Корабли Александра Грина
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Разработка учебного занятия в музее А.Грина в Феодосии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

«Корабли Александра Грина»

Методическая разработка урока в музее

Малкова Татьяна Юрьевна,

кфн, учитель русского языка и литературы

ГБОУ Школа № 1359 г. Москвы

Москва

2016/17 учебный год

Цели занятия:
Образовательные:  

  • сформировать целостное представление об этапах жизни и творчества А. С. Грина;
  • обеспечить формирование понятия об особенностях творчества писателя;
  • содействовать формированию представления об уникальности музея А.С.Грина.

Развивающие:

  • развивать кругозор обучающихся;
  •  обогащать словарный запас, развивать речь учеников;
  • способствовать развитию зрительной компетенции в процессе эстетического восприятия экспонатов музея А.С. Грина;
  • развивать умение извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, и самостоятельно применять полученные знания в разнообразных ситуациях.

Воспитательные: 

  • воспитывать чувство прекрасного;
  • умение ценить труд людей, создававших музей А.С. Грина.

Задачи урока:

NB! Задачи прописаны в начале соответствующего этапа учебного занятия.

Оборудование:

  • рабочие листы, ручки
  • планшеты с загруженными текстовыми файлами «Материалы для учащихся»
  • смартфоны с доступом в сеть Интернет

Место проведения: музей А.С. Грина в г. Феодосия, ул. Галерейная, д.10

Тип занятия: практическое занятие с элементами исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

1. Личностные

- развивать способность эстетической оценки предметов, составляющих неповторимый образ музея-корабля;

- осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям искусства, художественным ценностям;

- обогащать  активный и пассивный словарный запас;

-  развивать потребность в самовыражении через слово;

- обеспечивать ценностную ориентацию  на знание моральных норм и умение им следовать (чувство товарищества, толерантность).
2.Метапредметные
Познавательные УУД:
- способность выполнять действия поиска и отбора заданной информации, ее моделирования;
- умение структурировать изучаемую информацию, выполнять логические действия и операции (сравнивать и анализировать, выделять главное).
Регулятивные УУД:

- умение проводить целеполагание, и последовательность выполнения действий как в группе, так и индивидуально;
- способность осуществлять самоконтроль, саморегуляцию (умение  начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент);

- умение корректировать  результаты своих действий, определяя степень успешности своей деятельности и работы других.
Коммуникативные УУД:
- умение точно и полно выражать свои мысли, формулируя собственную позицию по обсуждаемому вопросу;

- способность планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (например, распределение задач при парной и групповой работе);

- способность выслушать мнение собеседника, различить в его речи аргументы.

3. Предметные результаты:
- получить целостное представление о творческом и жизненном пути А.С. Грина;

- сформировать  понимание своеобразия художественного стиля писателя.

Методические рекомендации к проведению урока

Материалы урока носят рекомендательный характер. Учитель может конструировать урок, руководствуясь уровнем подготовленности обучающихся и особенностями класса.

Это занятие может быть первым в системе уроков по творчеству А.С.Грина, а может быть и завершающим.

Учащиеся знакомятся с экспозициями музея Грина и выполняют задания рабочего листа. При этом работе они могут обращаться к предложенным текстовым материалам.

Учитель использует практико-ориентированные задания (кейсы) для организации индивидуальной и групповой работы учащихся. Из предложенных заданий преподаватель может выбрать необходимое количество в зависимости от возможностей обучающихся и уровня их подготовки.

Примерный сценарий занятия


I. Организационный этап. Этап индукции.

Образовательные задачи данного этапа учебного занятия приветствие, создание доброжелательной атмосферы.

Учитель: Здравствуйте, друзья! Очень рада всех видеть! Полагаю, что наше необычное путешествие в романтическую страну А. Грина будет увлекательным и полезным!

Беседа

- Чем необычен музей А.С. Грина снаружи? Чем он отличается от других известных вам музеев?

- О каких произведениях Грина вы слышали, какие книги этого писателя вами прочитаны?

- Какая связь прослеживается между тематикой его произведений и внешним оформлением музея?

Определение темы занятия.

- Какова будет тема нашего путешествия? (Жизнь  и творчество А.С. Грина, история создания музея)

- Теперь, когда тема нашего занятия прозвучала, предположите, каких целей мы должны достигнуть в этом необычном путешествии.  Ученики осуществляют целеполагание.

NB! На этом этапе можно использовать текстовые материалы для учителя (Приложение 1).

А сейчас мы переступим порог этого необычного музея, музея-корабля.

II. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе. Стадия вызова
Образовательные задачи данного этапа занятия: обращение к субъектному опыту учащихся, пробуждение интереса к получению новой информации, обеспечение принятия школьниками целей занятия.

Учитель: Слышали вы когда-нибудь о стране Гринландии? Где ее можно найти? В чем её особенности?

Нетрудно догадаться, в творчестве какого писателя рождается эта сказочная страна, полная романтических грез и необычных героев.

Учитель: Скажите, что является источником ваших знаний о писателе? (Учебники, энциклопедии, сообщения учителя, рассказы одноклассников и т.д.) Сегодня источником новой информации станут для вас экспонаты музея, а также дополнительные материалы, которые получит каждая пара учеников, так как работать вы будете в парах.

Ученики определяют цели и задачи предстоящей самостоятельной работы и составляют план действий.  Ребята получают рабочие листы с заданиями.  Напоминаем, что для выполнения заданий в рабочем листе (Приложение 3)  необходимо использовать содержание экспозиций залов, а также информацию, предложенную в текстах для учеников (Приложение2).  

III. Самостоятельная работа обучающихся

Цели данного этапа занятия: обеспечить активное восприятие, осмысление и первичное закрепление новой информации; формировать умение сопоставлять представленную информацию с собственными знаниями; содействовать формированию способов, приводящих к обобщению.

Для выполнения заданий учащиеся разбиваются на пары. Работа в парах. Если во время выполнения возникли спорные моменты, сначала обсудите вопрос, затем на этапе обобщения вынесите его на коллективное обсуждение.

Учащимся, которые справились со всеми заданиями, предлагается выполнение практико-ориентированных задач (Приложение 4. Папка с кейс – заданиями).

IV. Этап обобщения и систематизации знаний 

Цели данного этапа занятия: обеспечить формирование целостной системы предметных знаний учащихся, обеспечить установление  внутрипредметных и межпредметных знаний.

На заключительном этапе урока учащиеся вместе с преподавателем обсуждают задания рабочего листа и ситуационные задачи, подводят итоги работы в музее.

V. Этап рефлексии.

Цели данного этапа занятия: помочь школьникам сформулировать получаемые результаты, способствовать осмыслению образовательного пути, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Прием «Синквейн»

Коллективное составление синквейна по теме «Александр Грин»

Прием незаконченного высказывания.

Закончите предложение: В музее меня особенно удивило …

Дома расскажу, что…

VI.  Этап информации  о домашнем задании

Цель данного этапа занятия - обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание на выбор

1. Общепризнано, что Грин - «рыцарь мечты». Напишите сочинение-миниатюру на тему «О чем мечтал Александр Грин?»

2. Составьте мультимедийную викторину по фактам жизни и творчества А.С.Грина

3. Используя портал http://learningapps.org/  создайте обучающую игру. Рекомендуется использовать шаблон «Кто хочет стать миллионером», расположенный в колонке «Выбор».                          

VII. Этап подведения итогов  

Цель данного этапа занятия - дать качественную оценку работы учащихся

1. Подведение итогов самими учащимися. Заполнение «Листа самооценки»

2. Сообщение учителя.

Приложения (в отдельных файлах и папках)

1. Текстовые материалы для учителя.

2. Текстовые материалы для обучающихся

3. Рабочий лист к уроку

4. Папка с кейс-заданиями

5. Папка «Галерея изображений» (фото из личного архива Малковой Т.Ю. и портала Киммерия / URL: http://kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_grin_criticism_01.htm )

6. Список источников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корабли Александра Грина Проект учебного занятия в музее

Слайд 2

Музей А . Грина в Феодосии Предметная область - литература Участники проекта – учащиеся 8 класса Автор проекта Малкова Татьяна Юрьевна, кфн , учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1359 г. Москвы

Слайд 3

Цели Образовательные: - сформировать целостное представление о жизни и творчестве А. С. Грина; - содействовать формированию представления об уникальности музея писателя. Развивающие: - развивать кругозор обучающихся; обогащать их словарный запас; - способствовать развитию зрительной компетенции в процессе эстетического восприятия экспонатов музея; - развивать умение извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач; - са­мостоятельно при­менять полученные знания в разнообразных си­туациях. Воспитательные: - воспитывать любовь к литературе, чувство прекрасного.

Слайд 4

описание В заключение учащимся предлагается в группах выполнить практико-ориентированные задания (кейсы). Ключевые слова Грин, урок в музее, исследование, кейс Урок – исследование с элементами квеста построен таким образом, что учащиеся, работая в парах, выполняют задания рабочего листа, используя экспозиции зала. В ходе работы ученики получают сведения о жизни А.Грина , интересных фактах его биографии, расширяют знания о его творчестве.

Слайд 5

Информационные технологии 1 2 3 Создание мультимедийных продуктов викторины по фактам жизни и творчества Грина обучающей игры по шаблону «Кто хочет стать миллионером» Дистанционные технологии - для отсутствующих учеников учебные материалы распространяются рассылкой, а педагогическое взаимодействие происходит в сети - файлы с материалами к уроку и д/з выкладываются в электронном журнале Интернет-ресурсы для решения учебных задач В ыполнение практических заданий из кейсов, домашнего задания Технологии работы с текстовой информацией Файлы с материалами к уроку во время занятия в планшетах учащихся 4

Слайд 6

Актуальность и оригинальность проекта Актуальность состоит в том, что создаются дополнительные условия для социального развития ребенка за счет включения в образовательный процесс элементов культурной среды, обладающих большим потенциалом. Происходит расширение образовательного пространства . При подборе заданий учтены возрастные особенности учащихся 8 класса. Занятие в музее может быть первым в системе уроков по творчеству А.Грина . Из предложенных заданий преподаватель может выбрать необходимые в зависимости от возможностей обучающихся и уровня их подготовки. .

Слайд 7

Ожидаемые результаты Личностные способность эстетической оценки экспонатов музея-корабля Метапредметные Познавательные способность выполнять действия поиска заданной информации Регулятивные - умение выстраивать последовательность выполнения действий в группе и индивидуально; - способность осуществлять корректировку результатов своих действий. . Коммуникативные - умение точно выражать мысли , формулируя свою позицию по обсуждаемому вопросу; - планирование учебного сотрудничества при распределении задач в парной и групповой работе Предметные представление о жизни и творчестве А.Грина

Слайд 8

Список источников 1. Александр Грин: жизнь, личность, творчество: Статьи, очерки / Сост. А. А. Ненада . - Феодосия, 2010. 2.Варламов А.Н. Александр Грин. Биография. — М ., 2010. 3 . Грин Н.Н. Воспоминания об Александре Грине. — Феодосия, 2005. 4 . Ковский В. Е. Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками. - Коктебель, 2012. 5. Тарасенко Н. Ф. Дом Грина: П утеводитель по музею А.С.Грина в Феодосии - Симферополь , 1979. Для создания текстовых материалов к уроку использованы электронные ресурсы : Сайт «Музей Грина в Феодосии» на портале Киммерия / URL : http ://kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_grin_criticism_01.htm Сайт «Романтический мир Гринландии . Феодосийский литературно-мемориальный музей Грина» / URL : http :// grinworld.org/index.htm Википедия «Грин, Александр Степанович» https ://ru.wikipedia.org

Слайд 9

Оценка и стандарты Работа в парах по «Рабочему листу» С целью проведения текущего оценивания на этапе обобщения и систематизации проводится беседа по вопросам «Рабочего листа». Оценивается знание фактического материала по теме, умение дать связный, правильный и полный ответ. Со стороны учителя используются методы оценивания: наблюдение, оценивание процесса выполнения, открытый ответ. Критерии: - наличие в « Рабочем листе» ответов на все вопросы; п равильность ответов; п олнота ответов ; о тбор нужной информации в различных источниках; с огласованная работа в паре.

Слайд 10

Оценка и стандарты С целью проведения текущего оценивания проводится проверка учителем последнего задания «Рабочего листа» - Задание: Какие предметы из экспозиции музея ассоциируются у вас с образом писателя? Назовите не менее трёх предметов. Обоснуйте свой ответ. Элементы содержания верного ответа 1. В ответе дано указание на 3 предмета из экспозиции музея. 2. Своя позиция аргументирована. 3. Ответ записан в виде связного текста. 4. Ошибки (орфографические, пунктуационные, грамматические) отсутствуют. Присутствуют все элемента верного ответа «5» Несоответствие по какому-либо критерию ведет к снижению балла «4», «3 », «2»

Слайд 11

Оценка и стандарты Работа в группах Выполнение кейс-заданий. При оценивании проверяется способность использовать полученную информацию для решения учебной задачи и собственно практические умения (навыки презентации, словесного и материального оформления и представления работы , выполненной самим учащимся). Шкала и критерии 2 балла задание не выполнено ИЛИ содержание задания не осознано, продукт неадекватен заданию 3 балла Задание выполнено отчасти, допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы, низкое качество оформления результатов работы. 4 балла Задание в целом выполнено, но допущены одна-две незначительных ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы; хорошее качество оформления результатов работы. 5 баллов Задание выполнено, сделаны в целом корректные выводы; результаты работы оформлены с помощью новых информационных технологий

Слайд 12

Малкова Татьяна Юрьевна Кандидат филологических наук Учитель русского языка и литературы Стаж педагогической работы 23 года Увлечения – творчество М.А.Булгакова и В.В.Маяковского Хобби – живопись, игра на гитаре «Относись к человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе», - этот принцип лежит в основе моих отношений с детьми. Отношения взаимного уважения и доверия - это счастье и учителя, и ученика . Контактная информация: 8(906) 639 96 54 tymalk@mail.ru http:// nsportal.ru/malkova-tatyana-yurevna Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 им. авиаконструктора М. Л. Миля»

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Музей – корабль.

Дом-музей А.С. Грина в Феодосии[1]

«Это не академический музей, в основе его не жизнь писателя, не его биография, а творчество, мир его героев. В нашей стране еще таких музеев не было, да и в мировой практике немного отыщется аналогов, разве что музей великого сказочника Андерсена».

С. Г. Бродский

В просвет улицы видно море... Синее, праздничное в солнечную погоду и хмуро-мрачное, холодное, когда небо затянуто тучами. Сюда доносятся гудки теплоходов, а сквозь закрытые ставни проглядывает синева вечера... В закатные часы, когда стихает суета дня, особенно приятно бродить по небольшим комнатам этого удивительного, неповторимого музея... Откроем «Бегущую по волнам»: «Я поселился в квартире правого углового дома улицы Амилего, одной из красивейших улиц Лисса. Дом стоял в нижнем конце улицы... за доком,— место корабельного хлама и тишины, нарушаемой, не слишком назойливо, смягченным, по расстоянию, зыком портового дня». Кажется, что Александр Грин рассказывает здесь о себе, о квартире, где он поселился в сентябре 1924 года и прожил по 1929 год и написал такие известные произведения, как «Бегущая по волнам», «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь».

Дом-музей Грина представляет собой своеобразный музей-корабль. Он был создан по проекту художника-архитектора Саввы Бродского, который тонко чувствовал стиль Грина и воплотил его в музее. Во внутреннем и внешнем оформлении музея, как и в творчестве самого писателя, преобладает морская тематика: фасад здания украшает панно «Бригантина»; возле входа в музей находятся судовой якорь со штоком, часть фок-мачты, свисающий корабельный фонарь; небольшие комнаты-каюты со строгим интерьером (из темного дерева), в которых собраны личные вещи А. С. Грина, создают образ старинного парусного корабля.

Впервые Грин оказался в Феодосии в 1906 году, когда его перевели в город из севастопольской тюрьмы, куда он попал за революционную агитацию среди матросов. Потом Александр Грин сменил квартиру, а через год вообще расстался с Феодосией, последние два года жизни Александра Грина прошли в Старом Крыму. И уже много лет спустя, когда творчество Александра Грина получило всемирное признание и огромными тиражами стали издаваться книги Александра Грина, и даже бывшим скептикам стало ясно, что романтика Александра Грина созвучна нашему времени, в дом по улице Галерейной пришли люди, взявшие на себя нелёгкую миссию — создать музей Александра Грина и тем самым увековечить его память... Располагается музей Грина в здании, построенном в 1891 году, на нём две мемориальных доски: «Историко-мемориальное здание является памятником, охраняется государством» и «В этом доме с сентября 1924 по апрель 1929 года жил и работал писатель-романтик Александр Грин».

Экспозиция музея, который был открыт 9 июля 1970 года, в канун 90-летия писателя, посвящена главным образом страницам крымской жизни и творчества писателя-романтика. Главным замыслом автора экспозиции Геннадия Золотухина и художника Саввы Бродского было стремление воссоздать "блистающий мир" воображения писателя. Образ музея в виде старинного парусного корабля отражает саму живописную грань творчества Александра Грина - романтику морских странствий.

В экспозиции музея воплощен дух романтического творчества Александра Грина. Небольшой одноэтажный дом сохранил мемориальность своих стен, но получил необычное оформление. Лишь одна комната − кабинет Александра Грина − восстановлена в том виде, в каком была при жизни писателя, а дом волей и фантазией создателей превратился в символический парусный корабль. Здесь белые стены обшиты темным деревом и сизальским канатом. Комнаты этого необычного музея напоминают каюты, имеющие звучные названия:

Карта "Гринландия" - Трюм фрегата - Каюта странствий - Клиперная - Ростральная - Каюта капитана.

Кроме фотографий, гравюр, рукописей, здесь − ростра корабля, модели парусников, старинные корабельные приборы и карты, океанские раковины. Строгость вкуса, безукоризненность пропорций, полное отсутствие примет житейского быта сохраняют в музее не тронутое годами состояние одухотворенности, и ощущаешь себя в нем счастливым, вернувшимся в детскую пору мечтаний.


[1] Источники:

1. Романтический мир Гринландии. Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С.Грина // Неофициальный сайт музея / URL:  http://grinworld.org

2. Сайт музея А.С.Грина на портале Киммерия / URL:  http://kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_grin_main.htm  



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к урокуAlexanderGrin.jpg

«Корабли Александра Грина»

Ф.И. ________________________________

Класс ______________________________

Во время работы используйте материалы, представленные в экспозиции музея и текстовые материалы для учеников

Изучите экспозицию, представленную при входе в музей.  

«Карта Гринландии». Где находится эта страна? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто является создателем карты, которая встречает нас при входе в музей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кабинет

Чем эта часть музея писателя отличается от других комнат?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Как характеризует обстановка комнаты самого Александра Грина?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите, изучив экспозицию мемориальной комнаты, какие книги читал Грин.  

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трюм фрегата

Как обстановка этой комнаты помогает понять ведущую тему творчества Александра Грина? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким предстает писатель на портрете С. Г. Бродского?  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каюта странствий

Какова настоящая фамилия писателя? __________________________________

С какой первой самостоятельно прочитанной книгой связывает писатель жажду приключений? ________________________________________________________

Клиперная

Почему комната музея, экспозиция которой посвящена началу литературного пути Александра Грина, называется «Клиперная»? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие экспонаты, представленные в этой части музея, свидетельствуют об успехе молодого автора?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ростральная комната

Почему эта комната музея называется «Ростральная»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой писатель способствовал тому, чтобы это произведение «Алые паруса»  увидело свет? Именно он утверждал: «Грин — талантлив, очень интересен, жаль, что его так мало ценят». Подсказка: в экспозиции музея – рукописные страницы неоконченного романа «Таинственный круг» с правкой этого писателя.

______________________________________________________________________

В музейной витрине — страницы «Алых парусов», написанные Грином на листах, вырванных из бухгалтерской книги. Какое отношение этот факт имеет  ко времени создания феерии?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каюта капитана

Настроение дома, по определению жены писателя, часто было «хохотливым». Атмосфера игры, улыбки была обычной в их крымской жизни. А в городе их иногда звали «мрачные Грины». Как вы думаете, с чем это связано?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. Какие предметы из экспозиции музея ассоциируются у вас с образом писателя? Назовите не менее трёх предметов. Обоснуйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"

В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...

Александр Грин

"Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице.  Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно  во...

Рассказ Александра Грина "Зеленая лампа"

Урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина "Зеленая лампа" построен по технологии "Развитие критического мышления". Использованы приемы: "чтение с остановками", "Ромашка Блума", "Древо предсказаний"...

Анализ рассказа Александра Грина «На досуге»

Анализ рассказа А.Грина "На досуге", написанного в 1907г. Сам автор был осужден за членство в эсеровской организации и пропагандистскую работу, дважды был в ссылке. Действие происходит в конторе тюрьм...

Александр Грин. Алые паруса.

Грин - писатель- романтик, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса. Его герои светлы и прекрасны, они верят в добро, борются за справедливост...

План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей

Обобoение знаний о главных героях повести,  его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся   в  составлении характеристик литературных героев с помощью с...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...