План урока "Размышления С.А. Есенина о жизни, природе и человеке. Тема Родины".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Добровольская Юлия Раймондовна

Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года России-2016" на республиканском этапе. Конспект представлен схематично. Без презентации и технологии "Фишбоун". Думаю, это создаст возможность каждому учителю доработать по-своему эту тему урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok_simferopol.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. «Всю душу выплесну в слова…» (С.Есенин)

Тема Родины. Размышления о жизни, природе и человеке.

Цели урока:

  • расширить знания учащихся о поэзии С. А. Есенина;
  • показать, что тема Родины – ведущая в творчестве поэта;
  •  совершенствовать навыки комплексного анализа лирического стихотворения;
  • развивать коммуникативные, исследовательские и творческие способности учащихся;
  • содействовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к Родине.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  1. ВЫЗОВ
  1. Слово учителя.

«Слушала музыку… Это чудо! Можно ли сделать такое со словом, что композитор  делает со звуком?» – спрашивала великая русская поэтесса А.А. Ахматова, размышляя о силе слова.

Звучит мелодия на стихотворение С.А. Есенина  «Клён ты мой опавший…»

Под музыку решаем тест на пультах «Вотум»:

  1. Определите настроение звучащей мелодии:
  1. Задумчивость
  2. Грусть
  3. Радость
  4. Печаль
  1. Каким цветом вы бы выразили эти созвучия музыки?
  1. Синий
  2.  Зелёный
  3. Красный
  4.  Жёлтый
  1. Выберите визуальный портрет, наиболее подходящий к этой мелодии
  1. А. А. Ахматова
  2. С. А. Есенин
  3. А. А. Блок
  4. В. В. Маяковский

Результат: все ответы верны, потому что музыку, как и поэзию, каждый человек чувствует по-своему.

- Когда человек может так сказать: «Это про меня! Это как будто мною написано?»

Поэзия – это кратчайший путь от сердца к сердцу человека. Если сердце человека не согревает поэзия, оно угасает.

  1. Целеполагание.

Какова тема нашего урока? Тема Родины. Размышления о жизни, природе и человеке.

-  Исходя из сказанного, какова наша цель? (Продолжить знакомство с творчеством поэта, проникнуть в его творческую лабораторию через его стихи)

- Какую задачу мы должны сегодня решить на уроке? (Как главные, сквозные темы в творчестве поэта помогают определить его основную тему?)

- Проблема:  Как поэтические образы помогают постичь внутренний мир поэта?

Выберите наиболее подходящий вам эпиграф. Запишите его в Технологическую карту урока.

СЛАЙД № 1

«Всю душу выплесну в слова…» С.А. Есенин

 «Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок…» (А.А. Козловский)

 «Тот не поймёт живой души России, кто не читал есенинских стихов» (Рюрик Ивнев) Эпиграфы напечатаны на технологической карте.

  1. Введение в тему. Актуализация
  1. ОСМЫСЛЕНИЕ.

- Вы уже познакомились с биографией и творчеством С.А. Есенина. Вспомним его слова «Моя автобиография в моих стихах».

Вспомним то, как Есенин в1915 году уезжает в Петроград. По преданию, он был недоволен тем, как встретила его стихи литературная Москва. Он ожидал большего. Молодой поэт едет к А.А.Блоку.

- Как вы думаете, какими чертами характера обладает человек, написавший такие строки? Составьте психологический портрет.

СЛАЙД № 2

Видео. Есенин приезжает в Петроград.

  1. Работа по теме урока.
  1. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»

Вопросы к анализу:

- Так как вы думаете, какой человек мог писать такие стихи?

- Какие образы встают перед нами? (Понятие сквозных образов. Лир. герой – деревня – Родина)

- Словарная работа. Обратите внимание на значение слов!  (Гой, ризы, спас, стежка , корогод , лехи, рать).Распечатать со сносками.

(Значение какого слова стало для вас новым?)

- Обратимся к первой и второй строфе стихотворения. Каким приёмом звукописи пользуется здесь Есенин?

-  Какие цвета и запахи присутствуют в стихотворении? Найдите эти строки.

- Какое средство художественной выразительности передает яркую цветопись в стихотворениях? (эпитет)

- Почему лирический герой Есенина именно так отвечает в последней строфе стихотворения, что он хочет сказать?

Вам в помощь следующий видео файл:

СЛАЙД № 3

Видео. В.В.Путин читает стихи С.А.Есенина.

-  Для какого человека значимы эти строки? (Патриотизм)

Рассказ о бойцах на фронте и о Ю.А. Гагарине.

Почему так необходима людям поэзия этого человека? Что делает её неповторимой и уникальной?

2) Стихотворение « Разбуди меня завтра рано…»

1. Задание.

Прочитайте это стихотворение построчно. Очень старайтесь!

2. Задание.

- Просматривая видео файл, постарайтесь определить основной цвет стихотворения.

СЛАЙД № 4

Видео. Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…» Песок.

Вопросы к анализу:

1. Задание

- Чьё исполнение вам больше понравилось? Почему? Можно ли воспринимать всё стихотворение, слушая его в разорванном состоянии?  (Разрушается целостный образ)

- Какой основной цвет этого стихотворения?

- Какой основной образ создаёт поэт?(Образ деревни, матери и природа)

-  Найдите в стихотворении интонации ожидания радостных перемен в судьбе поэта?  (Пророческие)

- Какие художественные средства использует поэт? Приведите по 1 примеру.

- Почему Есенин был имажинистом? (Он мастерски умел использовать в своей поэзии метафоры).

3) Стихотворение «Отговорила роща золотая»

           СЛАЙД № 5

Видео. Стихотворение «Отговорила роща золотая …» Читаю я.

Музыка остаётся звучать до конца урока.

- Какой сквозной образ мы видим в стихотворении?(Природа и судьба человека)

- Как называется такое средство выразительности, когда природа наделяется свойствами живого человека? (Олицетворение)

Подведём итоги работы с «Фишбоуном».

  1.  РЕФЛЕКСИЯ

А каждый ли человек в душе поэт? Представим себя поэтами. Главный закон стихосложения – искусство «знакомить» и «сталкивать» слова для выбора самого точного и нужного слова, знающего своё место. Выполним задание. Вставьте есенинское слово в данной стихотворной строфе.

 1. Творческое задание.

Тест на пультах «Вотум».

1. Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на ___ коне.

 белесом

 белом

 розовом

 веселеньком

2. Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает ___.

 стон

 звон

 гром

 дождь

3. Я усталым таким еще не был

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя _____  жизнь.

 странная

 непутевая

 прекрасная

 славная

4. Ах, как много на свете _____,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

 стран

 звезд

 кошек

 весей

5. Или снова, сколько ни проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени – ____ –

Я известный, признанный поэт.

 Россия

 Сергей

 Есенин

 Мария

2. Задание.

Какое впечатление оказала на вас встреча с поэзией С.А. Есенина.  Продолжите предложение: « Для меня поэзия Есенина - это…»

Пусть в помощь вам будут цитаты С. А. Есенина:

Цитаты Есенина:

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине» С.А. Есенин

«Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и сила, и «синее» что-то!» -говорил С. А. Есенин о горячо любимой Руси.

 

Создание песочной картины.

  1. Домашнее задание.

Используя технологию «RAFT», создайте собственный видеоклип по одному из изученных произведений С.А. Есенина.

СЛАЙД № 6

Видеоклип «Какая ночь. Я не могу…»

Раздать визитки со ссылкой на мой сайт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)

Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

1 класс. Мир природы и человека. Тема:Светофор

Актуальность этой темы связана с тем, что у детей с умственной отсталостью  отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нормально - развивающему ре...

Мир природы и человек, тема «Лес»

Урок по  предмету мир природы и человека для обучающихся с  ОВЗ, 3 класс...

1 класс. Презентация по предмету "Мир природы и человека". Тема "Домашние животные"

Презентация к уроку Мир природы и человека в 1 классе на тему "Домашние животные"....