ДЕКОНСТРУКЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В «ДНЕ ОПРИЧНИКА»
статья по литературе

               В статье рассмотрены стандартные моральные категории, положенные в основу романа "День опричника", известного постмодерниста                   В. Г. Сорокина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekonstruktsiya_moralnyh_tsennostey_v_dne_oprichnika.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                     

     ДЕКОНСТРУКЦИЯ МОРАЛЬНЫХ   ЦЕННОСТЕЙ В «ДНЕ ОПРИЧНИКА»

 В. Г. Сорокина.

                                                                       

                                                                   

   

                                                       

                                                             

Одним из ярких представителей русского постмодернизма, несомненно, является Владимир Георгиевич Сорокин, к творчеству которого сложно относиться нейтрально, поэтому парадигма оценки его работ весьма широка: от отвращения и ненависти до попыток осмыслить концепт, предложенный автором. Одним из таких противоречивых «продуктов» его творчества является повесть «День опричника», изданная в 2006 году и впоследствии даже номинированная на Международную Букеровскую премию. Название дает стойкие ассоциации с эпохой правления одного из самых «кровавых царей» в истории России – Иваном Грозным, под руководством которого был создан карательный отряд, творивший бесчинства, прикрываясь короной (О чем очень хорошо написано в произведении М.Ю.Лермонтова в «Песне о купце Калашникове»).

Сам В.Г.Сорокин на этот счет в своем интервью 2006 года говорит следующее: «Опричнина - это очень зловещее и очень русское явление. Когда Иван Грозный поделил своих подданных на опричнину и на остальных, дав всю полноту власти опричникам, практически он выделил касту жрецов абсолютной власти, которым все позволено. Эти жрецы имели власть и права более широкие, чем у самых знатных бояр и самого высокопоставленного духовенства». Поэтому, наверное, такой показательный пример тотальной несправедливости был положен в основу постмодернистского произведения. Здесь события разворачиваются в недалеком будущем, а именно в 2028 году, представляя собой обычный день опричника Андрея Даниловича Комяги. В повести процветает абсолютная монархия, ксенофобия, радикальный патриотизм, массовые репрессии, система протекций –  все это на фоне абсолютного паразитизма, отсутствия масштабного производства, жизни за счет продажи природного газа заграницу и поборов с транзита.  «Убийство, издевательство над человеком, пытки на дыбе, надругательство над женщиной – это норма, признанная государством и законодательно закрепленная» [2,с.86].

Художественный мир представлен синтезом насилия и жестокости, а люди больше напоминают големов: в их сознании присутствует такая же искусственность, как у мифологического персонажа, так как оно сформировалось под тяжестью вышеуказанных факторов, поэтому в большей степени изувечено. Категория морали напрочь отсутствует, зато антимораль процветает. Именно она становится катализатором действий героев в произведении, именно она является лакмусовой бумажкой истинной натуры этих же героев, и именно она оказывается больше всего подвержена деконструкции. Получается, как бы парадоксально это ни звучало, аморальное становится моральным в условиях данной повести. Таким образом, лейтмотивом становится антимораль. Эта художественная доминанта возникла из-за принципа деконструкции, положенного в основу произведения: герои, жанр, стиль и категория моральных ценностей –  все это подвергается изменениям.

       День главного героя начинается со звонка на мобильный телефон:

           «Моё мобило будит меня:

  Удар кнута — вскрик. Снова удар — стон. Третий удар — хрип»

Первые строки, в которых герой просыпается под подобный «рингтон», уже вызывают у современного читателя сомнения в правильности всего происходящего, однако для главного героя это является обыденным. Вероятнее всего, звук даже записан во время особо неприятных пыток, которым опричнина подвергала врагов государства ранее. Позднее, после такого «бодрящего» звонка будильника, наш герой выпивает рюмку водки, дабы избавиться от похмелья, а потом идет читать утренние молитвы. Иронию автора можно ощутить даже в описании подобных деталей: похмелье – признак того, что герой ведет не самый добродетельный образ жизни, но при этом не забывает помолиться. Стоит отметить, что при прочтении всего произведения не покидает мысль, что религия предстает в качестве какого-то субстрата, необходимого для поддержания духа архаики у жителей государства и не имеющего за собой какого бы то ни было подспорья в виде нравственных ориентиров.  Поэтому герои здесь молятся не для очищения грехов и получения каких-либо благ, а делают это будто по инерции. Можно еще здесь же отметить парадокс религиозно-магического синтеза (магия чаще всего в религиях выступает как запрещенный элемент, ведь предполагается, что она создана Дьяволом, поэтому этот симбиоз тоже выглядит как элемент деконструкции). Вообще словосочетание «слава Богу» можно было бы выделить как отдельный лейтмотив всего произведения, так как герои употребляют его даже после аморальных поступков. Нравственные ориентиры, как уже было замечено выше, поддаются принципу деконструкции.

Цитаты, приведенные здесь, отлично демонстрируют нам типы морали, которые подобны «волку в овечьей шкуре» – под громкими названиями скрыта истинная суть всего происходящего: «Везде грязь – нравственная и физическая» [2, c.89]. Трудно не согласиться с данным утверждением, потому что оно отлично описывает все то, что хотел показать нам Сорокин. Самой неочевидной из всего, что представлено, является тема власти.

Власть

Конечно, добавлять такую категорию в систему нравственных ориентиров довольно странно, однако в этом есть определенный символизм. Мудрый правитель, которого нам рисует воображение Комяги, на самом деле такой же морально низкий человек. Это некий праведник без праведности, который, получив власть, пытается построить мир, удобный для себя. Мотивы Государя в данном произведении нам неясны, однако через призму личности любого из политиков, с которых был срисован образ, приблизительно можно определить и это. Государь кажется человеком мудрым и придерживающимся патриархального уклада. Что насчет его подчиненных, так и там видно всякое отсутствие порядка: беззаконие в рядах опричнины, которое приводит к убийству человека, приближенного к правителю, наркомания. Всякое отсутствие репрессивной политики автора помогает нам самим сделать вывод о личности правителя.

Любовь

На самом деле тема любви в произведении не раскрыта как таковая, в плане того что отсутствует так называемый эрос, однако вполне уместно сюда добавить физическое влечение как отдельный пункт и объединить эрос с антеросом, дабы показать противоречивость этих чувств. Главный герой считает себя человеком правильным и праведным, но вряд ли праведный человек так нагло и с непристойными мыслями поглядывал на женщину-государыню свою. Здесь его останавливает только осознание того, что Государыня не пойдет ему навстречу. При этом Комяга бросает фразу «Бог ей судья», осуждая именно ее выбор, а не всю распутность. То есть получается, что она грешна не тем, что распутна, а тем, что предпочитает гвардейцев опричникам.

 Дружба

Понятие дружбы также как и все остальное подверглось деконструкции. Дружба здесь подается под отвратительным «соусом» совместного употребления наркотиков, странной «многоножкой» опричнины и общим насилием, которое все совершают, посмеиваясь. Необходимо все же добавить, что в произведении есть единственный пример дружбы, не имеющий деконструктивного элемента – дружба актрисы Ульяны Сергеевны Козловой и жены арестованного дьяка Корецкого. Козлова искренне хочет помочь своей подруге, поэтому соглашается найти магических рыбок, стоимость которых даже для нее является достаточно высокой.

 Справедливость

В тексте уместнее говорить об отсутствии справедливости: желание монарха – закон. Становится очевидным, что не все решения являются справедливыми и правильными. Скорее всего, Государь убирает тех, кто ему невыгоден, кто может сделать хрупким его положение на «троне». Решения его носят чисто субъективный характер, поэтому в этой ситуации данный принцип подвергается деформации. Справедливости нет, но герой говорит о справедливости Государя.

Долг и Честь

         Долг опричника – служить Государю, честь его – не предать Государя. Но если правитель не очень хороший, то можно ли назвать честью выполнение всей грязной работы за него? Можно ли лишать детей родителей и насиловать женщин? «Да, можно» – ответят Комяга и его сослуживцы на такие вопросы,  потому что так велел Государь, поэтому как и все принципы эти тоже деконструируются, гармонично сливаясь с художественным миром и изуродованным сознанием людей, проживающих на территории Святой Руси.

Религия

Как нами уже было замечено, религия – мотив, который больше остальных подвергся деконструкции. Она стала парадоксальной, и ее подвели под уже существующие нормы поведения. Как было уже указано, служение Богу идет больше по инерции и как дань патриархальным традициям. От себя можно добавить, что религия была всегда важным звеном на политической арене – вероятнее всего, она не ликвидирована Государем по той причине, что ее удалось удобно вписать под принципы нового общества.  

Таким образом, мы видим, что все этические идеалы перевернулись, и, как уже было сказано выше, на место одного пришел ему противоположный. Нормы морали, характерные для обычного человека в нашем мире, в контексте сорокинского произведения модифицировались, став антиморальными для читателя, но вполне естественными для персонажей. Даже поиск национальной идеи и патриотизма сводится лишь к внешним изменениям в атрибутах одежды и быта. Вот такая внешняя напыщенность является одним из главных грехов людей в этом мире. Их патриотизм поверхностен. Их вера поверхностна. Их идеалы поверхностны. Получается, что у людей ровным счетом нет ничего, помимо иллюзорного бытия и перевернутых ценностей. Вот это оборотничество идей и является олицетворением деконструкции, свойственной постмодернизму и ставшей фундаментом произведения.

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Голубоква Д.М. «День опричника В.Сорокина – повесть о Москве» [Электронный ресурс]//Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198. Режим доступа: den-oprichnika-v-sorokina-povest-o-moskve (1).pdf

2. Кротова Д.В. «Современная русская литература. Постмодернизм и неомодернизм»// МАКС Пресс Москва. – 2018. – С.85 – 93

3.Собиянэк К. «Прогнозирование будущего России в романе-антиутопии «День опричника» В.Г.Сорокина»[Электронный ресурс]// Лодзинский университет. – 2009. Режим доступа: prognozirovanie-buduschego-rossii-v-romane-antiutopii-v-g-sorokina-den-oprichnika.pdf

4. Сорокин В.Г. День опричника: Роман. — М.: Захаров, 2008

5. Сорокин В.Г. «Опричнина — очень русское явление» [Электронный ресурс]//Интервью. – 2006. Режим доступа: https://www.srkn.ru/interview/bsokolov.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Обучение моральным ценностям через английский язык на базе УМК Family and friends 1 Oxford

Привитие моралых ценностей школьникам младшего возраста  с помощью английского языка...

Работа по формированию морально-нравственных ценностей с обучающимися коррекционной школы VIII вида.

В презентации показана работа учителя индивидуального обучения по привитию детям с глубокой умственной отсталостью моральных качеств: любви к близким, к родному дому, школе, к своей малой родине....

Классный час на морально-этическую тему "Что такое человеческие ценности"

Данную разработку можно использовать на классном часе для учащихся 5-6 классов для формирования человеческих ценностей, гармоничного развития  общечеловеческих задатков детского организма....

Как привить морально-нравственные ценности детям через сказки.

морально-нравственные качества детям через сказки...