Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр
статья по литературе

Шурыгина Мария Евгеньевна

Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шурыгина Мария Евгеньевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУСОШ № 69 Калининского района

Г. Санкт-Петербурга

Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Очень часто образовательная программа не позволяет учителю выделять часы на проведение игр в урочное время. Одной из главных задач урока по литературе является воспитание любви к родному языку, к родному слову. Именно на уроках литературы через игру можно вызвать интерес учащихся. Всем хорошо известно, что только тот вид деятельности способен обеспечить психологический комфорт человека, который основан на добровольности и интересе. Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремиться «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Названные функции игры имеют первостепенное значение на уроках литературы. Любой урок литературы представляет собой процесс общения: общения между учащимся и учителем, общения друг с другом (дискуссии, деловые игры и т.д.), процесс общения с художественным текстом, а значит, с писателем и его эпохой. Здесь подразумевается уже речевая коммуникация.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Однако игры не ведут автоматически к обучению, если мы хотим обеспечить постоянную связь между игрой и учением в школе, то добиться этого может лишь путем привнесения духа игры в многообразную школьную жизнь, а не просто использованием каких - то дидактических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Познавательные игры, связанные с уроками литературы, чаще всего выглядят как викторины, соревнования при создании сочинений и других творческих работ. При изучении отдельного произведения и - в еще большей мере - жизни и творчестве писателя (в старших классах) урок литературы представляет богатейшие возможности для раскрытия индивидуальных талантов, склонностей, вкусов, одаренности: творческие поиски писателя всегда самобытны, неповторимы - и это качество способно пробудить и познавательный, и чисто личностный интерес у школьника.

Ученики с интересом готовятся, например, к урокам, проводимым в форме викторины: перечитывают произведения изучаемого писателя, критические статьи, продумывают, какие вопросы возможны по данной теме. Это заставляет увидеть и отобрать главное, интересное, поучительное в творчестве писателя, углубляет знания. Приведем пример фрагмента урока - викторины о жизни и творчестве А.С. Пушкина (пере изучением лирики в старших классах). На уроке учитель предлагает следующие вопросы и задания.

  • Назовите двух художников, современников Пушкина, написавших его портреты.
  • Кто автор памятника Пушкину в Москве, в каком году он был открыт, какие стихи поэта высечены на его постаменте?
  • Назовите музыкальные произведения, написанные по произведениям Пушкина.
  • Ваш любимый романс на стихи Пушкина?
  • Приведите известные вам крылатые выражения из произведений Пушкина.

Как видно, вопросы группируются по темам: «А.С. Пушкин «Жизнь и творчество», «Пушкин в изобразительном искусстве», «Пушкин и музыка», «Мое отношение к произведениям Пушкина». В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки.

Используются на уроках и викторины – диалоги. Их удобно проводить при проверке домашнего задания, после изучения небольшой темы (двое учащихся выступают перед классом, один задает вопросы, другой отвечает). Кроме того, вопросы викторины можно составить по алгоритму игры «Что? Где? Когда?» например, «Кто, где, когда видит сон о моровой язве?» Ответ такой: «Родион Раскольников на каторге после объявления приговора».

К актуальным для ребят видам уроков можно отнести урок – диспут и урок в форме «круглого стола». Дается тема урока: «Перестаньте драться, господа литераторы!» - о литературных спорах в 60 –е годы ХIХ века. За круглым столом собрались Боткин, Дружинин, А. Толстой, Майков, Фет, Некрасов, Достоевский.

Урок по лирике «серебряного века» целесообразно провести в форме занятия «Цеха поэтов», на котором учащиеся покажут уже полученные знания (практикум).

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. В этом плане эффективны уроки - путешествия, уроки заочной экскурсии, например, по грибоедовской Москве, Пушкинским Горам, блоковскому Петербургу, в Спасское - Лутовиново, в Ясную Поляну и т.д.

В подростковом и старшем школьном возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к ролевому обучению, ориентация на речевую деятельность. Поэтому особое место в учебном процессе занимает деловая игра. Она предполагает условное воспроизведение, имитацию, моделирование некой реальной деятельности, которую осваивают участники игры.

На уроках литературы могут применяться практически все названные виды игр. Например, имитационные - на занятиях имитируется деятельность какой - либо организации (деятельность редакции журналов «Современник», «Сатирикон» и т.д.(при проведении обобщающих, обзорных уроков по темам «Литературная ситуация второй половины 19 века»). В соответствии с желаниями и интересами учащихся определяются роли: историка, литературоведа, журналиста и т.д. Такая игра позволяет привлечь всех учащихся в творческий поиск, дает возможность шире использовать межпредметные связи.

Для проведения игр с исполнением ролей разрабатывается модель - пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием» (роль любого литературного персонажа): какую роль ты бы хотел сыграть в «Ревизоре»? (роль актера), какую пьесу ты включил бы в репертуар своего театра в этом сезоне: «Грозу Островского или «Горе от ума» Грибоедова - как наиболее актуальные для современного зрителя? (роль режиссера), какую музыку подберешь для создания музыкального образа? (роль муз. оформителя спектакля). Очень интересны такие роли: роль писателя и его героя, их встреча, диалог, решение какого - либо проблемного вопроса. Воображаемые встречи Павла Ивановича Чичикова и Н.В. Гоголя, Родиона Раскольникова и Ф.М. Достоевского, С. Есенина и его лирического героя не оставят равнодушным класс, заставят учащихся по – новому взглянуть на литературное произведение, переосмыслить его содержание.

Основная задача метода инсценировки в «деловом театре» - научить подростка или старшеклассника ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей и т.д.

Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Например, урок – суд над литературным героем в 7 классе по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», эпизод убийства Тарасом своего сына и суд над ним, или урок - суд Понтия Пилата над Иешуа (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Урок литературы должен быть интересным, актуальным, разнообразным, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно - психологической. Нужно помнить: при любой организации работы и при обращении к любым методам или приемам стимулирования и активизации для класса и для учителя остается главным произведение. Поэтому наиважнейшей целью преподавания литературы является прежде всего понимание художественного текста и авторской позиции. Игровые уроки помимо этой цели решают не менее важные задачи: развитие творческих способностей ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Ведь урок литературы был и остается уроком жизни, в которую их выпускает школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"

Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...

Доклад "Совершенствование методики организации и проведение индивидуальной работы с учащимися"

Выступление на августовском совещании учителей русского языка и литературы Арского муниципального района РТ....

Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...

Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Методический материал «Ты ведь тоже Россия, край алтайский родной» ориентирован на учащихся начальных и средних классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных меропри...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр

Литературные игры имеют большое значение для расширения общего кругозора учащихся, обогащения их знаниями в области биографий писателей, их произведений, теории литературы, а также для формирования у ...

Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр

Игровая деятельность как средство легкого и занимательного обучения на уроках литературы....