствуя. В случае затруднения обратитесь к словарю.
  4.  В первых восьми строчках шесть раз употребляется частица НЕ. Что достигается этим?
  5. В каком значении А. Ахматова использует слово «земля»? С какими образами ассоциируется у поэтессы родная земля?
  6. Объясните смысл последних двух строчек. В чём заключается главная мысль стихотворения?
  7.  С какой интонацией нужно читать данное стихотворение?
  8.   Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
  9.  Сделайте вывод: что же побудило А. Ахматову к созданию стихотворения о родине?

                                        Литература.

  1. Литература. 6 класс. В 2-х ч./ под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Егорова Н. В., Макарова Б. А. Поурочные  разработки по литературе. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2009.

                               Ресурсы  интернета.

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
  2. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)
  3. kopilkaurokov.ru

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.ахматовой"...

Презентация "Родина в лирике Анны Ахматовой."

Презентация поможет раскрыть основные эпизоды жизни Анны Ахматовой, воспользоваться стихотворениями для анализа ("Не с теми я, кто бросил землю", "Мне голос был. Он звал утешно", "Мужество")....

План урока "Размышления С.А. Есенина о жизни, природе и человеке. Тема Родины".

Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года России-2016" на республиканском этапе. Конспект представлен схематично. Без презентации и технологии "Фишбоун". Думаю, это создаст возможность каж...

План конспект - занятия по теме: «С. Есенин. Сведения из биографии. Тема природы и родины в лирике "

Конспект  для учащихся 10 класса,используется при изучении творчества С. Есенина...